Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » Живопись, архитектура » Художественные выставки и объединения


Художественные выставки и объединения

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

«0,10»

Объединение художников-кубофутуристов, существовавшее в 1917 г. в Петрограде.
      Созданию объединения предшествовала выставка под названием «Последняя кубо-футуристическая выставка картин 0,10», состоявшаяся в декабре 1915 - январе 1916 г. в Петрограде. Инициатором ее был И. Пуни, участниками — Н. Альтман, К. Богуславская, М. Васильева, В. Каменский, А. Кириллова, Л. Попова, И. Пуни, О. Розанова, В. Татлин, Н. Удальцова и др. На выставке были широко представлены супрематические работы К. Малевича (в том числе знаменитый «Черный квадрат») и его последователей. Слово «последняя» в названии выставки, по мнению устроителей, должно было означать завершение кубофутуристического периода в русской живописи и переход к новому этапу — беспредметности.
      Название «0,10» связано с идеей Малевича о сведении всех предметных форм к нулю и переходе «за ноль» (сформулированная в его брошюре «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», выпущенной в свет одновременно с открытием выставки). Участниками выставки декларировалась «свобода предмета от смысла, уничтожение утилитарности. Картина есть новая концепция абстрагированных реальных элементов, лишенных смысла...»
      Выставка широко обсуждалась в художественных кругах. С ее резким неприятием выступил А. Бенуа.
      В апреле 1917 г. Богуславская, Кириллова, Клюн, Малевич, Меньков, Попова, Пуни, Розанова и Удальцова объединились в общество под названием «0,10» и вступили в Союз деятелей искусств. В октябре-ноябре 1917 г. эта группа вошла в объединение «Бубновый валет» и приняла участие в его последней выставке.

0

2

«36 ХУДОЖНИКОВ»

Выставочное объединение, образованное в декабре 1901 г. в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества по инициативе Ап. Васнецова, С. Виноградова, В. Переплетчикова, Н. Досекина. Объединение выступало против неравноправного полжения молодых художников, существовавшего в Товариществе передвижных художественных выставок. Участие в выставках «36 художников» (всего их было две — зимой 1901/02 и 1902/03 гг.) было свободным, без отборочного жюри. В число экспонентов входили М. Аладжалов, А. Архипов, А. Бенуа, Ап. и В. Васнецовы, С. Виноградов, М. Врубель, А. Головин, А. Голубкина, К. Коровин, Е. Лансере, С. Малютин, М. Нестеров, Л. Пастернак, А. Рябушкин, В. Серов, К. Сомов, К. Юон, М.Якунчикова и др.
      На выставках экспонировалась в основном живопись, причем центральное место занимали пейзажи.
      В 1903 г., вскоре после второй выставки, «36 художников» совместно с петербургским объединением «Мир искусства» организовали «Союз русских художников», тем самым завершив самостоятельную деятельность.

0

3

«АЛАЯ РОЗА»

Объединение московских художников символистского направления.
      Возглавляли его П. Кузнецов и П. Уткин, уроженцы Саратова, где в мае-июне 1904 г. и состоялась первая выставка «Алой розы». На ней экспонировались работы А. Арапова, П. Кузнецова, Н. Сапунова, М. Сарьяна, С. Судейкина, П. Уткина, Н. Феофилактова и др.
      В качестве почетных экспонентов были приглашены М. Врубель, В. Борисов-Мусатов и его жена Е. Александрова.
      Название выставки и объединения выбрано не случайно. Образ «Алой розы» давно бытовал в культуре русского символизма. Владелец усадьбы Абрамцево, меценат и художественно одаренный человек, Савва Мамонтов написал романтическую драму «Алая роза». Поэт и философ В. Соловьев в образе Алой розы поэтизировал земную страсть. Цветок был символом и знаком надежды, юности, любви.
      С 1905 г. члены группы принимали участи в выставках Московского Товарищества Художников и сотрудничали с печатным органом московских символистов — журналом «Весы». В 1907 г. они составили ядро нового объединения — «Голубая роза», где продолжали развивать символистское направление и принципы декоративизма в живописи.

0

4

«БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ»

Художественное объединение, выросшее из одноименной выставки, прошедшей в 1910 г. в Москве, на Воздвиженке, в доме Экономического общества офицеров.

      Выставка пользовалась огромным интересом у публики и сопровождалась шумихой в прессе, публиковавшей множество карикатур, фельетонов и язвительных репортажей о выставке.

      Ядро объединения составляли Р. Фальк, А. Лентулов, И. Машков, А. Куприн, П. Кончаловский, членами его были Н. Гончарова, М. Ларионов, В. и Д. Бурлюки, Н. Кульбин, К. Малевич и др.

      Название объединения (старинное французское толкование карты бубновый валет — «мошенник, плут») придумал М. Ларионов в противовес претенциозным и утонченным названиям, характерным для художественной жизни того времени. Вся деятельность этой группы, близкой по духу к футуризму, также во многом являлась реакцией на повышенный эстетизм и многозначительность модерна и символизма — главных художественных направлений первой декады ХХ в. в России.

      Для художественной манеры бубнововалетовцев характерно соединение кубизма, фовизма и традиций русского народного творчества, прежде всего — лубка, выразившегося в передаче объемности форм на плоскости с помощью цвета. Члены «Бубнового валета» считали, что картины предназначаются не для тонких ценителей и критиков, а для всех. Поэтому преобладающими жанрами в их творчестве являлись натюрморты, простые, как вывески в продуктовых лавках, а также портреты, пейзажи, народные картинки. Все это — в противовес академическим жанрам: историческим полотнам, разным аллегорическим и литературным сюжетам, а также произведениям на социальные темы.

      Члены «Бубнового валета» надолго стали персонажами светской и бульварной хроники. Когда в Политехническом музее проводились диспуты о новом искусстве с участием бубнововалетовцев, количество желающих попасть на них было столь велико, что требовались усиленные наряды конной полиции для наведения порядка.

       На выставках «Бубнового валета» помимо картин членов объединения экспонировались работы живших в Мюнхене В. Кандинского и А. Явленского, а также зарубежных художников — Ж. Брака, К. Ван Донгена, Р. Делоне, А. Дерена, А. Матисса, П. Пикассо, А. Руссо, П. Синьяка и др.

      О необыкновенном творческом потенциале членов объединения можно судить хотя бы по количеству уникальных художественных направлений, принципы которых были сформированы его членами в дальнейшем. Это и теория лучизма Ларионова, и абстракционизм Кандинского, и супрематизм Малевича и многие другие, возможно не столь глобальные, но весьма значительные концепции.

      Вероятно, именно яркость и одаренность участников группы привела к тому, что уже в 1911 г. часть ее членов (Гончарова, Ларионов, Малевич и д.р.), тяготевших к кубофутуризму, примитивизму и абстрактному искусству, организовали самостоятельное объединение «Ослиный хвост». После перехода в 1916-1917 г.г. наиболее значительных художников из числа умеренных (Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк и др.) в объединение «Мир искусства», «Бубновый валет» прекратил свое существование, оставив заметный след в истории не только русского авангарда, но и мирового художественного искусства.

0

5

«ГОЛУБАЯ РОЗА»

Художественное объединение символистской направленности, получившее название от одноименной выставки. Костяк объединения составляли участники выставки «Алая роза», прошедшей в 1904 г.

Выставка «Голубая роза», организованная на средства мецената и издателя «Золотого руна», художника-любителя Н. Рябушинского открылась 18 марта 1907 г. в Москве на Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора М. Кузнецова.

В залах, декорированных серебристо-серыми и нежно-голубыми тканями, разместились живописные и графические работы четырнадцати художников — П. Кузнецова, П. Уткина, Н. Сапунова, М. Сарьяна, С. Судейкина, Н. Крымова, А. Арапова, А. Фонвизина, Н. и В. Милиоти, Н. Феофилактова, В. Дриттенпрейса, И. Кнабе и Н. Рябушинского. Здесь же располагались скульптурные работы А. Матвеева и П. Бромирского. Звучала музыка русских композиторов в исполнении лучших музыкантов, читали свои стихи Андрей Белый и В. Брюсов.

Название выставки и объединения, а также стилистика работ участников тесно связаны с эстетикой символизма. Голубой цвет — цвет неба, воды, бесконечного пространства — как бы олицетворял поэтическую мечту и реальность, тоску и надежду.

«Голубая роза» была групповой выставкой, сплоченной единой эстетической программой. Благодаря ее появлению прежние художественные объединения, включая «Мир искусства», потеряли прежнее значение. Продолжив начинания «Мира искусства», «Голубая роза», вместе с тем, противостояла мирискусническому стилизму и литературности и внесла принципиально новое в художественное сознание эпохи. Она явилась первым шагом русского искусства за пределы XIX века.

Исключительность «Голубой розы» состояла в том, что его художники смогли пластически выразить нематериальные категории — эмоции, настроения, душевные переживания. Сделав неопримитивизм своей неотъемлемой частью, «Голубая роза» явилась предтечей русского авангарда. Ее идеи были подхвачены и по-своему развиты в творчестве Н. Гончаровой, М. Ларионова, К. Малевича.

Выставку посетило более пяти тысяч человек.

Объединение «Голубая роза» прекратило свое существование в 1910 г. Его участники собрались еще раз в 1925 г. на выставке «Мастера «Голубой розы» в Третьяковской галерее.

0

6

«МАГАЗИН»

Выставочное объединение московских и петроградских художников.
      Выставка под названием «Магазин» открылась в Москве в марте 1916 г. (она проходила в помещении магазина на Петровке — отсюда ее название). В ней участвовали художники-футуристы Л. Бруни, М. Васильева, И. Клюн, А. Моргунова, В. Пестель, Л. Попова, А. Родченко, В. Татлин, С. Дымшиц-Толстая и др. Одним из организаторов был К. Малевич, однако из-за разногласий с другими участниками он не выставлял свои работы.
      Весной 1917 г. участники выставки и петроградские художники основали под тем же названием «Общество совершенствования зрения и слуха». В него также вошли С. Исакова, В. Милашевский, Б. Зенкевич, искусствовед Н. Пунин и композитор А. Лурье. Члены общества стояли на позициях авангардного искусства.

0

7

«МИР ИСКУССТВА»

Художественное объединение, созданное в Петербурге в 1898 г.

      Предыстория «Мира искусств» началась с группы «Невские пиквикианцы», образованной в 1887 г. учащимися петербургской частной школы Карла Мая — А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым и К. Сомовым для изучения истории искусства, в первую очередь живописи и музыки. В последствии к кружку примкнул С. Дягилев и Л. Бакст. Познания Дягилева в области изобразительных искусств, к которым он всегда питал интерес, стали быстро расширяться благодаря поездкам за границу. Там он завел знакомства с иностранными писателями и художниками и начал коллекционировать картины.

      Под руководством Дягилева, ставшего главным идеологом группы, камерные «Невские пиквикианцы» превратились в экспансивный «Мир искусства». В объединение влились художники московской школы середины 1890-х годов (входившие в состав абрамцевского кружка) — К. Коровин, В. Серов, братья Васнецовы, М. Врубель, М. Нестеров. Именно их картины в начале 1898 г. были продемонстрированы на организованной Дягилевым и Философовым выставке русских и финских художников в Петербурге, а затем, летом того же года в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине.

      Движение издавало и одноименный журнал, первый номер которого вышел в ноябре 1898 г., впоследствии занявший ведущее место среди литературно-художественных изданий России того времени.

      Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Полагая, что современная цивилизация антагонистична культуре, «мирискусники» искали идеал в искусстве прошлого. Художники и писатели, в своих картинах и на журнальных страницах, открыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних цивилизаций и заново оценить собственное художественное и литературное наследие.

      Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались громким успехом. В 1899 г. Дягилев устроил в Петербурге действительно международную выставку, на которой с произведениями русских художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в том числе Бёклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901 г. в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали ближайшие друзья Дягилева — Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы «Мира искусства» в Петербурге и Москве были устроены также и в ноябре 1903 г.

      Постепенно разногласия, царившие внутри группы привели к распаду и движения и журнала, который в конце 1904 г. прекратил свое существование.

      С. Дягилев через два года после прекращения выхода журнала, накануне своего отъезда в Париж, организовал еще одну, прощальную выставку «Мира искусства», состоявшуюся в Петербурге в феврале-марте 1906 г., представив на ней лучшие образцы того искусства, для расцвета которого прошлая деятельность «Мира искусства» создала весьма благоприятный климат. Были выставлены произведения всех столпов группы вместе с избранными работами М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова, Н. Сапунова, Н. Милиоти. Новыми именами стали Н. Феофилактов, М. Сарьян и М. Ларионов.

      В 1910-х г.г., несмотря на то, что идеи «мирискусников» к тому времени в значительной степени утратили свою актуальность, объединение «Мир искусства» возродилось и выставки его продолжались вплоть до 1920-х г.г.

0

8

«МИШЕНЬ»

Крупная выставка группы московских художников, прошедшая в марте-апреле 1913 г. в Художественном салоне на Большой Дмитровке. Организована М. Ларионовым, который считал ее завершающей в ряду выставок объединений «Бубновый валет» (1910-1911) и «Ослиный хвост» (1912).

      Открытию экспозиции предшествовал диспут в Политехническом музее на тему «Восток, национальность и Запад», где с докладами выступили М. Ларионов («Лучизм Ларионова»), И. Зданевич («Футуризм Маринетти») и А. Шевченко.

      На выставке были показаны работы Н. Гончаровой, М. Ларионова, М. Ле-Дантю, К. Малевича, М. Шагала, А. Шевченко и др. Экспонировались также картины художников-самоучек, в том числе Н. Пиросманишвили (единственная прижизненная выставка художника), детские рисунки, вывески, работы неизвестных художников-примитивистов.

      В каталоге выставки, написанном самим Ларионовым, сформулированы программные положения его группы: «...Признание всех стилей, которые были до нас и созданы теперь, как то — кубизма, футуризма, орфеизма; провозглашаем всевозможные комбинации и смешение стилей. Нами создан собственный стиль «лучизм», имеющий в виду пространственные формы <...> Мы стремимся к Востоку и обращаем внимание на национальное искусство <...> Мы протестуем против рабского подчинения Западу, возвращающему нам наши же и восточные формы в опошленном виде и все нивелирующему...»

0

9

«ОСЛИНЫЙ ХВОСТ»

Объединение художников, отделившихся от «Бубнового валета» и организовавших в 1912 г. в Москве, в Училище живописи, ваяния и зодчества, одноименную выставку.

      Идейным вдохновителем «Ослиного хвоста» был М. Ларионов. В объединение входили Н. Гончарова, К. Малевич, В. Татлин и др.

      Название выставки связано с известным эпизодом художественной жизни Парижа: в 1910 г. в «Салоне независимых» группа мистификаторов выставили картину, якобы написанную ослом посредством хвоста.

      Противопоставляя себя «бубнововалетовцам», ориентировавшихся на современную французскую живопись, члены «Ослиного хвоста» попытались соединить в своем творчестве все современные достижения живописи с русским народным творчеством — лубком, иконописью, а также примитивизмом.

      Как и выставка «валетов», скандалом сопровождалась и выставка «Ослиного хвоста», пользовавшаяся популярностью у публики не столько из любви к современному искусству, сколько из обывательского интереса.

      К 1913 г. объединение «Ослиный хвост» фактически распалось.

0

10

«СОЮЗ МОЛОДЕЖИ»

Объединение художников, возникшее в ноябре 1909 г. в Петербурге. Инициаторами и организаторами «Союза» стали М. Матюшин, Е. Гуро, И. Школьник, Ц. Шлейфер, Э.Спандиков.

      Денежные средства для объединения выделил известный меценат, коллекционер и художник-любитель Л. Жевержеев.

      «Союз» объединил в своих рядах художников разных направлений, хотя ядро его составляли кубофутуристы. В состав «Союза», помимо организаторов, входили В. и Д. Бурлюки, И. Машков, В. Татлин, М. Ларионов, К. Малевич, Н. Гончарова, Н. Альтман, П. Филонов, П. Кончаловский, А. Экстер, В. Маяковский, И. Пуни и др.

      Главной своей целью объединение считало изучение его членами новых направлений в современном искусстве и обмен мнениями по вопросам искусства.

      В течение 1910-1913 гг. «Союз» организовал пять выставок в Петербурге и одну в Риге, на которых экспонировались картины всех живописных направлений того времени.

      Члены «Союза» также принимали участие в выставке «Ослиный хвост» (Москва, 1912).

      Объединение занималось активной издательской деятельностью, выпустив три сборника с одноименным названием и несколько книг, в том числе по теории футуризма, стихи и прозу футуристов (В. Хлебникова, Е. Гуро, Б. Лившица, А. Крученых, Д. Бурлюка, В. Маяковского). Книги печатались под маркой издательства «Журавль», организованного М. Матюшиным и Е. Гуро, и «ЕУЫ», принадлежавшего «Компании футуристов «Гилея», присоединившейся к «Союзу» весной 1913 г.

      «Союзу молодежи» совместно с «Гилеей» принадлежит инициатива создания кубофутуристических спектаклей. Летом 1913 г. была предпринята попытка организации театра «Будетлянин», на сцене которого были поставлены два спектакля: трагедия «Владимир Маяковский» с автором в главной роли (оформление О. Розановой, П. Филонова и И. Школьника) и опера А. Крученых «Победа над солнцем» (музыка М. Матюшина, оформление К. Малевича). После постановки спектаклей произошел разрыв между «Союзом» и «Гилеей». Вскоре Л. Жевержеев прекратил оказывать финансовую поддержку объединению, что послужило концом его деятельности.

0

11

«СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ»

Одно из самых крупных объединений художников России первой четверти ХХ в., возникшее в феврале 1903 г. В него вошли члены двух выставочных групп — «36 художников» и «Мир искусства».
Учредителями выступили московские живописцы А. Архипов, Ап. Васнецов, М. Врубель, Н. Клодт, М. Нестеров, Л. Пастернак, А.А.Рылов и др. В течение 1903 г. численный состав членов СРХ увеличился за счет притока московских и петербургских художников: Л. Бакста, А. Бенуа, В. Борисова-Мусатова, О. Браза, А. Головина, А. Голубкиной, И. Грабаря, К. Коровина, Е. Лансере, С. Малютина, Ф. Малявина, А. Остроумовой, Н. Рериха, К. Сомова, П. Трубецкого, К. Юона и др. К «Союзу» примкнул также С. Дягилев.

     Своей главной целью СРХ считал содействие «распространению произведений русского искусства» и «обеспечение членам Союза сбыта их художественных произведений». Основным направлением деятельности была объявлена организация ежегодных выставок в Москве и Петербурге. Причем, в уставе союза закреплялось право его действительных членов выставлять свои работы без жюри, что обеспечивало им полную свободу творчества.

     Первая выставка СРХ прошла в декабре 1903 – январе 1904 гг. в Москве, вторая — в декабре 1904 - январе 1905 гг. в Петербурге, затем в Москве. С 1907 по 1917 г. установилась традиция: на рождественской неделе выставки открывались в Москве, а в феврале-марте следующего года — в Петербурге. Кроме столичных городов работы членов СРХ экспонировались в Харькове, Одессе (1909), Киеве, Екатеринославе, Вятке (1910), в Вологде и Калуге (1914), а также на международных выставках: в Дюссельдорфе (1904), Париже (1906), Венеции (1907), Мюнхене (1909), Риме (1911).

     Первоначально состав ежегодных выставок СРХ, проводимых в обеих столицах, был достаточно эклектичен, включая и социальный романтизм в духе «передвижников», и импрессионизм, и модерн. Выставки СРХ, неизменно демонстрировавшие высокое профессиональное мастерство их участников, тем не менее очень скоро выявили серьезные эстетические различия в тематике и стилистическом решении произведений художников московской и петербургской школ. Москвичи выставляли лирические пейзажи, выполненные на пленэре. Они отличались широтой и свободой письма, основанного на приемах импрессионистической живописи. Петербуржцы, напротив, выступали как продолжатели традиций «Мира искусства». Наряду с живописью и книжной графикой, петербуржцы экспонировали мелкую пластику, театральные костюмы и декорации, эскизы декоративных панно.

     Уже в 1908 г. в «Союзе» наметился раскол, и в 1910 г. группа из семнадцати петербуржцев во главе с А. Бенуа вышла из «Союза», восстановив самостоятельный «Мир искусства». Оставшиеся члены, преимущественно москвичи, определились в последующих выставках более стилистически четко и имели близкие взгляды на творчество: большинство художников этого круга объединял умеренный (в сравнении с «передвижниками») консерватизм, неприятие авангарда, верность развивающимся традициям отечественного импрессионизма (вкупе с отдельными, не слишком экстравагантными, элементами модерна).

     В 1910-1911 гг. в СРХ пришли новые талантливые мастера — И. Бродский, Н. Крымов, М. Сарьян, М. Яковлев и др. СРХ преодолел трудности, вызванные расколом, и в 1910-1914 гг. добился роста популярности московской пейзажной школы как одного из ведущих направлений в русском искусстве. Правда, во второй половине 1910-х гг. эта популярность несколько упала, что было связано с активизацией деятельности авангардистских направлений вроде «Бубнового валета» и др.

     После Февральской революции 1917 г. члены СРХ вели активную общественную деятельность: принимали участие в работе комиссии по охране кремлевских дворцов, в Московском совете по делам искусств и в др. организациях. После Октябрьской революции многие члены СРХ входили в отдел пластических искусств ИЗО Наркомпроса и в Комиссию охраны памятников искусства и старины, были членами советов Третьяковской галереи и Исторического музея, вели педагогическую работу. Две выставки «Союза» (16-я и 17-я) были показаны в 1922 г. в Москве.

     Последняя, «Весенняя выставка СРХ» прошла в 1923 г. СРХ прекратил свою деятельность в 1924 г.

0

12

«СУПРЕМУС»

«Супремус» (лат. supremus — наивысший) — общество художников, возникшее в 1916 г. в Москве.
      Идея создания общества и одноименного журнала принадлежит К. Малевичу. Она возникла в результате «Последней футуристической выставки картин 0,10» (декабрь 1915 - январь 1916), ознаменовавшей переход к разновидности беспредметного искусства — супрематизму. Предполагалось, что ядро общества составят Н. Давыдова, И. Клюн, М. Меньков, В. Пестель, Л. Попова, О. Розанова, Н. Удальцова, А. Архипенко. В издании журнала должны были участвовать М. Матюшин и Алягров (Р. Якобсон). Планы деятельности общества обсуждались вплоть до весны 1917 г., однако так и не были реализованы. Осенью 1917 г. группа Малевича вошла в общество «Бубновый валет», заняла в нем ведущее положение и участвовала в последней выставке.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


☆ Гласные с ударением ☆


Вы здесь » Россия - Запад » Живопись, архитектура » Художественные выставки и объединения