Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » ЕВРАЗИЯ » ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ВЫБОР ПУТИ...


ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ВЫБОР ПУТИ...

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

EurasiaNet, США

Насколько США хотят и могут сохранить свое влияние в Центральной Азии?
30.01.2016
Ричард Сокольски и Пол Стронски

В постсоветский период США испытывали трудности с определением долгосрочной структуры своих отношений со странами Центральной Азии. Сначала главной задачей было обеспечение безопасности оставшегося после СССР ядерного арсенала. После терактов 11 сентября политика Вашингтона основывалась на необходимости обеспечения содействия центральноазиатских государств американским операциям в Афганистане. Но теперь, на фоне пересмотра Вашингтоном своих глобальных приоритетов, что должно стать ориентиром для выстраивания связей с Центральной Азией?

Пожалуй, легче определить, что не должно стать ведущим фактором: не энергетические ресурсы региона, т. к. цены на нефть падают; не построение демократии, т. к. центральноазиатские правительства отличаются неприятием подобных идей; и не Афганистан, т. к. Вашингтон старается закончить продолжавшиеся там на протяжении 15 лет военные операции.

Одно представляется ясным: Соединенным Штатам следует пересмотреть свои отношения со странами региона, исходя из новых реалий.

Но перед тем как задуматься о будущем, стоит сначала проанализировать прошлое. Усилия США в Центральной Азии принесли плоды. В частности, ядерный арсенал был удален, а Казахстан превратился в одного из активных участников международного движения нераспространения. Страны региона стали ценными партнерами в рамках американской военной кампании в Афганистане. Вашингтон помог центральноазиатским государствам закрепить суверенитет, территориальную неприкосновенность и политическую независимость. Ни одной стране не удалось установить контроль над регионом, а Россия больше не обладает монополией на центральноазиатские нефтегазовые потоки. В целом, Америка выполнила взятые на себя партнерские обязательства.

Но многие надежды США относительно региона не сбылись. Центральноазиатские страны не добились особого прогресса в сфере демократизации, построения открытых обществ, основанных на идеях свободного рынка, а также обеспечения верховенства закона и прав человека. Проект «Новый Шелковый путь», ставивший целью соединить Центральную Азию с Афганистаном и Пакистаном, так и не был запущен. Больше всех в выигрыше от потери Россией монополии на энергетические ресурсы региона оказался не Запад, а Китай.

Что касается будущего, нереалистично ожидать, что США смогут добиться своих целей по обеспечению перемен в регионе, особенно учитывая желание Вашингтона сократить свое присутствие и вместо этого сконцентрироваться на других, более насущных проблемах в странах Азиатско-тихоокеанского региона и Ближнего Востока. По мере значительного сокращения военного присутствия Соединенных Штатов в Афганистане, важность Центральной Азии в качестве ворот в Афганистан в стратегических расчетах Америки упала. В этой связи США будут уделять региону меньше времени, усилий и ресурсов.

Что еще более важно, Центральная Азия вышла на другую траекторию развития. Регион переживает геополитический перелом, в результате которого способность Запада влиять на развитие событий там сократится. Основными партнерами Центральной Азии в сфере экономики, политики и безопасности становятся Китай и Россия, благодаря остаточному присутствию Москвы в регионе и исключительному экономическому положению Пекина в качестве экономического партнера и кредитора, с которым предпочитают иметь дело центральноазиатские республики. Эти перемены ослабят влияние США и способность содействовать укреплению государственности, экономической интеграции в регионе и продвижению западных ценностей.

Продвижение приоритетов США потребует пересмотра американской политики. Наиболее важными представляются перемены в четырех сферах. Во-первых, Соединенным Штатам следует уделять первостепенное внимание отношениям с региональными лидерами Казахстаном и Узбекистаном. Этими странами управляют стареющие лидеры, выстроившие авторитарные политические системы, что может привести к сложным и потенциально разрушительным последствиям в период передачи власти. Во-вторых, Вашингтону следует признать, что у него имеются некоторые общие интересы с Россией и Китаем, и пытаться продвигать американские интересы, обуздывая действия этих стран. Сферой общих интересов является обеспечение политической стабильности и долгосрочного экономического развития региона путем создания региональной инфраструктуры. В-третьих, вместо общих усилий по продвижению демократизации, Соединенным Штатам следует сконцентрироваться на улучшении социальных и экономических условий с целью создания предпосылок для положительных перемен в будущем. И, в заключение, Вашингтону необходимо избегать расширения военных аспектов сотрудничества в ответ на угрозу исламского экстремизма, которую местные правительства постоянно преувеличивают для оправдания своей авторитарной политики и выбивания внешней помощи в сфере безопасности.

Вашингтон часто ставил в регионе амбициозные, но нереалистичные цели, что привело к возникновению циничного отношения и взаимному разочарованию между пятью центральноазиатскими странами и США. Если Соединенные Штаты не примут во внимание происходящие в регионе перемены, разрыв между поставленными целями и способностью их достичь будет только расти и вполне может стать раздражителем в отношениях не только с Центральной Азией, но и с Россией и Китаем. Интересам всех сторон больше отвечает политика, основанная на реалистичной оценке региона и принимающая во внимание сокращение выделяемых Вашингтоном ресурсов.

Это не довод в пользу сворачивания присутствия в регионе, а призыв к рассудительности и приоритезации целей, которые США могут реально достичь. Центральноазиатские государства сильно заинтересованы в поддержании дружественных отношений с Соединенными Штатами, как минимум в качестве противовеса влиянию Китая и России. Эти геополитические условия создают хорошие возможности для США в ближайшей перспективе, а также с точки зрения продвижения более умеренных целей в последующие годы.

Ричард Сокольски и Пол Стронски являются старшими научными сотрудниками Программы по России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир.

Оригинал публикации: How Much Should the United States Still Care About Central Asia?
Опубликовано 30/01/2016 11:45
http://inosmi.ru/politic/20160130/235220240.html

0

2

Таджикистан: Президент призвал население запастись продовольствием и водой
01.03.2016 14:04 msk, МИА "Фергана"

В последний день зимы Основатель мира и национального единства - Лидер нации, Председатель Правительства Таджикистана уважаемый Эмомали Рахмон (именно так сегодня величают таджикского президента официальные лица и информагентства этой республики) призвал население запастись продовольствием и водой.

Как передает пресс-служба главы государства, на заседании правительства 29 февраля Рахмон отметил, что зима была малоснежной, а весна - ранняя, что грозит засухой, маловодием и неурожаем. Он рекомендовал уже сейчас, используя все имеющиеся ресурсы, обильно поливать сельскохозяйственные земли, сады, виноградники и накопить запасы воды там, где это возможно. Президент призвал экономно использовать имеющиеся средства и материально-технические возможности, по минимуму тратить на проведение государственных мероприятий и народных обрядов.
Ранее Рахмон уже призывал жителей страны готовиться к кризису таким образом. К примеру, в 2009 году он посоветовал населению сделать двухлетний запас продовольствия, «особенно пшеницы, за счет привлечения всех резервов и возможностей, и, прежде всего - за счет рационального и эффективного использования земли и широкого проведения повторного сева».

Отметим, что средняя зарплата в Таджикистане, по официальным данным, составляет примерно 920 сомони (около $120). Цены на основные товары растут, а доходы падают. Порядка $47 процентов ВВП Таджикистана составляют денежные переводы из-за рубежа, но их объемы в последнее время заметно снижаются. К примеру, за 9 месяцев 2015 года в страну поступило $1,054 млрд, что в 2,9 раза меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, когда объем переводов составил $3,016 млрд.

http://www.fergananews.com/news/24507

Отредактировано Konstantinys2 (Сб, 12 Мар 2016 15:51:36)

0

3

Русская служба BBC, Великобритания

Пентагон обеспокоен активностью России в Афганистане

01.04.2017

Глава Пентагона Джеймс Мэттис заявил, что США обеспокоены присутствием России в Афганистане и взаимодейстием Москвы с талибами.

«Мы наблюдали российскую активность в отношении „Талибана" (запрещенной в России террористической организации — прим.ред)», — заявил Мэттис во время пресс-конференции в Лондоне.

Мэттис подчеркнул, что речь не идет «об оружии и других подобных вещах», однако активность России в Афганистане все же вызывает беспокойство — особенно в свете активности Москвы в других регионах.

Как отметил глава Пентагона, он еще не решил, будет ли рекомендовать увеличить численность американских военных в Афганистане в связи с этим.

Информация о том, что Россия начала процесс сближения с талибами, периодически появляется в СМИ с тех пор, как два с половиной года назад в регионе появилась экстремистская группировка «Исламское государство» (запрещена в России, Британии и ряде других стран).

Сообщалось, что Россия усиливает свою моторизованную дивизию численностью 6 тысяч человек, дислоцированную вдоль северной границы Афганистана с Таджикистаном. Объяснялось это стремлением препятствовать проникновению как наркотиков, так и мятежных настроений в Центральную Азию.

В СМИ высказывались предположения о том, что Москва могла начать поставки оружия «Талибану».

В феврале прошлого года в ходе встречи с президентом Афганистана Ашрафом Гани спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов заявил, что его страна и «Талибан» являются единомышленниками в борьбе против ИГ и имеют одни и те же взгляды по поводу США.

В афганских СМИ высказывались опасения, что российско-американское соперничество, которое проявляется, например, в Сирии и на Украине, может распространиться и на опустошенный войной Афганистан.

В феврале Джеймс Мэттис заявил, что США в настоящее время не готовы сотрудничать с России на военном уровне, но готовы к политическому сотрудничеству.

Тогда глава Пентагона отметил, что Россия должна соблюдать международные нормы, включая обязательства, которые она взяла на себя в рамках соглашения с НАТО.

По словам Мэттиса, он почти не сомневается в том, что Россия вмешивалась или пыталась вмешаться в выборы в демократических странах.

http://inosmi.ru/politic/20170401/239019329.html
Оригинал публикации: http://www.bbc.com
Опубликовано 31/03/2017 12:34

0

4

Russia Matters, США

Россия делает ситуацию в Афганистане еще хуже для Вашингтона

17.06.2017
Джеффри Манкофф (Jeffrey Mankoff)



Новости из Афганистана становятся все неприятнее для Соединенных Штатов. Раздираемое раздорами и пораженное коррупцией афганское правительство, которое поддерживают США, постепенно теряет контроль над страной. Согласно ежеквартальному докладу, опубликованному Управлением специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана в начале 2017 года, «численность афганских сил безопасности уменьшается на фоне растущих потерь и увеличивающегося количества округов, которые находятся под контролем или влиянием повстанцев». «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в России, — прим. перев.) снова усиливается. Ячейки «Исламского государства» (террористической организации, запрещенной в России, — прим. перев.) вновь выходят на поверхность, расшатывая ситуацию в стране и угрожая «выплеснуть» хаос за пределы Афганистана. Как заявил Конгрессу 13 июня министр обороны Джеймс Мэттис (James Mattis), США «не побеждают» в Афганистане, зато талибы «укрепляют свои позиции».

На фоне нарастающих проблем с безопасностью в Афганистане Вашингтон также неожиданно столкнулся с новым вызовом, порожденным решением России снова влезть в афганскую трясину. Неудачи поддерживаемого Америкой правительства в Кабуле и неурядицы в Вашингтоне Москвa считает знаком того, что США не смогут в обозримом будущем стабилизировать Афганистан. Россия пытается одновременно защитить свои интересы в условиях продолжающейся дестабилизации и — в рамках своей более широкой стратегии — увеличить свою роль на Большом Ближнем Востоке за счет Вашингтона. В последние месяцы Москва активно занимается в Афганистане дипломатией, опираясь на установленные ранее контакты с «Талибаном». Некоторые из высокопоставленных американских военных полагают, что Москва даже поставляет боевикам легкое вооружение и технику.


Тяжкое бремя истории

После вывода советских войск из Афганистана в 1988-1989 годах Москва в основном старалась держаться подальше от этой страны. Она предполагала, что ни россияне, ни афганцы не будут довольны присутствием России в Афганистане после конфликта, который бывший советский лидер Михаил Горбачев назвал «кровоточащей раной» на теле СССР и в котором погибли более миллиона афганцев. Еще в начале 2010-х годов попытки Москвы сотрудничать с США в области борьбы с афганским наркотрафиком вызывали возмущенные протесты афганского правительства, которое тогда возглавлял Хамид Карзай (Hamid Karzai).

В последние полтора десятилетия российское участие в афганском конфликте было в лучшем случае косвенным. Казалось, что цели Москвы не слишком расходятся с целями США и их партнеров по Международным силам содействия безопасности (МССБ).

Москва в целом поддерживала попытки США стабилизировать Афганистан с тех пор, как США и их союзники свергли правительство талибов за отказ выдать виновных в терактах сентября 2001 года. Москва оказывала дипломатическую поддержку американским усилиям, одновременно укрепляя свои возможности и возможности своих среднеазиатских союзников по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) противостоять распространению нестабильности из Афганистана на территорию бывшего Советского Союза. Она также смирилась с тем, что Вашингтон направил свои войска в Среднюю Азию, обеспечивала поддержку — в том числе разведданными — операций в Афганистане и согласилась участвовать в пресловутой Северной распределительной сети — попытке создать маршруты снабжения в обход Пакистана.

Я вижу, вы возвращаетесь в Афганистан, Ватсон?

Однако в этом году Россия приняла на себя намного более активную роль в афганском конфликте, что было связано как с ухудшающейся ситуацией внутри Афганистана, так и с переходом США и России к более конфронтационным взаимоотношениям. Судя по всему, Москва решила, что возглавляемая США операция, продолжающаяся с 2001 года, так и не стабилизировала Афганистан. По ее мнению, Америка — то ли из-за поспешного вывода войск, то ли из-за потерь личного состава — в долгосрочной перспективе не сможет ни гарантировать стабильность в стране, ни поддерживать на южной границе Средней Азии порядок, в котором заинтересована Россия. В то же время попытки Москвы увеличить свою роль в Афганистане — это часть более широкой инициативы по ограничению американского влияния на Большом Ближнем Востоке, также затрагивающей российскую политику в Сирии, Средней Азии, Персидском заливе, Леванте и даже Северной Африке.

В феврале Россия провела мероприятие, в ходе которого представители региональных держав обсуждали будущее Афганистана, а в апреле с помпой созвала на мирную конференцию в Москву представителей десятка стран (Соединенные Штаты отказались от приглашения).

Самый важный — и, с точки зрения Вашингтона, самый пугающий — аспект попыток Москвы участвовать в урегулировании афганского конфликта связан с ее готовностью к сотрудничеству с «Талибаном» (как ни странно, США тоже рассматривали такую возможность еще в 2013 году, но в итоге решили, что это невозможно). Пока США продолжают поддерживать правительство президента Ашрафа Гани (Ashraf Ghani), стремящееся добиться военной победы над талибами, Москва наращивает дипломатические контакты с «Талибаном». По слухам, она даже согласилась предоставлять ему вооружение и финансовую поддержку. Сами русские отвергают эти обвинения, неоднократно звучавшие от многих высокопоставленных американских официальных лиц, и утверждают, что они просто хотят подключить «Талибан» к мирным переговорам. Тем не менее, Россия препятствует попыткам США примирить правительство Гани с некоторыми из воюющих с ним группировок, что позволило бы ему сконцентрироваться на противодействии талибам.

Опасения Москвы

Если Россия действительно решила напрямую поддержать «Талибан», за этим решением стоит сочетание практических соображений и выходящих далеко за пределы Афганистана геополитических планов.

Со времен вторжения США Россия придерживается несколько противоречивого подхода к конфликту в Афганистане. Поддержав само вторжение, разрешая США осуществлять снабжение войск через российскую территорию и смирившись с размещением американских войск в Узбекистане и Киргизии, Москва с самого начала давала понять, что она против постоянного военного присутствия США в глубине Евразии. При этом Москва давно опасается, что Соединенные Штаты могут уйти из Афганистана, не добившись мира в стране, и что сохранившаяся после их ухода нестабильность будет представлять угрозу для российских союзников в Средней Азии и в конечном счете для самой России.

Хотя эта боязнь того, что экстремизм «перехлестнет» через границы страны, иногда преувеличивалась по политическим причинам (как в Москве, так и в среднеазиатских столицах), она совсем не иллюзорна. Особенные опасения вызывают производство опиатов в Афганистане и афганский наркотрафик. По данным управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), Россия входит в число мировых лидеров по злоупотреблению опиатами, передозировкам и количеству связанных с употреблением наркотиков случаев заражения ВИЧ. Между тем, как сообщает УНП ООН, на фоне продолжающегося сокращения власти афганского правительства, производство опиума в Афганистане выросло в 2016 году на 43%. Россия давно утверждает, что американский подход к производству опиума в Афганистане, фокусирующийся на пресечении, а не на искоренении, порочен. В феврале 2016 года она вышла из соглашения об антинаркотическом сотрудничестве с США в связи с общим ухудшением отношений между двумя странами.

Москва также опасается распространения из Афганистана экстремизма и терроризма. В конце 1990-х годов и в начале 2000-х годов талибы предоставляли убежище целому ряду воинствующих группировок — от «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещенная в России, — прим. перев.) до «Исламского движения Узбекистана» (террористическая организация, запрещенная в России — прим. перев.), осуществлявшего теракты по всей Средней Азии и организовавшего в 1999 и 2000 годах вторжения в Киргизию. В последнее время значительное количество среднеазиатских джихадистов отправляется воевать в Сирию. На фоне рушащейся безопасности Афганистана перспектива возвращения в страну множества закаленных в битвах среднеазиатских боевиков всерьез тревожит Москву. Не менее опасно появление в Афганистане ячеек ИГИЛ, которые состоят не только из вернувшихся из Сирии боевиков, но и из тех, кто радикализовался ближе к родным местам.

Враг моих врагов… может пригодиться

Таким образом, делая ставку на «Талибан», Россия, по-видимому, полагает, что талибы-в отличие от ИГИЛ и от фигур, вовлеченных через участие в сирийском конфликте в глобальные джихадистские сети, — больше интересуются контролем над Афганистаном, чем экспортом джихада в другие страны. Как подчеркнул специальный представитель российского президента по Афганистану Замир Кабулов в своем обширном интервью турецкой прессе в декабре 2016 года, «большинство талибов теперь стали — в результате полученных ими в Афганистане исторических уроков — локальной силой и отбросили идею глобального джихадизма».

Чувствуя, что положение правительства Гани ухудшается и что на США нельзя рассчитывать, Москва надеется, что талибов получится усилить в достаточной мере, чтобы они могли стать противовесом ИГИЛ и установить в Афганистане подобие стабильности — вместе с Гани или придя ему на смену.

Разумеется, готовность противодействовать ИГИЛ — не единственная положительная черта «Талибана» с точки зрения Москвы. С тех самых пор, как США вторглись в 2001 году в Афганистан, чтобы свергнуть власть талибов, отказавшихся выдать Америке Усаму бен Ладена, «Талибан» боролся с присутствием в стране американских сил. Между тем, хотя в какой-то момент русские умерили свои опасения по поводу войск США в Афганистане, сочтя, что Вашингтон заинтересован в стабильности и сумеет ее обеспечить, сейчас они, похоже, считают американское присутствие скорее угрозой, чем преимуществом. В своем интервью турецким журналистам Кабулов отметил, что после революции 1979 года, изгнавшей США из Ирана, американцы ищут военный плацдарм в Евразии. Афганистан «выглядел удобным вариантом, так как он расположен близко к России, Средней Азии, Китаю, Ирану и Пакистану», — добавил он.

Такая перспектива давно тревожит Москву, которая опасается, что США хотят сдерживать российскую мощь, «закупорив» Россию в ее регионе. При этом Москва полагает, что влияние США на Ближнем Востоке падает и что у русских есть возможность заполнить образующийся вакуум власти. Приход «Талибана» во власть — будь то в результате его победы или в результате мирного соглашения, которое предоставит талибам кресла в правительстве, — гарантирует Россию от долгосрочного присутствия американцев в Афганистане и даст Москве больше влияния на правительство в Кабуле.

Попытки снизить влияние США в Афганистане вполне согласуются с операциями России в Сирии, где Москва поддерживает президента Башара Асада (в том числе и для того, чтобы сохранить свою базу в восточном Средиземноморье)- а также с ее деятельностью в Египте, Саудовской Аравии, Пакистане и даже Израиле. Москва охотно устанавливает новые партнерские связи по всему Большому Ближнему Востоку, чтобы сдерживать мощь Соединенных Штатов и гарантировать себе возможность влиять на происходящее в сфере безопасности у своих границ.

Стоило Вашингтону подумать, что хуже в Афганистане уже быть не может, как Москва снова напомнила Америке, что она прекрасно умеет опровергать устоявшиеся мнения и бросать новые вызовы. Однако, как Москва почувствовала на собственном опыте во время своей прошлой афганской авантюры (и что она осознает сейчас в Сирии), ввязаться в переделку всегда проще, чем из нее выпутаться.

Джеффри Манкофф — заместитель директора и старший научный сотрудник программы «Россия и Евразия» Фонда стратегических и международных исследований.



Оригинал публикации: For Washington, Russia Makes Afghanistan Mess Even Messier
Опубликовано 16/06/2017 08:43

0


Вы здесь » Россия - Запад » ЕВРАЗИЯ » ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ВЫБОР ПУТИ...