В обзоре, подготовленном для правительства МО, рассматриваются прогнозы заболеваемости коронавирусом в Москве вплоть до 10 июня по двум различным сценариям — без принятия срочных мер и при введении карантина с 26 марта.
При первом варианте развития событий ожидается, что к концу марта в Москве и Подмосковье будет около 10 000 инфицированных, а к середине апреля — почти 100 000. В первой декаде мая эпидемия достигнет пика в 2,2 миллиона зараженных человек (или 19% населения), из которых госпитализации потребуют до 200 000 случаев (при том что общее количество больничных мест в Москве составляет около 60 000, включая занятые другими больными). Ожидается, что к маю интенсивная терапия с аппаратами ИВЛ будет необходима 50 000 человек (по данным составителей отчета, в настоящее время в Москве насчитывается всего 2 000 реанимационных койко-мест и около 2 000–3 000 аппаратов ИВЛ).
Авторы документа утверждают: «От коронавируса за следующие два-три месяца умрет около 30 000 человек. В Москве ежегодно умирает около 120 000 человек. С одной стороны, получается +20% к обычной смертности. Много конечно, но есть соблазн подумать, что сохранение экономики и позитивного настроя электората стоят того. А для бюджета так и вовсе двойной плюс — и экономику (доходы) сохраняем, и нагрузку на пенсионную систему (расходы) снижаем» [здесь и далее орфография и пунктуация авторов документов сохранены — прим. Центра «Досье»].
Одновременно с этим ожидается, что суточный показатель смертности от заболеваний органов дыхания возрастет в 100-300 раз, тогда как ежедневный уровень смертности, вызванной коронавирусом, на пике эпидемии будет составлять от 1 000 до 3 000 случаев (в отчете указано, что в общей сложности в настоящее время в Москве по разным причинам умирает около 300 человек в день). Это вызывает у составителей обзора определенные опасения: «рост ежедневной смертности в 3-10 раз не заметить и/или скрыть будет уже невозможно. И картина через месяц-два будет крайне безрадостной — переполненные больницы, родственники, пытающиеся выбить ИВЛ для своих, похоронные процессии, перерастающие в митинги и т. д.».
Предложения по введению жесткого карантина подкрепляются расчетами, в соответствии с которыми при введении мер 26 марта пик эпидемии передвинется на конец апреля и максимальное количество инфицированных удастся сократить почти в 10 раз (до 250 000 человек). Ожидается, что карантин позволит сократить показатели смертности от коронавируса к июню 2020 года в девять раз — количество умерших в этом случае достигнет 3 000 человек, по сравнению с 28 000 без введения мер. Ежедневная смертность от коронавируса в момент пика в этом случае превысит 300 человек в день (то есть общий уровень смертности повысится в два раза). Прогнозируется также, что при таких показателях понадобится около 20 000 обычных больничных коек и 5 000 реанимационных.
Следует учитывать, что расчеты по обоим сценариям основаны на текущем показателе ожидаемой смертности пациентов (1% смертей на 99% поступивших в больницы), который подразумевает безотказную работу системы здравоохранения. По мнению авторов документа, в действительности такое развитие событий является «невозможным при указанном выше соотношении больных и имеющихся койко-мест и аппаратов ИВЛ». Таким образом, высокая загруженность больниц сама по себе может стать фактором ухудшения ситуации.