Сергия в Троице–Сергиевом монастыре, могла бы «стать богатой добычей для французов» .(67)

Трудно предположить, что ведущие радиопередачи возвышенно-восхищенно предполагали именно такие реалии книги Кюстина, скорей всего они просто не знакомы с ней.  (68)

Заканчивая, все же интересно отметить такой момент. С XV по ХХ века европейцы, побывавшие в России, отмечали как национальную особенность русских - талант. Это отмечалось именно как национальный стереотип, национальная особенность. Иллюстрировалось это по-разному – народной смекалкой, страстью русских к красочным ярким проявлениям повседневности. Даже европеец Кюстин – Кюстин! – не оставивший никаких надежд русским ни в чем, тем не менее, находит и какие-то светлые краски. Русский народ в его описаниях – народ одаренный, обладающий врожденным чувством прекрасного. Наблюдая за представителями низшего сословия, Кюстин замечает, что «они не лишены ума, движения их обличают гибкость и проворство, лицо – чувствительность, меланхолию, приветливость, – все это свойство людей незаурядных» .(69) Русский «наделен природным изяществом, грацией, благодаря которой все, что он делает, все, к чему прикасается или что надевает на себя, приобретает неведомо для него и вопреки ему живописный вид»(70) . Подобные представления  весьма как далеки от представленной Биллингтоном бездарной бессловесной навзрыд страдающей тысячелетиями массы, что очень напоминает всеобщий кретинизм, как медицинский диагноз.

Но не ставит ли такой диагноз автор самим американцам, предлагая им подобное для широкого употребления в массовой культуре?

==========

67.  Там же. – С. 192.
68.  Оснований не любить Россию у Жаклин Кеннеди было более чем достаточно и попрекать ее этим вряд ли стоит. Она пережила авральную эвакуацию детей и членов семей сотрудников Белого Дома во время Карибского кризиса и отказалась уезжать, заявив, что она и дети погибнут вместе с мужем. Она рассказала, как серьезно переживал ее супруг провал операции кубинских контрреволюционеров в Заливе Свиней в 1961 году. Когда стало известно, что план ЦРУ потерпел фиаско, президент не мог даже сдержать слез.  Можно понять ее стремление к широкому распространению в США книги Кюстина. Но ее дружба с какими-то русскими скорей всего была совершенно искренней, одно другого не исключает.
69.  Там же. – С. 28–29.
70.  Там же. – С. 44.