Перси Биши Шелли называл себя атеистом, который, тем не менее, ощущал могущественную «тень незримой силы, Что взвешена – незримо пусть – средь нас…». Философы, историки и социологи религии настаивали на таком подходе к религиозному опыту, в котором есть место для религиозного атеизма. Уильям Джеймс говорил, что одним из двух основных элементов религии является чувство фундаментальности; он говорил, что существуют «вещи во вселенной», которые, по его выражению, «бросают последний камень». У теистов есть бог для этой роли, тогда как атеист может думать, что важность жизни как раз и бросает последний камень и что нет ничего более основательного, на чем эта ответственность покоится или нуждается в том, чтобы на этом покоиться.
Судьи часто вынуждены решать, что «религия» означает для судебных целей. Так, например, в тот момент, когда Конгресс США предоставил освобождение «от несения военной службы по религиозным соображениям» для мужчин, чья религия запрещает служить, американский Верховный суд вынужден был решать вопрос о том, подпадает ли под это исключение атеист, чьи моральные убеждения также запрещают службу в армии. Суд постановил, что атеист тоже подпадает. Верховный суд, к которому обратились за интерпретацией конституционных гарантий относительно «свободного отправления религии», отметил, что многочисленные религии, процветающие в Соединенных Штатах, не признают бога, в том числе это относилось к сторонникам того, что Суд назвал «светским гуманизмом». Более того, обычные люди стали использовать «религию» в таких контекстах, которые не имеют ничего общего ни с богами, ни с невыразимыми силами. Они говорят, что американцы делают религию из своей конституции и что для некоторых людей бейсбол и есть религия. Эти последние, несомненно, используют слово «религия» только в метафорическом смысле, но они, несомненно, паразитируют не на вере по поводу бога, а, скорее, на глубокой приверженности в более общем смысле.
Таким образом фраза «религиозный атеизм», хотя она и представляется удивительной, не является оксимороном; религия не ограничивается теизмом, как это следует из основного смысла этих слов. Но, тем не менее, эта фраза может показаться туманной. Не лучше ли было бы ради большей ясности предоставить «религию» теизму и затем сказать, что Эйнштейн, Шелли и другие люди являются «чувственными» или «духовными» атеистами? Однако, при повторном взгляде на это дело, следует признать, что расширение территории религии улучшает ясность, поскольку это делает понятным важность того, что распространяется по всей территории. Ричард Докинз (Richard Dawkins) говорит, что у Эйнштейна «деструктивно вводящий в заблуждение» язык, так как ясность требует четкого разграничения между верой в то, что вселенная управляется фундаментальными физическими законами, и имненно это, по мнению Докинза, имел в виду Эйнштайн, а также верой в то, что она управляется чем-то «сверхъестественным», что, по мнению Докинза, и предполагает слово «религия».