ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ
Россия
Процедура заключается в следующем. На каждом избирательном участке наблюдатели от всех партий, имеющие право постоянно присутствовать и находиться рядом с бюллетенями, и сотрудники участковой избирательной комиссии, назначенные региональной избирательной комиссией:
1. Сравнивают число тех, кто проголосовал, с числом использованных избирательных бюллетеней
2.Маркируют неиспользованные бюллетени, которые в дальнейшем уже не могут быть использованы.
3. Вскрывают печати и открывают переносные урны для голосования
4. Счетчик достает каждый бюллетень, предъявляет всем наблюдателям и помещает его в соответствующую стопку бюллетеней.
5. Каждая часть бюллетеней, отданных за ту или иную партию, пересчитывается отдельно, партия за партией
6.Общее количество голосов и итоговое количество голосов, отданное за каждую партию, приводятся в соответствие ( они должны совпадать).
7. Полученные результаты заверяются подписями и копии выдаются всем наблюдателям, а оригинал отправляют в региональную избирательную комиссию, а результаты добавляются к общим результатам по региону.
Великобритания
1.Два руководителя избирательной комиссии, назначенные местной правящей партией, закрывают каждый избирательный участок и забирают неиспользованные бюллетени, так же как и сами избирательные урны без какого-либо контроля.
2.Избирательные урны с бюллетенями доставляются на частном автомобиле в центр подсчета голосов, их содержимое вываливают на стол. Бюллетени из урн с десятков участков высыпают, и подсчет ведется одновременно, хотя от каждой партии к подсчету допускаются не более 10-12 наблюдателей.
3.Общее количество подсчитанных голосов сравнивается с количеством избирательных бюллетеней, выпущенных и отмеченных в реестре со списком избирателей данного избирательного участка.
4. Затем бюллетени сортируются отдельно по партиям. Представители партий проталкиваются к столу, так как не предпринимается никаких попыток показать им бюллетени во время подсчета голосов.
5.После этого кипа бюллетеней от каждой партии раскладывается в стопки по 25 штук. Затем представители от каждой партии имеют право просмотреть их, но без права проверить каждый бюллетень в стопке. Проверяется только общее количество бюллетеней в стопке.
Поэтому, если руководитель комиссии «ошибочно» положит голос Партии А на самый верх стопки из 24 голосов Партии Б и если это не будет замечено, то вся стопка уходит к голосам Партии А. Если при этом представители Партии Б подвергаются запугиванию со стороны политических оппонентов, то для них почти невозможно отследить эту важную часть подсчета голосов.
6. Стопки относят к центральному столу, на котором для каждой партии выделено место для сбора своих стопок. Обычно, это делается таким образом, что наблюдатели от партий не получают нормального обзора за действиями. Требования наблюдателей от партий непрерывно отражать результаты на этом этапе неизменно встречают отказ.
7. Руководитель службы наблюдателей и его основные сотрудники подсчитывают количество пачек и умножают их на 25, чтобы получить окончательный результат для каждой партии. Эти данные фиксируются и руководитель службы наблюдателей приносит полученные данные кандидатам и их доверенным лицам на границу зоны, где проводится подсчет голосов, и сообщают им результат.