Россия - Запад

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » #ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ » ВМФ СССР: ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ...


ВМФ СССР: ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ...

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

18.01.2016, 11:28
Антон Валагин
Как создавался "подводный терминатор"

Советская атомная подлодка проекта 705 "Лира" стала вершиной пищевой цепочки в подводном мире. Как акула. Благодаря революционным техническим решениям субмарина могла догнать и поразить любую цель, ее же не мог поразить никто. Создание Alfa (имя АПЛ по классификации НАТО) изменило мировую тактику подводного боя, скоростные торпеды и ракето-торпеды США появились на свет благодаря подлодке.

Единственным вооружением 705-го проекта были торпеды, шесть аппаратов в носу. Подлодка создавалась для охоты за вражескими субмаринами и дуэльных ситуаций. В авиации такие аппараты называют истребителями. Перед конструкторами поставили задачу: создать субмарину, способную уходить от средств поражения. Для этого специальным постановлением ЦК и Совмина СССР СКБ-143 (сейчас СПМБМ "Малахит") разрешалось отступать от норм и правил военного судостроения, если они докажут необходимость подобных мер. Конструкторы задачу выполнили.

Лодка получилась небольшая, водоизмещением чуть более 3000 тонн, с одним винтом и компактной обтекаемой рубкой. Стремительными очертаниями "Лира" напоминает крупного морского хищника - например, косатку.  Титановый корпус снижал заметность и массу подлодки, резко увеличивая скорость и маневренность. В конструкции субмарины применены революционные на тот момент решения.

Реактор был с металлическим теплоносителем. Это создало массу проблем с поддержанием его рабочей температуры, зато полный ход с места лодка развивала за минуту. Силовая установка получилась легкой - масса реактора на 300 тонн меньше, чем у других АПЛ, - и компактной. При этом сложность конструкции "Лиры" вошла в легенды. Виртуозные сварщики "Севмаша" гнули электроды и использовали зеркала, чтобы вести шов в мешанине кабелей и трубопроводов.

Управление подлодкой максимально автоматизировали (механизировали даже камбуз), благодаря чему экипаж по сравнению с обычными АПЛ сократился втрое. Отсутствовали вахтенные в отсеках - контроль всех систем параметров осуществлялся из центрального поста. А боевая смена состояла из восьми человек. На "Лире" впервые появилась спасательная капсула -при аварии экипаж переходил во всплывающую рубку. За 20 лет эксплуатации субмарин этого типа на них не погибло ни одного человека.

- У нас были высокопрофессиональные экипажи: 24 офицера, шесть мичманов и матрос-кок. А когда у пульта акустиков сидит не матрос-первогодок, а прошедший огонь, воду и медные трубы капитан третьего ранга - он обнаруживает такие цели, которые не засечет никакая электроника, - рассказал Алексей Потехин, восемь лет командовавший одной из "Лир".

Хорошую рекламу подлодке сделал американский беллетрист Том Клэнси. В его романах Alfa описывалась как злой гений американских подводников, неуязвимый и смертельно опасный. Способная уйти от вражеской торпеды и догнать любой корабль "Лира" заслужила такую репутацию. Под водой "Лира" за минуту разгонялась с места до 41 узла и на полном ходу могла за 42 секунды развернуться на 180 градусов.

Любимым развлечением советских летчиков Дальней авиации было пугать американские авианосцы. Выследив ордер где-нибудь в Атлантике, Ту-95 на бреющем подкрадывался и с ревом проходил над летной палубой. Авиаторы фотографировали вражью технику и показывали в иллюминаторы дружеские жесты. Подводным аналогом забавы (и боевой задачей заодно) было преследование американских субмарин. У побережья США "Лира" приклеивалась к вышедшему на боевое дежурство ракетоносцу и неделями преследовала его, не давая выйти в район назначения.

Специально для "Лиры" создали пневматические торпедные аппараты, позволявшие стрелять с любой глубины, и ставшие впоследствии знаменитыми ракето-торпеды "Шквал". Рассматривался вариант оснащения АПЛ баллистическими ракетами, но он требовал серьезных изменений конструкции субмарины и от стратегической версии отказались. "Лира" осталась подводным истребителем, титановой акулой.

http://rg.ru/2016/01/18/akula-site.html

0

2

The National Interest, США

Oхота за очередным «Красным Октябрём»: новая русская подводная лодка-убийца
27.02.2016
Дейв Маджумдар (Dave Majumdar)

Хотя подводная лодка проекта 705 «Лира», больше известная у нас как «Альфа» (по классификации НАТО — прим. ред.), прославилась, пожалуй, в качестве главного злодея в фильме «Охота за „Красным Октябрём“», в реальной жизни за пределами телеэкрана эта злополучная субмарина оставила изрядное наследство. А все из-за того, что новое поколение подлодок, спускаемых на воду Москвой, будет куда более автоматизированным, чем нынешние, и это будет продолжением того курса, который был начат ещё конце 70-х в Советском Союзе при работе над созданием наступательных АПЛ проекта 705 класса «Лира».

Хотя подлодки «Альфа» со многих сторон были неудачным экспериментом, в этих субмаринах с титановой обшивкой были впервые апробированы новые передовые технологии. Прочная обшивка позволяла им развивать потрясающую скорость — до 45 узлов, как сообщают некоторые источники, и они могли погружаться на впечатляющую глубину. На самом деле «Лиры» никогда не погружались на глубину порядка 3900 футов: оперативное погружение составляло порядка 2000 футов. К тому же, подлодки были сравнительно маленькими, они вытесняли во время погружения всего лишь 3200 тонн.

Помимо титанового корпуса — что само по себе уже было гигантским новшеством для того времени — субмарина класса «Лира» обладала ещё двумя инновационными деталями. Одна из них — это компактный реактор с жидкостно-металлическим охлаждением, генерировавшим огромную энергию. В целом, в «Лире» использовались два типа свинцово-висмутовых реактора быстрого охлаждения ОК-550 и BM-40. Оба они производили порядка 155 мегаватт энергии и давали кораблю более 40000 лошадиных сил. Результатом этого была невероятная скорость и мощь, достигаемая, однако, ценой высокого уровня шума(впрочем, у субмарины была также и пара электрических пропеллеров по 100 киловатт каждый для тактического маневрирования).

Главным же новшеством «Лиры» была автоматика. Поскольку Советы желали заполучить маленькую скоростную субмарину-перехватчик, экипаж должен был быть небольшим.

Советы смогли уменьшить размер экипажа до 32 офицеров без рядовых матросов. Хотя субмарины класса «Лиры» и были могучим технологическим рывком, тем не менее, вопросы безопасности оставались. «Мы двадцать лет использовали субмарины „Лира“ (проект 705), с 70-х годов по 90-е. Это был многообещающий проект, однако в конце концов мы были вынуждены свернуть его из-за обилия новых технологических идей, осуществлённых одновременно на одном корабле», — приводит портал Lenta.ru слова источника из оборонного ведомства, ссылаясь на государственное агентство «Спутник».

Хотя «Лира» оказалась неудачей, технологии, использовавшиеся при строительстве этой подлодки, проложили путь для новых моделей Кондор (проект 945) и «Щука-Б» (Проект 97) и в конечном итоге — для проекта 885 класса «Ясень» (Северодвинского класса подлодки). Действительно, в сравнении с американскими субмаринами, такими как «Интерцептор» и «SSGN», в российских подлодках гораздо меньшие по численности экипажи, и русские продолжают работу над их дальнейшим сокращением. Источник сообщил изданию lenta. ru, что размер экипажа может быть сокращен до 50-55 человек и в конечном итоге даже доведён до 30 и 40 членов экипажа.

Конечно, учитывая экономическое состояние России, трудно сказать, когда эти подводные лодки будут сделаны на практике, если им вообще суждено появиться.

Оригинал публикации: The Hunt for the Next Red October: Russia's Lethal New Subs
Опубликовано 24/02/2016 12:14
http://inosmi.ru/military/20160227/235558965.html

0


Вы здесь » Россия - Запад » #ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ » ВМФ СССР: ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ...