Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » #ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ » Церковный христианский календарь


Церковный христианский календарь

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Церковный календарь

Рождество и Пасха

Это - два главных христианских праздника. Рождество - день рождения Иисуса Христа, Пасха - день его воскресения. Точные даты этих событий неизвестны. В Новом Завете можно найти косвенные указания на время рождения Христа, из которых можно сделать определенные допущения. Даты расчета Пасхи точнее, так как имеют непосредственные исторические и астрономические условия. Настоятельная необходимость точно определять даты наступления этих праздников (а также множества других, календарно к ним привязанных) послужила толчком к бурному развитию астрономии и математики (нужно было производить как можно более точные расчеты) и, в конечном итоге, привела к формированию современного календаря.

Конечно, единственной базовой информацией служат данные из Нового Завета:

"… и когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: "Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". (Матфей 2:1-2)

"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова". (Лука 2:1-4)

О возрасте Христа в Евангелиях: "Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати" (Лука 3:23), Христос начал свои проповеди "В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее" (Лука 3:1), и что проповедовал он три года и был арестован в дни празднования еврейской Пасхи с 14 на 15 весеннего месяца нисана, после пасхального полнолуния. Суд вершил Понтий Пилат, после чего Христос был казнен в пятницу, "воскреснув рано в первый день недели" (Марк 16:9).

Исторические факты во многом не согласуются с текстом Нового Завета, но радикальных противоречий не рождают, так как данные, приведенные в Евангелиях, давались Апостолами через несколько десятилетий после описываемых событий, да еще и с чужих слов. Вот эти факты:

- Единственная перепись, относящаяся к описываемому времени, была перепись имущества (а не населения) и проводилась в 7 г.н.э. при императоре Августе. А город Назарет появился примерно 100 лет спустя.
- Царь Иудеи Ирод Великий, согласно Евангелиям организовавший "избиение младенцев", скончался в 4 г.до н.э.
- Понтий Пилат состоял прокуратором Иудеи с 26 по 36 гг. н.э.
- Император Тиберий правил с 14 по 37 гг.н.э., таким образом 15-й год его правления приходится на 29 г.н.э.

К сожалению, исходя только из данных, приведенных в Новом Завете, точную дату рождения Христа вычислить невозможно. Однако именно крайняя необходимость вычисления как можно более точной даты рождения Иисуса создала условия для появления множества попыток вычисления (кстати, попытки эти не оставлены до сих пор). Первым, кто произвел такие вычисления, был Дионисий Малый, живший в VI в., жаль только, что его расчеты до нас не дошли.

Астрономические факты также не дают точных указаний. Существует с десяток версий идентификации Вифлеемской звезды с конкретными небесными телами. Наиболее вероятными сейчас признаны две:

- В 1614 г. Кеплер опубликовал предположение - результат десятилетних вычислений - что тройное соединение Марса, Юпитера и Сатурна, произошедшее в 7 г. до н.э., идентично непосредственно наблюдавшемуся Кеплером. Юпитер издавна считался в культурах Востока "звездой царей", а согласно древнеиудейским преданиям, во время такого соединения родился Моисей. Сильным для Средневековья аргументом было и то, что в 7 г.до н.э. такое соединение произошло в созвездии Рыб. А ведь именно изображение рыбы в ранние века христианства было символом Иисуса (и греческое написание этого слова "ихтиос" было созвучно сокращению слов "Иисус Христос").
- В конце 70-х гг. XIX века английские астрономы Кларк, Паркинсон и Стефенсон, проанализировав китайские и корейские хроники за период с 10 г.до н.э. по 13 г.н.э., сделали вывод, что следует отождествлять с Вифлеемской звездой вспышку сверхновой, в течение полутора месяцев весной 5 г. до н.э. бывшую самым ярким (кроме Луны и Солнца) объектом неба. Согласно хроникам, она была видна даже днем.

0

2

Ранние Христианские календари

Вопреки традиционно бытующему мнению, основой первого христианского календаря стал египетский, а не римский юлианский. Следуя египетской традиции вести счет эры по временам правления фараонов, отсчет первого года девятнадцатилетнего лунного цикла эры Диоклетиана совпал с 1-м днем солнечного года. Коптские христиане до сего дня ведут свое летоисчисление от 1 тота 1 года эры Диоклетиана - "эры мучеников" (из-за гонений на христиан во времена этого императора).

Огромное количество разногласий в первые века христианства возникло из-за установления даты празднования Пасхи. Различные ветви христианской церкви, руководствуясь разными приципами расчета, отмечали Пасху в неодинаковое время. Так христиане Малой Азии считали датой Пасхи 14 нисана, независимо от того, на какой день недели приходилось это число; Римская и Александрийская церкви полагали, что праздник Пасхи должен обязательно приходиться на воскресенье, но и об этом долго не было единого мнения. В итоге получалось (как, собственно, и в наши дни), что расхождение в праздновании главного христианского праздника доходило до нескольких недель. Только на I Вселенском соборе в Никее были установлены общие правила празднования Пасхи Христовой. Окончательно разногласия были разрешены в VI веке и до 1582 года (даты введения григорианского календаря) Восточная и Западная христианские церкви праздновали Пасху одновременно. Ныне православная церковь рассчитывает дату Пасхи следующим образом:

Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия.

С первых веков развития христианства приверженцам этой религии было ясно, сколь важно определить беспрерывную преемственность между событиями нового времени и событиями, описанными в священном Писании, Ветхом Завете. Различные системы расчета этих дат давали значительные расхождения в определении даты "от сотворения мира". Период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. С VI века в Византии была принята мировая эра, начинавшаяся 1 марта 5508 г. до н.э., и именно эта система летоисчисления использовалась на Руси после принятия православия и была в ходу вплоть до календарой реформы Петра I.

0

3

Рождество Христово - граница эр

Точная дата рождения Иисуса Христа до сих пор спорна. В календарях основных христианских конфессий днем рождения Христа принята дата 25 декабря (без учета разницы самих календарей). Решение о праздновании дня рождения Христа именно 25 декабря принято было в V веке на Эфесском соборе (скорее всего, в целях вытеснения праздника языческого бога Солнца Митры, отмечавшегося в этот день. Это первый день, когда после дня зимнего солнцестояния солнечный день начинает увеличиваться, то есть Солнце как бы возрождается к новой жизни). Таким образом, число и месяц рождения Иисуса Христа было установлено лет на сто раньше года его рождения.

Уже к VII веку стало очевидно, что юлианский календарь недостаточно точен. Это было отмечено в начале VIII века английским хронистом Бедой (673 - 735). Он же предложил использование термина "Before Christ" (до Христа). 1 г.н.э. по Беде наступал непосредственно после 1 г. до н.э., так как в используемой в то время в Европе римской системе счета отсутствовало понятие нуля.

0

4

Григорианский календарь

Главным недостатком юлианского календаря является то, что неточность его учетного лунно-солнечного цикла дает ошибку в 1 день за 128 лет. С течением веков накопилась значительная разница между расчетом церковных Пасхалий с астрономическими фазами Луны. Были уже случаи (например, в 1894 году), когда Пасха праздновалась 17 апреля, тогда как согласно наступлению астрономического полнолуния должна была прийтись неделей раньше, на 10 апреля.

Первые попытки предпринять какие-либо действия для устранения накопившейся календарной ошибки (к середине XVI века она составила уже 10 дней) предпринимались римским папой Павлом III. Однако ни сам Павел, ни его преемники не смогли получить одобрения на производство реформы. И только папа Григорий XIII настоял на принятии папским советом буллы о разрешении этого вопроса. Монах-иезуит Христофор Клавиус (1537 - 1612), опираясь на работы перуджинского врача и астронома Луиджи Лильо (ум. в 1576), составил правила расчета нового календаря. Меры по исправлению ошибки должны были приниматься в 3 этапа:
- Замена юлианского календаря более точным
- Удаление лишних дней (накопившейся с начала использования юлианского календаря разницы)
- Изменение правил исчисления Пасхи.

Первая проблема решалась проще всего: установленная к тому времени длина тропического года составляла 365,2425 дней. Согласно юлианскому календарю високосным считался каждый четвертый год, за исключением годов, кратных 100. В новом календаре были добавлены уточнения: високосными считать годы, кратные 400 (то есть 1800, 1900, 2100 - обычные, а 1600, 2000, 2400 - високосные). При соблюдении таких правил летоисчисления ошибка составит примерно 1 день в 3300 лет.

Ключевым моментом второго этапа можно считать разрешение следующей проблемы: в 325 году, когда проходил Никейский собор, равноденствие приходилось на 21 марта. Григорианский календарь построен так, чтобы равноденствие впредь всегда приходилось на этот день. А чтобы синхронизировать григорианский календарь с юлианским времен Никейского собора (странно, что не с моментом рождения Иисуса Христа!), были пропущены 10 дней разницы, то есть сразу после 5 октября 1582 года наступило 16 октября.

Константинопольским же патриархом предложение папы о переходе на новый стиль были отвергнуты, так как не соответствовали каноническим правилам расчета празднования Пасхи, и переходы на европейский стиль все православные государства осуществили самостоятельно и в разное время, причем коснулось это только светского календаря. Нельзя не отметить и еще один момент: основным подтверждением правильности именно православного метода исчисления Пасхи православная церковь считает явление Сошествия Божественного огня, происходящее в Иерусалиме в храме Гроба Господня ежегодно в момент празднования православной Пасхи. Природа этого явления до сих пор не объяснена.

Уже в XIX веке астрономом Уильямом Гершелем (1738 - 1822) была предложена уточненная аппроксимация продолжительности тропического года, равная 365,24225 дней. Такая неточность устраняется пропуском одного високосного года каждые 4000 лет. Пока официально это правило не принято.

Россия осуществила переход на европейскую систему с 31 января 1918 года (следующим днем после 31 января был 14 февраля).

0


Вы здесь » Россия - Запад » #ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ » Церковный христианский календарь