Вы за СССР?
Журнал "Коммерсантъ Власть", №10 (914), 14.03.2011
17 марта 1991 года в СССР прошел референдум о судьбе Союза. Гражданам был предложен вопрос: "Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?" "Власть" решила узнать, как читатели ответили бы на него сегодня.
Дмитрий Рогозин, постоянный представитель России при НАТО.
Я всегда был сторонником обновления Союза и сохранения естественного единства тех народов, которые входили в свое время в Российскую империю. Распад СССР был противоправен, поэтому в октябре 1992 года я требовал рассмотрения в КС неконституционности Беловежских соглашений. Политический режим надо было менять, но сохранив государственность. Партийная номенклатура в республиках пыталась сохранить свою власть, и они пошли на раздел государства ради самосохранения. Политическая номенклатура, по сути, и уничтожила государство.
Леонид Кравчук, первый президент Украины.
И тогда, и сегодня отвечаю отрицательно. Страна, в которой мы жили, привела к гибели миллионов людей в голодоморе, в репрессиях, в войнах, руководство страны совершило массу преступлений, которые не имеют срока давности. Я больше не хотел бы жить в стране под названием СССР.
Станислав Говорухин, режиссер.
Не помню, как голосовал тогда, но сейчас бы точно — за. Крушение СССР — крупнейшая катастрофа ХХ века. Конечно, развод бы все равно состоялся, но без той катастрофы, какую нам пришлось увидеть. Уверен, что если бы такой референдум провели сегодня, то число голосов за сохранение СССР было бы вдвое больше.
Владимир Ресин, первый заместитель мэра Москвы.
Да, но с проведением всех реформ, которые были в 1990-х годах. Я не помню, как голосовал в 1991 году, но теперь понимаю: без реформ нам все равно было не выжить.
Борис Немцов, сопредседатель Партии народной свободы.
Как можно голосовать за мертвеца?! Огромные очереди за водкой, талоны почти на все продукты и товары, миллионные митинги и агония власти. Убежденность, что Россия кормит остальные республики. Распад был неизбежен. Да и вопрос лукавый, типа "Хотите ли вы жить в лучшей на свете стране?". Как в анекдоте: воспитатель сказала, что в СССР у детей самые лучшие игрушки и вкусная еда, а дети заплакали и закричали, что хотят в СССР.
Анатолий Карпов, 12-й чемпион мира по шахматам.
Я всегда был за СССР. Для меня СССР был шахматной доской, из которой в 1991 году выкинули часть клеток. Его можно было сохранить, можно было демократизировать, но разваливать точно не стоило!
Виктор Шендерович, писатель.
Это вопрос из разряда "Вы перестали пить коньяк по утрам?". Тут нет ответа "да" или "нет", потому что вы и не пили; вопрос так сформулирован, что корректно ответить на него нельзя. И тогда это была классическая разводка, подлейшая формулировка. А то, что стало больше людей, ностальгирующих по СССР, неудивительно. Как говорил Козьма Прутков, люди подобны колбасам — чем их начинят, то в себе и носят. Все путинское десятилетие их начиняли ностальгией, начиная с гимна и кончая заявлением, что распад СССР это главная катастрофа XX века. Колбаса стухает и пованивает.
Геннадий Зюганов, лидер КПРФ.
Конечно, я голосовал за. И сейчас считаю, что без восстановления союза России, Украины, Белоруссии и Казахстана у нас нет исторической перспективы. Нужно создать основу из славянских республик, а Средняя Азия и Закавказье потом подтянутся.
Гарри Каспаров, лидер Объединенного гражданского фронта.
Любая эволюция для такой громадной страны лучше развала. Но от референдума уже ничего не зависело. Цифры были в пользу СССР, а через месяцы республики стали отваливаться. В 1990 году еще можно было продумать процедуру цивилизованного развода или создание конфедерации, на что тогда почти все были согласны. Перспектива была потеряна из-за политики Горбачева, который тянул одеяло на себя.
Армен Дарбинян, экс-премьер-министр Армении, ректор Российско-Армянского (Славянского) университета.
В Армении этого референдума не было. Руководство республики решило не вовлекать людей в действо, которое было не очень корректным, потому что референдум имел лишь одну цель — удержаться на поверхности и сохранить Союз. На вопрос "Считаете ли вы необходимым сохранение СССР?", я думаю, разумный армянин XXI века ответил бы "нет", потому что появилась реальная возможность построить собственное государство.
Сергей Лисовский, зампред комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике.
Надо было сохранять Союз, и была бы у нас великая держава. Никто не хотел распада СССР, но кучке местных начальников очень хотелось порулить, к тому же сыграли свою негативную роль США. Сейчас же во всем мире заимствуют советский опыт — плановую экономику, социальные позиции бизнеса. Надо было отпустить Прибалтику и ни в коем случае не отдавать исконно русские территории.
Сергей Митрохин, лидер партии "Яблоко".
На референдум я не ходил, но теперь проголосовал бы за сохранение. Распад СССР был совершен варварским способом, и можно было бы прежде договориться о сохранении хозяйственных, культурных связей, защите русскоязычного пространства, беспошлинном перемещении некоторых видов товаров.
Андрей Макаревич, музыкант.
Я категорически против. У меня нет никакой ностальгии по тому времени. Мало того, я ненавижу людей, которые эту ностальгию умело разжигают в обществе, пользуясь тем, что молодое поколение того воздуха не нюхало и легко верит в розовые сказки о прошлом. Распад СССР был предопределен. Благодаря Горбачеву этот процесс прошел мягко и без большой крови.
Альфред Рубикс, депутат Европарламента, председатель Социалистической партии Латвии, в 1991 году первый секретарь ЦК Компартии Латвии.
Сегодня я однозначно говорю "да". И я уверен: страна не развалилась сама, ее развалили. Так называемая доктрина Даллеса заключалась в том, чтобы не победить СССР в войне, а разрушить изнутри. Поэтому с середины 1980-х годов в СССР начали культивировать разврат и пьянство, советские люди были очень искусно обработаны. Все это не могло происходить без участия или указаний руководителей государства и в первую очередь Горбачева. Так что Союз развалили люди с Запада и из Кремля.
Борис Альтшулер, член Общественной палаты, руководитель общественной организации "Право ребенка".
Те, кто не жалеет о распаде СССР, не имеют сердца, но те, кто хочет вернуться обратно, не имеют головы на плечах. Так сказал Александр Лебедь, и я с ним согласен. И не распад СССР, а все те негативные тенденции, вошедшие в нашу жизнь в период безгосударственности, который длится до сих пор, являются главной геополитической трагедией России.
Станислав Шушкевич, в 1991-1994 годах председатель Верховного совета Белоруссии.
Я — против. Референдум 1991 года был лицемерным, как и многое из того, что делалось в СССР: нас, по сути, спрашивали, хотим мы жить в райской стране или в аду. Но ставить так вопрос было нельзя. Сохранять Союз в прежнем виде, просто назвав его обновленным и райским, было абсурдно. Если бы нам предложили создать конфедерацию, я бы голосовал за, но Горбачев хотел править такой большой системой самостоятельно, заменив собой ЦК.
Любовь Слиска, вице-спикер Госдумы.
Твердо — да. Мы имели прекрасное образование, могли свободно ездить по огромной стране и везде чувствовать себя защищенными и уверенными. А теперь всех так разбросало.
Исхак Масалиев, лидер коммунистов Киргизии.
20 лет назад искренне голосовал за сохранение СССР. Для всех республик было бы больше перспектив. Москва была согласна тогда предоставить больше суверенитета своим союзникам. Начинался процесс, который сегодня успешно апробирован в Китае. Самое главное — была бы единая Конституция, валюта, таможенное пространство. Сегодняшние события в арабских странах подтверждают, что развал СССР был большой и трагической ошибкой.
Олег Морозов, первый заместитель председателя Госдумы.
Голосовал за, а сейчас такой вопрос, как и сам СССР, отсутствует. Поэтому я — за сохранение Атлантиды.