Россия - Запад

Объявление


Украшаем нашу ёлочку!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » ПОЛИТИКА » Пятнадцатилетие президента Путина - глазами прессы.


Пятнадцатилетие президента Путина - глазами прессы.

Сообщений 21 страница 30 из 30

1

Как быстро летит время, вроде это было вчера...
Ан нет, оказывается дети выросли, обогатился внуками, уже на пенсии, а он все на посту....наш президент, наш ВВП!
    Дай, Господи, ему многая лета!
    Лазал тут по инету, попались Иносми-первые оцифровки с 2000г. - почитал... и к удивлению своему, увидел нового Путина. То, что раньше воспринималось как планы, прожекты, сегодня спустя пятнадцать лет выглядит совершенно по другому, как вполне осмысленное выполнение задуманного, как очень тонкая политическая игра по восстановлению мощи страны...
    Скажу больше, увиделась и конечная цель - построить новый СССР-2, свободный от пороков первого...
С крестом, но без молота и серпа...

Константинус.

0

21

По материалам "Вашингтон пост" и "Нью- Йорк таймс": российское оружие - Ирану. США против

23/11/2000

Ведущие газеты Америки со ссылкой на официальных представителей правительства США сообщили о том, что в начале ноября с.г. Россия уведомила администрацию Билла Клинтона (Bill Clinton) о своем намерении выйти из соглашения, которое в 1995 году заключили вице-президент США Эл Гор (Al Gore) и тогдашний премьер-министр Российской Федерации Виктор Черномырдин. Данное соглашение запрещает продажу Ирану российских танков и других современных обычных систем оружия.

Российский министр иностранных дел Игорь Иванов уведомил государственного секретаря США Мадлен Олбрайт (Madelein Albright) о намерении России выйти из соглашения за четверо суток до президентских выборов в Америке.

На встрече в Брунее на прошлой неделе президент США Билл Клинтон выразил по этому поводу свой протест Президенту Российской Федерации Владимиру Путину, а г-жа Олбрайт предупредила г-на Иванова, что в случае, если русские снова станут продавать Ирану современные обычные системы оружия, США рассмотрят вопрос об экономических санкциях против России.

Г-н Иванов сказал, что решение России вступит в силу 1 декабря 2000 года, а администрация президента США уведомила об этом факте американский конгресс только 21 ноября с.г. Правительственные чиновники сообщили, что вопрос о санкциях против России будет решать уже новоизбранный президент США.

Как известно, в 1995 году г-н Гор заключил соглашение с г-ном Черномырдиным о том, что к России не будут применены экономические санкции за продажу вооружений Тегерану, если Москва пообещает прекратить всякие поставки оружия Тегерану к 31 декабря 1999 года.

Указанное соглашение идет вразрез с положениями закона, принятого в 1992 году по предложению Гора и сенатора Джона Маккейна (John McCain), республиканца от штата Аризона. Закон требует принятия санкций против стран, продающих современные обычные вооружения государствам, которые государственный департамент США включил в список государств, поддерживающих международный терроризм. Иран в этом списке фигурирует.

Соглашение от 1995 года позволило России выполнить свои обязательства по контрактам и поставить Ирану сотни танков, бронетранспортеров, артиллерийских снарядов и минометных мин, а также дизель-электрическую подводную лодку и несколько типов совершенных торпед.

Россия нарушила свое обязательство прекратить всякие поставки вооружений Ирану к 31 декабря 1999 года, объясняя это тем, что ей нужно больше времени для выполнения контрактов с Ираном. Это обстоятельство вызвало недовольство США, которое американские дипломатические представители высказали своим российским коллегам. Своим последним шагом Россия дает знать США о своем намерении заключить новые соглашения о поставках Ираку больших партий оружия.

Республиканцы в конгрессе США и бывшие государственные чиновники, ставшие советниками губернатора Джорджа Буша (George W. Bush), резко критиковали соглашение Гора - Черномырдина, когда в середине октября с.г. газета "Нью-Йорк таймс" впервые опубликовала его детали. Сегодня эти люди жалуются, что нынешняя администрация США не сумела должным образом отреагировать на неоднократные нарушения Россией соглашения Гора - Черномырдина, которое, по их оценкам, является порочным и неконтролируемым.

"Неудивительно, что Россия нарушила свои обязательства по секретному соглашению Гора - Черномырдина, - сказал 22 ноября с.г. сенатор Сэм Браунбэк (Sam Brownback), республиканец от штата Канзас. - Вице-президент США пообещал России закрыть глаза на то, что русские последние 5 лет поставляют оружие Ирану. Но сейчас ясно, что нельзя и дальше не замечать действий России".

Представители администрации США сегодня заявляют, что рассматривают ответные меры против России. Но они все еще надеются, что Россия откажется от выхода из соглашения Гора - Черномырдина.

Пресс-атташе г-на Гора адресовал все вопросы в связи с описываемым инцидентом государственному департаменту, а чиновник посольства России в Вашингтоне отказался комментировать появившиеся в американской печати сообщения.

В своем письме г-же Олбрайт от 3 ноября 2000 года г-н Иванов сообщает, что Россия выходит из соглашения из-за недавних сообщений средств массовой информации о соглашении Гора - Черномырдина от 1995 года. Подписанное в Москве 30 июня 1995 года соглашение заканчивается словами: "Это соглашение и приложения к нему должны оставаться строго конфиденциальными".

Г-жа Олбрайт в ответном письме проинформировала г-на Иванова, что этот шаг не останется для России без последствий, и что возможны санкции, если Россия выполнит свое намерение в одностороннем порядке расторгнуть вышеуказанное соглашение с США. Как сообщил главный официальный представитель государственного департамента США по связям с общественностью Ричард Бучер (Richard A. Boucher), переговоры по данному вопросу продолжаются.

Американские конгрессмены выразили возмущение, что их проинформировали о шаге России лишь спустя две недели после получения г-жой Олбрайт письма г-на Иванова. Один из представителей республиканской партии отметил, что его особенно обеспокоил тот факт, что в предшествующие дню выборов президента США недели чиновники государственного департамента защищали соглашение Гора - Черномырдина, в то время как русские готовились выйти из него. "Это делалось для того, чтобы до окончания выборов в США данный вопрос не всплыл на поверхность", - сказал представитель республиканской партии. Неназванный чиновник государственного департамента, защищая позицию администрации США, которая предпочитала до поры умалчивать об этом деле, обосновал ее тем, что государственный секретарь и другие руководители государственного департамента пытались без лишней огласки убедить русских пересмотреть свое решение о выходе из соглашения.

Читать далее: http://inosmi.ru/untitled/20001123/1439 … z3f0Z2K5l1
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook

0

22

"Галф Ньюс" (ОАЭ): новое столкновение старых противников

23/11/2000

Два главных участника "холодной войны" вновь скрестили шпаги, на этот раз на Ближнем Востоке.

Министр обороны США Вильям Коуэн и министр иностранных дел России Игорь Иванов осуществляли поездки по региону, преследуя совершенно разные цели. Коуэн "кочевал" по государствам Персидского залива, пытаясь убедить их, что Ирак должен оставаться в изоляции. Иванов перелетал из страны в страну, неся диаметрально противоположную мысль - следует вернуть Ирак в международное сообщество. Коуэн во весь голос заявлял о необходимости существования свободных от полета зон и о возможности бомбардировок Ирака американскими и британскими ВВС; Иванов эти налеты осуждал. Коуэн вновь и вновь повторял, что санкции против Ирака не будут сняты до тех пор, пока страна не подчинится резолюциям ООН; Иванов не скрывал своего недовольства этими санкциями. Несомненно, произошло столкновение интересов двух бывших противников.

В течение последних примерно десяти лет Америка играла главенствующую роль в регионе. На фоне этого прорыв российской дипломатии является новым, хотя и не неожиданным событием. С тех пор как Владимира Путина избрали Президентом, российская внешняя политика стала более агрессивной, ее приоритеты стали более ясными, а география расширилась. Бывший Советский Союз активно участвовал в делах Ближнего Востока, однако после распада Союза Россия акцентировала внимание на своих ближайших соседях. В настоящее время положение дел меняется.

Происходит это в очень подходящее для России время. Два месяца насилия между Израилем и Палестинской автономией доказали необходимость вовлечения новых участников в процесс установления мира и вытеснения США с позиций единоличного лидера в регионе. Россия поддерживает хорошие отношения и с Израилем, и с Палестиной, а также с "антиамериканскими" Сирией, Ираком и Ираном. В силу всего этого она может сыграть конструктивную роль в регионе и восстановить баланс, нарушенный тем, что на Ближнем Востоке долгое время присутствовала лишь одна сверхдержава.

Читать далее: http://inosmi.ru/untitled/20001123/1439 … z3f0c1o3yF
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook

0

23

"Salzburger Nachrichten" (Австрия): "Русские говорят нет"

29/11/2000

Двухдневная встреча в Вене министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) завершилась безрезультатно. Участникам встречи не удалось прийти к единому мнению по поводу заключительной декларации. Не удалось достичь консенсуса по проблемам, связанным с ситуацией в Грузии, Молдавии и Чечне, сказала председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Австрии Бенита Ферреро-Вальднер. Россия блокировала единение.

Ферреро-Вальднер констатировала, что члены ОБСЕ напрасно требовали от Москвы вывести войска из Грузии и молдавского Приднестровья. К тому же российский министр иностранных дел Игорь Иванов воздержался от обещания дать возможность миссии ОБСЕ вернуться в Чечню. Несмотря на резкую критику со стороны России, уполномоченным ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации был избран немец Фраймут Дуве.

Читать далее: http://inosmi.ru/untitled/20001129/1439 … z3f0hEScg4
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook

0

24

Агентство "CNN" (США): россияне молятся на Путина ("CNN", США)

30/11/2000

Татуировки, учебники и места, куда ходят туристы. Все это является признаками зарождающегося в России культа личности Президента Владимира Путина.

Московкий корреспондент "CNN" Стив Харриган передает, что по прошествии почти года, как Путин находится у власти, его популярность все еще превышает 60%.

Стив Харриган добавил, что на популярность российского Президента не повлияли ни война, ни нищета, ни череда катастроф, включая гибель подводной лодки "Курск" и ее экипажа в августе этого года.

Президент стал героем нового учебника для младшекласcников, где он изображен человеком, который летает на скоростных истребителях, не курит и любит свою семью.

Старинный город Псков обзавелся новой туристической достопримечательностью - местом, где Владимир Путин остановил свой кортеж, чтобы купить местных солений. Короткий маршрут, по которому он прошелся по городу, преподносится туристам ┘ шаг за шагом.

А некоторые россияне увековечивают свою приверженность Путину, нанося татуировки с изображением Президента.

Перевел: Рафаэль Сайдашев.

Читать далее: http://inosmi.ru/untitled/20001130/1440 … z3f0io59V6
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook

0

25

"Die Presse" (Австрия): Москва не способна блокировать проевропейский курс Украины ("Die Presse", Австрия)

01/12/2000

Прошли времена, когда Россия могла запугивать Украину. Эта мысль была четко сформулирована в беседе украинского министра иностранных дел Анатолия Зленко с корреспондентом газеты "Die Presse". Россия неофициально считается препятствием для проведения Украиной прозападного курса. Европейцы, учитывая российские интересы, до сих пор не давали обещаний о более тесной интеграции. Но, как подчеркивает Зленко: "Москва признает проевропейский курс Украины. Этот курс никто не блокирует и не сможет блокировать". Киев стремится к тесным контактам не только с Западом, но также интенсивно - к "великолепным отношениям" с Россией. Соглашения о партнерстве Украины как с Европой, так и с Россией не противоречат друг другу, подчеркивает Зленко. "Мы хотим сбалансированных отношений и заинтересованы в максимально хороших экономических отношениях как раз именно с Россией". Проблема с российским Черноморским флотом больше уже не является серьезным препятствием для хороших отношений.

Зленко в 1990-1994 годах уже входил в команду президента Леонида Кучмы и занял нынешний пост во второй раз в сентябре этого года после увольнения Бориса Тарасюка. Это, однако, не помешало Киеву поддержать кандидатуру Тарасюка на пост комиссара комиссии ОБСЕ по национальным меньшинствам. Однако во вторник Тарасюк уступил шведу Рольфу Экойсу.

Визовые проблемы

Украина с озабоченностью ожидает предстоящее расширение ЕС (Европейский Союз - прим.перев.) на Восток. Прежде всего, большие экономические проблемы поставит перед Украиной введение визового режима Польшей. С конца июня визовый режим для украинских граждан уже ввела Словакия. В результате уровень "экономических отношений снизился на 75%", жалуется Зленко. Именно поэтому Украина ведет переговоры с Европейским советом и кандидатами на вступление в ЕС об облегчении визового давления.

С внутриполитической точки зрения есть лишь одна проблема, утверждает министр иностранных дел. Ее смысл совершенно не соответствует расхожим представлениям на Западе: "На Украине слишком много демократии. Запад не понимает этого. Люди впервые почувствовали свободу и думают, что можно получать все, не ударив палец о палец. Это относится и к средствам массовой информации". Газеты на Украине можно было бы закрыть хотя бы по одной причине: они не платят налогов, их никто не контролирует в связи с публикацией статей, враждебных правительству, так, как это делается на Западе.

перевод: Владимир Синица

Читать далее: http://inosmi.ru/untitled/20001201/1440 … z3f0jtCWjI
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook

0

26

Агентство "The Associated Press" (США): Российские бомбардировщики ожидаются у побережья Аляски ("The Associated Press", США)

01/12/2000

По заявлению официальных представителей министерства обороны США, несколько тяжелых бомбардировщиков Ту-95 ВВС России переброшены на авиабазы в Северной Сибири и, возможно, вскоре начнут совершать полеты вблизи воздушного пространства США у побережья Аляски.

Кеннет Бейкон, пресс-атташе министра обороны США Уильяма Коэна, сказал, что Пентагон не рассматривает этот шаг России как угрозу для Америки. Он заявил, что действия России укладываются в рамки сложившейся практики летной подготовки экипажей российских стратегических бомбардировщиков и ведения воздушной разведки.

Бейкон высказал предположение, что несмотря на развал коммунизма и конец ядерной гонки, Москва остается в плену идей "холодной войны". "Мы считаем, что холодная война окончена, - сказал Бейкон, - хотя американские вооруженные силы по-прежнему осуществляют слежение за российскими вооруженными силами".

"В последние несколько дней русские перебазировали несколько своих тяжелых бомбардировщиков "Беар" (условное наименование НАТО - прим. пер.) на авиабазу Анадырь в северо-восточной части Сибири, на побережье Берингова моря, а три бомбардировщика "Беар" перелетели на авиабазу Тикси, на побережье моря Лаптевых", - сказал он. - Мы ожидаем, что в ближайшие дни они могут начать полеты через Берингов пролив, поближе к побережью Аляски. Мы хорошо подготовлены и готовы справляться с ситуациями такого рода". Бейкон добавил, что "в последний раз российские самолеты были засечены над Беринговым морем в марте 2000 года".

Очевидно высказывания г-на Бейкона преследуют цель упредить возможные пропагандистские акции России в форме заявлений о том, что ее самолеты сумели "прорвать" систему противовоздушной обороны США у побережья Аляски. Дважды в течение нынешней осени российские военные самолеты пролетали вблизи американского авианосца "Китти Хок" в Японском море, а позднее в России публиковались фотоснимки, свидетельствующие о том, что они пролетали рядом с авианосцем.

Г-н Бейкон отверг предпоожения о том, что, позволив российским военным самолетам совершить облет авианосца "Китти Хок", ВМС США продемонстрировали миру, что их бдительность не на высоте. "Эти самолеты были засечены корабельными радиолокационными средствами на дальних подступах к кораблю, и их полет непрерывно отслеживался, - сказал он. - В инциденте, который имел место в октябре, произошла задержка с подъемом в воздух истребителей-перехватчиков потому, что в тот момент корабль принимал на борт топливо. Если бы флотское командование сочло, что возникла угроза кораблю, то дозаправка была бы прервана".

Перевод: Виктор Федотов

Читать далее: http://inosmi.ru/untitled/20001201/1440 … z3f0moXAJY
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook

0

27

"Suedwest Presse" (Германия): Печи и системы отопления по-прежнему холодные

01/12/2000

Это была неприглядная картина, когда Анатолий Чубайс - самый главный человек в России, отвечающий за электро- и теплоснабжение, - обрисовал положение дел по итогам первых недель зимы. В то время, как 12 млн москвичей могут комфортно чувствовать себя в перетопленных квартирах, на Дальнем Востоке десятки тысяч их соотечественников стучат зубами. При температуре ниже 30 градусов они уже несколько недель сидят без отопления и часто без электричества.

Пожалуй, хуже ситуации, чем в шахтерском городе Артем, что севернее административного центра Приморского края Владивостока, нет. Там более 52 тыс. жителей центрального района города и предместий Кневичи и Угловое ждут, когда городские ТЭЦ начнут работать на полную мощность и, как принято на Руси, пустят кипящую воду по километровым трубам в квартиры.

Но поскольку городская администрация должна местным топливно-энергетическим предприятиям 200 млн рублей, большая часть труб остается холодной. И даже если бы долги были оплачены этой ночью, все усилия во многих районах Артема были бы напрасными. Это дал ясно понять, выступая в парламенте, глава государственной компании РАО "ЕЭС России". Вся отопительная система проржавела, "вместо того, чтобы обогревать квартиры, девять десятых горячей воды уходит в землю". Вода просачивается через мелкие трещины, бьет ключом из лопнувших труб или совершенно свободно разливается по зимней сибирской земле там, где еще летом воры, не долго думая, унесли целую трубу, чтобы продать как вторсырье или строительный материал.

Неотапливаемый многоквартирный жилой дом

Проблемы с отоплением не ограничиваются одним Артемом. В промышленном городе Арсеньев без отопления сидят 60 тыс. человек. По информации агентства Interfax, в Партизанске, что в 100 км восточнее Владивостока, замерзают не менее 12 тыс. жителей в 100 неотапливаемых многоквартирных жилых домах. В 300 км севернее стучат зубами 18 тыс. жителей районного города Кавалерово. Температура в их квартирах находится на нулевой отметке. В центре Кавалерово уже замерзли трубы и отопительные батареи в 13-ти жилых домах, в школах и спортзалах. Холодными остаются трубы в городе Оловотранс. Там бастуют местные слесари, не получающие зарплату уже 14 месяцев.

Приведенные случаи касаются лишь относительно доступных для посещений регионов. Но это только вершина айсберга. Картинки замерзающих пенсионеров или детей уже несколько дней не появляются в новостных передачах. Отопительный кризис, который затронул далеко не один Дальний Восток, не только острейшая проблема. Спустя полгода после гибели подводной лодки "Курск" он еще раз демонстрирует, как Россия разрушает свою инфраструктуру постоянным пренебрежением к ней.

Губернатор Приморского края, конечно, был вынужден оправдываться перед уполномоченным Кремля Константином Пуликовским, а также в парламенте. Это произошло после того, как Президент Владимир Путин охарактеризовал ситуацию как "вопиющий позор". Под обстрел попал региональный руководитель комплекса энерго- и теплоснабжения. К 1 декабря в Приморье должны поступить 200 тонн угля из запасов на случай чрезвычайных ситуаций.

Несмотря на авральные меры, энергетический царь Анатолий Чубайс говорит без доли сомнения о том, что кризис завершится в недалеком будущем. Большие структурные недостатки "невозможно устранить даже с помощью чрезвычайных мер. Для этого нам нужна долгосрочная программа - но я ее пока не вижу".

Перевод: Владимир Синица

Читать далее: http://inosmi.ru/untitled/20001201/1440 … z3f0o1ZTg2
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook

Отредактировано Konstantinys2 (Вс, 5 Июл 2015 13:38:34)

0

28

"The Financial Times" (Великобритания): Путин прохладно относится к плану слияния России и Белоруссии ("The Financial Times", Великобритания)

01/12/2000

Вчера Президент России Владимир Путин вылил ушат холодной воды на сторонников плана объединения России с Белоруссией. О воплощении этого плана в жизнь давно мечтает президент Белоруссии Александр Лукашенко. "Образование союзного государства требует добровольного отказа от определенной части суверенитета, поэтому нам нужно сначала подумать 100 или 1000 раз и только потом действовать", - сказал г-н Путин журналистам после встречи с г-ном Лукашенко в Минске. Они беседовали перед началом встречи в Минске на высшем уровне представителей 11 бывших советских республик. Тот факт, что г-н Путин отверг инициативы г-на Лукашенко, может свидетельствовать об отходе от политики его предшественника на посту президента России Бориса Ельцина, который поощрял г-на Лукашенко в его стремлении объединиться с Россией.

Г-н Лукашенко предпринимает попытки содействовать слиянию и осуществлению собственных амбициозных планов политической карьеры в Москве. Как известно, в декабре прошлого года, в последние дни правления Бориса Ельцина, Россия и Белоруссия подписали договор об объединении, третий с 1996 года.

Когда г-н Путин стал президентом России, в Москве высказывались предположения, что он, возможно, будет стремиться к образованию союзного государства (России и Белоруссии) как к способу утверждения российского влияния. Встреча 30 ноября с.г. показала, что он планирует осуществлять более ограниченное сотрудничество. Россия уже оказывает широкую политическую поддержку и экономическую помощь, включая помощь в расчетах за топливо. Г-н Лукашенко заявил, что руководители обоих государств достигли "общего понимания, что нам следует объединяться на экономической основе. В отличие от политических решений, мы пришли к согласию по экономическим вопросам давным-давно".

Оба руководителя подписали последнюю договоренность в серии, имеющей целью продвижение к использованию российского рубля в обеих странах начиная с 2005 года и к введению единой валюты в 2008 году. Конкретные меры по введению и использованию валюты еще предстоит согласовать.

На Западе г-на Лукашенко неоднократно критиковали за подрыв демократических устоев общества, в последний раз - в связи с проведенными в прошлом месяце выборами в парламент, которые оппозиция бойкотировала. Россия приветствовала результаты выборов.

Перевод: Виктор Федотов

Читать далее: http://inosmi.ru/untitled/20001201/1440 … z3f0pke2EJ
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook

Отредактировано Konstantinys2 (Вс, 5 Июл 2015 13:49:46)

0

29

"The Wall Street Journal" (США): магнат Березовский сожалеет, что расходовал средства на Путина ("The Wall Street Journal", США)

01/12/2000

Тоскуя по своему когда-то безграничному политическому влиянию, магнат Борис Березовский высказал в четверг сожаление, что он потратил часть своего состояния на продвижение Президента Владимира Путина, который позднее отвернулся от него.

Г-н Березовский обвинил Путина в ущемлении демократии и расколе России, однако отказался обсуждать мнение, что то, как он употреблял свое влияние при бывшем президенте Борисе Ельцине, никак нельзя назвать демократией.

"За прошедший год Путин причинил мне очень много вреда", - сказал Березовский, добавив, что ему был нанесен также и экономический ущерб.

Березовский, хитрый человек, бывший математик, находится за границей в добровольном изгнании с целью избежать уголовного преследования, которому он приписывает политические мотивы. В четверг он сказал, что не собирается возвращаться в Россию в ближайшее время.

Березовский заявил, что потратил сотни тысяч долларов на финансирование предвыборной кампании г-на Путина весной этого года и что он помог Путину получить некоторую сумму денег от двух швейцарских фирм, обозначенных в уголовном деле. Кремль опроверг эту информацию.

"Я дал свои собственные деньги, не деньги своих фирм, а деньги из собственного кармана ┘ на поддержку президентской кампании. Это были десятки тысяч долларов", - сказал г-н Березовский. "Деньги на предвыборную кампанию Путина шли от "Форуса" и "Андавы", которые были основаны мной для помощи Аэрофлоту."

Г-н Березовский является одним из самых известных российских олигархов и магнатов, построивших свои бизнес-империи на темных приватизационных сделках 90-х годов и использовавших связи с Кремлем для продвижения бизнеса. Он также был известен своим влиянием на принимающее решения окружение Ельцина, которое он получил за то, что финансировал избирательную кампанию г-на Ельцина в 1996 году.

Березовский все еще имеет средства, вложенные в российские СМИ, нефтяную, машиностроительную и алюминиевую промышленность, авиалинии. Однако после избрания Путина Березовский потерял благосклонное отношение Кремля и находится под следствием, что показывает, по его словам, склонность Путина к авторитаризму.

"Я сожалею, что г-н Президент оказался таким недальновидным и слабым, - сказал г-н Березовский. - Он напуган оппозицией и прибегнул к старым методам КГБ".

Наблюдатели за соблюдением прав человека обвиняют Путина, бывшего сотрудника КГБ, в жестком отношении к независимым журналистам, специалистам по окружающей среде, восставшей Чечне. Г-н Путин придерживается мнения, что осуществляет чистку российской политики и бизнеса после долгих лет хаоса и коррупции.

Россияне, давно уже ненавидящие олигархов за то, что они сколачивали состояния в то время как страна погружалась в нищету, с одобрением отнеслись к обещанию Путина ограничить влияние магнатов. Однако некоторые олигархи все еще пользуются благосклонностью Кремля.

"Олигархи не нанесли ущерба российским демократическим процессам, они на 90% способствовали их продвижению", - утверждает Березовский.

Компании "Андава" и "Форус", финансировавшие, по словам Березовского, выборы Путина, подозреваются в присвоении 970 миллионов долл. США, принадлежавших российской национальной компании "Аэрофлот". Г-н Березовский постоянно игнорировал повестки с вызовами на допрос по данному поводу.

"Там все ясно. Эти компании зарабатывали прибыль, как всякая удачливая западная компания", - утверждал он.

В четверг г-н Березовский объявил, что он преподносит в качестве дара 3 миллиона долл. США Музею Сахарова и Центру по правам человека в Москве, которые должны были закрыться в пятницу по причине отсутствия средств.

Перевод: Рафаэль Сайдашев

Читать далее: http://inosmi.ru/untitled/20001201/1440 … z3f0sEBMed
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook

0

30

30.12.1999

Россия на рубеже тысячелетий

Владимир Путин

CОВРЕМЕННЫЙ мир живет под знаком двух глобальных событий: вступление человечества в третье тысячелетие и празднование 2000-летия христианства. На мой взгляд, за огромным интересом и вниманием к этим событиям стоит нечто гораздо большее и глубокое, чем традиция торжественно отмечать значительные даты.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Случайно или нет наступление миллениума хронологически совпало с глубоким поворотом, который происходит в мире в последние 20-30 лет. Я имею в виду стремительно происходящие глубокие перемены во всем укладе жизни человечества, связанные с формированием того, что принято называть постиндустриальным обществом. Напомню некоторые его основные черты.

Это изменение экономической структуры общества: снижается удельный вес материального производства и возрастает доля вторичного и третичного секторов. Это постоянное обновление и быстрое внедрение передовых технологий, увеличение выпуска наукоемкой продукции. Это бурное развитие информатики и телекоммуникаций. Это первостепенное внимание к менеджменту, совершенствованию системы организации и управления всеми отраслями жизнедеятельности общества. Это, наконец, лидерство человека. Именно человек, высокий уровень его образования, профессиональной подготовки, деловой и общественной активности становятся главной движущей силой развития, движения вперед.

Становление нового типа общества происходит достаточно долго, чтобы внимательные политики, государственные деятели, ученые, наконец, просто думающие люди отметили два момента этого процесса, вызывающих озабоченность. Первый заключается в том, что происходящие перемены несут с собой не только новые возможности улучшения жизни людей, но и новые проблемы и опасности. Раньше всего и наиболее отчетливо они проявились в экологической сфере. Но не только в ней. Свои, притом острые проблемы возникли и во всех других областях общественной жизни. Даже самые передовые в экономическом плане государства не свободны от организованной преступности, роста жестокости и насилия, алкоголизма и наркомании, ослабления прочности и воспитательной роли семьи и так далее.

Второй тревожащий момент состоит в том, что благами, которые дают современная экономика, основанный на ней качественно новый уровень благосостояния, пользуются далеко не все страны. Бурное развитие науки и технологий, передовой экономики охватило лишь небольшое число государств, в которых проживает так называемый "золотой миллиард". Немалая часть других стран также вышла в завершающемся столетии на новый уровень экономического и социального развития. Но говорить о том, что они тоже включились в процесс формирования постиндустриального общества, пока не приходится. Большинство из них даже не на подступах к нему. Более того, есть основания думать, что нынешний разрыв будет сохраняться еще очень и очень долго. Наверное, поэтому накануне третьего тысячелетия человечество вглядывается в наступающие времена не только с надеждой, но и с беспокойством.

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ

Думаю, не ошибусь, если скажу, что у наших людей эти чувства - тревоги и надежды - выражены особенно сильно. Ибо в мире найдется мало государств, на долю которых в уходящем ХХ столетии выпало бы столько испытаний, сколько выпало на долю России.

Нашей страны нет сегодня в числе государств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и социального развития современного мира, - во-первых. И наше Отечество стоит сейчас перед очень нелегкими экономическими и социальными проблемами - во-вторых. За 90-е годы объем ВВП России сократился почти в два раза. По совокупному размеру ВВП мы уступаем США в 10 раз, Китаю в 5 раз. После кризиса 1998 года душевой размер ВВП сократился примерно до 3500 долларов. Это примерно в пять раз ниже среднего показателя стран "большой семерки".

Изменилась структура российской экономики. Ключевые позиции в национальном хозяйственном комплексе ныне занимают топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия. Их доля в ВВП около 15%, в общем объеме промышленной продукции - 50, в экспорте - более 70%.

Крайне низка производительность труда в реальном секторе. Если в сырьевых отраслях и энергетике она близка к среднемировым показателям, то в остальных гораздо ниже - 20-24% аналогичных показателей, например США. Технико-технологический уровень выпускаемой продукции в большой степени определяется долей оборудования со сроком эксплуатации до пяти лет. Она сократилась у нас с 29% в 1990 году до 4,5% в 1998 году. Более 70% всех машин и оборудования эксплуатируется свыше 10 лет. Это более чем вдвое превышает показатели экономически развитых стран.

Такое положение является результатом неуклонно снижающихся отечественных инвестиций, в первую очередь в реальный сектор. Не торопятся в Россию и зарубежные инвесторы. Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций в России составил немногим более 11,5 млрд. долл. Для сравнения: этот же показатель в Китае составляет 43 млрд. долл. Если в России до самого последнего времени расходы на НИОКР сокращались, то, например, 300 крупнейших транснациональных компаний мира выделили на эти цели в 1997 году 216 млрд. долл., в 1998 году - около 240 млрд. долл. Всего лишь пять процентов российских предприятий занимаются инновационной деятельностью. Да и масштабы ее крайне невелики.

Нехватка капиталовложений, недостаточное внимание к инновациям привели к резкому сокращению выпуска продукции, конкурентоспособной на мировых рынках по соотношению показателей цена-качество. Особенно сильно потеснили нас зарубежные конкуренты на рынках наукоемкой продукции гражданского характера. Доля российских изделий составляет здесь менее 1%. Для сравнения: на долю США приходится 36, Японии - 30% этих рынков.

На протяжении всех лет реформ идет неуклонное снижение реальных денежных доходов населения. Особенно ощутимое их падение произошло в результате августовского кризиса 1998 года. Восстановить докризисный уровень жизни населения в текущем году не удастся. В настоящее время совокупные денежные доходы россиян, рассчитанные по методике ООН, составляют менее 10% аналогичного показателя жителя США. Ухудшились и такие ключевые показатели, определяющие качество жизни нации, как состояние здоровья людей и средняя продолжительность жизни.

Нынешнее трудное хозяйственное и социальное положение страны - это во многом плата за наследие в виде экономики советского типа. Ведь никакой другой экономики к началу реформ у нас не было. Рыночные механизмы пришлось внедрять в систему, устроенную на совсем других основаниях, имеющую громоздкую и деформированную структуру. И это не могло не сказаться на ходе реформ.

Нам пришлось расплачиваться за присущий советской экономической системе чрезмерный упор на развитие сырьевого сектора и оборонных отраслей в ущерб развитию производства товаров народного потребления и сферы услуг. За недостаточное внимание к таким ключевым для современной экономики отраслям, как информатика, электроника, связь. За недопущение конкуренции товаропроизводителей, отраслей, что тормозило научно-технический прогресс, сделало российскую экономику неконкурентоспособной на мировых рынках. За ограничение и даже подавление инициативы, предприимчивости как предприятий, так и их работников. Сегодня мы пожинаем горькие плоды этих десятилетий - плоды как материальные, так и ментальные.

Безусловно, какие-то издержки обновления страны не были неизбежными. Они результат наших собственных просчетов и ошибок, недостатка опыта. И все же главных проблем, с которыми столкнулось российское общество, избежать было невозможно. Путь в рынок и демократию оказался непростым для всех государств, вступивших на него в 90-е годы. Все они прошли примерно через одни и те же трудности, хотя их степень в разных странах не одинакова.

Россия завершает первый, переходный этап экономических и политических реформ. Несмотря на все трудности и промахи, мы вышли на магистральный путь, которым идет все человечество. Только этот путь, как убедительно свидетельствует мировой опыт, открывает реальную перспективу динамичного роста экономики и повышения уровня жизни народа. Альтернативы ему нет.

Сейчас перед Россией во весь рост встал вопрос о том, что же делать дальше. Как заставить заработать на полную мощность новые, рыночные механизмы? Каким образом можно преодолеть все еще дающий себя знать глубокий идейный и политический раскол в обществе? Какие стратегические цели могут консолидировать российский народ? Каким мы видим место нашего Отечества в мировом сообществе в XXI веке? На какие рубежи экономического, социального, культурного развития мы хотим выйти через 10, через 15 лет? В чем наши сильные и слабые стороны? Какими материальными и духовными ресурсами мы сегодня располагаем?

Вопросы, которые ставит сама жизнь. Без ясного и понятного всему народу ответа на них мы просто не сможем двигаться вперед такими темпами и к таким рубежам, которые достойны нашей великой страны.

УРОКИ ДЛЯ РОССИИ

Ответ на эти вопросы, равно как и само наше будущее, неразрывно связан с тем, какие уроки извлечем мы из нашего прошлого и настоящего. Это работа не на один год и для всего общества. Но некоторые уроки уже сейчас видятся достаточно отчетливо.

1. Почти три четверти уходящего столетия Россия жила под знаком реализации коммунистической доктрины. Было бы ошибкой не видеть, а тем более отрицать несомненные достижения того времени. Но было бы еще большей ошибкой не сознавать той огромной цены, которую заплатили общество, народ в ходе этого социального эксперимента. Главное же, пожалуй, в том, что власть Советов не сделала страну процветающей, общество - динамично развивающимся, человека - свободным. Более того, идеологизированный подход к экономике обрек нашу страну на неуклонное отставание от развитых государств. Как ни горько признаваться в этом, но почти семь десятилетий мы двигались по тупиковому маршруту движения, который проходил в стороне от столбовой дороги цивилизации.

2. Россия исчерпала свой лимит на политические и социально-экономические потрясения, катаклизмы, радикальные преобразования. Только фанатики или глубоко равнодушные, безразличные к России, к народу политические силы в состоянии призывать к очередной революции. Под какими бы лозунгами - коммунистическими, национально-патриотическими или радикально-либеральными - ни развернулась бы очередная крутая ломка всего и вся, государство и народ ее не выдержат. Терпение и способность нации к выживанию, равно как и к созиданию, находятся на пределе истощения. Общество просто рухнет - экономически, политически, психологически и морально.

Ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России, которая бы опиралась на все положительное, что было создано в ходе рыночных и демократических реформ, и осуществлялась исключительно эволюционными, постепенными, взвешенными методами. Осуществлялась в условиях политической стабильности и без ухудшения условий жизни российского народа, всех его слоев и групп. Это непреложное требование, вытекающее из положения, в котором находится ныне страна.

3. Опыт 90-х годов красноречиво свидетельствует, что действительно успешное, не сопряженное с чрезмерными издержками обновление нашей Родины не может быть достигнуто простым переносом на российскую почву абстрактных моделей и схем, почерпнутых из зарубежных учебников. Не приведет к успеху и механическое копирование опыта других государств.

Каждая страна, в том числе и Россия, обязана искать свой путь обновления. Мы пока не очень преуспели в этом. Свою дорогу, свою модель преобразований мы начали нащупывать только в последние год-два. Мы сможем рассчитывать на достойное будущее, только если сумеем универсальные принципы рыночной экономики и демократии органически соединить с реальностями России.

Именно в этом направлении должна идти как научная, аналитическая, экспертная работа, так и деятельность органов государственной власти всех уровней, политических и общественных организаций.

ШАНСЫ НА ДОСТОЙНОЕ БУДУЩЕЕ

Таковы основные уроки уходящего столетия. Они позволяют очертить контуры долгосрочной стратегии, призванной обеспечить преодоление в сравнительно короткие по историческим меркам сроки затянувшегося кризиса, создать предпосылки быстрого и устойчивого экономического и социального развития страны. Подчеркиваю, именно быстрого, поскольку сроки на раскачку стране не отпущены.

Вот расчеты экспертов. Для того чтобы достичь душевого производства ВВП на уровне современных Португалии или Испании - стран, не относящихся к лидерам мировой экономики, - нам понадобится примерно 15 лет при темпах прироста ВВП не менее 8% в год. Если сумеем в течение этих же 15 лет выдерживать темпы прироста ВВП на уровне 10% в год, то достигнем нынешнего уровня душевого производства ВВП Великобритании или Франции.

Предположим, расчеты экспертов не совсем точны, нынешнее экономическое отставание не столь велико, а потому преодолеть его мы сможем быстрее. Но все равно это работа на многие годы. Поэтому браться за формирование и осуществление долгосрочной стратегии следует как можно быстрее.

Первый шаг в этом направлении сделан. В конце декабря начал работу созданный по инициативе и при самом активном участии российского правительства Центр стратегических разработок. Он призван объединить лучшие интеллектуальные силы нашей страны для подготовки правительству рекомендаций, предложений, проектов теоретического и прикладного характера, направленных на разработку как самой стратегии, так наиболее эффективных путей решения задач, которые будут возникать в ходе ее реализации. Убежден, что достижение необходимой динамики роста - проблема не только экономическая. Это проблема также политическая и, не побоюсь этого слова, в определенном смысле идеологическая. Точнее, идейная, духовная, нравственная. Причем последний аспект на современном этапе мне представляется особенно значимым с точки зрения консолидации российского общества.

(А) Российская идея

Плодотворная созидательная работа, в которой так нуждается наше Отечество, невозможна в обществе, находящемся в состоянии раскола, внутренне разобщенном. В обществе, где основные социальные слои, политические силы придерживаются различных базовых ценностей и основополагающих идеологических ориентиров.

На протяжении уходящего столетия Россия дважды оказывалась в таком состоянии: после Октября 1917 года и в 90-е годы. В первом случае гражданское согласие и консолидация общества были достигнуты не столько, как тогда было принято говорить, идейно-воспитательной работой, сколько силовыми методами. Несогласные с идеологией и политикой власти подвергались различным преследованиям вплоть до прямых репрессий. Кстати, еще и по этой причине мне не кажется удачным термин "государственная идеология", к созданию которой призывают иные политики, публицисты, ученые. Он вызывает вполне определенные ассоциации с недавним прошлым. Там, где есть государственная идеология как нечто официально благословляемое и поддерживаемое государством, там, строго говоря, практически не остается места для интеллектуальной и духовной свободы, идейного плюрализма, свободы печати. А значит, и для политической свободы.

Я против восстановления в России государственной, официальной идеологии в любой форме. В демократической России не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое общественное согласие здесь может быть только добровольным. Но именно поэтому так важно его достижение по таким коренным вопросам, как цели, ценности, рубежи развития, которые желательны и привлекательны для подавляющего большинства россиян. Одна из основных причин того, что реформы у нас идут так медленно и трудно, заключается именно в отсутствии гражданского согласия, общественной консолидации. Силы тратятся главным образом на политические распри, а не на решение конкретных задач обновления России. Тем не менее в последние год-полтора некоторые позитивные перемены в этой сфере наметились. Основная часть народа проявляет больше мудрости и ответственности, чем многие политики. Люди желают устойчивости, уверенности, возможности планировать будущее - свое и своих детей - не на месяц, а на годы, десятилетия. Они желают трудиться в условиях мира, безопасности, прочного правового порядка. Они желают использовать те возможности и перспективы, которые открывают многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, рыночные отношения.

На этой основе начался процесс усвоения, принятия нашим народом наднациональных, общечеловеческих ценностей, возвышающихся над социальными, групповыми, этническими интересами. Люди приняли такие ценности, как свобода слова, выезда за границу, другие основные политические права и свободы личности. Люди дорожат тем, что могут иметь собственность, заниматься предпринимательством, создавать состояние. И этот перечень можно продолжить.

Другая опорная точка консолидации российского общества - то, что можно назвать исконными, традиционными ценностями россиян. Сегодня эти ценности видятся вполне отчетливо.

Патриотизм. Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

Державность. Россия была и будет оставаться великой страной. Это обусловлено неотъемлемыми характеристиками ее геополитического, экономического, культурного существования. Они определяли умонастроения россиян и политику государства на протяжении всей истории России. Не могут не определять и сейчас. Но сегодня эти умонастроения должны наполниться новым содержанием. В современном мире державная мощь страны проявляется не столько в военной силе, сколько в способности быть лидером в создании и применении передовых технологий, обеспечении высокого уровня благосостояния народа, в умении надежно охранять свою безопасность и отстаивать национальные интересы на международной арене.

Государственничество. Россия не скоро станет, если вообще станет, вторым изданием, скажем, США или Англии, где либеральные ценности имеют глубокие исторические традиции. У нас государство, его институты и структуры всегда играли исключительно важную роль в жизни страны, народа. Крепкое государство для россиянина не аномалия, не нечто такое, с чем следует бороться, а, напротив, источник и гарант порядка, инициатор и главная движущая сила любых перемен.

Современное российское общество не отождествляет сильное и эффективное государство с тоталитарным. Мы научились ценить блага демократии, правового государства, личной и политической свободы. Вместе с тем люди обеспокоены явным ослаблением государственной власти. Общество желает восстановления направляющей и регулирующей роли государства в той степени, в какой это необходимо, исходя из традиций и нынешнего положения страны.

Социальная солидарность. Это факт, что в России тяготение к коллективным формам жизнедеятельности всегда доминировало над индивидуализмом. Факт и то, что в российском обществе глубоко укоренены патерналистские настроения. Улучшение своего положения большинство россиян привыкло связывать не столько с собственными усилиями, инициативой, предприимчивостью, сколько с помощью и поддержкой со стороны государства и общества. Эта привычка отмирает крайне медленно. Не будем пытаться давать ответ на вопрос, хорошо это или плохо. Важно то, что такие настроения имеют место. Более того, они пока преобладают. И потому не считаться с ними нельзя. Это следует учитывать в первую очередь в социальной политике.

Мне представляется, что новая российская идея родится как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем. В том числе и бурным ХХ столетием. Важно не форсировать, но и не прервать, не разрушить этот жизненно важный процесс. Не допустить, чтобы первые ростки гражданского согласия были растоптаны в пылу политических кампаний, тех или иных выборов. В этом смысле итоги недавних выборов в Государственную Думу вселяют большой оптимизм. Они выразили совершающийся в обществе поворот в сторону стабильности и гражданского согласия. Радикализм, экстремизм, оппозиционность революционного толка отвергнуты подавляющим большинством граждан. Пожалуй, впервые за все годы реформ сложилась такие благоприятные политические условия для конструктивного взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти.

Серьезные политики, чьи партии и движения представлены в новой Государственной Думе, не могут не сделать из этого факта должных выводов. Убежден, что чувство ответственности за судьбы народа и страны возьмет верх, и российские партии, организации, движения, их лидеры не принесут общие интересы и перспективы России, требующие консолидации всех здоровых сил, в жертву узко партийным или конъюнктурным интересам.

(Б) Сильное государство

Мы находимся на этапе, когда даже самая верная экономическая и социальная политика дает сбои при проведении ее в жизнь из-за слабости государственной власти, органов управления. Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно-политической сфере. Россия нуждается в сильной государственной власти и должна иметь ее. Это не призыв к тоталитарной системе. История убедительно свидетельствует, что все диктатуры, авторитарные системы правления преходящи. Непреходящими оказываются только демократические системы. При всех их недостатках ничего лучшего человечество не придумало. Сильная государственная власть в России - это демократическое, правовое, дееспособное федеративное государство.

Я вижу следующие направления его формирования:

- рационализация структуры органов государственной власти и управления, повышение профессионализма, дисциплины и ответственности государственных служащих, усиление борьбы с коррупцией;

- перестройка государственной кадровой политики на основе принципа отбора лучших специалистов;

- создание условий, благоприятствующих становлению в стране полнокровного гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть;

- повышение роли и авторитета судебной ветви власти;

- совершенствование федеративных отношений, в том числе в бюджетно-финансовой сфере;

- развертывание активной и наступательной борьбы с преступностью.

Изменение Конституции не представляется неотложной и первоочередной задачей. Мы имеем по-настоящему хорошую Конституцию. Ее раздел, посвященный правам и свободам личности, считается лучшим конституционным актом такого рода в мире. Действительно, серьезная задача состоит не в том, чтобы сочинять очередной Основной закон страны, а в том, чтобы сделать нормой жизни государства, общества, отдельного человека исполнение действующей Конституции, принятых на ее основе законов. Важная проблема в этой связи - конституционность принимаемых законов. Сейчас в России имеется свыше тысячи федеральных законодательных актов и несколько тысяч законов республик, краев и областей, автономных округов. Не все из них отвечают названному выше критерию. Если Минюст, прокуратура, судебная власть будут и далее решать эту проблему так же вяло, как до сих пор, масса сомнительных или просто неправомочных с точки зрения Конституции России законов может стать критической в правовом и политическом смыслах. Под вопросом окажется конституционная безопасность государства, сама дееспособность федерального Центра и управляемость страной, целостность России.

Еще одна серьезная проблема связана с той ветвью власти, к которой принадлежит правительство. Мировой опыт говорит о том, что главная опасность для прав и свобод человека, демократии в целом исходит от исполнительной власти. Конечно, законодательная власть, принимающая плохие законы, тоже вносит свою лепту. Но главное - все-таки власть исполнительная. Она организует жизнь страны, применяет законы и объективно может довольно существенно, правда не всегда намеренно, искажать их, применяя административные процедуры.

Во всем мире наблюдается тенденция к усилению исполнительной власти. И потому далеко не случайно стремление общества усилить контроль над ней во избежание произвола и злоупотреблений. Вот почему лично я придаю первостепенное значение налаживанию партнерских отношений между исполнительной властью и гражданским обществом, развитию институтов и структур последнего, развертыванию активной и жесткой борьбы с коррупцией.

(В) Эффективная экономика

Как я уже говорил, годы реформ привели к накоплению в российской экономике и социальной сфере большого количества трудных проблем. Положение действительно сложное. Однако отпевать Россию как великую державу, мягко говоря, преждевременно. Несмотря ни на что, мы сохранили свой интеллектуальный и кадровый потенциал. Не утрачен целый ряд перспективных научно-технических разработок, передовых технологий. С нами остаются наши природные богатства. Так что достойное будущее у страны есть.

Вместе с тем мы обязаны извлечь уроки из 90-х годов, осмыслить опыт рыночных преобразований.

1. Один из главных уроков я вижу в том, что на протяжении всех этих лет мы двигались как бы ощупью, наугад, не имея четких представлений об общенациональных целях и рубежах, которые обеспечат России положение высокоразвитой, процветающей и великой страны мира. Отсутствие такой перспективной, рассчитанной на 15-20 и более лет стратегии развития особенно остро ощущается в экономике.

Правительство твердо намерено строить свою деятельность на основе принципа единства стратегии и тактики. Без этого мы обречены латать дыры, работать в режиме пожарной команды. Серьезная политика, большие дела так не делаются. Страна нуждается в долгосрочной общенациональной стратегии развития. Как я уже сказал, правительство развернуло работу над ее подготовкой.

2. Второй важный урок 90-х годов заключается в выводе о необходимости для России формирования целостной системы государственного регулирования экономики и социальной сферы. Речь не идет о возвращении к системе директивного планирования и управления, когда всепроникающее государство регламентировало сверху донизу все аспекты работы каждого предприятия. Речь о том, чтобы сделать российское государство эффективным координатором экономических и социальных сил страны, выстраивающим баланс их интересов, определяющим оптимальные цели и параметры общественного развития, создающим условия и механизмы их достижения.

Это, конечно, выходит за рамки расхожей формулы, сводящей роль государства в экономике к выработке правил игры и контроле над их соблюдением. Со временем мы, скорее всего, придем к этой формуле. Но сейчас ситуация требует от нас большей степени государственного воздействия на экономические и социальные процессы. Определяя масштабы и механизмы системы государственного регулирования, мы должны руководствоваться принципом: "Государства там и столько, сколько необходимо; свободы там и столько, сколько нужно".

3. Третий урок - переход к осуществлению стратегии реформ, которая была бы оптимальной для условий нашей страны. Она представляется состоящей из следующих направлений действий.

3.1 Стимулирование динамичного экономического роста. На первое место здесь следует поставить повышение инвестиционной активности. Пока нам не удалось решить эту проблему. За 90-е годы инвестиции в реальный сектор российской экономики сократились в 5 раз, в том числе в основной капитал - в 3,5 раза. Идет процесс разрушения самих материальных основ российской экономики. Мы выступаем за проведение инвестиционной политики, сочетающей как чисто рыночные механизмы, так и меры государственного воздействия. Одновременно мы будем и далее вести работу по созданию в стране инвестиционного климата, привлекательного для зарубежных инвесторов. Скажу откровенно, без иностранных капиталов страна будет подниматься долго и трудно. Времени на медленное возрождение у нас нет. Значит, надо сделать все, чтобы зарубежный капитал пошел в нашу страну.

3.2 Проведение активной промышленной политики. Будущее страны, качество российской экономики в XXI веке зависит прежде всего от прогресса в тех отраслях, которые базируются на высоких технологиях и производят наукоемкую продукцию. Ибо в современном мире экономический рост на 90% обеспечивается внедрением новых знаний и технологий. Правительство готово к проведению промышленной политики, ориентированной на приоритетное развитие отраслей - лидеров научно-технического прогресса. В числе необходимых мер:

- содействие развитию внебюджетного внутреннего спроса на передовые технологии и наукоемкую продукцию, поддержка экспортной ориентации высокотехнологичных производств;

- поддержка несырьевых отраслей, работающих преимущественно на удовлетворение внутреннего спроса;

- усиление экспортных возможностей отраслей топливно-энергетического и сырьевого комплексов.

Для мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для проведения этой политики, следует использовать механизмы, которые давно известны в мировой практике. Их основу составляют целенаправленные кредитные и налоговые инструменты, предоставление разного рода льгот под государственные гарантии.

3.3 Осуществление рациональной структурной политики. Правительство считает, что в экономике России, как и в других промышленно развитых стран, есть место как для финансово-промышленных групп, корпораций, так и для малого и среднего бизнеса. Любые попытки сдержать развитие одних и искусственно форсировать развитие других форм хозяйствования лишь препятствует подъему российской экономики. Политика правительства будет направлена на выстраивание структуры, обеспечивающей оптимальное соотношение экономических форм.

Другое важное направление здесь - рациональное регулирование деятельности естественных монополий. Это ключевой вопрос, так как именно они в огромной степени определяют всю структуру производственных и потребительских цен. А значит, влияют, таким образом, и на экономические и финансовые процессы, и на динамику доходов населения.

Формирование эффективной финансовой системы. Это огромная работа, которая включает в себя следующие направления:

- повышение эффективности бюджета как важнейшего инструмента экономической политики государства;

- проведение налоговой реформы;

- ликвидация неплатежей, полное устранение бартера и других квазиденежных форм расчетов;

- поддержание низкой инфляции и стабильного курса рубля;

- формирование цивилизованных финансовых и фондовых рынков, превращение их в инструмент аккумулирования инвестиционных ресурсов;

- реструктуризация банковской системы.

3.5 Вытеснение теневой экономики, ликвидация организованной преступности в хозяйственной и финансово-кредитной сфере. Теневая экономика есть повсюду. Но если в развитых государствах ее доля в ВВП не превышает 15-20%, то у нас этот показатель достигает 40%. Для решения этой болезненной проблемы наряду с улучшением деятельности правоохранительных органов нужно устрожение лицензионного, налогового, валютного и экспортного контроля.

3.6 Последовательная интеграция экономики России в мировые хозяйственные структуры. Без этого мы просто не сможем подняться на те ступени экономического и социального прогресса, которые достигнуты передовыми странами. Наши основные направления здесь таковы:

- активная поддержка государством внешнеэкономической деятельности российских предприятий, компаний, корпораций. В частности, назрела потребность в создании федерального агентства по поддержке экспорта, которое предоставляло бы гарантии под экспортные контракты российских товаропроизводителей;

- решительное противодействие дискриминации России на мировых рынках товаров, услуг, а также инвестиций. Принятие российского антидемпингового законодательства и его применение;

- включение России в международную систему регулирования внешнеэкономической деятельности, в первую очередь в ВТО.

3.7 Проведение современной аграрной политики. Возрождение России немыслимо без возрождения российского села, подъема сельского хозяйства страны. Нужна аграрная политика, которая бы органично соединяла меры государственной поддержки и государственного регулирования с проведением рыночных реформ на селе и в отношениях собственности на землю.

4. Нельзя не видеть, что для России практически исключены любые преобразования, меры, которые сопряжены с ухудшением условий жизни людей. Здесь мы, как говорится, дошли до крайней черты. Особенно большие масштабы в стране приобрела бедность. Если в начале 1998 года средневзвешенный мировой показатель подушевого дохода составил около 5000 долларов в год, то для России этот показатель оказался более чем вдвое меньше - 2200 долларов. После августовского кризиса он стал еще ниже. Доля заработной платы в ВВП снизилась за годы реформ с 50 до 30%.

Эта самая острая социальная проблема. Правительство разрабатывает новую политику в области доходов, которая нацелена на обеспечение устойчивого роста благосостояния населения на основе увеличения реальных располагаемых доходов граждан.

Несмотря на все трудности, правительство твердо намерено усиливать меры государственной поддержки науки, образования, культуры, здравоохранения. Ибо страна, где люди нездоровы физически и психически, малообразованны и невежественны, никогда не поднимется на вершины мировой цивилизации.

Россия переживает один из самых трудных периодов своей многовековой истории. Пожалуй, впервые за последние 200-300 лет она стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств мира. Чтобы этого не произошло, необходимо огромное напряжение всех интеллектуальных, физических и нравственных сил нации. Нужна слаженная созидательная работа. За нас ее никто не выполнит. Все сейчас зависит только от нашей способности осознать степень опасности, сплотиться, настроиться на длительный и нелегкий труд.

http://www.ng.ru/politics/1999-12-30/4_millenium.html

+1


Вы здесь » Россия - Запад » ПОЛИТИКА » Пятнадцатилетие президента Путина - глазами прессы.