Переговоры – это надежный, хотя и нескорый (а порой и нелегкий) способ достижения успеха без открытого конфликта. И в результате мы получаем оптимальное, взаимоприемлемое для всех участников решение спорной проблемы.
Мир переговоров огромен: разные сферы деятельности, разные цели, методы, ситуации, в конце концов – разные характеры и темпераменты участников… Однако существуют общие правила и принципы, этикетный и этический кодекс переговоров.
Каждая из сторон, несмотря на изначальное стремление к консенсусу (а иначе незачем и затевать диалог), все-таки стремится одержать верх, получить преимущество, бОльшую прибыль и вообще победить. Для этого используются специальные тактические приемы, домашние заготовки, «сюрпризы» и т.п. Кроме того, большое значение имеет личность переговорщика – его обаяние, риторическое искусство, умение управлять общением, находчивость, гибкость, продуманная уступчивость.
Взаимные уступки – это свидетельство хороших манер договаривающихся. Вообще в основе компромисса лежит принцип римского права: «Do et des» (Даю, чтобы ты дал). Ведь все переговоры (кроме тех, которые специально затягивают время) затеваются ради соглашения.