Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » ТЕХНИКА и ТЕХНОЛОГИИ » Оcвоение Арктики


Оcвоение Арктики

Сообщений 21 страница 24 из 24

21

ИноСМИ, Россия

Военные новости: зачем Китаю атомные ледоколы?
Военные новости, не попавшие на первые полосы. Выпуск № 30 (215).

29.06.2018
Илья Плеханов



В июне Китайская национальная ядерная корпорация (China National Nuclear Corporation, CNNC) объявила открытый тендер для судостроителей на создание атомного ледокола. Победитель тендера будет проектировать, строить, проводить испытаниях ледокола и осуществлять техническую поддержку после введения его в строй в интересах китайского государства.

Интерес Китая к Арктике известен давно. Климатические изменения могут улучшить ледовую обстановку Северного морского пути и открыть новые возможности для морских перевозок из Азии в Европу вдоль северного побережья России, а также существует вероятность, что уменьшение ледового покрова откроет доступ к полезным ископаемым в регионе, стоимость которых оценивают в 35 триллионов долларов.

Говоря об интересах Китая к Арктике часто цитируют китайского контр-адмирала Инь Чжо, который периодически заявлял, что «Арктика принадлежит всему миру, так что ни у одного народа нет над ней единоличной власти» и что Китай должен играть свою роль в развитии Арктики, так как в стране проживает одна пятая населения планеты.

Позже в этом году при публикации Китаем «Белой книги» по развитию «Полярного шелкового пути» китайские чиновники высказывались более дипломатично в русле того, что они не будут никому мешать и вмешиваться в суверенные дела приарктических государств, но при этом Китай обязательно будет присутствовать в регионе.

У Китая есть несколько малоразмерных военных ледоколов, которые по своим техническим характеристикам не в состоянии работать в полярных регионах, и один большой гражданский ледокол «Снежный дракон», который Китай приобрел у Украины еще в 90-х годах. И это даже не совсем ледокол, а судно-снабженец усиленного ледового класса «Витус Беринг» (проект 10621), построенное на Херсонском судостроительном заводе в 1993 году. Судно было готово на 83%, когда его приобрели китайцы. За год они довели его до ума и ледокол вышел в море. Можно также вспомнить, что первый китайский авианосец тоже был приобретен у Украины.

Первый же крупный неатомный ледокол собственного производства «Снежный дракон — 2» водоизмещением в 14 тысяч тонн китайцы начали строить совместно с Финляндией в 2016 году и должны ввести в строй в 2019 году, после чего оба китайских ледокола должны уйти в экспедицию и на испытания в Антарктику, а затем, вероятнее всего, сконцентрируются на работе в Арктике. Проект, правда, пока затягивается. С финнами договор был подписан еще в 2012 году, ожидался спуск на воду в 2014 году.

Второй ледокол Китая также скорее является научно-исследовательским судном со своими ограничениями по проходимости, что логически обуславливает создание третьего и атомного ледокола. А пока на первом ледоколе Пекин обучает и готовит кадры и специалистов для работы в северных регионах.

Впервые китайский ледокол «Снежный дракон», кстати, прошел по Северному морскому пути в августе 2012 года, а по ранним прогнозам Китая, уже в 2020 году страна планировала отправлять каждую шестую тонну экспортной продукции через Северный морской путь с помощью своих собственных, а не российских, ледоколов. Здесь возникает вопрос, допустит ли Россия атомные китайские ледоколы в свои воды.

Пока же в мае 2017 года в ходе встречи министров иностранных дел Китая и России обсуждался проект «Полярного шелкового пути», который подразумевает развитие инфраструктуры Северного морского пути и строительство портов с непосредственным участием китайских компаний. Китайские эксперты говорят о необходимости достичь «высокого уровня доверия» с Россией и предлагают выбрать пять портов в качестве опорных для участия Китая — Мурманск, Сабетта, Архангельск, Тикси и Уэлен.

Китайцы отмечают, что «для реализации китайско-российского проекта на Ямале Китайский торгово-промышленный банк, Государственный банк развития и Фонд Шелкового пути на совместных началах аккумулировали 19 миллиардов долларов США, или 63% общего объема инвестиций, оказав этому проекту большую финансовую поддержку. В освоении Арктики производственные отрасли Китая могут оказать России строительную поддержку по самым разным направлениям. Например, поставить буровые машины, произведенные китайской компанией „Хунхуа" для строительства терминала СПГ на Ямале. Техника и оборудование надежно работают при 45-градусном морозе и шквалистом ветре выше 12 баллов. Китайские предприятия в настоящее время строят шесть транспортных судов и отвечают за операционную деятельность 14 из 15 танкеров-газовозов. Таким образом, в ходе освоения Арктики китайские предприятия, работающие в сфере энергетики, судостроения, финансов, логистики и морской инженерии, могут оказать российской стороне огромную техническую поддержку».

Напомним, что помимо развития судов, Китай уже работает над созданием наземной инфраструктуры с европейцами. Этой весной Китай и Финляндия подписали договор о создании совместного исследовательского центра при Арктической космической обсерватории в Лапландии, который будет заниматься спутниковым мониторингом климатических изменений в Арктике и анализом возможностей навигации в водах Северного морского пути. В 2016 году Китай сделал похожие вложения в Швеции, где была построена китайская полярная наземная станция управления спутниками дистанционного зондирования (CNPGS).

И, наконец, дело не только в Арктике и ледоколах. Военные эксперты рассматривают создание атомного ледокола Китаем как важный шаг к дальнейшему строительству собственного атомного авианосца. У Китая есть атомные реакторы, которые работают на атомных подводных лодках, но создать собственные атомные технологии для энергоснабжения крупных судов и кораблей — это уже шаг вперед. Еще зимой этого года китайская судостроительная корпорация (China Shipbuilding Industry Corporation, CSIC) официально заявила, что намерена «ускорить процесс достижения технологических прорывов» в сфере строительства атомных авианосцев.

Авианосец в теории сможет работать на установленных нескольких реакторах, которые будут разработаны Китаем для атомного ледокола. Например, у тех же американцев их первый атомный авианосец «Энтерпрайз» (USS Enterprise) работал на восьми реакторах «Вестингауз» (Westinghouse A2W), а авианосцы класса «Нимиц» (Nimitz) работали уже всего на двух реакторах. Китай может пойти тем же путем, уменьшая число реакторов и увеличивая их эффективность.

Ряд экспертов также считают, что даже если первый атомный ледокол Китая не будет идеальным, Пекин без оглядки на финансовые издержки сможет использовать его для тестирования технологий на море в реальных условиях, обучения кадров и последующего прогресса при создании своего атомного авианосца.

https://inosmi.ru/military/20180629/242609069.html

0

22

Вежливая Россия

Россия бьет Арктикой по гегемонии США


Чем на всем протяжении истории отличалась основа мощи России от основы мощи США? Прежде всего тем, что Россия – это континентальная держава, а США – морская. Наша сила базируется на огромных сухопутных пространствах и на их контроле, американский гегемонизм – в контроле над акваториями и транспортными потоками. Все годы с момента распада СССР США работали против нас на нашем же поле. Используя слабость страны, они руками «союзников» в Евразии подрывали возможности России и делали это хорошо. К счастью, в те времена Белый дом не предполагал, что «разорванная в клочья» Россия к 2018 году не только сумеет восстановиться, но и будет способна сдерживать атаки «на земле», и даже более того – контратаковать «на море». В частности, в личной вотчине англосаксов: на океанских просторах, в Средиземноморье, Арктике и на мировых торговых путях…

Ход конем

После сплошных геополитических поражений 90-х, медленного отступления 2000-х, укрепления страны в последующие годы и установления «красных» линий, отрезвить западное давление на Россию можно было лишь одним путем – контратакой. Причем сделать это было необходимо там, где США этого меньше всего ожидали. Первым шагом призванным умерить алчность западных стран и дать понять, что Москва более не будет терпеть захватнической политики Вашингтона стала Южная Осетия, затем Крым, позже – Сирия, но наиболее перспективный маневр происходит прямо сейчас – это «русская» Арктика. По существу, именно нынешний шаг является наиболее смелым, поскольку в отличие от всех предыдущих сделанных на земле, он осуществляется на море.

Для игры России на излюбленном поле враждебных нам океанских держав, нам как минимум необходимо стать океанской державой снова. И хотя формально, Россия является таковой уже сейчас, ведь 38 807 километров ее государственной границы проходят по морю, «дьявол» как всегда кроется в деталях. А потому из трех вариантов приемлемого противодействия – на поле Тихого, Северного Ледовитого или Атлантического океана, единственным возможным был второй. С тех пор и началось глубокое переосмысление роли Арктики.

Предыстория вопроса

Во времена СССР границы «русской» Арктики проходили от Кольского полуострова через Северный полюс и до Берингово пролива. Иными словами, более чем треть Арктики была советской. В 1997 году «проамериканское» правительство «демократов» ратифицировало конвенцию ООН по морскому праву после чего Арктика была поделена. До 1982 года о принадлежности большей части арктических территорий (за исключением норвежской части) к России никто не оспаривал. Однако во времена Горбачева данная конвенция была подписана, а в 1997 году окончательно ратифицирована. Арктику разделили на сектора. В последующем именно из-за этого России понадобилось более десяти лет, чтобы повторно доказать право на владение своей же собственной частью арктического шельфа. Тем не менее все понимали, что западные страны всегда будут держать в голове идею оспорить эти претензии, и в конечном итоге ровно это и произошло. Уже в 2000-е годы Дания по «совету» из США заложила два корабля управления арктического класса, Норвегия – патрульный ледокол и пять фрегатов для условий севера, арктическая группировка США на Аляске начала адаптацию к северным широтам военных беспилотников, вертолетов и противокорабельных ракет. Иными словами – энтузиазм России в деле возвращения Арктики уже тогда показался Штатам слишком угрожающим, а возрождение – необъяснимо велико. К концу 2000-х, у США оставался наименьший сектор Арктики (и то приписанный к ней только благодаря Аляске), сектор же России вот-вот должен был возрасти. Сразу после осознания этого США решили разыграть политическую карту. Лоббируя изменение в конвенции ООН по морскому праву 1982 года, они попытались изменить ключевые пункты соглашения. Цель была проста и тривиальна – пересмотреть секторальное деление Арктики сделав ее ресурсы «общедоступными», а право на формирование правил, без лишней скромности передать США, Норвегии, Швеции и Исландии, без России. Разумеется, всем стало ясно, что нейтральный статус добычи ресурсов оставался бы таковым ровно до тех пор, пока на арктическом шельфе не были бы обнаружены запасы полезных ископаемых. Как только бы это произошло корпорации США, прикрываемые американским военным флотом, стали бы негласными хозяевами всех «нейтральных» ресурсов. В виду этого главным вопросом северных российских территорий стал не аспект экономики и Северного морского пути, а задача сохранения над этими территориями российского суверенитета. В 2007 году операция была начата, и на глазах впавших в прострацию США глубоководный батискаф «Мир» недвусмысленно водрузил российский триколор прямо на хребте Ломоносова. Иными словами, ровно в том же месте где ранее кончались границы «Арктики» в советский период.

Цели и задачи

На Арктику сегодня претендуют многие. При этом в списке претендентов есть и такие страны которые находятся от нее крайне далеко. Причина для этой нелогичности лежит в плоскости попыток США пересмотреть положения договора. Нейтралитет ресурсов Арктики, продавливаемый Америкой, как и формальный призыв сделать ее «общедоступной», ни для кого не оставляет иллюзий. По факту это означает, что США планируют лишить всех собственников Арктики национальных арктических ресурсов и передать их лично им. Своей аферой Вашингтон рассчитывал получить контроль над ресурсами нетронутого региона по праву сильного, но неожиданно наткнулся на стремительный и жесткий отпор.

Тихая подготовка российского шага началась еще в 2008 году. Под активный шум «об отсталости и крушении» вооруженных сил России армия страны активным образом перевооружалась. Началось строительство первых арктических погранзастав, восстановление северных аэродромов. Сегодня, каждый такой аэродром уже превратился в настоящий минигород. В современнейшие военные базы со своими системами ПВО, РЛС, противокорабельной обороной, истребителями и перехватчиками в отапливаемых ангарах, жилыми и складскими помещениями, комплексами РЭБ и беспилотных летательных аппаратов. Заканчивается развертывание многоцелевой космической системы наблюдения, связи, управления и освещения подводной, наземной и воздушной обстановки над российской Арктикой. Работа идет по всем фронтам.

На днях, в ходе беспрецедентных военных маневров «Восток-2018» Владимир Путин процитировал слова Ломоноса о том, что Россия в будущем будет прирастать Сибирью, а затем неожиданно добавил: «так было в прошлом веке, в нынешнем, Россия должна прирастать Арктикой». При этом слово «должна» прозвучало в речи президента отнюдь не случайно. Каждый новый этап потери абсолютного американского гегемонизма и уменьшения его влияния, действительно будет сопровождаться все более необдуманными действиями США. Спектр угроз и масштабы грабежа будут расти, а значит 30% мировых запасов природных ресурсов непременно станут объектом западного желания. В этом ключе практика показывает, что лишь паритет военных сил, либо их превосходство, способно оградить такую суверенную страну как Россия от деструктивных действий и аппетитов Вашингтона.

Арктика в этом смысле – идеальный плацдарм. По существу, в мире нет лучшего места для развертывания сил российской ядерной триады. Через Северный полюс пролегают кратчайшие траектории полета российских баллистических ракет и ракет США «Минитмен» расположенных в штатах Монтана и Северная Дакота. Как следствие, Минобороны не может позволить третьей стране размещать на пути наших ракет перспективные или нынешние системы ПВО морского или наземного базирования, а также крайне заинтересовано иметь в Арктике свои ПРО. Подо льдами Северного ледовитого океана располагаются основные районы патрулирования стратегических подводных ракетоносцев России. Лед надежно скрывает их от возможности вражеского обнаружения и по существу оставляет для противника лишь один шанс – охоту на российские АПЛ с помощью АПЛ аналогичного класса. Это сложно, дорого и малоэффективно. Над поверхностью паковых льдов и ледяных полей развертываются и самолеты дальней авиации России – носители ядерного оружия Ту-95 и Ту-160. В отличие от прочих маршрутов – через Восток и Запад в случае ответного удара, на этом направлении ракетоносцы не встретят сопротивления систем ПВО НАТО, поэтому крайне важно сохранить такое положение вещей.

В итоге, Арктика – как наиболее короткий и предпочтительный маршрут ответного удара просто обязан был быть под контролем России. Иначе сохранить возможность данного инструмента у нашей страны практически отсутствовала.

Успехи и достижения

К моменту распада СССР Север России был прикрыт с воздуха системами ПВО абсолютно – штабы находились в Архангельске, Североморске, Хабаровске и Новосибирске. Однако уже к 1999 году – из 151 полка ПВО осталось 84, число бригад сократилось с 56 до 1, полков истребительной авиации с 67 до 27, а полков и центров радиотехнических войск с 71 до 16. Проще говоря – Север больше ничего не защищало. Даже браконьеры чувствовали себя там, как в гостях.

Таким образом главная задача России в Арктике в последние 10 лет состояла в том, чтобы заново обеспечить свое присутствие, суверенитет и контроль над российской же частью арктического шельфа. Причем таким образом, чтобы все прочие желающие работали там либо под нашим контролем, либо за пределами тех территорий, которые Россия считает своими.

Для этого наша страна сумела сработать на опережение – рывком нарастила военное и экономическое превосходство по северным российским рубежам. К настоящему времени в планах США уже числилось создание вокруг северных рубежей России системы натовских ПВО, однако к 2018 году мощные системы ПРО создали не они, а вооруженные силы России.

За последние несколько лет «ландшафт» данного региона преобразился наиболее разительно. Восстановлены десятки аэродромов, строятся новые, расконсервированы и модернизированы старые советские военные объекты, вывезены сотни тысяч тонн устаревшего оборудования и установлено новое, строятся современные пункты базирования флота, военной авиации, уникальные станции РЛС. Для арктического региона разрабатываются специализированные комплекты техники, обмундирования и вооружения. Работы ведутся повсеместно от Мурманска до Магадана. В декабре 2014 года в Североморске было создано объединенное стратегическое командование «Север», а благодаря стремительному развитию армии, Северный флот усилился до 8 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 4 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 13 многоцелевых АПЛ, 9 атомных и 1 дизельной подводной лодки спецназначения, 6 дизельных подводных лодок и 38 ударный боевых кораблей различного класса. Суммарно, с учетом ледокольного флота данный военный потенциал уже превышает возможности прочих арктических государств – США, Канады, Норвегии, Дании, Финляндии и Исландии в регионе вместе взятых. Помимо этого, на воду уже спущен первый в серии и самый мощный в мире атомной ледокол «Арктика», а сверхпроект еще более мощных 120-мегантонных ледоколов типа «Лидер» отложенный ранее «на неопределенный срок», вскоре также пойдет в серию. Буквально неделю назад об этом стало известно официально. Все это, не считая двух полков береговой обороны, бригад морской пехоты, мотострелков и многого-многого другого уже несет службу на соответствующих рубежах. В целом в «русской» Арктике сформировано 6 ключевых опорных точек вокруг которых концентрируется вся необходимая военная инфраструктура. Комплексы противовоздушной обороны, системы РЛС, противокорабельные комплексы, ударные корабли флота и многое другое. Иными словами, системы военных объектов на Новой земле, Северной земле, островах Котельный, Врангеля, земли Александры и мысе Шмидта – надежно защищают российскую часть Арктики от алчности Вашингтона. Хотя еще 3,5 года назад о большей части всего перечисленного никому не было известно.

Не стоит забывать и о том насколько этот шаг подстегнул к развитию российскую науку, гражданский сектор и непосредственно ВПК. Ведь большинство объектов инфраструктуры в данных широтах создаются буквально с нуля. Жесткое солнечное излучение, природные электронные разряды, крайне низкие температуры, снег и лед, все это самым суровым образом влияет на работу электронных систем и техники. Китай не смог решить аналогичную проблему для своих РЛС даже в Гималаях, однако специализированные РЛС и новая арктическая техника России работает в гораздо более сложных условиях без всяких проблем. И это, несмотря на то, что в отличие от Гималай, ионизирующее солнечное излучение здесь обычно приводит к перегрузкам, помехам и выходу из строя даже систем ПВО, не говоря уже о «мгновенном» разряде незащищенных от холода аккумуляторов. Поломки обычных пластмасс, резины и прочих материалов при сверхнизких температурах, снежные снаряды, мешающие работе авиационных двигателей – все это лишь малая часть преодоленных проблем. Низкотемпературные смазки, постоянные цифровые карты ледовой обстановки, специальные турбированные дизельные двигатели, все это пришлось создавать буквально с нуля. Практически каждый элемент всего что используется армией на Севере несет в себе качественные ноу-хау. Обмундирование солдат, оружие, жилые комплексы, ангары и прочее – все это имеет уникальные свойства присущие географии данных мест. Даже сплавы различных материалов были разработаны специально для получения свойств меньшей теплопроводности.

Иначе говоря, только две крайние российские операции в Сирии и Арктике подстегнули науку и промышленность страны куда больше, чем все слова и действия либеральных «экспертов» и «новационных» институтов. Тех самых людей, кто призывал страну не только сокращать армию, но и сужать ее географию. На лицо огромный веер новейших разработок и технологий, которые целиком и полностью создаются в нашей стране.

Столь резкий скачек России за последние 4 года был сделан страной далеко не случайно, перед ВПК, наукой и промышленностью стояла четкая и конкретная цель и оказалось, что при желании даже за столь короткий период потенциал России способен оставить позади тех конкурентов, которые пытались получить аналогичный прогресс.

Причина для такой расторопности у нас также присутствовала. Как и всегда, когда дело касается Запада – она относилась к материальной стороне. Дело в том, что уже сейчас «развитые» экономики ЕС и США практически полностью исчерпали легкодоступные ресурсы на своей территории. И даже марионеточные правительства стран-доноров не обеспечивают нужный объем. Тем не менее, машина потребления продолжает разрастаться, а значит было ясно что рано или поздно руками Вашингтона корпорации обратят свое внимание на арктическую «кладовую», большая часть которой единолично принадлежит Москве.

Как известно, ради прибыли капитализм пойдет на что угодно, а Арктика – это 9% мировых запасов угля, 13% мировых запасов нефти, 30% запасов природного газа мира. При этом российская сторона доказала принадлежность трети этих территорий к континентальной части страны. А это значит, что международные нормы о суверенных экономических зонах, в которых только и разрешалось вести добычу нашей стране (и к подписанию которых нас склонили в 90-е годы) разом перестали существовать. Треть Арктики стала внутренней частью Российской Федерации со всеми выводами и внутренними законами. Горбачев, а затем демократы в 1997 году громко отрезали от России большую часть Северных территорий и Вашингтон аплодировал, Медведев подарил Норвегии малую часть оставшихся арктических земель и сделал Россию «другом США», Путин – тихо и вежливо вернул России разом треть Арктики и сделал себя вместе с Россией – «диктатурой и врагом цивилизованных народов». Что не удивительно, поскольку по оценкам китайских специалистов этим шагом Москва прирастила природные богатства страны сразу на 11%, поэтому подобная реакция была не нова.

Кроме того, по экспертным оценкам западных институтов, Северный морской путь по большей части не будет нуждаться в постоянной проводке крупнейшими атомными ледоколами России уже к 2030 году, а значит вопрос безопасности страны и торговых путей становится для нас ключевым. СМП, помимо полезных ископаемых и военной компоненты, в скором времени и сам по себе станет угрозой западному гегемонизму. Ударом по его ключевой основе – мировым торговым путям. Уже сейчас – с участием крупнейшего в мире российского ледокольного флота и таких экспортеров как Китай, СМП сокращает маршрут поставок товаров на 40%. «Северный морской путь - обогатит Россию», – пишут англо-саксонские СМИ и тем самым показывают, что помешать этому они желают всеми своими силами.

Тем не менее, к сегодняшнему дню вместо Арктики которая по планам США должна была быть частью кольца военных объектов вокруг России, Америка получила Арктику, в которой единоличное господствует Москва. Зону безоговорочного контроля России, на суше, в воздухе и на море.


Руслан Хубиев [RoSsi BaRBeRa], специально для ИА REGNUM


https://zen.yandex.ru/media/polite_russ … om=channel

0

23

КОНТ

МАТЕРИАЛ "Николай"
22.09.2018, 12:58

Первый прошёл!!!


В мировом судоходстве произошло историческое событие: первый контейнеровоз успешно преодолел тысячи километров по Северному морскому пути вдоль российского побережья Арктики.

На беспрецедентный и опасный переход отважилась датская компания Maersk. Мужественные потомки викингов заявили, что таким способом исследуют коммерческий потенциал этого маршрута, который может стать суровой, но более короткой альтернативой традиционному торговому пути судов из Азии в Европу, идущему через Суэцкий канал. Конечно, для северных стран типа Дании путь через Северный ледовитый океан короче, чем огибать всю Азию и потом еще и Европу.

Датчане подтвердили успех пробного прохода контейнеровоза по Северному морскому пути и отметили, что кораблю по мере надобности приходили на помощь ледоколы. Контейнеровоз Venta Maersk вместимостью 3600 стандартных контейнеров отправился в рейс из южнокорейского порта Пусан 28 августа 2018 года. В настоящее время судно уже движется вдоль берегов Норвегии. Venta Maersk идет с грузом российской рыбы и южнокорейской электроники.

Сейчас, конечно, два этих торговых пути из Европы в Азию несопоставимы по своему значению. Например, в 2017 году через Суэцкий канал перевезено 1,041 млрд тонн грузов. Это в 5 тысяч раз больше, чем перевезено по Северному морскому пути (194 тысячи тонн). Но может, примеру суровых и отважных датчан последуют и другие моряки…

Источник  https://primamedia.ru/news/736...

https://cont.ws/@30091963/1071891

0

24

The Economist, Великобритания

https://cdn.img.inosmi.ru/images/24320/61/243206149.jpg
Караван транспортных судов в сопровождении ледоколов проходит по Северному морскому пути
© РИА Новости, Соломон Лулишов .

The Economist (Великобритания): Что такое Северный морской путь?

25.09.2018


23 августа судно «Вента Маерск» покинуло дальневосточный порт Владивосток, чтобы совершить путешествие большого значения. Проследовав по Восточно-Сибирскому морю и морю Лаптевых и прибывая в Санкт-Петербург 27 сентября, «Вента» идет по маршруту, который знаменует собой последнюю ступень развития морского транспорта в этих северных широтах. Специально укрепленное судно является первым в мире контейнеровозом, осмелившимся покорить русскую Арктику. Это путешествие — только эксперимент. Его целью является сбор данных и определение целесообразности маршрута, а не поиск коммерческой альтернативы существующим маршрутам «Маерск». Но эксперты также рассматривают данное предприятие в свете растущего интереса к Арктике со стороны международного сообщества.

За последнее десятилетие таяние ледяных щитов открыло ранее недоступные арктические судоходные пути. Государственная судоходная компания Китая COSCO является здесь одним из самых активных игроков. С 2013 года она совершила более 30 экспедиций в регион. Китай вложил деньги в строительство инфраструктуры вдоль арктического побережья России, а также в ее нефтегазовые скважины. Но для Китая Арктика — это лишь часть большой игры. Для России ставки выше: от региона зависит 30 процентов ее ВВП. «Будущее России — в Арктике, — говорит старший научный сотрудник Арктического института Мальте Хамперт. — Она станет важным коридором для добычи и транспортировки ресурсов в Азию и Европу». И пока Россия может устанавливать здесь правила. В конце концов, именно через ее территориальные воды проходит наиболее судоходный маршрут Арктики — Северный морской путь (СМП).

СМП пролегает от Баренцева моря, расположенного у границы России с Норвегией, до Берингова пролива между Сибирью и Аляской. Судам, проплывающим по СМП, требуется получать разрешение российских властей, которые взимают транзитные сборы и обеспечивают сопровождение ледоколами. СМП рекламируется как потенциальный соперник Суэцкого канала, потому что он может резко сократить время в пути между Азией и Европой. Например, корабль, следующий из Южной Кореи в Германию, проделает этот путь примерно за 34 дня через Суэцкий канал и за 23 дня через СМП. Но у арктического маршрута есть и недостатки: навигационный сезон от трех до четырех месяцев в году, непредсказуемые ледовые условия, высокие страховые сборы, дорогостоящие специализированные суда, отсутствие поисково-спасательных команд и вспомогательной инфраструктуры. Вот некоторые из причин, по которым, как считают эксперты, СМП не станет экономически оправданной альтернативой до 2040 года.

Хотя СМП, возможно, никогда не составит конкуренцию Суэцкому каналу в качестве основной артерии для грузоперевозок между Европой и Азией, он все еще может иметь важное значение для транспортировки ископаемого топлива. Чтобы быть коммерчески жизнеспособными, крупные контейнеровозы, использующие маршрут через Суэцкий канал, должны осуществлять на этом пути поставки нескольким клиентам. Эта бизнес-модель неосуществима в малонаселенной Арктике. Но для нефтяных танкеров и судов, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), экономически обоснованно обслуживать единые рынки, не останавливаясь во время рейса. Арктический маршрут хорошо подходит для такого рода судоходства. Также перспективы СМП улучшатся, если мир станет менее стабильным. Больше пиратства в районе Африканского Рога, больше заторов в Малаккском проливе, больше террористических нападений в Суэцком канале — все это делает контроль над Северным морским путем стратегически важным. Россия и Китай будут иметь здесь преимущество, встречая со стороны Америки не слишком жесткую конкуренцию.



Оригинал публикации: What is the Northern Sea Route?
Опубликовано 24/09/2018 14:54
https://inosmi.ru/politic/20180925/243308844.html

0


Вы здесь » Россия - Запад » ТЕХНИКА и ТЕХНОЛОГИИ » Оcвоение Арктики