Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » 1812 » Когда французские маршалы теснились у русского креста


Когда французские маршалы теснились у русского креста

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Степан Кораблев

Когда французские маршалы теснились у русского креста

Во французском издательстве «Фламмарион» вышла в свет книга «Царь в Париже». Ее автор -  видный историк, профессор Университета Париж I Пантеон Мари-Пьер Рей. Ее перу принадлежат также монографии «Русская дилемма. Россия и Западная Европа – от Ивана Грозного до Бориса Ельцина», «Александр I. Царь, который победил Наполеона» и «Чудовищная трагедия. Новая история русской кампании», удостоенная премии Фонда Наполеона.

http://se.uploads.ru/t/QhzUn.jpg

+1

2

Российский самодержец во главе своей армии провел на берегах Сены  65 дней – с 31 марта по 2 июня. Это был один из ключевых периодов в русской, французской и в европейской истории. До Александра последним русским императором, побывавшим во Франции в мае-июне 1717 года, был Петр Великий.

Поразительно, как наш монарх, вступив почти столетие спустя  во французскую столицу, сразу  покорил сердца парижан. На площади Мадлен, где Александр, сопровождаемый прусским королем, сделал первую остановку, его радостно приветствовала толпа.  По свидетельству современников, для нее больше не существовало ни победителей, ни побежденных. Всеобщее ликование не знало границ. Французы окружили императора, просили его править Францией или хотя бы найти им суверена, который был бы на него похож.

Александр распорядился на столичной площади Согласия отслужить молебен в память казненного короля Людовика XVI, который был там обезглавлен. Он состоялся 10 апреля  на Пасху -  в том году православная и католическая Пасхи совпадали. «Было забавно видеть,  – вспоминал впоследствии царь, – как французские маршалы, как многочисленная фаланга генералов французских теснилась возле русского креста и друг друга толкала, чтобы иметь возможность скорее к нему приложиться».

Царским жестом он освободил несколько тысяч французских солдат, находившихся в плену еще с 1812 года. Амнистировал поляков, сражавшихся в наполеоновской армаде. И вскоре Париж охватила «Александромания», подчеркивает Мари-Пьер Рей. В столичной Опере Талейран устроил грандиозный праздник в честь русского монарха. Публика неистовствовала: «Виват Александр! Виват король королей!»

Монарх был повсюду желанным гостем. Во Французской академии благодарили «великодушного Александра I, который протянул нам  спасительную руку». Писатель – академик Абель-Франсуа Вилльмен сравнил его с самим римским императором – философом Марком Аврелием. Он встречался с известными писателями и учеными – мадам де Сталь, Бенжаменом Констаном, естествоиспытателем Жоржем Леопольдом Кювье.

0

3

У русского императора одни французы домогались повышения по службе, другие  -  денежных вознаграждений, третьи – медалей или иных знаков отличия. При этом все выставляли себя русофилами. Среди них – знаменитый поэт, виконт Франсуа Рене де Шатобриан, будущий министр иностранных дел. «Меня осчастливит любая русская награда», – умолял поэт царское окружение. Однако награду – орден Святого Андрея Первозванного -  из рук Александра I он получил гораздо позже – на Веронском конгрессе Священного союза в 1822 году.

Миролюбие русских воинов нашло отражение в стихах участника похода  Федора Глинки, которые цитирует Мари-Пьер Рей:

И видел, что коня степного
На Сену пить водил калмык,
И в Тюильри у часового
Сиял, как дома, русский штык!..
Но засорив поля картечью,
В Париже Русский мирно жил,
И бойкою французской речью
Да Русским золотом сорил.

Золотом щедро сорили повсюду – в театрах, ресторанах, борделях. Именно  в Париже русские офицеры открыли для себя разорительную рулетку. Активно посещали они и «жриц любви», у которых многие подцепили венерические болезни.

Тем временем, французы уповали на милость победителей. Рассчитывая на поддержку России, Людовик XVIII  назначил премьер – министром и министром иностранных дел губернатора Одессы герцога Ришелье. Того самого, который в годину Французской революции нашел  убежище в России. На протяжении 12 лет герцог управлял этим русским городом и многое сделал для его процветания. Замечу, что граф Михаил Воронцов, который командовал нашим оккупационным корпусом во Франции, писал: в лице Ришелье Франция приобретает то, чего не видела на протяжении более ста лет – честного министра.

Именно Александр, «поборник либерализма», подчеркивает Мари-Пьер Рей, добился от Бурбонов соблюдения личных свобод и принятия Конституционной хартии, которая оставалась в силе до 1830 года. Царь предупредил: пока Людовик не даст формального обещания ввести конституционные порядки, он не допустит его въезда в Париж. Иными словами, без русских реставрация режима пошла бы иным путем.

0


Вы здесь » Россия - Запад » 1812 » Когда французские маршалы теснились у русского креста