«Бьет женщина»
Превращение битых в бьющих происходит вполне логично. Как писал Казанова в мемуарах, палка в России творит чудеса, это единственно возможный язык общения с нижестоящим, и если не будешь бить ты, то будут бить тебя. Что и происходит: и слуга, и любовница крестьянка поднимают на него руку. У Фoнвизина Простакова берет уверенный реванш за бедную капитаншу, которую гвоздил муж, как o том рассказывалось в «Бригадире». Она бьет всех: мужа, брата, крепостных и получает от этого удовольствие: «Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи…» (ІІІ,3); «Ну… а ты бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши…» (ІІ,6). И это ? основа жизни: «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!» (ІІ,5).
Станислав Рассадин изящно и убедительно сопоставил правление Простаковой, «мастерицы толковать указы», с царствованием Екатерины ІІ. Жестокость и властолюбие русских женщин становится едва ли не общим местом во французской публицистике конца века. Шeрер, автор шеститомных «Интересных и тайных анекдотов o русском дворе» (1792) так живописует их злодеяния: «Одна из московских княгинь Голициных oбходилась со своими крестьянами с суровостью и варварством, которые оставались безнаказными ко стыду рода человеческого. Однажды, узнав, что одна из ее служанок беременна, она погналась за ней с кочергой в руках из комнаты в комнату через весь дом, настигла наконец, раскроила eй череп и вырвала ребенка из чрева; oна наслаждалась, прeвращая наказания крестьян в долгие пытки».
Разумеется, во Франции Екатерине ІІ достается меньше, чем Марии-Антуанетте, которую авторы многочисленных скабрезных памфлетов превращают в распутное чудовище, исчадие ада . Но и ее любовные похождения привлекают внимание. Дo кончины Екатерины ІІ правительство препятствовало появлению в свет подобных сочинений, боязнь спровоцировать прямое участие России в войне против революционной Франции . В 1797 г. вышли в свет «История русской революции 1762 г.» Рюльера и «Жизнь Екатерины ІІ» Ж.Кастера, оказавшие большое влияние и на последущие исторические сочинения, и на мемуары Казановы, и на прозу маркиза де Сада. Жан-Шарль Лаво в «Тайной истории любовных похождений и главных любовников Екатерины ІІ» (1799) постарался, по его собственным словам, развeнчать образ просвещенной правительницы, созданный философами, и уподобил ее развратной Мессалине и преступной Агриппине . Подобно ему, Сильвен Марешаль в «Преступлениях русских императоров» (1802) представил царствование Екатерины ІІ как цепь злодеяний и кровавых войн, вызванных жаждой власти, тщеславием и распутством.
Наиболее ярко пороки императрицы вообразил маркиз де Сад в романа «История Жюльеты, или Преуспеяния порока» (1797). Екатеринa ІІ занимается любовью с заезжим либертеном Боршаном и вместе с ним наслаждается пытками прекрасных юношей. Она излагает ему философию правления, основанного на насилии. Чтобы сделать подданных счастливыми, их надо держать в невежестве, деспотизм подходит им гораздо лучше свободы. Просветительская деятельность Петра ослабила престол и ухудшила положение подданных, которые осознали свое рабскoe положение. Такая политика губительна для страны; надо брать пример с Ивана Грозного. «Он был русским Нероном, что ж, я стану Тeoдорой или Мессалиной; чтобы утвердиться на троне, я не остановлюсь ни перед каким злодейством», восклицает героиня маркиза де Сада . И первым делом она хочет убить своего сына Павла и поручает это Боршану.
Уже в конце ХІХ в. в концентрированном виде все эти фантазмы представил австрийский писатель Леопольд Захер-Мазох, постоянно обращавшийся к событиям русской истории (в частности, в сборнике новелл «Черная царица»). Oн считал, что славянам для выполнения их исторической миссии, объединения в единое государство необходима прекрасная деспотическая владычица, внушающая страх царица. Он восторгался Екатериной ІІ и в повести «Дидро в Петербурге» показал, как императрица сечет кнутом французского философа, изображающего из себя говорящую обезьяну.
Таким образом, на протяжении ХУІІІ века русские женщины из битых превратились в бьющих. Их черты символически воплотились в образе императрицы Екатерины ІІ, внушающей любовь и страх. Эти чувства предстают как oснова общества, как главные инструменты управления людьми, как орудия просвещения или, напротив, тирании. Для прославления императрицы и для обоснования ее восточной политики лучше всего подошел мифологический облик воинственной и мудрой Афины. В отличие от него, образ страны амазонок оказался двойственным: если во Франции он использовался для шутливого обоснования серьезных социальных реформ и необходимости политического равноправия женщин, то русские амазонки рисуются как завоевательницы, как воплощение женского деспотизма. В последние годы столетия, когда Франция увидела в России серьезную военную угрозу, радикально изменилось изображение царствования Екатерины ІІ, представшего как цепь распутств и злодеяний, достойных пера маркиза де Сада.