Россия - Запад

Объявление


Украшаем нашу ёлочку!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » ЗАПАД О СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ » Россия? Не могу не думать об этой стране.


Россия? Не могу не думать об этой стране.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Чтобы размышлять, чтобы судить о вещах, необходимо иметь понятие о добре и зле.
Отнимите у человека это понятие, и он не будет ни размышлять, ни судить, он не  будет существом разумным.
П.Я. Чаадаев
                                                 
                                                     Н. Корзун

     Всегда ощущала себя советской, чаще просто москвичкой-русский пласт залегал глубоко, в повседневности был недосягаем, для обыденности недоступен. Национальное чувство ожило, когда стала жить за границей. Оно стало обострённым, чутким, но как бы односторонним, направленным в одну сторону: к этому, западноевропейскому миру принадлежность свою не чувствуешь, живёшь, скользя по его отшлифованной поверхности, а всё, что видишь вокруг, воспринимаешь через одну призму - у нас не так.
Кстати, вот интересная тема для размышлений-было бы постороннее, иностранное мнение важно местному жителю? Тонкий вопрос, деликатнейшая, можно сказать, тема - вряд ли кто равнодушен, не любопытен к тому, что думают о тебе окружающие. Боже упаси национальные чувства задеть-чувственным окажется и немец и француз, и швейцарец, отреагируют болезненно.
Впрочем я и не пробовала объяснятся. Неловко как то, приехав в гости, говорить хозяевам своё мнение о них....
Однако вот, что удивительно. Цивилизованные европейцы высказывались откровенно-может быть, цивилизованность в откровенности и заключается? - объяснялись пространно, красноречиво, мнения своего не скрывая. Они не льстили, не боялись обидеть, не желали сделать приятное, а пытались разобраться, скорее - проверить себя, выслушав аргументы собеседника.
Впрочем, так стали разговаривать в последнее время. Ещё недавно русский за границей воспринимался как экзотическая диковинка. Знали о нас мало, хорошего думали ещё меньше. На встречи шли как в зоопарк и вздыхали потом разочарованно: " Никогда бы не подумал, что русские так похожи на нас". Вспоминается, как поражалась лет десять назад пожилая англичанка:" Не ужели вы из Москвы-не может быть! Такая молодая, симпатичная, свободно держитесь - нет, не может быть!".
"Скажите, вы правда русская? - не смогла однажды сдержаться молоденькая медсестра. - Обожаю всё про Россию!". Я просила девушку пояснить. "Ну как же: обожаю фильмы и шпионские романы про Россию, жуть как страшно! - И, чуть отстранившись, посмотрела на меня уже не доверчиво:Вообще -то вы не похожи на такую русскую. - И поколебавшись, спросила снова: - Скажите у вас там действительно так кошмарно?"
Ну, когда это было... - махнёт рукой искушенный читатель. Теперь, когда рушится образ врага, когда наша страна оказалась в многостворчатом зеркале прессы, картина наверняка изменилась. Не могут же люди жить старыми неправильными представлениями!
"Ах как мне нравится ваша перестройка! - восторженно восклицала женщина в Женеве у стенда советской книжной выставки. - Такое кипение страстей, такая борьба, такая вздыбленность характеров...В нашей пресной и размеренной жизни разве такое увидишь? Так бы хотелось поучаствовать   
и - что вы говорите? - да, конечно вернуться к себе домой" (!) Но забудем прежние стереотипы, взглянем незамутнённым взором на сегодняшнего иностранного собеседника и расспросим его - о России.

+1

2

Расспрашивали скорее они - жадно, едва сдерживаясь, чтобы не перебивать друг друга. "Они"- это чета приветливых и общительных пенсионеров француженки и швейцарца живших в доме напротив. Мадам Бенуа, в прошлом, была связной отряда французского Сопротивления. Она взглянула неожиданно строго: "Вы слишком молоды, мадам, вам трудно понять мои чувства, когда речь идёт о войне. Сказать, что я ненавидела немцев, - значит ничего не сказать. Признаюсь, что мне и сегодня трудно быть объективной к ним. Какая мука, какое унижение было видеть их в своём городе, слышать их речь... И чувствовать своё бессилие...уверенности в победе - нет , не было. Знаете, когда мы поняли, что нацизм обречён? Когда немцы не взяли Москву. Мой отец, мои товарищи отдали бы жизнь за Францию, но победу звали - Россия.
Я помню, что на стенах мы писали одно слово, и действовало оно сильнее, чем наши взрывы. Это слово было "Сталинград". Ах. вы не жили тогда, вы не знаете, чем был для нас Сталинград! Мы поняли - немцы не пройдут, мы поверили в то, что наша борьба не напрасна, что на этой земле есть справедливость. Я не мало пережила в жизни, но чувство, с которым мы произносили в 1943году "Сталинград", я буду помнить до смерти."
Француженка пытливо взглянула на меня:"Как хотите объясняйте - не могу понять ваше отношение к собственной истории. Вот вы говорите, что Сталин виновен в репрессиях, что на его совести безвинные жертвы. Мадам, отчего вы так наивны? Разве есть политики, на чьей совести нет невинных жертв? Я затрудняюсь назвать имена из французской истории, я могу ошибиться, но возьмите Черчилля. Сколько горя он принёс народам, даже своих соотечественников посылал на смерть "во славу Британии" - нужна ей такая слава! И что же? Ему поставлены памятники даже в бывших колониях. А ореол какой ему создали - мудрый, великий политик. Вот вам и пример...
И позвольте мне сказать вам откровенно - как можно было переименовать Сталинград? Это имя принадлежит истории и - простите меня за резкость, но я имею на неё право - мировой истории, не только русской или советской. Скажите, неужели на референдуме - ведь город переименовали после референдума, не так ли? - большинство жителей проголосовало за новое название? Мне трудно в это поверить. Может быть, среди жителей много молодёжи, которая плохо знает свою историю?".
Мсье Бенуа непривычно молчал, дожидаясь паузы в монологах жены. "Я воспитан в других традициях - французских, швейцарских, и я рассуждаю по другому. Жизни надо смотреть в лицо, факты воспринимать как они есть... Вот я читаю газеты, слушаю, что говорят о СССР сегодня, и пытаюсь разобраться: кому выгодно освещать происходящее в вашей стране? Буржуазной прессе? Буржуазной прессе выгодно приманивать и запугивать читателя, что она с успехом и практикует. И в последнее время - с регулярной ссылкой на советские газеты. Анализа, прошу заметить, не дают никакого, только жаренные факты выхватывают. вот я рассуждаю и задаю себе вопрос - кому нужен сильный советский Союз? Транснациональным корпорациям, которые видят себя правителями мира? Или может Соединёным Штатам, у которых одна цель в истории - защитить конкурентноспособность американских товаров? Уверен - сильный Советский Союз нужен тем, кто сам зарабатывает себе на жизнь, кто верит в достоинство трудового человека и не верит всякой церковной белиберде".
Я слушала и не могла отделаться от мысли, что мой собеседник учился социализму, только не в университетах марксизма-ленинизма, а социализму  практическому, живому. Ясно было, что нашу жизнь он представлял себе идеализированно, не желая верить разоблачениям её пороков. Но зато он хорошо знал другую жизнь, западную, которую часто идеализируют теперь у нас.
Мадам Бенуа: -" Вы не представляете себе чем забита голова у обывателя, чему только он не верит! Представляете, одна мадам говорит, недавно:"Не понимаю, как вы можете общаться с советскими. Они же либо коммунисты, либо агенты КГБ". Вот уровень её развития. Знаете, что я ей ответила?" " Я ей сказала ей, если все агенты КГБ хоть отдалённо напоминают наших соседей (имелась ввиду я) то я снимаю шляпу перед этой организацией! Она даже рот открыла, когда такое услышала"
" Хочу верить вам, - не смог сдержать волнения мой собеседник, мсье Бенуа. - Хочу. И не могу. Вы говорите о росте национального самосознания, о восстановлении обычаев, о стабилизирующей роли церкви...Я думаю иначе. Страну вашу растаскивают по кускам - как можно этого не видеть! И бьют прицельно, в сердце, в Россию, тащат к позорному столбу Москву - она-де во всём виновата... Видите ли, в чём дело, - продолжал он - По- человечески понятно, по-христиански благородно искреннее желание вашей страны договорится со всеми по-хорошему, достучаться, если хотите, до сердца. Но! Обратимся к реальности. как она есть. А в реальности ваша страна - гигант. Всё ещё богатый, могучий, да ещё и полный добрых, высоких намерений. Готовый лидер на мировое первенство. Почему я говорю о первенстве? Вы считаете, что существуют сообщества без признанного и сильного лидера, приём весьма разумного? Да человек и так ищет всю жизнь, кому бы подчиниться, а вы тем и опасны, что убедительнее других...Кто пустит вас на первое место - кому и когда были нужны сильные конкуренты?"
"Смотрите, о чём свидетельствует история. Сколько раз пытались сокрушить, повергнуть русского колосса. Но погибали авантюристы, лишь надломив, ослабив вашу страну. А вот политики поумнее,похитрее считали, что колосса лучше усыпить или дать ему вволю поболеть. Нет абсолютно здоровых организмов - каждый в чём то ущербен, каждый чем то болен. Но есть пустяковые недуги, которые проходят бесследно, есть недуги посерьёзнее, и их надо лечить...Но есть средства - не видимые, не грубые, не силовые - усугубить болезнь, не подлечить её вовремя, и человек превращается в неизлечимого больного. Его не убивают, нет - пусть живёт, с ним даже понянчатся, покажут свою благотворительность - мы же цивилизованные люди, для экспериментов больных только фашисты использовали.
Вот вас, вашу страну выгодно держать именно в положении такого больного. Заем убивать, можно даже подкормить, пожалеть: кому инвалид опасен, да ещё ослабленный... Вот политики поумнее, похитрее считали и считают, что колосса лучше усыпить. Куда как эффективнее эта политика! Но у них общая биссектриса, у этих двух направлений - только не дать колоссу встать на ноги, проснуться, встряхнуться, приняться за дело!
Они пугают мир, что колосс способен только на военную деятельность. А ну как на мирную, на созидательную? Вы же тогда недосягаемы. Кто же добровольно пустит вперёд сильного соперника? Может ранние христиане и пускали, только когда это было, даже память о них стала легендой...."
                                                            (продолжение следует)

+2

3

Продолжение.
Другую собеседницу,Мишель, ни политика, ни преемственность к христианских начал не интересовали нисколько. Француженка 38 лет, закончила филфак Сорбонны. работает редактором, и знание иностранного языка считается плюсом. Изучала русский язык. Мишель побывала в СССР. Понравилось ей абсолютно всё - и Москва и Ленинград, и метро, и мороженное. " Мне казалось, что мне были рады, старались помочь,сказать что то приятное о Франции(о-о, француженка!). Какие дети России прелестные: в шубках, в меховых шапочках, я таких нигде не видела. вы даже шарфы им подвязываете по-особому, не так, как везде. Везде - узлом вперёд, а вы - узлом назад. Настоящие русские куколки, щёчки румяные, глазки сияют!" Она изумилась, узнав что я нахожу местных жительниц привлекательными и достойными подражания. "Подражания? Для вас? О! Ну и прекрасно, что советские женщины не похожи на рекламных красоток - вы счастливейшие люди, можете выглядеть как вам хочется (могу я выглядеть в Москве как мне хочется?) и не тянутся изо всех сил, что бы соответствовать шаблону"....
Мишель делала в языке большие успехи, читала по-русски Булгакова и Распутина, регулярно просматривала газеты, старалась не пропускать ни одного советского фильма. Представление о Советском Союзе начинало слоится, восторг души не мешал рассудочному анализу, множились вопросы, на которые было всё трудней отвечать,потому что многие из них я никогда не задавала себе раньше... " Послушайте - это правда, что в Советском Союзе детские дома не пустуют, что есть дети, которых никто не берёт? Значит правда...Почему детей не отдают тем, кто хочет их усыновить, пусть иностранцам, какое это имеет значение? (Сама Мишель усыновила двух детишек из Гватемалы). Могу я вам сказать одну вещь, совершенно откровенно? Видите ли, ещё когда я была в СССР, у меня сложилось впечатление, что несмотря на приветливость, доброту людей, над всем укладом жизни постоянно витает призрак войны. Словно прошлая война закончилась вчера, а другая вот-вот начнётся. Пожалуйста, не напоминайте мне о русских жертвах - прошлое свято, но это прошлое! оно ушло навсегда. Сегодня надо жить в настоящем времени, надо жить, идти вперёд, а если всё время возвращаться назад, то в чём движение, в чём сама жизнь? Вы не согласны?"...
Спорили мы и фольлклоре, моё пристрастие к которому Мишель никак не могла понять. " Эти воскресшие, вернее, искусственно оживлённые персонажи, эти средневековые обряды кажутся раскрашенными мертвецами. Я ровным счётом к ним ничего не испытываю, кроме, пожалуй, какой то досадной неловкости - зачем они притворяются? Для меня фольклор мёртв, он превратился в музейный экспонат, им заполняют пустое место в современной культуре, но судя по советской печати+ у вас он возведён на пьедестал."
Дело в том, что Мишель решилась подписаться на советскую газету, избрав ту, которая, судя по названию, посвящалась вопросам культуры...." Почему эту газету, как видно из названия, выпускает ЦК КПСС? Разве культура может существовать в подчинении какой нибудь организации?  Почему на фотографиях так часто появляются какие то вульгарные женщины в одежде, которую можно назвать карикатурой на русский национальный костюм? Почему так много старушек в платочках - милых, добрых, почтенных, но напоминающих плакальщиц, почему пожилые крестьяне с балалайками... Не могу поверить, что бы эти люди представляли современную культуру России - или я ошибаюсь? Почему дикторы советского радио так хорошо говорят по-французски, по русски говорят с какой то странной восторженностью, как бы разговаривая с детьми или больными, успокаивая их или призывая радоваться каждому слову диктора? Они же обращаются к равному себе человеку..."
Ох уж эти почемучки недетского возраста, иностранного происхождения. да ещё понимающие по русски...Время шло, Мишель всё увереннее говорила по-русски, поток вопросов нарастал, временами образуя шквальную лавину. Она хотела знать:"как интегрировалось в советскую систему дворянство. Часть эмигрировала во Францию, я знаю, а остальные?"; почему так сложно приехать из Москвы в Париж, "ведь выгода очевидна, зачем бюрократическая волокита в туристских агентствах: во Франции все расходы я беру на себя, а в СССР вы платите за меня, то есть тратишься только на билет. Логично , не правда ли?"; почему вообще надо спрашивать чьего то разрешения в вопросах, которые касаются только тебя лично, например переехать в другой город, сменить квартиру.
Деликатнейшим моментом в наших беседах оставались русско-французские отношения. Даже университетское образование не помогло Мишель осилить " Войну и мир", пришлось ограничиваться хрестоматийными отрывками: первый бал Наташи, смерть князя Андрея, Пьер Безухов в оставленной французам Москве...
"Не понимаю, почему Толстой так третировал Наполеона. Всем известно, что Наполеон взял Москву - на его гробнице выгравировано её название, как и других побеждённых городов, кто же это не знает...Не могу сказать, что я поклонница императора, но я француженка! У Наполеона есть своё место в истории."...Как раз накануне я получила из Москвы буханку чёрного хлеба, который нарезав маленькими кусочками и подсушив в духовке, принесла в группу. При виде диковинного угощения народ оживился. Мишель первая забыла прошлое. "Как вкусно! Какой прекрасный хлеб! Нет у нас такой выпечь не могут. Могу я спросить, как он называется?" - "Бородинский", - прозвучал ответ под дружный хохот группы.
                                                      продолжение следует

Отредактировано аверс12 (Пт, 24 Май 2013 02:26:32)

0

4

Сорокадвухлетний Камаль университетское образование получил в США, а работает - в Швейцарии, где и обосновался...Зачем ему русский?
Камаль оказался страстным любителем чтения, владельцем неплохой библиотеки, где немало переводов русской классики. Открытием для Камаля стала русская поэзия.С каким наслаждением - нет, не декламировал, а распевал он Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Особенно полюбился ему Есенин, хотя узнала я об этом не сразу. "Понимаете, когда я стал вслух читать Есенина, я почувствовал, что тянул гласные сильнее обычного, эти стихи нельзя не петь. Петь не голосом, не звуком, а душой, как вы скажете, по-русски - его поэзия прошла через моё сердце, как тёплый и чистый воздух...
                       Не жалею, не зову, не плачу,
                       Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
                       Увяданья золотом охваченный,
                       Я не буду больше молодым....
Иногда мне кажется, если бы умел писать стихи, я написал именно так, именно эти строчки."
Почему так близко подошла к этому палестинцу Россия?
" Разве вы не ощущаете, сколько в вас, в русских, восточного? Ваш философский, не мелочный склад ума, ваш полный скрытой поэзии язык? Русский способен отрешится от обыденного, осмыслить мгновение - нет, не использовать его, не исчислить, не запечатлить во времени себя, а пропеть эту секунду, рассмотреть, как прозрачную тягучую каплю, нагретую солнцем. Отрешенность от суеты, полное слияние с природой, глубочайшая внутренняя религиозность...Разве словами передашь это чувство? Как это у Тютчева;" Мысль изречённая есть ложь"... А эти стихи:
                       Случайный гость,
                       Я здесь ищу жилище
                       И вот пою Руси,
                       Где жёлтый куст,
                       И лодка кверху днищем
                       И колесо,
                       Забытое в грязи....
Рубцов, Николай Рубцов...как бы мне хотелось побывать на литературных чтениях, посвящённых его поэзии"...
Но вот Камаль съездил в Москву, в служебную командировку....Долго беседовали о красотах Кремля и специфики русской кухни, о сложной взаимосвязи того языка, который преподан в учебниках, и того, на котором говорят на улице. Говорил, что ожидал увидеть полную разруху - нет, ещё не полная.
" Прошу вас понять меня правильно: я говорю  это с сожалением, даже с болью, но - ищу и не могу найти ответа на вопрос. Почему, ну почему вы так плохо живёте? Такой великий народ, такая история, такая культура... Русская культура вызывает у меня восхищение, схожее с религиозным благоговением (кажется это Томас Манн назвал русскую литературу "святой"?), история - скорее сочувствие. Какие трагедии, войны, нашествия! Зима так сурова, осень так холодна. Как должно быть трудно вынести отсутствие солнца почти две трети года...Да я понимаю, что последствия войны были страшными. Но согласитесь, что сорок с лишним лет - срок не малый для современной истории. Нельзя же списывать всё на события почти полувековой давности, какими бы драматическими они ни были.
Именно потому, что ваш народ понёс такие жертвы, он не должен больше страдать. А он унижен: бесконечные очереди. отсутствие самого необходимого. вечные обещания и согласие терпеть. Отказываюсь понять, как можно ждать жилья по 15-20 лет! Или надо быть истинно верующим человеком, что бы рассчитывать на своего рода загробную компенсацию... Поймите меня правильно: я отнюдь не осуждаю коммерцию. Наоборот. Возьмите любой арабский, особенно портовый, город - там торгуют всем. всегда и по любым ценам. Но торгуют мелкие торговцы - это их профессия, их удел. их образ жизни. В вашей же столице ко мне подходили молодые люди, которые не могут купить себе модный свитер или подарок своей девушке. Они прекрасно говорят на нескольких языках, видно, что они получили образование - не ужели образованные люди так мало ценятся в вашем обществе? Когда я прочитал в советской газете, что старший инженер стыдится своего внешнего вида(и когда увидел это воочию), я ужаснулся. Нет, даже  не бедности. Накормленный, имеющий крышу над головой и постоянную работу человек не может говорить, что он беден. Я унижению его ужаснулся, обесцененности его труда".
Я слушала Камаля и вспоминала другой рассказ, другое "свидетельство очевидца", как любят говорить французы. Рыжеволосая ирландка. По её словам, она почувствовала странную близость с русскими. Ленинградцы очень напомнили ей...соотечественников. "Нет-нет, русские чище. образованнее, воспитаннее, это видно невооружённым глазом. Но какая бедность! Даже хуже, чем у нас. Ах, как мне их было жалко: молодые, симпатичные. Я раздала многие свои вещи(конечно постирала). Как вы думаете, можно было бы посылать в СССР вещи, ношенные, конечно, но чистенькие, приличные? в Польшу же посылают...."
Камаль продолжил." Но вы знаете, какое главное убеждение я вынес из своей поездки? Я поверил в вашу перестройку. Вы должны выбраться из этой кризисной ситуации, и вы выберетесь - я верю в Россию. Откажитесь только от равнодушия к собственной жизни, поверьте в собственные силы! Когда Россия собирает силы, она способна на чудо. Не мне вам напоминать о революции, о победе в войне, о восстановлении. Знаете, когда я прочитал Тютчева -
                                         Умом Россию не понять,
                                         Аршином общим не измерить,
                                         У ней особенная стать,
                                         в Россию можно только верить,-
я был поражён: "Какая гордость, гордыня даже", совсем непохоже на христианское смирение.
А повседневность сделала вас клоуном, этаким разбитным Ваней, который "представляет" на весь мир чисто по-русски: с душой, сил не жалея и выкладываясь до конца. " А так можешь Ваня?" - "Могу " и выкачивает нефть и газ, сдаёт в аренду шельфы, отдаёт лекарственные и целебные травы, иконы и катает на собственном космическом корабле иностранных журналистов..."А так? Давай, Ваня, давай!" - и Ваня даёт...."
Вот говорят о загадочности, о непонятности русской души для иностранца, думала я. Выучил он язык, начал много читать - стихи, и прозу, и газеты сегодняшние - и понял! Ещё как понял...
                                                    Продолжение следует.

0


Вы здесь » Россия - Запад » ЗАПАД О СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ » Россия? Не могу не думать об этой стране.