Россия - Запад

Объявление


Украшаем нашу ёлочку!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » 1812 » Бородино - Итог сражения. Потери


Бородино - Итог сражения. Потери

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Бородино - Итог сражения

Оценки русских потерь

Численность потерь русской армии неоднократно пересматривалась историками. Разные источники дают разные числа:
38−45 тысяч человек, в том числе 23 генерала. Надпись «45 тысяч» выбита на Главном монументе на Бородинском поле, возведённом в 1839 году,[1] также указана на 15-й стене галереи воинской славы храма Христа Спасителя.[2]
58 тысяч убитыми и ранеными, до 1000 пленными.[3] Данные о потерях приведены здесь на основании сводки дежурного генерала 1-й армии сразу после сражения, потери 2-й армии оценены историками XIX века совершенно произвольно в 20 тысяч. Эти данные перестали рассматриваться как достоверные ещё в конце XIX века, они не приняты во внимание в ЭСБЕ, где указано количество потерь «до 40 тысяч». Современные историки полагают, что сводка по 1-й армии содержала также сведения о потерях 2-й армии, так как во 2-й армии не осталось офицеров, ответственных за отчёты.
42,5 тысяч человек указываются потери русской армии в книге С. П. Михеева, изданной в 1911 году.[4]

Согласно сохранившимся ведомостям из архива РГВИА, русская армия потеряла убитыми, ранеными и пропавшими без вести 39 300 человек[5] (21 766 в 1-й армии, 17 445 во 2-й армии), но с учётом того, что данные ведомостей по разным причинам неполны (не включают потери ополчения и казаков), историки обычно увеличивают это количество до 44-45 тысяч человек. Согласно Н. А. Троицкому, данные Военно-учётного архива Главного штаба дают цифру 45,6 тысяч человек.[6]

+1

2

Оценки потерь французов

Большая часть документации Великой армии погибла при отступлении, поэтому оценка потерь французов чрезвычайно затруднительна. Вопрос об общих потерях французской армии остаётся открытым.

Наиболее распространённое во французской историографии число потерь наполеоновской армии в 30 тысяч основывается на подсчётах французского офицера Денье, служившего инспектором при Главном штабе Наполеона, который определил общие потери французов за 3 дня сражения при Бородине в 49 генералов, 37 полковников и 28 тысяч нижних чинов,[7] из них 6 550 убитых и 21 450 раненых. Эти цифры были засекречены по приказу маршала Бертье вследствие несоответствия с данными бюллетеня Наполеона о потерях в 8−10 тысяч и опубликованы впервые в 1842 году. Приводимая в литературе цифра 30 тысяч получена округлением данных Денье.

Но позднейшие исследования показали, что данные Денье сильно занижены. Так, Денье приводит число 269 убитых офицеров Великой армии. Однако в 1899 году французский историк Мартиньен на основе сохранившихся документов установил, что было убито не менее 460 офицеров, известных пофамильно.[8] Последующие исследования увеличили это число до 480. Даже французские историки признают, что «поскольку приведённые в ведомости сведения о генералах и полковниках, выбывших из строя при Бородине, являются неточными и заниженными, можно предположить, что и остальные цифры Денье основаны на неполных данных».[9]

0

3

Наполеоновский генерал в отставке Сегюр определял потери французов при Бородине в 40 тысяч солдат и офицеров. А. Васильев считает оценку Сегюра тенденциозно завышенной, указывая, что генерал писал в царствование Бурбонов, при этом не отказывая ей в некоторой объективности.[10]

В российской литературе часто приводилось число французских потерь 58 478 человек. Это число основано на ложных сведениях перебежчика Александра Шмидта, якобы служившего в канцелярии маршала Бертье.[11] В дальнейшем эта цифра была подхвачена патриотическими исследователями, указана на Главном монументе.[12]

Для современной французской историографии традиционная оценка французских потерь — 30 тысяч при 9-10 тысяч убитыми. Российский историк А. Васильев указывает, в частности, что количество потерь в 30 тысяч достигается следующими методами подсчёта: а) сопоставлением данных о личном составе сохранившихся ведомостей за 2 и 20 сентября (вычет одной из другой даёт убыль в 45,7 тысяч) с вычетом потерь в авангардных делах и примерного количества больных и отсталых и б) косвенно — сопоставлением с Ваграмским сражением, равным по численности и по примерному количеству потерь среди командного состава, притом что общее количество французских потерь в нём, по мнению Васильева, точно известно (33 854 человека, в том числе 42 генерала и 1 820 офицеров; при Бородино, по мнению Васильева, считается потерь командного состава 1 792 человека, из них 49 генералов).[10]

0

4

Потери генералитета сторон убитыми и ранеными составили у французов — 49 генералов, в том числе убитых 8: 2 дивизионных (Огюст Коленкур и Монбрен) и 6 бригадных. У русских выбыло из строя 23 генерала, однако следует отметить, что в сражении участвовало 70 французских генералов против 43 русских (французский бригадный генерал ближе к русскому полковнику, чем к генерал-майору).[10]

Однако В. Н. Земцов показал, что расчёты Васильева ненадёжны, так как опираются на неточные данные. Так, согласно составленным Земцовым спискам, «за 5-7 сентября было убито и ранено 1 928 офицеров и 49 генералов», то есть всего потери командного состава составили 1 977 человек, а не 1 792, как полагал Васильев. Проведённое Васильевым сопоставление данных о личном составе Великой армии за 2 и 20 сентября также, по мнению Земцова, дало неверные результаты, так как не были учтены раненые, вернувшиеся в строй за прошедшее после битвы время. Кроме того, Васильев учёл не все части французской армии. Сам Земцов, используя методику, аналогичную использованной Васильевым, оценил французские потери за 5-7 сентября в 38,5 тысяч человек. Также является спорной использованная Васильевым цифра потерь французских войск при Ваграме 33 854 человек — например, английский исследователь Чандлер оценивал их в 40 тысяч человек.[13]

Следует отметить, что к нескольким тысячам убитых следует прибавить умерших от ран, а их число было огромно. В Колоцком монастыре, где находился главный военный госпиталь французской армии, по свидетельству капитана 30-го линейного полка Ш. Франсуа, за 10 следующих за сражением дней скончалось 3/4 раненых. Французские энциклопедии считают, что среди 30 тысяч жертв Бородина погибло и умерло от ран 20,5 тысяч.[14]

0

5

1. Надпись на Главном монументе. 2-я грань: «1838 — Благодарное отечество положившим живот на поле чести — Русских: Генералов Убито — 3 Ранено — 12 Воинов Убито — 15000 Ранено — 30000»

2. СРАЖЕНИЕ ПРИ КОЛОЦКОМ МОНАСТЫРЕ, ШЕВАРДИНЕ И БОРОДИНЕ 24 И 26 АВГУСТА 1812 ГОДА (V). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 30 апреля 2009.

3. Историк Тарле в «Нашествие Наполеона на Россию» повторяет эти цифры историков Михайловского-Данилевского  и Богдановича

4. Михеев С. П. История Русской армии. Вып. 3: Эпоха войн с Наполеоном I. — М.: издание С. Михеева и А. Казачкова, 1911. — С. 60

5. О потерях российской армии в сражении при Бородине 24-26 августа 1812 года. статья С. В. Львова

6. Н. А. Троицкий. Александр I и Наполеон. М., «Высшая школа», 1994, стр.210

7. P. Denniee. Itineraire de l’Empereur Napoleon. Paris, 1842

8. Martinien A. Tableaux par corps et par batailles des officiers tues et blesses pendant les guerres de l’Empire (1805—1815). P., 1899

9. Анри Лашук. «Наполеон: походы и битвы 1796—1815»

10. А.Васильев. Бородино: потери армии Наполеона.//«Родина», № 6-7, 1992

11. Потери французской армии при Бородине. Статья А. Васильева «…Из множества ошибок, встречающихся в сведениях швейцарца, достаточно указать одну. В числе корпусов, сражавшихся при Бородине, он назвал 7-й Саксонский корпус генерала Ренье, якобы потерявший в этой битве 5 095 человек. На самом деле указанный корпус никак не мог участвовать в Бородинском сражении, так как в это время действовал на Волыни.»

12. Надпись на Главном монументе. 6-я грань: «Европа оплакала падение храбрых сыновей своих на полях Бородинских — Неприятеля: Генералов Убито — 9 Ранено — 30 Воинов Убито — до 20000 Ранено — 40000»

13. Чандлер Д. Военные кампании Наполеона. М.: Центрополиграф, 1999

14. Юлин Б. В. Бородинская битва. — М.: Яуза, Эксмо, 2008

0


Вы здесь » Россия - Запад » 1812 » Бородино - Итог сражения. Потери