Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » ЕВРАЗИЯ » РОССИЯ-ИРАН: политика, экономика, люди...


РОССИЯ-ИРАН: политика, экономика, люди...

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Jamejam, Иран

Первая отправка С-300 в Иран
21.02.2016

Редакционная статья

Спустя годы споров и долгих разъяснений по поводу поставок в Иран российского ракетного комплекса С-300 сегодня, 18 февраля 2016 года, одна из его частей будет впервые получена Исламской Республикой.

По сообщению иранского информационного агентства IRIB со ссылкой на российский Sputnik, в ходе своего визита в Россию министр обороны и логистики Вооруженных сил Ирана Хосейн Дехган в Астрахани должен стать свидетелем начала поставки в Тегеран оборонного комплекса С-300, который отправляется в Иран морским путем.

Многострадальный контракт

Тегеран и Москва подписали контракт на поставку пяти оборонных ракетных комплексов С-300 на сумму 800 миллионов долларов в 2007 году и часть суммы иранская сторона уже успела перечислить. Однако несмотря на обязательность выполнения данного договора и тот факт, что поставка данного вооружения не подпадала ни под один из запретов ООН и даже односторонние незаконные санкции Евросоюза и Соединенных Штатов против Ирана, давление на Россию со стороны сионистского режима и Вашингтона привело к тому, что тогдашний президент Дмитрий Медведев в 2010 году заморозил поставку, мотивируя свое решением тем, что контракт якобы нарушает резолюции Совета Безопасности.

Тем не менее, в апреле 2015 года после определенного прогресса в процессе переговоров по ядерной проблеме между Ираном и «шестеркой» международных посредников президент России Владимир Путин отменил эмбарго на поставку в Иран комплекса С-300. Вслед за этим решением между двумя странами начались консультации по поводу подписания нового договора на поставку в Иран данных оборонных комплексов. Когда же в прессе появились сообщения об окончательной договоренности по поводу отправки С-300, официальный представитель Госдепартамента США персоговорящий Алан Эйр заявил, что поставка данного комплекса не нарушает никакую резолюцию, однако сама по себе беспокоит его страну.

Наконец, Соединенные Штаты официально признали этот факт, ведь еще с 2007 года эта страна прилагала все свои дипломатические усилия для того, чтобы не допустить реализацию данного контракта.

Роль сотрудничества между Москвой и Тегераном в решении региональных кризисов

Процесс отправки комплекса С-300 совпал по времени с визитом в Россию министра обороны Ирана, в ходе которого Хосейн Дехган провел детальные переговоры на тему оборонного сотрудничества с российским руководством, включая президента страны Владимира Путина. По сообщению иранского информагентства IRNA, президент России Владимир Путин на своей встрече с иранским министром обороны, состоявшейся вечером 16 февраля в Кремлевском Дворце, положительно оценил развитие отношений между Москвой и Тегераном в сфере обороны и безопасности, столь необходимое для интересов обеих стран, и подчеркнул целесообразность его продолжения в рамках заключенных соглашений. Путин также заявил о важности стратегического сотрудничества России и Ирана в урегулировании ближневосточных кризисов и роли двух стран в создании прочной безопасности в регионе. Российский лидер приветствовал возвращение Ирана на мировые рынки после вступления в силу соглашения о Совместном Комплексном Плане Действий (СКПД) по ядерной программе и, признав это естественным правом Ирана, пожелал укрепления позиций Исламской Республики.

На своей встрече с Владимиром Путиным Хосейн Дехган, передав ему наилучшие пожелания от лица Высшего руководителя Ирана Али Хаменеи и президента страны Хасана Рухани, тоже высоко оценил партнерство двух стран в области обороны и безопасности и заявил: «Отношения Москвы и Тегерана являются стратегическими и долгосрочными». Министр обороны Ирана дал положительную характеристику эффективной роли, стратегическим и судьбоносным решениям российского президента в плане содействия решению сложных ближневосточных кризисов и заявил: «Путем сотрудничества и тесного взаимодействия мы должны очисть регион от терроризма». Указав на решительность руководства обеих стран всесторонне углублять отношения друг с другом, министр обороны Ирана отметил: «Этот процесс может стать хорошим образом регионального сотрудничества».

Развитие оборонного сотрудничества между Москвой и Тегераном

В ходе визита в Москву Хосейн Дехган также встретился и со своим российским коллегой.

Как сообщает отдел по связям с общественностью Министерства обороны Ирана, министры обороны двух стран, обсудив последние события в регионе, обменялись мнениями по поводу способов всестороннего развития отношений в области обороны и безопасности, двухстороннего сотрудничества, а также некоторых международных региональных вопросов. На этой встрече Хосейн Дехган заявил, что Иран решительно настроен на развитие партнерства с российской стороной, признав положительным и набирающим обороты процесс реализации подписанных соглашений. Министр обороны России Сергей Шойгу, тоже, в свою очередь, сказав слова приветствия посетившему Москву иранскому коллеге, сообщил: «Наши отношения находятся на высоком уровне, и мы готовы развивать свое сотрудничество и оказывать помощь политическому решению тех или иных вопросов, региональных проблем и кризисов».

Глава российского оборонного ведомства высоко оценил важность встречи Хосейна Дехгана с российским лидером и добавил: «Мы выступаем за долгосрочные стратегические сотрудничества с Тегераном». Министр обороны России также подчеркнул: «В современном мире обеим странам приходится сталкиваться с общими угрозами и вызовами и они должны вместе противостоять им».

ЗРК С-300: краткий обзор

Зенитный ракетный комплекс С-300 специально разработан для защиты от воздушных атак противника промышленных предприятий, государственных учреждений, военных баз и командных пунктов. Он также способен уничтожать баллистические цели и поражать наземные объекты. При помощи этого комплекса можно одновременно отслеживать несколько целей и уничтожать вражеские самолеты на расстоянии 150 и на высоте 27 километров.

Оригинал публикации: نخستین محموله موشکهای اس- 300 در تهران
Опубликовано 18/02/2016 (29 бахмана 1394)
http://inosmi.ru/country_iran/20160221/235499420.html

Отредактировано Konstantinys2 (Чт, 30 Ноя 2017 08:20:46)

0

2

Nowa Europa Wschodnia, Польша

Между союзом и соперничеством

30.11.2017
Якуб Гайда (Jakub Gajda)


Иран и Россия занимают сходную позицию по основным ближневосточным проблемам. В первую очередь их связывает негативное отношение к американским концепциям, связанным с этим регионом. Возникает вопрос о том, насколько прочным будет их союз.

Географические сферы влияния Тегерана и Москвы пересекаются уже много веков подряд в Закавказье, Средней Азии и Афганистане. В последние два столетия они не раз вступали в конфронтацию в этих регионах. Иранцы считают, что за Россией накопилось множество грехов. Сначала царь отобрал у персидской империи Каджаров часть территории, а потом взял под свой полный контроль северные провинции страны. Во время Второй мировой войны и сразу после нее Советский Союз также оккупировал северный Иран, поддерживал сепаратистов на его северо-западных рубежах и распространял свои культурно-идеологические влияния на часть «иранского мира» (Средняя Азия, Закавказье). Наконец, несмотря на то, что в феврале 1979 года СССР стал первым государством в мире, которое признало власти Исламской республики Иран, Москва поддержала в ирано-иракском конфликте Саддама Хусейна (не обладавшая суверенитетом Польша тоже, что любопытно, иранцы продолжают об этом помнить).

Отец исламской революции аятолла Рухолла Хомейни, испытывая неприязнь к Соединенным Штатам и Советскому Союзу, сформулировал для своего государства и народа концепцию третьего пути, которая сводилась к формуле «не восток, не запад, а Исламская республика». Тегеранские власти продолжают придерживаться этого принципа и называют Иран ведущим игроком антиимпериалистической войны за многополярный мир.

СССР в риторике Хомейни был «малым сатаной» (на фоне «великого сатаны» — США): иранский лидер критиковал коммунистическую и атеистическую идеологию. Однако если угрозу для Тегерана представлял призрак коммунизма, то Москва видела опасность в идеологии Исламской революции. Некоторые историки до сих пор усматривают причину вторжения СССР в Афганистан в том, что Кремль опасался распространения исходящей из Ирана исламистской идеологии в непосредственной близости от своих границ. При этом остается фактом, что в тот период Тегеран (хотя он сам находился в состоянии конфликта с Ираком) по мере возможности помогал афганским моджахедам бороться с советской армией. Неудивительно, что распад Советского Союза стал для иранцев хорошей новостью. После этого события враждебное отношение к Кремлю начало ослабевать. Процесс оттепели шел постепенно, поскольку обе стороны сохраняли осторожность. Иначе и быть не могло, ведь на пути к дружбе оставалось множество препятствий, а одновременно с появлением на Кавказе и в Средней Азии независимых государств появились новые сферы ирано-российской борьбы за влияния.

Однако Москва и Тегеран постепенно находили конкретные сферы, в которых они могли начать сотрудничество. 1990-е годы ознаменовались развитием торговых контактов. Через несколько лет после распада СССР Москва подключилась к развитию иранской ядерной программы, оказав иранцам техническую поддержку при строительстве АЭС «Бушер». Этот шаг был воспринят неоднозначно и привел (в первую очередь с подачи США и Израиля) к дальнейшей изоляции Ирана на международной арене. Особую роль в процессе укрепления ирано-российских отношений сыграла как раз американская политика. С конца 1990-х годов Тегеран осторожно рассчитывал на нормализацию отношений с Вашингтоном (одновременно не переставая критиковать гегемонию США), однако, это не принесло результатов.

Вначале иранцев шокировало то, что президент Джордж Буш-младший включил их страну в «ось зла», а теперь после периода надежд на оттепель, возникших при Бараке Обаме, ее подверг критике Дональд Трамп. Судьбу Ирана в последние годы разделила Россия, так что побочным эффектом санкций Вашингтона против двух этих государств станет, судя по всему, дальнейшее их сближение.


Россия — окно свободы

Санкции, которые вводит Запад, а также западная антироссийская и антииранская риторика приводят к тому, что мировые СМИ ставят Москву и Тегеран в один ряд и изображают их союзниками, хотя это не вполне соответствует действительности. Иран осознает, что ему придется выстраивать хорошие отношения с сильным региональным игроком, но у иранской улицы и ее жителей Россия вызывает неоднозначные чувства. С одной стороны, иранцы испытывают к гордым и сильным россиянам уважение, но с другой — недоверие. В прозападных кругах (в Иране есть и такие) можно встретиться даже с неприкрытой неприязнью к России.

Иранцы, например, говорят: «в бизнесе не стоит доверять туркам, китайцам и россиянам». Этим они подчеркивают, что предпочли бы вести дела с компаниями из Евросоюза, а не из РФ. Одновременно для запертых в ловушке мусульманского режима граждан Ирана Россия остается одним из окон в свободный мир, где нет половой сегрегации, где можно вести себя расковано, проводить время в модных клубах и пабах, употреблять алкоголь… Представители иранского среднего класса выбирают для отпуска не только Турцию, но также Москву и Петербург, где можно совместить экскурсии с шопингом и развлечениями. Туда охотно ездят также представители высшего класса, у которых до сих пор возникают проблемы с получением виз для поездок в страны ЕС. Между Ираном и Россией действует относительно мягкий визовый режим, а руководство двух стран продолжает работать над его дальнейшим упрощением.

После того как в 2015 году Иран и «группа шести» подписали ядерное соглашение, на улицах Тегерана, в особенности в деловых кварталах, можно все чаще встретить россиян. Экономическое сотрудничество набирает темп (и открывает перспективы для налаживания контактов в других сферах, например, в военной). Россия, пользуясь отсутствием сильных европейских конкурентов, получила доступ к рынку Ирана с его 80-миллионным населением. После подписания ядерного соглашения экономическая изоляция этой страны начала ослабевать, однако, многие страны ЕС, ориентируясь на политику США, не спешат приходить туда с крупными инвестициями. В итоге деньги, которые можно заработать в Иране, попадают в российские, индийские и китайские карманы.

Недавно прогремела новость о новых контактах французских компаний Renault и Total, которые не боятся инвестировать в иранскую экономику, после чего Франция начала представать в роли главного адвоката Ирана на Западе. Однако это исключение, а в целом западные страны продолжают считать Исламскую Республику Иран таким государством, каким она была в начале 80-х годов прошлого века: закрытым, консервативным и пропитанным мусульманским фанатизмом. Конечно, с точки зрения Запада, этот режим выглядит специфическим и неоднозначным, например, в сфере гражданских свобод или соблюдения прав человека, однако, тот, кто бывает в Иране, может заметить, что местный режим в последние годы пережил трансформацию. Западная «слепота» играет на руку Кремлю. В какой-то мере это, возможно, связано с тем, что в некоторых областях российская и иранская система функционирования государства и его управления напоминают друг друга.

Шаткий союз

Центр ирано-российского сотрудничества находится на Ближнем Востоке, хотя Россия и Иран преследуют в этом регионе разные стратегические цели. Он не входит в число приоритетов внешней политики Москвы, но играет в ней важную роль. Это связано с его географической и идеологической близостью к Кавказу и Средней Азии, которые россияне считают своей сферой влияния, а также с кремлевскими планами по восстановлению глобальной позиции России. В свою очередь, Иран, претендует на региональную гегемонию, вступая во все более ожесточенное соперничество с Саудовской Аравией.

Другие региональные враги Ирана — это, разумеется, Израиль и США. Американские влияния старается ограничить также Москва, и в этом лежит еще один ключ к пониманию ирано-российского сближения. Главным совместным успехом Ирана и России на Ближнем Востоке стало, несомненно, сохранение у власти в Дамаске Башара Асада. В итоге Тегерану удалось укрепить свою позицию в Плодородном полумесяце (который все чаще называют «шиитским»).

Трехстороннее сотрудничество Ирана, России и Турции в охваченной конфликтом Сирии позволило создать зоны деэскалации, что может стать первым шагом к установлению прочного мира.

Следует отметить, что переговоры с сирийской вооруженной оппозицией (эта задача легла главным образом на плечи российских дипломатов) стали возможны благодаря контактам Москвы с соперником Тегерана Эр-Риядом. И хотя Иран, с недоверием относящийся к суннитским силам, несколько раз пытался помещать Москве и провоцировал связанные с Саудовской Аравией вооруженные группировки, в итоге предварительное соглашение заключить все-таки удалось. В ближайшее время сложной задачей станет координация действий тройки игроков в сирийских зонах деэскалации.

Следующим нестабильным государством региона выступает Йемен. Иран поддерживает там антисаудовское движение повстанцев-хуситов, втягивая Эр-Рияд в войну, которая потребует много средств. Россия не заинтересована в изменении расклада сил на Аравийском полуострове, поэтому она не вмешивается в йеменский конфликт, хотя одновременно выступает против операций Саудовской Аравии. Однако наметившиеся в последнее время попытки сближения Москвы с Эр-Риядом вызывают обеспокоенность Тегерана, который опасается, что Россия изменит свою позицию по йеменскому вопросу. Ярким примером в этом контексте служит то, что Москва, которая трижды за последний год отказывалась одобрять кандидатуры претендентов на пост посла Йемена из-за их просаудовских позиций, согласилась принять в этой роли Ахмеда Салема Аль-Вахиши. Судя по всему, лоббистские усилия Саудовской Аравии наконец принесли плоды.

В ближайшее время также возрастет значение курдского вопроса. В эпоху холодной войны Советский Союз активно поддерживал курдских коммунистов на территории Ирана, в том числе Мехабадскую республику. Позднее в ходе ирано-иракской войны Москва поддерживала Хусейна и поставляла оружие иракской армии. Все это время россияне стремились раздробить Иран, разделив его по этническим линиям. Иранцы помнят об этом и внимательно следят за действиями России, тем более что сейчас предпринимаются попытки создать курдское государство в Ираке. В Иране живет несколько миллионов курдов, и Москва сохраняет с ними связи.

Брак по расчету

Есть еще один вопрос, не связанный с военными конфликтами: Россия и Иран ведут соперничество на энергетическом рынке. Не секрет, что отмена санкций против иранского нефтяного сектора, ставшая эффектом ядерного соглашения, нанесла удар по интересам Москвы. Она (как и Саудовская Аравия) хочет, чтобы мировые экспортеры снизили объем добычи, тем временем Иран стремится восполнить потери, которые он понес за годы действия санкционного режима.

Однако в этой сфере Москву и Тегеран сблизил антиамериканский фактор. Летом они подписали двусторонний договор о бартерных поставках иранской нефти, которые позволят отказаться во взаимных расчетах от доллара. Соглашение принесло плоды, в частности, способствовало снижению курса доллара на мировом рынке. Эксперты полагают, что именно это могло послужить поводом для введения американских санкций против Тегерана и Москвы.

Опыт прежних лет подсказывает, что западные санкции не всегда позволяют добиться желаемых эффектов. Тот факт, что они подтолкнули Иран к активизации торговых отношений с Москвой, сложно назвать благоприятным для ЕС и США. Отмена санкций была призвана оживить экономику Ирана и стать катализатором экономического бума, которого совершенно справедливо опасались Вашингтон и Иерусалим. С другой стороны, этот шаг был должен дать Западу возможность заработать на большом и емком рынке, на который в течение многих лет не поступало достаточного количества инвестиций. Между тем эйфория, связанная с надеждами на сотрудничество Запада с Ираном, пошла на спад, и Тегеран вместо того, чтобы сблизиться в экономической сфере с Евросоюзом, начал превращаться в государство с неприкрытой антизападной позицией, которое налаживает все более тесное взаимодействие с ЕАЭС.

Ни Москва, ни Тегеран не считают ирано-российские связи особенно дружественными или крепкими. Их отношения выглядят типичным «браком по расчету», сложившимся под давлением международных обстоятельств. Оба государства связывает сложное прошлое, но сейчас благодаря прагматичному подходу обеих сторон их контакты развиваются благоприятно. Россия и Иран составляют сильный союз и, судя по всему, они это понимают.

Оригинал публикации: Między sojuszem a rywalizacją
Опубликовано 29/11/2017 04:15
http://inosmi.ru/politic/20171130/240888150.html

0

3

IICHSIICHS, Иран

Почему СССР решил построить металлургический комплекс в Иране?

20.05.2018
Мохаммад Мусави (Mohammad Musavi)

В 1964 году шахское правительство Ирана заявило о намерении построить металлургический комплекс, и от промышленных стран иранским властям стали поступать разные предложения. В конце концов строительство было поручено Советскому Союзу, который и начал возводить крупнейший в то время в Иране металлургический завод. Строительство началось в 1967 году. Первые корпуса были введены в эксплуатацию четыре года спустя, а через несколько лет новый металлургический комплекс стал важнейшей составляющей тяжелой промышленности страны. В нашей статье мы постараемся ответить на вопрос о том, почему строительством этого промышленного гиганта занялся именно Советский Союз. Дело в том, что на тот период правительство шахской династии Пехлеви было стратегическим союзником Запада, поэтому экономические и политические отношения по большей части поддерживались с Соединенными Штатами. Так почему же вместо США или любой другой страны, входившей в западный блок, для сотрудничества при строительстве металлургического завода в Исфахане был выбран СССР? Кроме того, почему США решили не противиться этому и обращение Ирана к Советскому Союзу и установление между двумя странами торгово-экономических отношений не вызвало негативной реакции Вашингтона? Постараемся ответить на все эти вопросы, анализируя развитие международных отношений и внешней политики Ирана в 60-70-х годах прошлого века.

Внешняя политика Ирана в 60-70-х годах

В Иране в годы руководства страной правительства премьер-министра Мохаммада Мосаддыка (1951-1953) проводилась стратегия «отрицательного баланса». Другими словами, иранские власти решили прекратить раздачу концессий иностранным государствам и даже ликвидировали те нефтяные концессии, которые ранее уже предоставили Великобритании, поскольку в стране было официально объявлено о национализации всей нефтяной промышленности. Тогда же власти страны денонсировали договор с СССР о ведении рыбного промысла на Каспии. Однако после переворота 19 августа 1953 года и отстранения от власти премьер-министра Мосаддыка внешнеполитический вектор Ирана изменился, поэтому страна всецело вошла в блок Запада под предводительством США. На тот период заявленной доктриной Ирана стала стратегия «положительного национализма», или «положительного баланса». В действительности, из самого название этой стратегии становится ясно, что Мохаммад Реза-шах Пехлеви добивался создания некой стратегии для противостояния политики «отрицательного баланса» премьера Мосаддыка. Стратегия «положительного национализма» базировалась на ряде ключевых принципов, в том числе союзе с США и блоком Запада и противостоянии коммунизму и СССР, так что почти по всем внешнеполитическим вопросам Иран оставался преданным союзником Соединенных Штатов.

В начале 60-х годов с приходом к власти в США демократического правительства Джона Кеннеди и началом новой политики, направленной на разрядку напряженности в отношениях с Советским Союзом, изменился и вектор политики Ирана, получившей название «независимой национальной политики». Данная стратегия состояла в поддержке США, развитии отношений с соседними государствами и партнерстве ради поддержания безопасности в Персидском заливе и на Ближнем Востоке в целом. Согласно этой политике, Иран мог не только поддерживать отношения с США и западным блоком, но и развивать связи со своими соседями, особенно членами блока Востока и СССР. Таким образом, одним из ключевых критериев данной стратегии и важнейшим итогом перемен во внешней политике Ирана стала его установка на разрядку напряженности и укрепление отношений с блоком Востока и Советским Союзов в частности. Фактически, в рамках «независимой национальной политики» возобновление отношений с Москвой стало ключевым пунктом переориентации внешней политики Ирана в рамках его доктрины на союз с Западом. Тогда Мохаммад Реза-шах Пехлеви надеялся, что развитие отношений с северным соседом не только умерит аппетиты Советского Союза в отношении Ирана и положит конец его поддержке левых коммунистических группировок внутри Ирана, но и заставит его отказаться от помощи шахским конкурентам в регионе, особенно Ираку.

На тот период Иран добился значительного улучшения в отношениях с государствами Восточной Европы и Китаем, что отразилось в заключении многих торговых и экономических договоров. Однако важнейшим достижением внешней политики Ирана на тот момент стало все же развитие экономических, торговых и даже культурных отношений с Советским Союзом. Ярким примером такого сотрудничества как раз и стал заключенный между двумя государствами договор о строительстве металлургического комплекса в Исфахане. Надо отметить, что в то время это было лишь одним из направлений советско-иранского сотрудничества, поскольку обе страны стали развивать свои отношения и в других областях. В те же годы в Иране при участии Советского Союза были построены тракторный завод в Тебризе и машиностроительное предприятие в Эраке, а также реализованы разного роды проекты, включая возведение трансиранского газопровода и гидроузла Аракс на границе с Азербайджаном. Кроме того, Иран заключил с СССР ряд контрактов на покупку вооружения. Всего, по данным статистики, за 4 года доля Советского Союза в общем товарообороте Ирана увеличилась с 5,3% до 10,4%, то есть почти в 2 раза.

Именно поэтому в 1964 году Иран и СССР заключили договор на строительство металлургического завода, который 13 февраля 1966 года получил одобрение иранского парламента. Согласно договору, советская организация «Тяжпромэкспорт» обязалась разработать проект завода, обеспечить оборудованием и оснастить всем необходимым рудники по добыче железной руды, каменного угля и известняка. Затем иранские и советские специалисты, изучив окрестности Исфахана, выбрали место под названием Табасская пустыня в 45 километрах к югу-западу от города, где и решили построить новый промышленный гигант. Строительные работы начались в 1967 году, а производственные цеха были введены в эксплуатацию к 1979 году, когда в стране произошла Исламская революция. С началом революции сотрудничество Ирана с Советским Союзом было прервано, однако после окончания Ирано-иракской войны в 1988 году было решено заняться реконструкцией завода, так что в наши дни Исфаханский металлургический завод является одним из основных промышленных комплексов Ирана.

Выводы

Внешняя политика премьер-министра Мохаммада Мосаддыка основывалась на принципе «отрицательного баланса» и состояла в отказе предоставлять какие-либо концессии зарубежным странам и несправедливом по отношению к иностранцам возврате уже приобретенных концессий. После переворота 19 августа 1953 года и прихода к власти нового правительства стала проводиться стратегия «положительного национализма» и союза с Западом и США в частности. В дальнейшем иранские власти пересмотрели эту политику, а с приходом в США к власти правительства демократов Джона Кеннеди в начале 60-х годов в стратегии и дипломатии Ирана произошел целый ряд изменений, положивших начало «независимой национальной политике». В этой политике, как в зеркале, отразился пересмотр позиции Соединенных Штатов относительно отношений с Советским Союзом. Следуя примеру своего покровителя в лице США, Иран тоже решил по-новому взглянуть на отношения с СССР и начал активно развивать свои экономические, торговые и даже культурные отношения с этим коммунистическим государством. Отношения стали развиваться в самых разных областях, включая промышленность и энергетическую сферу. Были построены металлургический комплекс в Исфахане, тракторный завод в Тебризе, машиностроительное предприятие в Эраке, реализованы проекты по строительству плотин и газопроводов. В тот период Советский Союз даже начал поставки в Иран своей военной техники. Между двумя странами установились и культурные связи. Однако в этом отношении стоит отметить один любопытный момент, а именно то, что торгово-экономические и даже культурные отношении ничуть не затронули политической сферы. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, шахское правительство опасалось коммунистического влияния в Иране, которое могло поставить под удар само это правительство, а во-вторых, политических отношений Ирана с СССР не желали Соединенные Штаты.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что строительство Исфаханского металлургического завода отметило собой перемены во внешнеполитической ориентации Ирана в период династии Пехлеви. Данные перемены нельзя считать изменением стратегии в целом, а лишь тактическим ходом. Фактически, в тот период отношения Ирана с Западом были сохранены, а сам он по-прежнему являлся союзником блока Запада и Соединенных Штатов. Следуя новой американской политике в отношении СССР, Иран стал выступать за разрядку напряженности и принялся развивать свои отношения с этим коммунистическим государством, наладив с ним соответствующие экономические, торговые и культурные отношения. Результатом этого и стало появление мощнейшего металлургического комплекса в иранском Исфахане.

Оригинал публикации: چرا اتحاد جماهیر شوروی به احداث کارخانه ذوب آهن در ایران پرداخت؟
Опубликовано 04/10/2017 16:59
https://inosmi.ru/history/20180520/242233456.html

0


Вы здесь » Россия - Запад » ЕВРАЗИЯ » РОССИЯ-ИРАН: политика, экономика, люди...