Россия - Запад

Объявление


Украшаем нашу ёлочку!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » ПОЛИТИКА » О бедной Японии, замолвите слово...


О бедной Японии, замолвите слово...

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Да... япончики проеб*ли вы свое счастье. Вот говорит же русская пословица "Куй железо пока горячо", а вы чего же, пожалели своего сакэ для Бориса-сана.
А теперь все... поезд ушел, хотя нет скоро ВВП , что-то хитрое подпишет типа совместного управления под контролем России.

Константинус
------------------------------------------------------------------------------
Компромиссный план России по территориальной проблеме ("Yomiuri", Япония)

21/10/2015

Ухудшение политической обстановки и отсутствие прогресса

16 апреля 1991 года в токийский аэропорт Ханэда прилетел президент СССР Михаил Горбачев. Это был первый визит в Японию лидера СССР с императорских времен. Вместе с женой они улыбались японцам. На приветственной церемонии также присутствовал депутат парламента Японии Мунэо Судзуки (Muneo Suzuki). «Меня зовут Мунэо Судзуки. Я считаю северные территории избирательным округом», — представился он.

Г-н Судзуки хотел подчеркнуть проблему «северных территорий». Советский президент отреагировал, улыбнувшись и всплеснув руками. «Я думал, реакция будет негативной, но Горбачев улыбнулся. Тогда мне показалось, что территориальная проблема сдвинется с мертвой точки», — вспоминает Судзуки.

В 1956 году СССР и Япония подписали декларацию, в соответствии с которой Япония после подписания мирного договора должна была получить назад острова Хабомаи и Шикотан. Тем не менее СССР в одностороннем порядке аннулировал эту декларацию, сославшись на изменения в японо-американском оборонном соглашении, которые произошли в 1960 году.

Япония стремилась к тому, чтобы президент Горбачев вел переговоры о четырех островах и признал действенность советско-японской декларации. Говорит бывший глава департамента СССР МИД Японии Кадзухико Того (70, Kazuhiko Togo): «Если бы президент признал декларацию, мы бы получили Хабомаи и Шикотан и начали переговоры по Итурупу и Кунаширу. В этом была наша цель».

Тогда в совместное советско-японское заявление впервые были включены названия четырех островов. О декларации речи не шло. «Если бы мы получили подтверждение о возврате Хабомаи и Шикотана, то по СССР прокатилась бы волна протестов. Президент не обладал политической силой, чтобы сдержать эту волну», — поясняет г-н Того.

Перед заключением мирного договора

Михаил Горбачев завершил холодную войну, однако СССР оказался в хаосе из-за скоропалительных реформ и экономических затруднений. В августе 1991 года консерваторы организовали путч. Впоследствии к власти пришел Борис Ельцин, ставший президентом России. В декабре того же года СССР прекратил свое существование.

По словам Того, приехавший в Японию в марте 1992 года министр иностранных дел России Андрей Козырев представил удивительный план.

Содержание было следующим: (1) начать переговоры по передаче Хабомаи и Шикотана (2) После достижения соглашения заключить договор о передаче островов Японии (3) Провести переговоры по Кунаширу и Итурупу (4) и после достижения соглашения заключить мирный договор. Перед заключением мирного договора должна была состояться передача Хабомаи и Шикотана.

Переговоры в соответствии с соглашением так и не начались, однако попытки урегулировать территориальную проблему были.

Токийская декларация, подписанная в октябре 1993 года, косвенно признавала действенность советско-японской декларации: «различные документы, подготовленные двумя странами, включая советский период».

Острова стали ближе

Серьезные подвижки произошли в ноябре 1997 года в ходе красноярских переговоров между премьер-министром Японии Рютаро Хасимото (Ryutaro Hashimoto) и президентом Борисом Ельциным.

Непосредственно перед переговорами г-н Судзуки, служивший тогда министром развития Хоккайдо и Окинава, посетил резиденцию премьер-министра.

«Ельцин предложит выпить водки, но если перепить, станешь неадекватным. Лучше взять с собой элитное сакэ из Окаяма (родина Хасимото), и, если Ельцин предложит водку, сказать, что я буду пить японский алкоголь. Благодаря этому мы завладеем инициативой», — посоветовал г-н Судзуки. «Дипломатические отношения развиваются благодаря доверительным отношениям между людьми. В ходе переговоров главы обеих стран укрепили доверительные отношения», — говорит Судзуки.

В ходе переговоров стороны договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор не позднее 2000 года. В апреле 1998 года в ходе встречи в Сидзуока японский лидер предложил провести границу севернее четырех островов, оставив административные права России. Российский президент проявил серьезную заинтересованность. Казалось, что возврат «северных территорий» близок.

Однако через три месяца из-за ряда экономических неудач кабинет Хасимото проиграл парламентские выборы. Политическая обстановка в России тоже ухудшилась из-за экономических проблем. Острова вновь отдалились. В ноябре того же года премьер-министр Японии Кэйдзо Обути (Keizo Obuchi), приехавший в Россию, потребовал ответить на сидзуокское предложение, однако российская сторона отказалась признать его.

Мэр города Нэмуро Хироси Фудзивара (Hiroshi Fujiwara, 78) и коренные жители островов встречали японского лидера у его резиденции. С горьким выражением лица Обути извинился перед г-ном Фудзивара и другими членами группы: «Я был бессилен. Прошу извинить». «Тогда сложилось впечатление, что острова приблизились к нам на максимально близкое расстояние. Мы ожидали прогресса в переговорах, поэтому были крайне разочарованы», — вспоминает г-н Фудзивара.

Переговоры застопорились. В конце 1999 года Борис Ельцин покинул пост президента по состоянию здоровья и другим причинам. В 2000 году президентское кресло занял «ястреб» Владимир Путин, провозгласивший курс на возрождение сильной России.

Проблема «северных территорий»

Проблема вокруг принадлежности четырех островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. В конце Второй мировой войны СССР напал на Японию и к 5 сентября 1945 года, когда война уже завершилась, захватил эти острова. Коренных жителей островов выселили. И сейчас острова находятся под незаконным контролем России. Япония требует вернуть четыре острова в соответствии с Симодским договором 1855 года, по которому острова отошли Японии.

Оригинал публикации: [戦後70年 北海道]ポスト冷戦(2)露の領土譲歩案 幻に(連載
Опубликовано: 17/10/2015 12:41

Читать далее: http://inosmi.ru/fareast/20151021/23094 … z3pEJukjEF
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook

Отредактировано Konstantinys2 (Ср, 21 Окт 2015 22:09:11)

0

2

Россия совершает собственный «разворот к Азии», строя базу на Курилах ("Русская служба «Голоса Америки»", США)
Официальный Токио намерен протестовать против появления военной базы на спорных территориях.

27/10/2015

Россия планирует построить военную базу на спорных островах Курильской гряды, которые были захвачены у Японии в конце Второй мировой войны. Это лишь небольшая часть «разворота к Азии», посредством которого Москва намеревается увеличить и защитить торговлю с энергично развивающимися странами Тихоокеанского региона. «Если Россия действительно хочет играть военную роль в Северо-Восточной Азии, то ее военное присутствие на Курилах оказывается как нельзя кстати», — отмечает Грант Ньюшем — эксперт по вопросам безопасности из Форума стратегических исследований в Токио.

США используют термин «разворот к Азии», когда говорят об усилиях президента Обамы по приданию более важного стратегического значения этому региону для противодействия растущему военному присутствию и экономической мощи Китая.

Заявление российского министра обороны Сергея Шойгу о строительстве базы на Курильских островах и четырех баз в Арктике является частью плана президента Владимира Путина по укреплению военного присутствия его страны в регионе.

По имеющейся информации, за последнее десятилетие Россия увеличила оборонные расходы на 600 миллиардов долларов, чтобы модернизировать свою армию. Речь, в частности, идет о развертывании новых ядерных подводных лодок, истребителей и вертолетов.

В настоящее время российский Тихоокеанский флот насчитывает 73 судна, включая 23 подводных лодки и 50 боевых кораблей. Москва также развивает отношения с Пекином. Вооруженные силы двух стран недавно провели совместные военно-морские учения, которые российский ТАСС назвал крупнейшими маневрами «в современной истории сотрудничества» между Россией и Китаем.

Значение Курильских островов

Хотя размещение военной базы на Курильских островах вблизи ключевых судоходных маршрутов, связывающих Россию со странами Тихоокеанского региона, имеет определенное стратегическое значение, Ньюшем подчеркивает, что другие факторы, такие как, национальная гордость и политическое проецирование силы также играют определенную роль. Добавим к этому потенциальные подводные месторождения нефти и газа, а также богатые рыбные ресурсы, что тоже увеличивает ценность островов.

Строительство российской военной базы на Курилах, вероятно, еще больше осложнит отношения с Токио, претендующим на южные острова гряды. В Японии их называют Северными территориями. Советский Союз захватил эти острова в 1945 году, незадолго то того, как Япония признала свое поражение во Второй мировой войне. Японские жители этих островов — 17 тысяч человек — были вынуждены уехать. Мирный договор между двумя странами так и не был подписан из-за продолжающихся споров о принадлежности островов.

В августе Токио заявил протест по поводу визита российского премьер-министра Дмитрия Медведева на спорные острова Кунашир и Итуруп, где, по заявлениям России, будут размещены два военных гарнизона. Реакция японских властей на заявление российского министра обороны была осторожной.
«Нам еще нужно понять контекст этого выступления, но если такие планы действительно есть, то японское правительство заявит решительный протест, поскольку наша позиция, что острова являются суверенной территорией, остается неизменной», — заявил главный секретарь японского кабинет Есихидэ Суга.

Была некоторая надежда на то, что Кремль и администрация японского премьер-министра Синдзо Абэ смогут найти дипломатическое решение этой проблемы. Обе страны могут выиграть от развития торговли. Япония может стать привлекательным рынком для поставок российской нефти и газа. Однако Япония отвергла российское предложение вернуть только два самых маленьких острова гряды.

По некоторым сообщениям, визит Абэ на Украину ранее в этом году и поддержка Японией санкций против Москвы в связи с ее действиями на востоке Украины ужесточили позицию Путина. «Япония в действительности может мало что сделать, и я не думаю, что когда-либо у нее было больше возможностей.У России есть явное преимущество», — считает Ньюшем. Ранее в этом месяце президент Путин отложил на неопределенный срок визит в Японию из-за споров вокруг Курильских островов.

Оригинал публикации: Русская служба «Голоса Америки»
Опубликовано: 26/10/2015 15:28

Читать далее: http://inosmi.ru/russia/20151027/231049 … z3ppysUb2w
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook

0

3

Nikkei, Япония

Перспективы переговоров по «северным территориям»: реакция России стала жестче
01.02.2016
Motoharu Ikeda

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe) намерен как можно быстрее посетить Россию. В мае этого года Япония возглавит саммит G7, который пройдет в Исэсима. По всей видимости, Япония хочет воспользоваться своим положением для того, чтобы углубить диалог с Россией и развивать переговоры по «северным территориям».

Изначально предложение о неофициальном визите Абэ в Россию внес президент Путин. Поскольку визит президента Путина в Японию так и не удается осуществить, Россия предложила собственный вариант. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что президент Путин позитивно настроен на японо-российский диалог.

На самом деле, появились перспективы для того, что российская дипломатия будет отдавать больший приоритет Японии. Во-первых, это связано с международной изоляцией России, вызванной украинским кризисом.
В прошлом году российская экономика продемонстрировала отрицательный рост под влиянием низких цен на нефть и экономических санкций.
Профессор МГИМО Дмитрий Стрельцов выражает следующее мнение: «Конфронтация с западными странами уже достигла своих пределов. Сейчас некоторые представители власти считают, что для того, чтобы пошатнуть антироссийскую позицию западных стран, необходимо развивать отношения с Японией».

Во-вторых, Россия опасается попадания в чрезмерную зависимость от Китая. Для того, чтобы сохранить баланс в азиатской дипломатии, необходимо учитывать отношения с Японией.

Дело в том, что Россия разочаровалась в сближении с Китаем: экономические отношения с ним не приносят ожидаемых доходов. «В связи с западными санкциями мы возлагали большие надежды на китайский капитал, однако КНР ставит слишком жесткие условия», — отмечает представитель одного из крупных российских банков.

Изначально Китай должен был внести авансовый платеж для строительства газопровода, который соединит восточную Сибирь с Китаем, однако сейчас Россия занимается этим проектом на собственные деньги. По мнению заведующей отделом нефтегазового комплекса Института энергетических исследований РАН Татьяны Митровой, Китай предложил не аванс, а займ под высокие проценты, поэтому Россия была вынуждена отказаться.

Кроме того, дипломатическая позиция президента Путина, гордящегося своим влиянием на международной арене, будет способствовать председательству Японии на саммите G7. Заведующий сектором экономики и политики Японии в Институте Мировой Экономики и Международных Отношений Виталий Швыдко говорит следующее: «Президент Путин придает особое значение встречам и визитам на высшем уровне. Благодаря этим визитам и встречам подтверждается его влияние в международной политике».

Тем не менее все это не означает, что в переговорах по «северным территориям» будет прогресс. «Мирный договор с Японией не должен стать “синонимом” решения территориального вопроса о Южных Курилах». Эти слова министра иностранных дел России Сергея Лаврова подтверждают этот тезис. Лавров даже заявил о том, что Россия и Япония мирно сосуществуют, поэтому он не ощущает отсутствие мирного договора.

При этом министр иностранных дел России выразил намерение продолжить территориальный диалог, заявив, что Москва не настроена уходить от решения проблем. Тем не менее Кремль выдвинул слишком жесткие условия:

1) Советско-японская декларация 1956 года является «единственным документом», подписанным двумя странами. В соответствии с этой декларацией после подписания мирного договора Японии должны быть преданы Хабомаи и Шикотан.

2) Эта декларация является знаком добрых намерений. Другими словами, она признает, что четыре острова перешли России по результатам Второй мировой войны.

3) Если Япония не признает результаты Второй мировой войны, подвижек по переговорам не будет.

4) Необходимо развитие отношений в дипломатической и других сферах для того, чтобы проблема была решена как можно быстрее. Россия хочет, чтобы Япония продемонстрировала собственную дипломатию, которая не будет зависеть от США.

В Японии в отношении президента Путина настроены более оптимистично: многие считают, что он не настолько жесткий, как министр иностранных дел Лавров, однако в настоящий момент вся власть находится в руках у Путина. Я думаю, слова Лаврова отражают мнение президента.

«Когда Путин стал президентом в 2000 году, он хотел в течение нескольких лет закрыть все территориальные вопросы. Сейчас таких целей нет. Ситуация стала жестче. Если Япония примет российские условия и согласится только на два острова, Россия сможет это сделать вне зависимости от общественного мнения, однако в этом случае Японии придется заплатить соответствующую цену», — предполагает Швыдко.

Что же это за цена? «Сейчас экономические отношения вторичны. Важнее, чтобы Япония дистанцировалась от западных стран и признала роль России на международной арене; чтобы она рассматривала Россию в качестве равноправного партнера при решении мировых и азиатских проблем». То есть проблемы стали более глубокими.

«Изначально президент был готов решить территориальную проблему в соответствии с декларацией 1956 года. Поскольку сейчас Японию не устраивает этот вариант, Россия продолжает проводить в отношении нее неясную политику, исходя из текущей ситуации», — говорит профессор Стрельцов.

В будущем месяце пройдут российско-японские переговоры на уровне замминистров иностранных дел. Предполагается, что стороны обсудят визит премьера Абэ в Россию. Главам обеих стран важно поддерживать доверительные отношения, однако если проводить встречи, не выработав четкую политику, Россия будет использовать Японию в своих интересах.

Опубликовано 31/01/2015 15:30
http://inosmi.ru/politic/20160201/235235612.html

0

4

Санкэй симбун, Япония

Профессор Университета Ниигаты Сигэки Хакамада: о северных территориях необходимо четко заявлять на международном уровне
Острова раздора
08.02.2016
Сигэки Хакамада (Shigeki Hakamada)

7 февраля в Японии — День северных территорий. Я хотел бы проанализировать территориальную проблему и российско-японские отношения. Зачастую люди совершают не очень умные поступки, развязывая войну из-за территорий или межгосударственной розни. Сейчас многие понимают это. Десять лет назад в политологии была распространена теория о том, что в XXI веке такие проблемы, как национальное государство, территория и граница, уйдут в прошлое.

Тем не менее, реальность оказалась совершенно иной. Проблема территорий, морских и государственных границ, а также проблема суверенного государства привели к крайне серьезным конфликтам в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Восточной Азии. Все существующие международные проблемы в основном связаны с несостоявшимися государствами. Если бы суверенное государство было крепким, оно бы предотвратило подобную проблему.

Государственный суверенитет, как и основные права человека, сформировался с течением истории. Можно сказать, что это фикция, однако человечество всегда считало эти понятия абсолютными.

Государство порождало различные войны, однако оно также создавало закон и порядок. После появления современного государства число жертв насилия, включая жертв мировых войн, резко сократилось.

Проблема северных территорий, как и в случае с присоединением Крыма, — проблема нарушения государственного суверенитета. Также это и проблема коренных жителей островов, рыбной промышленности, природных ресурсов и экономики региона, но все это — не главное. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ считает решение проблемы северных территорий первостепенной задачей своей администрации. Так и должен вести себя руководитель суверенного государства.

Российские власти продолжают делать абсурдные замечания

В последнее время российские власти ужесточили позицию в отношении проблемы Южных Курил. Они на весь мир делают абсурдные замечания, которые противоречат предыдущей политике России в отношении Японии.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров провел пресс-конференцию, где присутствовали около 200 российских журналистов и более 250 иностранных. Он утверждает, что проблему подписания мирного договора необходимо отделить от проблемы северных территорий. Лавров признает только Советско-японскую декларацию 1956 года. Он подчеркнул, что «передача» по этой декларации островов Хабомаи и Шикотан Японии не является «возвратом».

То есть эти слова отрицают само существование территориальной проблемы. Они противоречат предыдущей российской политике. Глупо оспаривать их, но закрывать на них глаза нельзя. Вспомним российско-японское соглашение, которое собственноручно подписал президент Путин. Ниже я привожу часть Иркутского заявления 2001 года президента РФ и Японо-Российского плана действий 2003 года.

«Стороны договорились вести дальнейшие переговоры о заключении мирного договора на основе принятых до настоящего времени документов, включая Совместную декларацию СССР и Японии 1956 года, Совместное советско-японское заявление 1973 года, Совместное советско-японское заявление 1991 года, Токийскую декларацию о российско-японских отношениях 1993 года. Подтвердили, что Совместная декларация СССР и Японии 1956 года представляет собой базовый юридический документ, положивший начало процессу переговоров о заключении мирного договора после восстановления дипломатических отношений между двумя странами. Исходя из этого, согласились ускорить дальнейшие переговоры с целью заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи и таким образом достичь полной нормализации двусторонних отношений на основе Токийской декларации 1993 года».

«В результате продолжавшихся до настоящего времени энергичных переговоров между двумя странами достигнуты важные договоренности, в том числе Совместная декларация СССР и Японии 1956 года, Токийская декларация о российско-японских отношениях 1993 года, Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией 1998 года, Заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии по проблеме мирного договора 2000 года и Иркутское заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора 2001 года».

В соответствии с Токийской декларацией Россия и Япония договорились решить проблему принадлежности четырех островов и подписать мирный договор. На что указывает проблема принадлежности четырех островов, если не на территориальную проблему? Важно то, что сам Путин неоднократно подтверждал существующие соглашения.

Если 100 раз повторить ложь, она станет правдой

Некоторые в нашей стране разделяют позиции Путина, премьера Медведева и российского МИДа в отношении Японии. Однако впервые о том, что четыре острова стали российскими по результатам Второй мировой войны и что международное право признает это, заявил именно Путин (сентябрь 2005 года).

В марте 2012 года он заговорил о «хикивакэ». Тогда Путин также подчеркнул, что в декларации 1956 года ничего не сказано о том, на каких условиях должны быть переданы два острова и под чьим суверенитетом они окажутся после этого. Путин даже стал отрицать возможность возврата двух островов, но японские СМИ не сообщили об этом.

Кроме того, глава России заявил, что никаких требований, кроме возврата двух островов, не существует. В мае позапрошлого года Путин заявил, что четыре острова являются предметом переговоров, однако не отказался от своей жесткой позиции. Японские СМИ вновь не проинформировали о ней. По российской логике фраза «четыре острова являются предметом переговоров» означает, что Россия готова обсуждать совместное развитие четырех островов, однако они должны находиться под российским суверенитетом. Можно с уверенностью говорить о том, что жесткая позиция МИД РФ полностью соответствует позиции президента Путина.

Теория российской стороны состоит том, что если ложь повторить 100 раз, она станет правдой. Японскому правительству следует представить контраргументы. Объяснения должны быть четкими и логичными, чтобы их смог понять народ и международное сообщество. «Осторожная дипломатия», направленная только на поддержание диалога, воспринимается как слабая. Премьер Абэ уже в третий раз планирует посетить Россию. Воспользовавшись этим, Япония должна четко заявить о проблеме северных территорий на международном уровне.

Опубликовано 04/02/2016 10:54
http://inosmi.ru/politic/20160208/235315245.html

0

5

Konstantinys2 написал(а):

а вы чего же, пожалели своего сакэ для Бориса-сана.

:D

0

6

Майнити симбун, Япония

День северных территорий: упорство России, препятствующее переговорам
09.02.2016

Сегодня День северных территорий. В 1855 году Россия и Япония подписали Симодский трактат. Этот день, когда Россия и Япония установили границу севернее острова Итуруп, считается началом дипломатических отношений между странами.

Кроме того, в этом году исполняется 60 лет с момента подписания Советско-японской декларации (19 октября 1956 года), в соответствии с которой страны восстановили дипломатические отношения. Стороны рассматривали эту декларацию в качестве отправной точки для переговоров по мирному договору. Юбилейная дата — повод добиваться продвижения переговоров.

После окончания Второй мировой войны Япония требует вернуть захваченные СССР «северные территории» (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи). Правительства России и Японии вели переговоры с тем, чтобы заключить мирный договор, урегулировав проблему принадлежности четырех островов.

Тем не менее в конце января министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил во время пресс-конференции, что мирный договор с Японией не должен стать «синонимом» решения территориального вопроса о Южных Курилах. Мирный договор, официально подтверждающий окончание войны между двумя странами, до сих пор не заключен, поскольку декларация 1956 года не закрыла вопрос о северных территориях. Проблема принадлежности четырех островов, которую стороны должны решить путем переговоров, является территориальной проблемой. Если это отрицать, то подвижек по переговорам не будет.

Кроме того, Лавров подчеркнул, что соглашение о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора выражает добрые намерения России. Россия пытается завладеть преимуществом, пользуясь своим суверенитетом над островами. В этом случае слова Лаврова вряд ли можно назвать откровенными.
Россия критикует Японию за то, что она не согласна с результатами Второй мировой войны, поскольку не признает, что четыре острова принадлежат России. Эти утверждения тоже можно назвать односторонними. В соответствии с Сан-Францисским мирным договором Япония отказалась от южной части Сахалина и Курильских островов, то есть признала результаты Второй мировой войны. Япония настаивает на том, что четыре острова не входили в число переданных Курильских островов, а поэтому являются ее территорией.

Если Россия будет в одностороннем порядке искажать результаты предыдущих переговоров, то РФ и Японии не удастся найти решения проблемы, которое смогло бы удовлетворить обе стороны. Москва и Токио должны в очередной раз подтвердить то, что мирный договор необходим для безопасности Северо-Восточной Азии и развития российско-японских отношений, а также вести конструктивные переговоры для урегулирования проблемы.

Для решения проблемы важны и доверительные отношения глав обеих стран, и их политическая решимость. Развитие диалога между премьер-министром Японии и президентом Путиным крайне важно. Этой весной премьер Абэ намерен совершить неофициальный визит в Россию, который поможет организовать официальный визит президента Путина в Японию.

Прошлым летом остров Итуруп посетила делегация из Японии в рамках программы безвизового обмена. Вместе с 40 российскими жителями они разбили небольшой японский сад на острове. Благодаря такому общению второе и третье поколение коренных жителей островов приходит к взаимопониманию с россиянами, которые живут на островах сейчас.

Взаимоуважение между Россией и Японией также жизненно необходимо и для того, чтобы подобное общение развивалось и стало более основательным.

Опубликовано 07/02/2016 14:21
http://inosmi.ru/politic/20160209/235339148.html

0

7

Toyo Keizai , Япония

Как урегулировать проблему «северных территорий»?
Интервью с дипломатом Ёсики Минэ

18.04.2016
Такэхиро Кимото (Takehiro Kimoto)

Ключ к проблеме «северных территорий» — Курильские острова

Toyo Keizai: «Северные территории» — это сложная проблема.

Ёсики Минэ: Начнем с простого. Во-первых, есть остров Сахалин, который раньше назывался Карафуто. Курилы состоят из двадцати островов. Хибомаи и Шикотан — это «северные территории». При этом Сахалин мы не берем в расчет.

Сахалин уже не имеет никакого отношения к этой проблеме.

— Россия уже заявляла о готовности вернуть Хибомаи и Шикотан. При этом она выдвинула определенные условия, по которым мы не можем договориться. Цели России предельно ясны. Проблема в том, что делать с двадцатью островами.

Это и есть ключ к проблеме «северных территорий»?

— В парламенте правительство объявило еще об одной корректировке: проблема «северных территорий» — это проблема четырех островов: Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. То есть в узком смысле проблема «северных территорий» указывает на четыре острова. В более широком — на Сахалин и Курильские острова. Проблема «северных территорий» обладает двумя значениями. Тем не менее, что касается четырех островов, то она предельно конкретна.

Почему Япония требует вернуть Хабомаи и Шикотан?

— По моему мнению, Японии лучше требовать половину из двадцати Курильских островов. Дело в том, что у России нет прав на эти острова. В 1855 году Япония и Россия подписали Симодский трактат, установивший границы между странами. Кунашир и Итуруп стали японскими, а восемнадцать островов севернее — российскими. Япония хочет вернуться к условиям Симодского трактата.

Это период Бакумацу.

— Дело в том, что восемнадцать островов обменяли на Сахалин. Риндзо Мамия установил, что Сахалин — остров. С тех пор японцы занимались там определенной экономической деятельностью. На Сахалине жили как японцы, так и русские. При этом южная часть была японской, а северная — русской. В 1875 году был подписан русско-японский договор об обмене территориями. В обмен на восемнадцать Курильских островов Япония полностью передала остров Сахалин в собственность Российской империи. То есть к двум южным островам добавилось еще восемнадцать.

Весь архипелаг стал японским.

Сан-Францисский мирный договор — источник неразберихи

— То есть все острова стали японскими еще до войны. После окончания Второй мировой войны был подписан Сан-Францисский мирный договор, в соответствии с которым были подтверждены японские территории. СССР принимал участие в переговорах, но при этом не подписал договор, что усложнило ситуацию. По Сан-Францисскому мирному договору Япония лишилась Курил и Сахалина, но это не означало, что они отошли к СССР.

Кто принял такое решение? Это было желание японской стороны?

— Решение приняла коалиция. Японию лишили всех отдаленных территорий, включая Курилы.

Япония приняла эти условия?

— Острова не были переданы СССР, но после окончания войны он их захватил. СССР хотел захватить также и Хоккайдо, но Трумэн был против. Поэтому завоевание ограничилось островами. В этом и заключается проблема «северных территорий». Если вернуться к Сан-Францисскому мирному договору, то двадцать островов не принадлежат никому.

Япония лишена этих островов по документам. Но в них не написано, что острова становятся советскими.

— Именно. Тогда уже началась холодная война, поэтому помогать СССР было не в интересах США. Они оставили все как есть. При этом факт состоит в том, что СССР захватил острова, но нет необходимости признавать это в законодательном порядке. Кому принадлежат Курильские острова, не определено. США это безразлично.

Поэтому это такая сложная проблема.

— Поэтому, если вернуться к истокам, то первостепенная проблема состоит в том, может ли Россия потребовать права на двадцать островов. Позиция Кремля заключается в том, что он требует признать принадлежность на законодательном уровне, заявляя, что острова отошли к СССР по результатам войны. Хабомаи и Шикотан также входят в общий список, поэтому Япония потребовала вернуть их.

Япония проиграла во Второй мировой войне, и СССР напал на Японию в конце войны. Была ли критика со стороны мирового сообщества?


Равнодушие США усугубило хаос

— Тогда весь мир пребывал в хаосе.

Сожаления не остались?

— Одно из сожалений состоит в том, что Корейский полуостров был разделен на север и юг. Тогда Вашингтон ломал голову над тем, что делать с Корейским полуостровом и Китаем. США знали, что СССР ведет себя нечестно, но не могли ничего поделать с этим. Они не могли заниматься каждой проблемой в отдельности. Как я уже сказал, американцы не позволили захватить Хоккайдо, но ничего не сказали по поводу Курил.

То есть другие страны, включая США, не потребовали от СССР уйти с Курил?

— Нет.

— Ведь это никак не влияет на переговоры по «северным территориям»? Токио не заявляет о том, что СССР поступил своенравно.

— Факт в том, что СССР захватил острова, но признать этот факт на законодательном уровне — это уже другая проблема. США также не всегда вели себя корректно. Во время войны президент Рузвельт говорил другие вещи: он был не против того, чтобы Курилы отошли к СССР в случае победы коалиции. Он очень хотел, чтобы СССР развязал боевые действия против Японии. Рузвельт боялся еще больших жертв среди американских солдат в случае, если бы Япония не капитулировала.

Он ждал, что Япония вот-вот капитулирует.

— Все знали, что если СССР примет участие в войне против Японии, он выдвинет непомерные требования. Поэтому Госдепартамент снабдил президента Рузвельта необходимой информацией для участия в Ялтинской конференции. Тогда Рузвельт уже был болен. Он умер 12 апреля того же года. У него были необходимые данные, но он их не изучил. Там было написано о передаче Сахалина, но ничего не говорилось о том, что можно отдать Курилы. То есть Рузвельт упустил из виду рекомендации госдепартамента.

США хотели, чтобы СССР развязал войну на любых условиях.

— СССР помнил об обещаниях США. Но эти обещания были сделаны во время войны, поэтому тут есть свои нюансы.

Хотелось бы, чтобы Япония обратилась к США с просьбой принять участие в переговорах. Вы считаете, что лучше требовать половину Курил?

— Это сложный вопрос. Тем не менее США имеют отношение к этой проблеме, поэтому хотелось бы, чтобы они также высказали свое мнение. Вашингтон должен заявить, что у России нет прав на двадцать островов. Япония была лишена Курил, но у России нет прав на эти острова. Другие страны не заинтересованы в Курилах, поэтому решением этой проблемы занимаются только Россия и Япония. Поэтому, на мой взгляд, нужно их делить пополам.

Хорошая идея. Можно провести лотерею, чтобы каждая из сторон выбирала по одному острову.

— В 1956 году состоялись советско-японские переговоры, в ходе которых Япония потребовала вернуть четыре острова. После этого никаких подвижек не было, поэтому вряд ли можно сразу же перейти к требованию десяти островов. Тем не менее, если вернуться к сути этого территориального спора, то совершенно естественно требовать возврата Кунашира и Итурупа.


Ельцин относился к Японии со всей важностью

— Еще один нюанс состоит в том, насколько хороший переговорщик президент Путин.

Мне кажется, Путин может принять волевое решение.

— Ельцин стал первым президентом России после распада СССР. Он относился к Японии со всей важностью. Думал о возврате «северных территорий». У него были желание и настрой, однако, к сожалению, его политические позиции были нестабильными. После развала СССР российская экономика десять лет находилась в упадке. Ельцин появлялся пьяным на международных форумах, что вызывало отвращение со стороны окружающих. Ему не хватало политической силы.

Япония упустила свой шанс.

— Путин обладает политической силой. Его поддерживают около 70% россиян. Он обладает большим влиянием на внутреннюю политику. Не идет ни на какие компромиссы по украинской проблеме. Наносит авиаудары в Сирии. Люди поддерживают его, потому что он не уступает, несмотря на трудности.

Его поддерживают, так как он возродил сильную Россию.

— Я не думаю, что стоит рассчитывать на то, что благодаря своей силе Путин сможет сдвинуть проблему «северных территорий» с мертвой точки.

Путин пользуется популярностью благодаря своей бескомпромиссности. Поэтому он не может проявить мягкость в вопросе Курил.

— При этом, по мнению российских экспертов, россияне прислушиваются к словам руководителей. В Японии важны результаты, поэтому невозможно решать любые вопросы сверху, однако в России это возможно.

Шанс Японии — в преемнике Путина

Вы хотите сказать, что территориальную проблему можно будет урегулировать после смены руководителя?

— Я думаю, лучше дождаться политически сильного руководителя, который будет настроен на решение этой проблемы.

Итак, пока президент Путин у власти, Японии нужно сохранять дистанцию, чтобы не отдалиться от этой проблемы?

— Во-первых, нужно четко заявлять о существовании политической проблемы, которую необходимо решить. Не все политики помнят о существовании подобных проблем. В особенности, когда у власти находится сильный руководитель, его окружение склонно к тому, чтобы предоставлять ему только позитивную информацию. Существует возможность, что эта информация просто не доходит до Путина. Поэтому важно вести переговоры, обсуждая фактические данные. На данном этапе нужно нанести удар в корпус.

Нанести удар, чтобы не растерять все силы. В этом вопросе также необходима выносливость.

— Если ограничиваться только ударами, то люди, высказывающие иное мнение, могут подумать, что Япония не относится серьезно к проблеме «северных территорий». Все не так просто.

— Большое спасибо за доходчивые объяснения.

Опубликовано 15/04/2016 15:15
http://inosmi.ru/politic/20160418/236184865.html

0

8

JB Press, Япония

Свяжет ли трубопровод Россию и Японию?
07.05.2016
Кадзухико Фудзи (Kazuhiko Fuji)

«Я считаю, что трубопровод — это важный проект, который может связать Россию и Японию». Депутаты Либерально-демократической партии Японии, мечтающие о скорейшем улучшении российско-японских отношений и расширении энергетического сотрудничества с Россией, встретились с руководством Газпромбанка, которое находилось с визитом в Японии в конце марта. Вышеуказанную фразу произнес представитель российской стороны, которого поразило необычайное гостеприимство японцев.

Газпромбанк — это дочернее предприятие Газпрома, крупнейшего в мире производителя газа. Это один из трех крупных российских банков. Среди его основных направлений финансирования — газ, химия, производство оборудования. Японский аналог Газпромбанка — Индустриальный банк Японии, занимающийся промышленным финансированием.

Природный газ Сахалина, который можно считать японскими природными ресурсами

Трубопровод, о котором говорила российская сторона, — это газопровод, по которому газ будет поставляться с Сахалина в Японию.

По прямой от Сахалина до города Вакканай на острове Хоккайдо 43 километра. Вдоль береговой линии острова, которая простирается на 600 километров, находятся большие запасы природного газа. Токио и Сахалин разделяют Сангарский пролив и пролив Лаперуза, однако они очень узкие. К тому же расстояние от столицы Японии до Сахалина меньше, чем до Окинавы.

Если не брать в расчет границу, то не будет преувеличением сказать, что это японские природные ресурсы. Сахалинский газ был обнаружен в 1980-х годах усилиями совместного российско-японского проекта. Запасы газа составляют 2,4 триллиона кубометров. Если исходить из объемов потребления газа всей Японией, то этих запасов хватит на 24 года.

С марта 2009 года природный газ из второго района добычи в виде СПГ поставляется в Японию, Китай и Южную Корею. Тем не менее большая часть запасов газа до сих пор не освоена.

Компания, занимающаяся первым районом добычи, в 2000 году потребовала от японских властей проложить трубопровод через Хоккайдо до столичного округа, однако проект не был осуществлен, поскольку электроэнергетическая промышленность Японии, являющаяся основным покупателем, не одобрила этот проект.

90% природного газа в мире экспортируется по трубопроводам, однако Япония завозит голубое топливо только в виде СПГ. На сжижение, отправку по морю и выпаривание требуются большие расходы. Обычно СПГ используется для отправки на большие расстояния, однако гораздо дешевле поставлять газ по трубопроводу. Поэтому, с учетом близкого расстояния, для отправки сахалинского газа в Японию подходит именно трубопровод.

Российско-японское энергетическое сотрудничество представляет собой только СПГ-проекты

Недавно Газпром предложил Японии построить газопровод.

В мае 2012 года председатель совета изучения политики Демократической партии Японии Сэйдзи Маэхара (Seiji Maehara) провел в Москве переговоры с вице-президентом Газпрома Александром Медведевым. Тогда российская сторона предложила проложить газопровод в Японию.

Газпром рассматривает Азию, в том числе Японию, в качестве желаемого рынка. Ответ г-на Маэхара на предложение российской стороны был позитивным: «Правительство готово обсудить этот проект». Тем не менее после возвращения на родину Маэхара заявил, что приоритет отдан строительству СПГ-базы во Владивостоке, тем самым продемонстрировав пассивную позицию в отношении газопровода.

Комментируя идею строительства газопровода Сахалин — Япония, глава Газпрома Алексей Миллер, проигнорированный японской стороной, в конце июня 2013 года подчеркнул, что предмет обсуждения отсутствует. Тем самым он выразил мысль, что газ будет экспортироваться в Японию только в виде СПГ. С тех пор не произошло никаких изменений.

Предполагается, что г-н Маэхара изменил свое мнение в силу того, что в СПГ-проектах во Владивостоке принимали участие компании «Марубэни» и «Итотю». Поскольку в СПГ-проекте «Сахалин-2» участвуют такие компании, как «Мицубиси» и «Мицуи», можно говорить о том, что российско-японское энергетическое сотрудничество затрагивает только СПГ.

Министерство экономики, торговли и промышленности Японии, которое пытается привлечь к проектам частные компании, также считает, что предложения российской стороны касаются только СПГ-проектов.

На самом деле Россия хочет пересмотреть китайский уклон?

Россия вновь начала проявлять интерес к проектам строительства трубопровода в Японию. На это влияет так называемый «китайский фактор».

Россия, оказавшаяся в кризисе после того, как западные страны ввели против нее экономические санкции в связи с украинским конфликтом, укрепляла отношения с Китаем, однако в российско-китайских отношениях возникли разногласия.

В прошлом году Китай стал крупнейшим импортером российской нефти, до этого им была Германия. Крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» испытывает затруднения с финансированием. В связи с этим она обсуждает возможность продажи своих акций на фондовой бирже для привлечения капитала. При этом китайская CNPC выразила желание приобрести примерно 20% акций «Роснефти».

То есть Китай увеличивает свое присутствие в нефтяной сфере. Между тем сходная ситуация начала складываться и в сфере природного газа.

В ходе своего визита в КНР в мае 2014 года президент Путин подписал соглашение о строительстве газопровода в Китай. В апреле этого года завершилась экономическая оценка целесообразности проекта. В ближайшее время начнется строительство газопровода.

До этого Китай практически не участвовал в газовых проектах, однако когда завершится строительство газопровода, КНР станет крупным импортером российского газа.

На фоне падения цен на газ, который Россия экспортирует в Европу, непростой переговорщик Китай также не планирует покупать газ по ценам 2014 года.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров, посетивший Китай 29 апреля, заявил, что президент Путин отправится в КНР в июне. Скорее всего, Москва в очередной раз будет демонстрировать «медовый месяц» в отношениях с Китаем, однако, на мой взгляд, на самом деле Россия хочет пересмотреть китайский уклон, сблизившись с Японией для поддержания определенного баланса.

Газовое сдерживание

В Японии многие опасаются, что после появления трубопровода Россия получит возможность держать Японию за горло. Тем не менее большинство экспертов в области энергетики уверено в том, что эмбарго на поставки газа — это оружие, которым невозможно воспользоваться.

Дело в том, что на фоне обострения конкуренции в сфере поставок природных ресурсов в случае, если газодобывающая страна прекращает поставки газа в одностороннем порядке, она теряет доверие со стороны страны-потребителя, которая больше никогда не будет приобретать газ у этого поставщика.

Доказательством тому служит реакция российского правительства на действия турецких ВВС, которые сбили российский штурмовик в ноябре 2015 года. В списке антитурецких санкций, введенных Россией, отсутствовал пункт, касающийся эмбарго на экспорт газа в Турцию (проект строительства «Турецкого потока» был положен под сукно).

И это несмотря на то, что это стало бы катастрофой для Турции, которая наполовину зависит от импорта российского газа.

Специалисты в области энергетики обращают внимание на то, что прокладка газопровода повышает безопасность соответствующего региона. Возникает концепция газового сдерживания — сродни ядерному сдерживанию, существовавшему в период холодной войны.

Причина повышения безопасности состоит в следующем: газодобывающей стране необходимо стабильно поставлять газ стране-потребителю для того, чтобы покрыть свои вложения в строительство трубопровода, поэтому ни газодобывающая страна, ни страна-потребитель не заинтересованы в том, чтобы предпринимать вражеские шаги в отношении друг друга (газопровод, связавший Россию и западную Европу во время холодной войны, стал гарантом взаимной безопасности).

При этом поставки СПГ таких гарантий не дают. Дело в том, что в этом случае связи не станут настолько крепкими.

Возможно, именно поэтому в сентябре 2015 года европейские компании заключили с Газпромом контракт на расширение «Северного потока», несмотря на санкции.

Обсудят ли этот вопрос главы России и Японии?

Тем не менее после введения санкций Япония заморозила экономическое сотрудничество с Россией. Сторонам было даже непросто договориться о встрече в верхах, которая пройдет 6 мая в Сочи.

Необычно то, что 20 апреля во время церемонии вручения верительных грамот в Кремле, в ходе которой чрезвычайный и полномочный посол Японии в России Тоёхиса Кодзуки (Toyohisa Kozuki) вручил верительные грамоты президенту Путину, российский лидер заявил, что 6 мая премьер Абэ посетит Сочи.

Скорее всего, это была его реакция на сообщения некоторых российских СМИ о том, что премьер Абэ решил отменить визит в Россию в мае под давлением США. Возможно, обозреватели неправильно трактовали слова представителя российского МИД, который 16 апреля заявил, что Япония приостановила работу с Россией, так как Вашингтон упорно требовал не делать этого. Это свидетельствует о желании президента Путина осуществить встречу с премьером Абэ, несмотря ни на что.

В ходе встречи с президентом Путиным глава Японии планирует подготовить обстановку для решения территориальной проблемы благодаря развитию отношений в сфере экономики и безопасности, не зацикливаясь на вопросе «северных территорий», по которому между сторонами существуют серьезные противоречия.

Я находился в Германии сразу же после ее объединения. Я прекрасно помню слова многих немцев, которые говорили о том, что газопровод способствовал тому, что СССР признал воссоединение Германии.

Поэтому прокладка трубопровода, скорее всего, выгодна Японии в долгосрочной перспективе.

Пока неизвестно, будут ли главы России и Японии обсуждать эту тему во время встречи в верхах. Тем не менее если построить трубопровод, он прослужит 100 лет. Для того чтобы реализовать эту долгосрочную государственную политику, необходимо, чтобы соответствующее соглашение было достигнуто на высшем уровне между премьером Абэ и президентом Путиным, как на то указывает экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер, который внес неоценимый вклад в строительство «Северного потока».

Опубликовано 06/05/2016 16:29
http://inosmi.ru/economic/20160507/236444911.html

0

9

РУССКАЯ ПЛАНЕТА

Плана Абэ по развитию России включает строительство заводов на Дальнем Востоке
07 мая 2016, 04:35

План экономического сотрудничества России и Японии направлен на развитие инновационных сфер в России. Согласно плану Токио поможет построить на Дальнем Востоке заводы по переработке сжиженного газа, аэропорты и морские порты, больницы.

Параллельно с таким сотрудничеством Япония намерена предпринимать попытки достичь прогресса в решении вопроса Курильских островов. Об этом узнали японские СМИ после визита премьера Японии Синдзо Абэ в Сочи и переговоров с президентом России Владимиром Путиным, сообщает РИА «Новости».

Ранее глава МИД Сергей Лавров рассказал о том, что Владимир Путин и Синдзо Абэ договорились о возможности возобновления формата «2+2». Он предполагает встречи с участием министров иностранных дел и обороны.

По словам Лаврова, на встрече было отмечено, что это полезная структура и было бы хорошо возобновить ее работу и как в целом наращивать работу уже существующих механизмов.

http://rusplt.ru/news/plana-razvitiyu-r … 81014.html

0

10

Майнити симбун, Япония

Встреча глав РФ и Японии: развитие Дальнего Востока в качестве козыря и план сотрудничества, предложенный Абэ
11.05.2016
Синсаку Мано (Shinsaku Mano)

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ в ходе встречи 6 мая с президентом Путиным предложил план сотрудничества из восьми пунктов в надежде на решение проблемы «северных территорий». В основном этот план касается развития Дальнего Востока, на которое рассчитывает Россия. Японская сторона надеется, что он станет козырем для того, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Президент Путин приветствует это предложение, однако неизвестно, будет ли оно способствовать развитию переговоров по территориальной проблеме.

«Я готовлю план, который непосредственно скажется на благосостоянии россиян. Если он будет реализован, двусторонние отношения будут развиваться быстрыми темпами». В ходе встречи премьер Абэ представил план из восьми пунктов, подчеркнув его значимость этими словами.

Восемь пунктов в основном посвящены сотрудничеству в экономической сфере: в частности, они касаются вопросов развития энергетики и строительства инфраструктуры. Японские власти полагают, что они могут оказать содействие в таких областях, как сельское хозяйство без агрохимикатов, разработка нефтяных месторождений, а также строительство больниц. Цель премьера состоит в том, чтобы попытаться исправить отношения, развивая сотрудничество в разнообразных сферах, включая взаимодействие между простыми гражданами.

Тем не менее экономическое сотрудничество с Россией представляет для Японии большой риск. Велика вероятность, что оно будет способствовать тому, что Россия начнет относиться к территориальной проблеме с большим энтузиазмом, однако многие опасаются, что вопрос «северных территорий» может отойти на второй план, если приоритет будет отдан только экономическому сотрудничеству. Поскольку экономическим сотрудничеством будут в основном заниматься частные компании, неизвестно, будет ли оно развиваться так, как того хочет правительство.

С другой стороны, экономическое сотрудничество с Японией стало достижением российской дипломатии. В сентябре этого года в России пройдут парламентские выборы, поэтому Кремлю необходимо выводить экономику из кризиса. Дело в том, что будет непросто реформировать экономику, которая чрезмерно зависит от природных ресурсов, без инвестиций и технологической помощи со стороны развитых стран.

Одна из основных задач Кремля заключается в развитии отсталого Дальневосточного региона. Также Россия надеется на то, что Япония поможет ей снизить зависимость от Китая.

Нынешний план во многом стал пересмотром экономической части совместного российско-японского заявления, опубликованного в апреле 2013 года. Таким образом, стороны вернулись к переговорному процессу, связанному с подписанием мирного договора, который существовал до украинского кризиса. Российская сторона, настаивавшая на комплексном подходе, приветствует это предложение. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил местным СМИ, что территориальная проблема обсуждалась в крайне конструктивном ключе.

Российская сторона предложила возобновить переговоры в формате «2+2» — министров иностранных дел и обороны. Она стремится к укреплению сотрудничества с Японией не только в экономической сфере, но и в сфере безопасности.

План сотрудничества из восьми пунктов:

1. Увеличение продолжительности здоровой жизни благодаря строительству передовых больниц;

2. Развитие городов: строительство домов на севере, систем водопотребления и канализации, транспортной сети;

3. Укрепление сотрудничества в сфере малого и среднего бизнеса;

4. Энергетическое сотрудничество;

5. Диверсификация промышленности и повышение производительности;

6. Строительство аэропортов и морских портов на Дальнем Востоке; мелиорация земель;

7. Сотрудничество в сфере передовых технологий: атомная энергетика и информационные технологии;

8. Обмен кадрами для углубления взаимопонимания.

Опубликовано 08/05/2016 12:58
http://inosmi.ru/politic/20160511/236481491.html

0

11

President Online, Япония

Абэ vs Путин: содержание секретных переговоров

22.02.2017
Кэнъити Омаэ (Kenichi Omae)


После встречи во Владивостоке премьер Абэ пребывал в хорошем настроении, он заявил, что появились перспективы для развития территориальных переговоров. Однако после встречи в Лиме выражение его лица изменилось. Что же тогда сказал ему Путин? Ответы следует искать в 1956 году, когда были восстановлены советско-японские отношения, но в дело вмешались США.

На пресс-конференции президент Путин коснулся «угрозы Даллеса»
В декабре прошлого года в Японии прошла встреча между президентом Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Премьер Абэ так прокомментировал ее результаты: «Мы договорились начать обсуждение особой системы для реализации совместной хозяйственной деятельности на четырех северных островах». Он также заявил: «Начало обсуждения совместной хоздеятельности — это важный шаг к заключению мирного договора».

Ранее для японского правительства условием для заключения мирного договора являлась проблема «северных территорий». Это не приносило никаких ощутимых результатов. В основном все японские СМИ подчеркивали, что по территориальной проблеме нет никаких подвижек.

Тем не менее я считаю, что не было ни одной встречи на высшем уровне, в ходе которой стало бы настолько понятно отношение российской стороны к проблеме «северных территорий». Оно проявилось во время совместной пресс-конференции после встречи глав России и Японии. На вопрос журналиста президент Путин ответил: «Например, в 1956 году Советский Союз и Япония близко подошли к разрешению этого спора и подписали (и не только подписали, но и ратифицировали) Декларацию 1956 года, как мы знаем. В то же время Соединённые Штаты, которые считают, что у них есть интересы в этом регионе, практически устами тогдашнего госсекретаря господина Даллеса объявили ультиматум Японии: если в Японии сделают что-то, что противоречит интересам Соединённых Штатов, то тогда Окинава уйдет полностью под юрисдикцию США».

Подробнее я коснусь этой темы ниже, однако это исторический факт, который называется «угрозой Даллеса». Польку был вбит такой клин, территориальная проблема между Россией и Японией вообще не двигалась. После встречи с лидером Японии, которая является союзником США, президент Путин официально заявил об «угрозе Даллеса». Это говорит о том, что разговор между главами России и Японии был достаточно откровенным, а также означает, что стороны разделили историческое восприятие территориальной проблемы.

Проблема «северных территорий» касается не только Японии и России. Она также относится к взаимоотношениям между Японией и США. И я думаю, что президент Путин неоднократно напоминал премьеру Абэ об этом исторически досадном моменте.

В подходе России и Японии к «северным территориям» есть серьезные разногласия. Японский МИД объяснял японцам следующее: «Несмотря на действие Советско-японского пакта о нейтралитете, СССР нарушил этот договор и продолжил атаковать Японию и после ее капитуляции, незаконно захватив "северные территории". В настоящее время Россия фактически владеет этими островами». В свою очередь, Россия подчеркивает, что она обладает законными правами на острова, поскольку СССР победил во Второй мировой войне, и острова отошли ему по результатам этой войны.

Следовательно, у России и Японии нет территориальной проблемы.

Чьи же заявления разумны? С точки зрения исторических фактов права Россия.

Если исследовать ход послевоенных переговоров, Каирскую, Ялтинскую конференции и так далее, то «северные территории» — это советский трофей. В то время Сталин потребовал, чтобы Хоккайдо был разделен на северную и южную части, подобно Берлину, и чтобы северная часть стала советской.

Скончавшегося от болезни президента Рузвельта сменил президент Трумэн, который отверг предложение о разделе Хоккайдо. Взамен он предложил южную часть Сахалина и Южные Курилы. Другими словами, именно США сказали, чтобы СССР забирал «северные территории».

Что касается нарушения пакта о нейтралитете и начала войны против Японии, то этого также потребовал президент Рузвельт. Войска на «северные территории» доставил американский линкор «Миссури». Это произошло до того, как 2 сентября Япония подписала капитуляцию.

Другими словами, Японии и СССР еще находились в состоянии войны, поэтому захват «северных территорий» нельзя назвать незаконным. Более того, российская сторона недоумевает: какие могут быть претензии, если всех жителей выслали, никого не убив?

Это на 100% отличается от сведений из японских учебников и информации МИД Японии. Изначально девиз «северные территории — исконно наши земли» — это чудовищная ложь. Единственное, что можно сказать, что эти территории принадлежат айну (народ, проживающий на острове Хоккайдо — прим. ред.), но нет никаких доказательств того, что острова являются японскими.

В соответствии с международными правилами территории присваиваются в результате войны. Если что-то не устраивает, то их остается только вернуть при помощи военной силы. Что касается «северных территорий», то западная коалиция признала, что они принадлежат России по результатам Второй мировой войны. Япония настаивает на том, что это исконно японские территории. Это означает, что она не признает результаты Второй мировой войны.

Именно поэтому российские политики и чиновники часто говорят о том, что Россия не может вести переговоры о мирном договоре и возврате территорий в свете того, что Япония не признает результаты Второй мировой войны. Президент Путин также неоднократно повторял: «Отправная точка для переговоров — это признание результатов Второй мировой войны», однако в этот раз в самом начале он даже упомянул «угрозу Даллеса».

«Угроза Даллеса» — это событие, произошедшее в августе 1956 года во время переговоров в Лондоне между министром иностранных дел Японии Мамору Сигэмицу (Mamoru Shigemitsu) и госсекретарем США Джоном Фостером Даллесом. Даллес поставил условие для возврата Окинавы: Япония должна потребовать, чтобы СССР вернул все четыре острова сразу.

Поскольку СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор, дипломатические отношения между ним и Японией были восстановлены в октябре 1956 года. Тогда стороны подписали Советско-японскую декларацию. СССР и Японии удалось прийти к компромиссу: после подписания мирного договора Японии передаются острова Шикотан и Хабомаи. И тут вмешались США.

Это и есть «угроза Даллеса». В свете обострения холодной войны сближение СССР и Японии, а также развитие территориальных переговоров серьезно беспокоило США. Есть мнение, что правительство Японии было против возврата двух островов, но так или иначе именно «угроза Даллеса» стала причиной того, что Токио начал требовать вернуть все четыре острова. То есть президент Путин дал четко понять, что США оказали колоссальное давление.

В результате СССР и Япония не смогли договориться, территориальная проблема оказалась под сукном, и мирный договор подписан не был.

Дерзкое предложение как условие для возврата «северных территорий»

Встречи глав России и Японии прошли в мае в Сочи, в сентябре во Владивостоке, в ноябре в Лиме и еще 12 раз. После встречи во Владивостоке премьер Абэ пребывал в хорошем настроении, он заявил, что появились перспективы для развития территориальных переговоров. Однако после встречи в Лиме выражение его лица изменилось. Что же тогда сказал ему Путин? Может быть, следующее:

«Мы можем вернуть, по крайней мере, два острова. Тем не менее суверенитет перейдет Японии, в результате чего острова подпадут под действие японо-американского соглашения в области безопасности. Если США захотят разместить на Южных Курилах ракеты, вы сможете им отказать?».

Россия не допустит того, чтобы на возвращенных островах появились американские военные базы. Тем не менее правительство Японии, требующее, чтобы страну защищали вплоть до архипелага Сенкаку, не сможет сказать США, чтобы они исключили «северные территории» из договора о безопасности.

В этом смысле министр иностранных дел России Сергей Лавров не ошибается, заявляя, что территориальные переговоры не развиваются, поскольку Япония не является независимой страной, которая может сама принимать решения. Возможно, именно это президент Путин открыто заявил опешившему японскому лидеру:

«Ведь, это нереально. Изначально именно США поставили на кон возврат Окинавы и помешали вернуть два острова, а также подписать мирный договор. Япония приняла эти условия, и твой двоюродный дед, Эйсаку Сато (Eisaku Sato), вернул Окинаву. Может, тогда обсудим возврат Южных Курил на тех же условиях?».

Что касается возврата Окинавы, то помимо «угрозы Даллеса», было еще одно дополнительное условие, которое скрывает МИД Японии: гражданская власть будет возвращена, а военная — нет.

Именно поэтому Япония не может предъявить никаких претензий, если на Окинаве происходят инциденты или там размещают минно-тральные корабли USS Osprey. Часть этой договоренности известна в Японии под названием Соглашение о статусе войск. Тем не менее правительство Японии ни разу не представило японцам пояснений, касающихся этого соглашения.

Нет сомнений в том, что дерзкое предложение президента Путина вернуть гражданскую, но не военную власть на острова, чтобы избежать появления там американских военных баз, обескуражило премьера Абэ, и тогда он осознал всю глубину и сложность территориальной проблемы.

Глава Японии, пообещавший урегулировать проблему «северных территорий», пока живо его поколение, вынужден продумывать этот вопрос в одиночку и делать следующий шаг. Если с кем-то советоваться, это может только навредить. По слухам, генеральный секретарь Совета национальной безопасности Японии Сётаро Яти (Syotaro Yachi) заявил российскому высокопоставленному чиновнику, что в случае передачи Японии Курильских островов, там могут оказаться военные базы США.

Сложно понять, что творится в душе у премьера Абэ, который осознал всю глубину этой проблемы.

В ходе встречи на высшем уровне в декабре Россия и Япония взяли курс на совместную хозяйственную деятельность в соответствии с «особой системой». Можно предположить, что «особая система» подразумевает способ возврата Окинавы: приоритет отдается экономической деятельности при разделе суверенитета. То есть Путин и Абэ положили под сукно территориальную проблему, которая может вызвать нервную реакцию со стороны США, и сосредоточились на мирном договоре, а также такой деятельности, как энергетика и туризм, которая может принести дивиденды не только России, но и Японии.


http://inosmi.ru/politic/20170222/238769253.html
Оригинал публикации: 安倍vsプーチン密室会談の中身を語ろう
Опубликовано 20/02/2017 17:32

0

12

The National Interest, США

Могут ли Россия и Япония наконец решить свои территориальные споры?

13.12.2017
Дейв Маджумдар (Dave Majumdar)



«Наши страны готовы расширить сотрудничество между министерствами обороны на основе соглашений на высшем уровне, достигнутых в течение прошлого года», — сказал глава генерального штаба генерал Валерий Герасимов во время своего визита в Токио для встречи со своим японским коллегой адмиралом Кацутоши Кавано.

По словам представителей российского министерства обороны, Россия и Япония проведут в течение следующего года более 30 совместных учений. Однако сотрудничество между Россией и Японией не ограничивается только военной сферой, Кремль пытается заключить более масштабное соглашение с Токио, благодаря которому, наконец, может быть решен Курильский вопрос.

«Мы вели стратегический диалог с Японией до начала кризиса на Украине (министерства обороны и иностранных дел), и теперь он возобновляется, — рассказал нашему изданию Василий Кашин, старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ. — Это часть общего сближения с Японией. Есть реальная надежда найти в ближайшие годы решение территориальных вопросов. В то же время делаются реальные попытки расширить экономическое сотрудничество».

Между Россией и Японией постоянно проходят переговоры о статусе Курил и о том, как можно решить эти территориальные споры. «На это есть надежда, — говорит Кашин. — Возможно, она не осуществится, но на данный момент они действительно пытаются найти выход, причем с обеих сторон. Но эти переговоры держатся в секрете».

Одним из возможных результатов может быть возвращение Курильских островов Японии в обмен на расширение экономического и технологического сотрудничества, но при условии, что никакие американские силы никогда не ступят на эти территории. Россия усвоила свой исторический урок, когда лидер Советского Союза Михаил Горбачев вышел из стран Восточной Европы, не заручившись письменной гарантией, что НАТО не будет расширяться в этих регионах, занимая освободившиеся территории. «Оспариваемые территории — частично или полностью — перейдут к Японии с некоторыми ограничениями, — сказал Кашин. — Одно из них состоит в том, чтобы на переданных Россией территорией не было никакого военного присутствия США».

Это условие, однако, вызывает у Токио некоторые затруднения, так как Япония опасается, что согласие будет угрожать ее союзу с США. «Это проблема: японцы боятся, что это будет угрожать их альянсу с США, и США в таком случае исключат Сенкаку из обязательств, достигнутых в рамках их соглашения», — говорит Кашин.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются и Москва, и Токио — несмотря на крохотную территорию Курильских островов и их относительную незначительность — состоит в том, что в обоих государствах есть националисты, сопротивляющиеся любым компромиссам. Именно поэтому Кремль и Токио держат переговоры в тайне. «В целом переговоры держатся в секрете, чтобы националистические элементы с обеих сторон не могли в них вмешаться», — говорит Кашин.

http://inosmi.ru/politic/20171213/241000008.html
Оригинал публикации: Could Russia and Japan Finally Settle Their Island Dispute?
Опубликовано 12/12/2017 16:13

0


Вы здесь » Россия - Запад » ПОЛИТИКА » О бедной Японии, замолвите слово...