Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » ТЕХНИКА и ТЕХНОЛОГИИ » Оcвоение Арктики


Оcвоение Арктики

Сообщений 21 страница 27 из 27

21

ИноСМИ, Россия

Военные новости: зачем Китаю атомные ледоколы?
Военные новости, не попавшие на первые полосы. Выпуск № 30 (215).

29.06.2018
Илья Плеханов



В июне Китайская национальная ядерная корпорация (China National Nuclear Corporation, CNNC) объявила открытый тендер для судостроителей на создание атомного ледокола. Победитель тендера будет проектировать, строить, проводить испытаниях ледокола и осуществлять техническую поддержку после введения его в строй в интересах китайского государства.

Интерес Китая к Арктике известен давно. Климатические изменения могут улучшить ледовую обстановку Северного морского пути и открыть новые возможности для морских перевозок из Азии в Европу вдоль северного побережья России, а также существует вероятность, что уменьшение ледового покрова откроет доступ к полезным ископаемым в регионе, стоимость которых оценивают в 35 триллионов долларов.

Говоря об интересах Китая к Арктике часто цитируют китайского контр-адмирала Инь Чжо, который периодически заявлял, что «Арктика принадлежит всему миру, так что ни у одного народа нет над ней единоличной власти» и что Китай должен играть свою роль в развитии Арктики, так как в стране проживает одна пятая населения планеты.

Позже в этом году при публикации Китаем «Белой книги» по развитию «Полярного шелкового пути» китайские чиновники высказывались более дипломатично в русле того, что они не будут никому мешать и вмешиваться в суверенные дела приарктических государств, но при этом Китай обязательно будет присутствовать в регионе.

У Китая есть несколько малоразмерных военных ледоколов, которые по своим техническим характеристикам не в состоянии работать в полярных регионах, и один большой гражданский ледокол «Снежный дракон», который Китай приобрел у Украины еще в 90-х годах. И это даже не совсем ледокол, а судно-снабженец усиленного ледового класса «Витус Беринг» (проект 10621), построенное на Херсонском судостроительном заводе в 1993 году. Судно было готово на 83%, когда его приобрели китайцы. За год они довели его до ума и ледокол вышел в море. Можно также вспомнить, что первый китайский авианосец тоже был приобретен у Украины.

Первый же крупный неатомный ледокол собственного производства «Снежный дракон — 2» водоизмещением в 14 тысяч тонн китайцы начали строить совместно с Финляндией в 2016 году и должны ввести в строй в 2019 году, после чего оба китайских ледокола должны уйти в экспедицию и на испытания в Антарктику, а затем, вероятнее всего, сконцентрируются на работе в Арктике. Проект, правда, пока затягивается. С финнами договор был подписан еще в 2012 году, ожидался спуск на воду в 2014 году.

Второй ледокол Китая также скорее является научно-исследовательским судном со своими ограничениями по проходимости, что логически обуславливает создание третьего и атомного ледокола. А пока на первом ледоколе Пекин обучает и готовит кадры и специалистов для работы в северных регионах.

Впервые китайский ледокол «Снежный дракон», кстати, прошел по Северному морскому пути в августе 2012 года, а по ранним прогнозам Китая, уже в 2020 году страна планировала отправлять каждую шестую тонну экспортной продукции через Северный морской путь с помощью своих собственных, а не российских, ледоколов. Здесь возникает вопрос, допустит ли Россия атомные китайские ледоколы в свои воды.

Пока же в мае 2017 года в ходе встречи министров иностранных дел Китая и России обсуждался проект «Полярного шелкового пути», который подразумевает развитие инфраструктуры Северного морского пути и строительство портов с непосредственным участием китайских компаний. Китайские эксперты говорят о необходимости достичь «высокого уровня доверия» с Россией и предлагают выбрать пять портов в качестве опорных для участия Китая — Мурманск, Сабетта, Архангельск, Тикси и Уэлен.

Китайцы отмечают, что «для реализации китайско-российского проекта на Ямале Китайский торгово-промышленный банк, Государственный банк развития и Фонд Шелкового пути на совместных началах аккумулировали 19 миллиардов долларов США, или 63% общего объема инвестиций, оказав этому проекту большую финансовую поддержку. В освоении Арктики производственные отрасли Китая могут оказать России строительную поддержку по самым разным направлениям. Например, поставить буровые машины, произведенные китайской компанией „Хунхуа" для строительства терминала СПГ на Ямале. Техника и оборудование надежно работают при 45-градусном морозе и шквалистом ветре выше 12 баллов. Китайские предприятия в настоящее время строят шесть транспортных судов и отвечают за операционную деятельность 14 из 15 танкеров-газовозов. Таким образом, в ходе освоения Арктики китайские предприятия, работающие в сфере энергетики, судостроения, финансов, логистики и морской инженерии, могут оказать российской стороне огромную техническую поддержку».

Напомним, что помимо развития судов, Китай уже работает над созданием наземной инфраструктуры с европейцами. Этой весной Китай и Финляндия подписали договор о создании совместного исследовательского центра при Арктической космической обсерватории в Лапландии, который будет заниматься спутниковым мониторингом климатических изменений в Арктике и анализом возможностей навигации в водах Северного морского пути. В 2016 году Китай сделал похожие вложения в Швеции, где была построена китайская полярная наземная станция управления спутниками дистанционного зондирования (CNPGS).

И, наконец, дело не только в Арктике и ледоколах. Военные эксперты рассматривают создание атомного ледокола Китаем как важный шаг к дальнейшему строительству собственного атомного авианосца. У Китая есть атомные реакторы, которые работают на атомных подводных лодках, но создать собственные атомные технологии для энергоснабжения крупных судов и кораблей — это уже шаг вперед. Еще зимой этого года китайская судостроительная корпорация (China Shipbuilding Industry Corporation, CSIC) официально заявила, что намерена «ускорить процесс достижения технологических прорывов» в сфере строительства атомных авианосцев.

Авианосец в теории сможет работать на установленных нескольких реакторах, которые будут разработаны Китаем для атомного ледокола. Например, у тех же американцев их первый атомный авианосец «Энтерпрайз» (USS Enterprise) работал на восьми реакторах «Вестингауз» (Westinghouse A2W), а авианосцы класса «Нимиц» (Nimitz) работали уже всего на двух реакторах. Китай может пойти тем же путем, уменьшая число реакторов и увеличивая их эффективность.

Ряд экспертов также считают, что даже если первый атомный ледокол Китая не будет идеальным, Пекин без оглядки на финансовые издержки сможет использовать его для тестирования технологий на море в реальных условиях, обучения кадров и последующего прогресса при создании своего атомного авианосца.

https://inosmi.ru/military/20180629/242609069.html

0

22

Вежливая Россия

Россия бьет Арктикой по гегемонии США


Чем на всем протяжении истории отличалась основа мощи России от основы мощи США? Прежде всего тем, что Россия – это континентальная держава, а США – морская. Наша сила базируется на огромных сухопутных пространствах и на их контроле, американский гегемонизм – в контроле над акваториями и транспортными потоками. Все годы с момента распада СССР США работали против нас на нашем же поле. Используя слабость страны, они руками «союзников» в Евразии подрывали возможности России и делали это хорошо. К счастью, в те времена Белый дом не предполагал, что «разорванная в клочья» Россия к 2018 году не только сумеет восстановиться, но и будет способна сдерживать атаки «на земле», и даже более того – контратаковать «на море». В частности, в личной вотчине англосаксов: на океанских просторах, в Средиземноморье, Арктике и на мировых торговых путях…

Ход конем

После сплошных геополитических поражений 90-х, медленного отступления 2000-х, укрепления страны в последующие годы и установления «красных» линий, отрезвить западное давление на Россию можно было лишь одним путем – контратакой. Причем сделать это было необходимо там, где США этого меньше всего ожидали. Первым шагом призванным умерить алчность западных стран и дать понять, что Москва более не будет терпеть захватнической политики Вашингтона стала Южная Осетия, затем Крым, позже – Сирия, но наиболее перспективный маневр происходит прямо сейчас – это «русская» Арктика. По существу, именно нынешний шаг является наиболее смелым, поскольку в отличие от всех предыдущих сделанных на земле, он осуществляется на море.

Для игры России на излюбленном поле враждебных нам океанских держав, нам как минимум необходимо стать океанской державой снова. И хотя формально, Россия является таковой уже сейчас, ведь 38 807 километров ее государственной границы проходят по морю, «дьявол» как всегда кроется в деталях. А потому из трех вариантов приемлемого противодействия – на поле Тихого, Северного Ледовитого или Атлантического океана, единственным возможным был второй. С тех пор и началось глубокое переосмысление роли Арктики.

Предыстория вопроса

Во времена СССР границы «русской» Арктики проходили от Кольского полуострова через Северный полюс и до Берингово пролива. Иными словами, более чем треть Арктики была советской. В 1997 году «проамериканское» правительство «демократов» ратифицировало конвенцию ООН по морскому праву после чего Арктика была поделена. До 1982 года о принадлежности большей части арктических территорий (за исключением норвежской части) к России никто не оспаривал. Однако во времена Горбачева данная конвенция была подписана, а в 1997 году окончательно ратифицирована. Арктику разделили на сектора. В последующем именно из-за этого России понадобилось более десяти лет, чтобы повторно доказать право на владение своей же собственной частью арктического шельфа. Тем не менее все понимали, что западные страны всегда будут держать в голове идею оспорить эти претензии, и в конечном итоге ровно это и произошло. Уже в 2000-е годы Дания по «совету» из США заложила два корабля управления арктического класса, Норвегия – патрульный ледокол и пять фрегатов для условий севера, арктическая группировка США на Аляске начала адаптацию к северным широтам военных беспилотников, вертолетов и противокорабельных ракет. Иными словами – энтузиазм России в деле возвращения Арктики уже тогда показался Штатам слишком угрожающим, а возрождение – необъяснимо велико. К концу 2000-х, у США оставался наименьший сектор Арктики (и то приписанный к ней только благодаря Аляске), сектор же России вот-вот должен был возрасти. Сразу после осознания этого США решили разыграть политическую карту. Лоббируя изменение в конвенции ООН по морскому праву 1982 года, они попытались изменить ключевые пункты соглашения. Цель была проста и тривиальна – пересмотреть секторальное деление Арктики сделав ее ресурсы «общедоступными», а право на формирование правил, без лишней скромности передать США, Норвегии, Швеции и Исландии, без России. Разумеется, всем стало ясно, что нейтральный статус добычи ресурсов оставался бы таковым ровно до тех пор, пока на арктическом шельфе не были бы обнаружены запасы полезных ископаемых. Как только бы это произошло корпорации США, прикрываемые американским военным флотом, стали бы негласными хозяевами всех «нейтральных» ресурсов. В виду этого главным вопросом северных российских территорий стал не аспект экономики и Северного морского пути, а задача сохранения над этими территориями российского суверенитета. В 2007 году операция была начата, и на глазах впавших в прострацию США глубоководный батискаф «Мир» недвусмысленно водрузил российский триколор прямо на хребте Ломоносова. Иными словами, ровно в том же месте где ранее кончались границы «Арктики» в советский период.

Цели и задачи

На Арктику сегодня претендуют многие. При этом в списке претендентов есть и такие страны которые находятся от нее крайне далеко. Причина для этой нелогичности лежит в плоскости попыток США пересмотреть положения договора. Нейтралитет ресурсов Арктики, продавливаемый Америкой, как и формальный призыв сделать ее «общедоступной», ни для кого не оставляет иллюзий. По факту это означает, что США планируют лишить всех собственников Арктики национальных арктических ресурсов и передать их лично им. Своей аферой Вашингтон рассчитывал получить контроль над ресурсами нетронутого региона по праву сильного, но неожиданно наткнулся на стремительный и жесткий отпор.

Тихая подготовка российского шага началась еще в 2008 году. Под активный шум «об отсталости и крушении» вооруженных сил России армия страны активным образом перевооружалась. Началось строительство первых арктических погранзастав, восстановление северных аэродромов. Сегодня, каждый такой аэродром уже превратился в настоящий минигород. В современнейшие военные базы со своими системами ПВО, РЛС, противокорабельной обороной, истребителями и перехватчиками в отапливаемых ангарах, жилыми и складскими помещениями, комплексами РЭБ и беспилотных летательных аппаратов. Заканчивается развертывание многоцелевой космической системы наблюдения, связи, управления и освещения подводной, наземной и воздушной обстановки над российской Арктикой. Работа идет по всем фронтам.

На днях, в ходе беспрецедентных военных маневров «Восток-2018» Владимир Путин процитировал слова Ломоноса о том, что Россия в будущем будет прирастать Сибирью, а затем неожиданно добавил: «так было в прошлом веке, в нынешнем, Россия должна прирастать Арктикой». При этом слово «должна» прозвучало в речи президента отнюдь не случайно. Каждый новый этап потери абсолютного американского гегемонизма и уменьшения его влияния, действительно будет сопровождаться все более необдуманными действиями США. Спектр угроз и масштабы грабежа будут расти, а значит 30% мировых запасов природных ресурсов непременно станут объектом западного желания. В этом ключе практика показывает, что лишь паритет военных сил, либо их превосходство, способно оградить такую суверенную страну как Россия от деструктивных действий и аппетитов Вашингтона.

Арктика в этом смысле – идеальный плацдарм. По существу, в мире нет лучшего места для развертывания сил российской ядерной триады. Через Северный полюс пролегают кратчайшие траектории полета российских баллистических ракет и ракет США «Минитмен» расположенных в штатах Монтана и Северная Дакота. Как следствие, Минобороны не может позволить третьей стране размещать на пути наших ракет перспективные или нынешние системы ПВО морского или наземного базирования, а также крайне заинтересовано иметь в Арктике свои ПРО. Подо льдами Северного ледовитого океана располагаются основные районы патрулирования стратегических подводных ракетоносцев России. Лед надежно скрывает их от возможности вражеского обнаружения и по существу оставляет для противника лишь один шанс – охоту на российские АПЛ с помощью АПЛ аналогичного класса. Это сложно, дорого и малоэффективно. Над поверхностью паковых льдов и ледяных полей развертываются и самолеты дальней авиации России – носители ядерного оружия Ту-95 и Ту-160. В отличие от прочих маршрутов – через Восток и Запад в случае ответного удара, на этом направлении ракетоносцы не встретят сопротивления систем ПВО НАТО, поэтому крайне важно сохранить такое положение вещей.

В итоге, Арктика – как наиболее короткий и предпочтительный маршрут ответного удара просто обязан был быть под контролем России. Иначе сохранить возможность данного инструмента у нашей страны практически отсутствовала.

Успехи и достижения

К моменту распада СССР Север России был прикрыт с воздуха системами ПВО абсолютно – штабы находились в Архангельске, Североморске, Хабаровске и Новосибирске. Однако уже к 1999 году – из 151 полка ПВО осталось 84, число бригад сократилось с 56 до 1, полков истребительной авиации с 67 до 27, а полков и центров радиотехнических войск с 71 до 16. Проще говоря – Север больше ничего не защищало. Даже браконьеры чувствовали себя там, как в гостях.

Таким образом главная задача России в Арктике в последние 10 лет состояла в том, чтобы заново обеспечить свое присутствие, суверенитет и контроль над российской же частью арктического шельфа. Причем таким образом, чтобы все прочие желающие работали там либо под нашим контролем, либо за пределами тех территорий, которые Россия считает своими.

Для этого наша страна сумела сработать на опережение – рывком нарастила военное и экономическое превосходство по северным российским рубежам. К настоящему времени в планах США уже числилось создание вокруг северных рубежей России системы натовских ПВО, однако к 2018 году мощные системы ПРО создали не они, а вооруженные силы России.

За последние несколько лет «ландшафт» данного региона преобразился наиболее разительно. Восстановлены десятки аэродромов, строятся новые, расконсервированы и модернизированы старые советские военные объекты, вывезены сотни тысяч тонн устаревшего оборудования и установлено новое, строятся современные пункты базирования флота, военной авиации, уникальные станции РЛС. Для арктического региона разрабатываются специализированные комплекты техники, обмундирования и вооружения. Работы ведутся повсеместно от Мурманска до Магадана. В декабре 2014 года в Североморске было создано объединенное стратегическое командование «Север», а благодаря стремительному развитию армии, Северный флот усилился до 8 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 4 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 13 многоцелевых АПЛ, 9 атомных и 1 дизельной подводной лодки спецназначения, 6 дизельных подводных лодок и 38 ударный боевых кораблей различного класса. Суммарно, с учетом ледокольного флота данный военный потенциал уже превышает возможности прочих арктических государств – США, Канады, Норвегии, Дании, Финляндии и Исландии в регионе вместе взятых. Помимо этого, на воду уже спущен первый в серии и самый мощный в мире атомной ледокол «Арктика», а сверхпроект еще более мощных 120-мегантонных ледоколов типа «Лидер» отложенный ранее «на неопределенный срок», вскоре также пойдет в серию. Буквально неделю назад об этом стало известно официально. Все это, не считая двух полков береговой обороны, бригад морской пехоты, мотострелков и многого-многого другого уже несет службу на соответствующих рубежах. В целом в «русской» Арктике сформировано 6 ключевых опорных точек вокруг которых концентрируется вся необходимая военная инфраструктура. Комплексы противовоздушной обороны, системы РЛС, противокорабельные комплексы, ударные корабли флота и многое другое. Иными словами, системы военных объектов на Новой земле, Северной земле, островах Котельный, Врангеля, земли Александры и мысе Шмидта – надежно защищают российскую часть Арктики от алчности Вашингтона. Хотя еще 3,5 года назад о большей части всего перечисленного никому не было известно.

Не стоит забывать и о том насколько этот шаг подстегнул к развитию российскую науку, гражданский сектор и непосредственно ВПК. Ведь большинство объектов инфраструктуры в данных широтах создаются буквально с нуля. Жесткое солнечное излучение, природные электронные разряды, крайне низкие температуры, снег и лед, все это самым суровым образом влияет на работу электронных систем и техники. Китай не смог решить аналогичную проблему для своих РЛС даже в Гималаях, однако специализированные РЛС и новая арктическая техника России работает в гораздо более сложных условиях без всяких проблем. И это, несмотря на то, что в отличие от Гималай, ионизирующее солнечное излучение здесь обычно приводит к перегрузкам, помехам и выходу из строя даже систем ПВО, не говоря уже о «мгновенном» разряде незащищенных от холода аккумуляторов. Поломки обычных пластмасс, резины и прочих материалов при сверхнизких температурах, снежные снаряды, мешающие работе авиационных двигателей – все это лишь малая часть преодоленных проблем. Низкотемпературные смазки, постоянные цифровые карты ледовой обстановки, специальные турбированные дизельные двигатели, все это пришлось создавать буквально с нуля. Практически каждый элемент всего что используется армией на Севере несет в себе качественные ноу-хау. Обмундирование солдат, оружие, жилые комплексы, ангары и прочее – все это имеет уникальные свойства присущие географии данных мест. Даже сплавы различных материалов были разработаны специально для получения свойств меньшей теплопроводности.

Иначе говоря, только две крайние российские операции в Сирии и Арктике подстегнули науку и промышленность страны куда больше, чем все слова и действия либеральных «экспертов» и «новационных» институтов. Тех самых людей, кто призывал страну не только сокращать армию, но и сужать ее географию. На лицо огромный веер новейших разработок и технологий, которые целиком и полностью создаются в нашей стране.

Столь резкий скачек России за последние 4 года был сделан страной далеко не случайно, перед ВПК, наукой и промышленностью стояла четкая и конкретная цель и оказалось, что при желании даже за столь короткий период потенциал России способен оставить позади тех конкурентов, которые пытались получить аналогичный прогресс.

Причина для такой расторопности у нас также присутствовала. Как и всегда, когда дело касается Запада – она относилась к материальной стороне. Дело в том, что уже сейчас «развитые» экономики ЕС и США практически полностью исчерпали легкодоступные ресурсы на своей территории. И даже марионеточные правительства стран-доноров не обеспечивают нужный объем. Тем не менее, машина потребления продолжает разрастаться, а значит было ясно что рано или поздно руками Вашингтона корпорации обратят свое внимание на арктическую «кладовую», большая часть которой единолично принадлежит Москве.

Как известно, ради прибыли капитализм пойдет на что угодно, а Арктика – это 9% мировых запасов угля, 13% мировых запасов нефти, 30% запасов природного газа мира. При этом российская сторона доказала принадлежность трети этих территорий к континентальной части страны. А это значит, что международные нормы о суверенных экономических зонах, в которых только и разрешалось вести добычу нашей стране (и к подписанию которых нас склонили в 90-е годы) разом перестали существовать. Треть Арктики стала внутренней частью Российской Федерации со всеми выводами и внутренними законами. Горбачев, а затем демократы в 1997 году громко отрезали от России большую часть Северных территорий и Вашингтон аплодировал, Медведев подарил Норвегии малую часть оставшихся арктических земель и сделал Россию «другом США», Путин – тихо и вежливо вернул России разом треть Арктики и сделал себя вместе с Россией – «диктатурой и врагом цивилизованных народов». Что не удивительно, поскольку по оценкам китайских специалистов этим шагом Москва прирастила природные богатства страны сразу на 11%, поэтому подобная реакция была не нова.

Кроме того, по экспертным оценкам западных институтов, Северный морской путь по большей части не будет нуждаться в постоянной проводке крупнейшими атомными ледоколами России уже к 2030 году, а значит вопрос безопасности страны и торговых путей становится для нас ключевым. СМП, помимо полезных ископаемых и военной компоненты, в скором времени и сам по себе станет угрозой западному гегемонизму. Ударом по его ключевой основе – мировым торговым путям. Уже сейчас – с участием крупнейшего в мире российского ледокольного флота и таких экспортеров как Китай, СМП сокращает маршрут поставок товаров на 40%. «Северный морской путь - обогатит Россию», – пишут англо-саксонские СМИ и тем самым показывают, что помешать этому они желают всеми своими силами.

Тем не менее, к сегодняшнему дню вместо Арктики которая по планам США должна была быть частью кольца военных объектов вокруг России, Америка получила Арктику, в которой единоличное господствует Москва. Зону безоговорочного контроля России, на суше, в воздухе и на море.


Руслан Хубиев [RoSsi BaRBeRa], специально для ИА REGNUM


https://zen.yandex.ru/media/polite_russ … om=channel

0

23

КОНТ

МАТЕРИАЛ "Николай"
22.09.2018, 12:58

Первый прошёл!!!


В мировом судоходстве произошло историческое событие: первый контейнеровоз успешно преодолел тысячи километров по Северному морскому пути вдоль российского побережья Арктики.

На беспрецедентный и опасный переход отважилась датская компания Maersk. Мужественные потомки викингов заявили, что таким способом исследуют коммерческий потенциал этого маршрута, который может стать суровой, но более короткой альтернативой традиционному торговому пути судов из Азии в Европу, идущему через Суэцкий канал. Конечно, для северных стран типа Дании путь через Северный ледовитый океан короче, чем огибать всю Азию и потом еще и Европу.

Датчане подтвердили успех пробного прохода контейнеровоза по Северному морскому пути и отметили, что кораблю по мере надобности приходили на помощь ледоколы. Контейнеровоз Venta Maersk вместимостью 3600 стандартных контейнеров отправился в рейс из южнокорейского порта Пусан 28 августа 2018 года. В настоящее время судно уже движется вдоль берегов Норвегии. Venta Maersk идет с грузом российской рыбы и южнокорейской электроники.

Сейчас, конечно, два этих торговых пути из Европы в Азию несопоставимы по своему значению. Например, в 2017 году через Суэцкий канал перевезено 1,041 млрд тонн грузов. Это в 5 тысяч раз больше, чем перевезено по Северному морскому пути (194 тысячи тонн). Но может, примеру суровых и отважных датчан последуют и другие моряки…

Источник  https://primamedia.ru/news/736...

https://cont.ws/@30091963/1071891

0

24

The Economist, Великобритания

https://cdn.img.inosmi.ru/images/24320/61/243206149.jpg
Караван транспортных судов в сопровождении ледоколов проходит по Северному морскому пути
© РИА Новости, Соломон Лулишов .

The Economist (Великобритания): Что такое Северный морской путь?

25.09.2018


23 августа судно «Вента Маерск» покинуло дальневосточный порт Владивосток, чтобы совершить путешествие большого значения. Проследовав по Восточно-Сибирскому морю и морю Лаптевых и прибывая в Санкт-Петербург 27 сентября, «Вента» идет по маршруту, который знаменует собой последнюю ступень развития морского транспорта в этих северных широтах. Специально укрепленное судно является первым в мире контейнеровозом, осмелившимся покорить русскую Арктику. Это путешествие — только эксперимент. Его целью является сбор данных и определение целесообразности маршрута, а не поиск коммерческой альтернативы существующим маршрутам «Маерск». Но эксперты также рассматривают данное предприятие в свете растущего интереса к Арктике со стороны международного сообщества.

За последнее десятилетие таяние ледяных щитов открыло ранее недоступные арктические судоходные пути. Государственная судоходная компания Китая COSCO является здесь одним из самых активных игроков. С 2013 года она совершила более 30 экспедиций в регион. Китай вложил деньги в строительство инфраструктуры вдоль арктического побережья России, а также в ее нефтегазовые скважины. Но для Китая Арктика — это лишь часть большой игры. Для России ставки выше: от региона зависит 30 процентов ее ВВП. «Будущее России — в Арктике, — говорит старший научный сотрудник Арктического института Мальте Хамперт. — Она станет важным коридором для добычи и транспортировки ресурсов в Азию и Европу». И пока Россия может устанавливать здесь правила. В конце концов, именно через ее территориальные воды проходит наиболее судоходный маршрут Арктики — Северный морской путь (СМП).

СМП пролегает от Баренцева моря, расположенного у границы России с Норвегией, до Берингова пролива между Сибирью и Аляской. Судам, проплывающим по СМП, требуется получать разрешение российских властей, которые взимают транзитные сборы и обеспечивают сопровождение ледоколами. СМП рекламируется как потенциальный соперник Суэцкого канала, потому что он может резко сократить время в пути между Азией и Европой. Например, корабль, следующий из Южной Кореи в Германию, проделает этот путь примерно за 34 дня через Суэцкий канал и за 23 дня через СМП. Но у арктического маршрута есть и недостатки: навигационный сезон от трех до четырех месяцев в году, непредсказуемые ледовые условия, высокие страховые сборы, дорогостоящие специализированные суда, отсутствие поисково-спасательных команд и вспомогательной инфраструктуры. Вот некоторые из причин, по которым, как считают эксперты, СМП не станет экономически оправданной альтернативой до 2040 года.

Хотя СМП, возможно, никогда не составит конкуренцию Суэцкому каналу в качестве основной артерии для грузоперевозок между Европой и Азией, он все еще может иметь важное значение для транспортировки ископаемого топлива. Чтобы быть коммерчески жизнеспособными, крупные контейнеровозы, использующие маршрут через Суэцкий канал, должны осуществлять на этом пути поставки нескольким клиентам. Эта бизнес-модель неосуществима в малонаселенной Арктике. Но для нефтяных танкеров и судов, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), экономически обоснованно обслуживать единые рынки, не останавливаясь во время рейса. Арктический маршрут хорошо подходит для такого рода судоходства. Также перспективы СМП улучшатся, если мир станет менее стабильным. Больше пиратства в районе Африканского Рога, больше заторов в Малаккском проливе, больше террористических нападений в Суэцком канале — все это делает контроль над Северным морским путем стратегически важным. Россия и Китай будут иметь здесь преимущество, встречая со стороны Америки не слишком жесткую конкуренцию.



Оригинал публикации: What is the Northern Sea Route?
Опубликовано 24/09/2018 14:54
https://inosmi.ru/politic/20180925/243308844.html

0

25


Nihon Keizai (Япония): Россия хочет взять Арктику под контроль

09.04.2019
Хикару Сакаи (Hikaru Sakai)


https://cdn2.img.inosmi.ru/images/24490/65/244906553.jpg
Кому принадлежит Арктика? На фоне таяния льдов из-за глобального потепления началась борьба за богатые арктические природные ресурсы и господство на море.

«Это — первый в мире СПГ проект в Арктике», — с гордостью заявил президент Путин в декабре 2017 года на церемонии открытия СПГ завода, построенного российской компанией на полуострове Ямал.

С тех пор прошло более года. Некоторые эксперты скептически относились к заводу, которому придется работать в условиях вечной мерзлоты при температуре минус 60 градусов, и отправке СПГ в Европу и Азию по Северному Ледовитому океану, покрытому льдами. Тем не менее это были беспочвенные опасения.

Завод работает на высоком уровне. Уже в 2020 году в эксплуатацию будет введен второй завод. Этот проект привлек мировое внимание: компании «Мицуи», «Мицубиси» и «Сауди Арамко» подумывают над тем, чтобы инвестировать в него.

По информации геологической службы США, в Арктике находится 30% газа и 13% нефти от мировых запасов. «Арктика — это один из немногих рубежей, оставшихся на Земле». Эта известная фраза постепенно становится реальностью.

К региону проявляют интерес такие арктические государства, как Россия, Канада, Норвегия, США и Дания, а также Япония и Китай, называющий Северный Ледовитый океан «шелковым путем по льду». Крупнейшая арктическая страна Россия, у которой есть реальные достижения в этом регионе, наиболее активно защищает свои интересы: она подала заявку в ООН на расширение шельфа и так далее. Тем не менее президент Путин нацелился не только на природные ресурсы.

Комментируя развитие военной инфраструктуры в Арктике, министр обороны РФ Шойгу на оборонном форуме в конце 2018 года, на котором присутствовал также российский лидер, подчеркнул: «На острове Земля Александры завершилось строительство военной базы; на Острове Врангеля в 2019 году появится система ПВО».

Ранее Арктика была для России регионом запуска и полета МБР, однако доступ туда был закрыт. Тем не менее предвидя возможные военные операции на суше, которые могут организовать вражеские корабли благодаря таянию льдов, «Россия стала позиционировать Арктику в качестве стратегического направления, где могут развернуться военные действия» (источник в оборонном НИИ).

Можно сказать, что нынешняя транспортировка СПГ по Северному Ледовитому океану, осуществляемая круглый год, является подготовкой к тому, чтобы господствовать на море. Российские власти внедрили систему заблаговременной подачи заявок на суда, проходящие вдоль берегов России. В результате иностранные суда не могут проходить без разрешения России. Кроме того, она обязывает пользоваться услугами российских ледоколов в зависимости от состояния льдов.

Более того, был принят закон о том, что часть транспортных судов обязательно должна быть российской. Также обсуждается вопрос о строительстве кораблей на российских верфях.

Почему позволительны такие ограничения, несмотря на то, что признается право на свободный проход в территориальных водах и исключительной экономической зоне? Россия основывается на Конвенции ООН по морскому праву.

В 234 статье говорится: «Прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны…»

Ранее Северный морской путь не эксплуатировался, поэтому международных проблем не возникало. Тем не менее глобальное потепление неизбежно приведет к дебатам на эту тему.

США обеспокоены поведением России, которая действует на опережение, накапливая фактическую базу.

«Северный Ледовитый океан принадлежит всему миру», — подчеркнул командующий ВМС США адмирал Джеймс Фогго во время саммита в Мюнхене в феврале 2019 года. Несмотря на это, только один устаревший ледокол Береговой охраны США может пройти по Северному Ледовитому океану. Это не идет ни в какое сравнение с Россией, у которой четыре атомных ледокола, а к 2021 году появится еще три.

Несмотря на это, США в марте начали оказывать давление на Россию: к российским границам приближались стратегические бомбардировщики и так далее. Россия позицию не смягчает. «Мы не собираемся отдавать эту территорию», — заявил вице премьер Борисов.

Он будто бы отвечает на вопрос выше: «Это уже часть России». Перспективы для улучшения отношений с Западом отсутствуют, и на этом фоне следует поторопиться с выработкой международных правил, чтобы не разжечь конфликт в Арктике.

Дальневосточный регион, включая «северные территории», является также входом в Северный Ледовитый океан. Япония должна осознать всю важность этой локации для России.


Оригинал публикации: ロシアが仕掛ける北極支配 上級論説委員 坂井 光
Опубликовано 28/03/2019 15:23

0

26

Стали известны подробности проекта долгожданного тяжелого ледокола США
26 Апреля 2019

http://sudostroenie.info/images/700__ICEUSA_1.png

После долгих размышлений Правительство США все-таки заказало постройку тяжелого ледокола. Новый ледокол будет иметь водоизмещение 17,7 тыс. т. Об этом сообщает thedrive.com.

Как сообщалось ранее, судно будет строится в США, на верфи VT Наlter Marine. Новый ледокол будет иметь два мостика, а также вертолетную площадку на корме.

Новое судно будет оборудовано двумя ВРК в корме и туннельным подруливающим устройством в носу, что обеспечит ему хорошую маневренность.

Американские ледоколы (возможна постройка 3-х судов) будут крупнее, чем находящиеся в эксплуатации в настоящий момент.

У Береговой охраны США в распоряжении находятся два тяжелых ледокола: USCGC Polar Star и USCGC Polar Sea и один средний ледокол USCGC Healy.

В связи с ростом влияния России в Арктике, а также ростом интереса Китая к региону, США не хотят отставать и намерены обновить ледокольный флот.

Иллюстрация: VT Наlter Marine

http://sudostroenie.info/novosti/26655.html?utm_referrer=https://zen.yandex.com

0

27

Новый ледокол даст России гигантские преимущества в Арктике

26 мая 2019, 13:14

https://img.vz.ru/upimg/m97/m979467.jpg
Фото: vk.com/baltzav

Текст: Алексей Анпилогов

На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 25 мая спущен на воду третий атомный ледокол проекта 22220 «Урал». Это событие является знаковым для российского присутствия в Арктике. Ледоколы данного проекта обеспечат нашей стране принципиально важные геополитические преимущества и многократно окупят свою огромную стоимость. Каким образом?

Всего запланировано строительство пяти ледоколов этого проекта, два из которых ещё предстоит заложить. После окончания постройки ледоколы проекта 22220, также называемые «тип ЛК-60Я», станут основой российского ледокольного флота в Арктике. «Урал» стал вторым серийным ледоколом проекта 22220 – на воде уже находятся головной ледокол «Арктика» и первый серийный ледокол «Сибирь» этого проекта.

«Арктика», «Сибирь» и «Урал» являются двухосадочными судами. Это означает, что они могут менять свою осадку в процессе эксплуатации, уменьшая её для обеспечения захода в устья сибирских рек – Оби, Енисея и Лены. Такая особенность позволяет каждому ледоколу заменить сразу два существующих, так как до сих пор проводка судов осуществлялась комбинированным способом: по Севморпути их вели линейные ледоколы класса «Арктика» (самый массовый класс советских и российских ледоколов имеет то же название, что и головной корабль типа ЛК-60Я), а в устья рек заводили ледоколы класса «Таймыр», имевшие меньшую осадку и лучшую маневренность.

При этом новые ЛК-60 выгодно отличаются от старых ледоколов класса «Арктика». В их конструкции учтены все достижения технического прогресса последней четверти века – ведь последняя «Арктика», ледокол «50 лет Победы», был спущен на воду ещё в декабре 1993 года. Так, например, за счёт автоматизации экипаж нового ЛК-60Я удалось уменьшить до 74 человек по сравнению с 138 на «Арктиках».

А вот мощность реакторов поднялась – вместо двух реакторов ОК-900 мощностью по 171 МВт каждый, на новых ледоколах установлены реакторы РИТМ-200, выдающих по 175 МВт. Практически всю эту прибавку реакторной мощности за счёт лучшего КПД удалось передать на валы ледокола – ЛК-60Я имеет валовую мощность в 60 МВт, тогда как у «Арктик» она составляла лишь 55 МВт.

Однако и это ещё не всё. Сама по себе мощность ледокола не связана напрямую с его ледовой проходимостью, на которую кроме неё влияет ещё масса иных факторов. Удивительно, но и здесь за счёт технологических новинок зависимость оказалась нелинейной – при увеличении мощности лишь на 9%, с 55 до 60 МВт, ледопроходимость возросла на целых 15% – с 2,25 метра («Арктика») до как минимум 2,6 метра у ЛК-60Я.

Ну и, наконец, силовая установка ледокола, два реактора РИТМ-200, стала практически необслуживаемой – перезагрузка нового, металлокерамического топлива повышенной ураноемкости, с обогащением около 20%, будет осуществляться только один раз в 10–12 лет. Реакторы рассчитаны на период непрерывной работы в 26 000 часов, а их назначенный срок службы составляет 40 лет, с одним крупным ремонтом посредине срока, на рубеже 20 лет. Таким образом, спущенный сегодня на воду «Урал» вполне может встретить 2060 год, ещё находясь в составе российского ледокольного флота в Арктике.

Нужны ли России ледоколы?

Строительство мощного ледокольного флота – отнюдь не простое и очень недешёвое начинание. На сегодняшний день контрактная стоимость трёх первых ледоколов проекта ЛК-60Я составляет 121,4 млрд рублей, или около двух млрд долларов США. Однако без этой постройки уже было просто невозможно обеспечить функционирование Севморпути: из старых «Арктик», по состоянию на 2019 год, в эксплуатации оставались только два самых новых ледокола – «Ямал» и «50 лет Победы», а оставшиеся четыре ледокола 1970–1980-х годов постройки уже находятся в отстое в ожидании утилизации.

Таким образом, оставшегося в строю к началу 2019 года ледокольного флота уже было недостаточно для обеспечения круглогодичной навигации по Севморпути. Особенно с учётом того, что кроме обеспечения традиционного для СССР «северного завоза», ледоколам ещё было необходимо поддерживать всё более ёмкую систему «северного вывоза» – экспортных поставок нефти и газа с месторождений Ямала, Гыдана и арктического шельфа.

Фактически проекты «Арктик СПГ» и «Ямал СПГ», ориентированные на обеспечение круглогодичных поставок сжиженного газа на рынки Европы и Азии, оказались заложниками процесса сохранения и развития ледокольного флота. Без современных ледоколов даже танкеры-газовозы ледового класса типа «Кристоф де Маржери», сами по себе являющееся чудом техники, могли бы просто не пробиться в зимний период к погрузочным терминалам на арктическом побережье России. А зимний период – это как раз «золотое дно» в вопросе цен на спотовом рынке природного газа, когда спрос на него традиционно высок, как и цена.

Интересно, что потребности флота арктических танкеров и газовозов уже напрямую воздействуют и на будущую судьбу проекта ЛК-60Я. Новые ледоколы, четвёртый и пятый в типе ЛК-60Я, будут на пять метров шире, что обеспечит более высокую скорость проводки танкеров-газовозов ледового класса. На сегодняшний день «Кристоф де Маржери» и однотипные с ним суда буквально «протискиваются» по ледовому маршруту вслед за «Арктиками», имея скорость около четырех узлов. В случае же использования новых ЛК-60Я, тем более модифицированных по ширине, скорость проводки можно будет поднять до шести узлов – в полтора раза. Что тут же принесёт десятки миллионов долларов ежегодной экономии только на транспорте.

При этом возможностей даже модифицированного типа ЛК-60Я не хватит на ещё один амбициозный проект – круглогодичное обеспечение навигации по восточному плечу Севморпути. В рамках этого проекта Россия планирует перевалку 20 млн тонн СПГ в Петропавловске-Камчатском для продажи в Азии и круглогодичное использование восточного маршрута Севморпути. Такую мегапрограмму можно решить лишь в случае постройки двух-трех сверхмощных ледоколов класса «Лидер» (ЛК-110Я), которые будут иметь совершенно невообразимую мощность в 120 МВт на валах. Серия из трёх таких сверхмощных ледоколов будет построена на стапелях дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда», а строительство первого ледокола должно стартовать уже в 2020 году.

Такая весомая прибавка к ледокольному флоту России создаст совсем иную геоэкономическую и геополитическую реальность. В которой Северный морской путь станет постоянно действующей транспортной артерией, конкурирующей с путями через Суэцкий канал, вокруг мыса Доброй Надежды и сухопутными коридорами Евразии.

Единственные и неповторимые

Российский ледокольный атомный флот вот уже шестьдесят лет остаётся надёжной опорой России в Арктике. В этом году мы отметим этот радостный юбилей – 3 декабря 1959 года первый атомный ледокол «Ленин» был сдан в эксплуатацию Министерству морского флота СССР.

С тех пор СССР, а потом и Россия, ни на год не теряла присутствия в Арктике – в том числе и благодаря постоянному использованию и совершенствованию атомного ледокольного флота. Даже в самые «тёмные» 1990-е годы атомные ледоколы жили, работали и пробивались во льдах к тем, кто их ждал в самых отдалённых и суровых уголках России.

    На сегодняшний день только у России есть реальный действующий ледокольный флот.

В то время как у других арктических стран – США, Канады, Норвегии и Дании есть лишь постоянно декларируемые планы по его созданию, при весьма скромных ледоколах, находящихся в реальной эксплуатации.

Третий ледокол проекта ЛК-60Я, спущенный на воду со стапелей Балтийского завода – наглядный символ того, что Россия вернула себе атомный ледокольный флот и смогла освоить его массовую постройку. В отличие от головного судна проекта, «Урал» сошёл со стапеля уже с полностью загруженными реакторными установками и практически полностью готовой системой электродвижения. Это упростит труд судостроителей, сократит расходы и сроки достройки.

В момент схода махины ледокола со стапеля один из судостроителей не удержался и громко крикнул: «Охренеть!» Действительно, чистая эмоция – рядом с чудом техники, технологии и человеческого труда.

https://vz.ru/economy/2019/5/26/979467.html

0


Вы здесь » Россия - Запад » ТЕХНИКА и ТЕХНОЛОГИИ » Оcвоение Арктики