Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » #ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ » ЗАПАД и РОССИЯ (СССР): постоянные подлые провакации "партнеров"...


ЗАПАД и РОССИЯ (СССР): постоянные подлые провакации "партнеров"...

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

СТРАНИЦА 1

лист 01........................................ОГЛАВЛЕНИЕ.

лист 02....

лист 03....Российская газета - Федеральный выпуск №6933 (65), 28.03.2016, "Сбитый летчик", Текст: Клара Скопина

лист 04....МАТЕРИАЛ "Рамзан Саматов", 18.03.18, 13:08, "Недобитый Боинг, или хроника падающего самолета"

лист 05...."КП", 07.12.17, "Сын американского шпиона Пауэрса, самолет которого сбили над СССР: Мой отец всегда хотел вернуться на Урал, и я выполняю его волю", Роман ЛЯЛИН

Отредактировано Konstantinys2 (Вс, 25 Мар 2018 19:53:37)

0

2

02

0

3

Российская газета - Федеральный выпуск №6933 (65)

28.03.2016 21:30

Сбитый летчик
Чему учит история самолета-шпиона U-2: свидетельство Фрэнсиса Пауэрса

Текст: Клара Скопина

Недавнее заявление натовского генерала Филипа Бридлава о том, что хорошо было бы вновь воспользоваться самолетами-разведчиками U-2 для наблюдения за Россией, возвращает нас во времена "холодной войны". Неужели так и не извлечены уроки из истории с Фрэнсисом Пауэрсом - летчиком-шпионом, сбитым под Свердловском 1 мая 1960 года? Неужели стремление разжечь неприязнь, накалить атмосферу в мире все еще способны затмить политикам разум?

https://cdnimg.rg.ru/i/gallery/6bb05841/4_31348a36.jpg
Сбитый над СССР американский самолет-разведчик U-2

В апрельском номере журнала "Родина" публикуются воспоминания самого Фрэнсиса Пауэрса, которые проливают свет на то, как все было на самом деле. Они написаны Пауэрсом в Америке в 1970 году, после освобождения из советской тюрьмы. Когда ни опасаться, ни скрывать было уже нечего...

Автор этого материала в ту пору была корреспондентом "Комсомольской правды" и описывала события по горячим следам. "Родина" дает выдержки из дневников американца с комментариями самой Клары Скопиной.

В июне 2012 года Пауэрс был посмертно награжден Серебряной Звездой - третьей по значимости военной наградой США. "Несмотря на пытки, которым летчика подвергали карательные бригады, он не выдал ни толики секретной информации", - говорилось в заявлении пресс-службы ВВС США.

О пытках рассказывает и недавно появившийся в российском прокате фильм Стивена Спилберга "Шпионский мост".

Клара Скопина: Мне не давали забыть это событие: и новая правда, горькая, трагическая; и новые свидетели, генералы и рядовые, знатоки и расследователи, награжденные и наказанные...

Глубина события становилась бездонной, а у меня появилось болезненное чувство ответственности за любую ошибку и дезинформацию. И тут появилась книга с дневниками Пауэрса. Я поняла, что в первомайской истории сбитого самолета-разведчика пора ставить точку.

Мне помогли внучка Ксюша Веслинская и ее муж Геворг Гуланян, выпускники РГСУ. Они заказали книгу в Америке и начали ее переводить. Каждый вечер - так же, как Пауэрс боялся, что его убьют, - я ждала приговора: вот тут-то он и скажет, что его пытали! Миллионы пользователей Интернета и без Пауэрса были уверены в этом. А ведь я собрала сотни свидетельств обратного.

Втроем мы замирали над каждой страницей...

"Они собираются меня убить..."

- Мы были не подготовлены к ситуации с возможным крушением самолета. Я не говорил по-русски, мне некому было позвонить. В течение четырех лет, которые я работал на агентство, только раз я получил инструкции на случай того, что делать, если попаду в плен. И это всплыло лишь после того, как я сам задал вопрос, получив на него лишь одно замечание офицера разведки: "Ты можешь рассказать им все потому, что они все равно из тебя это достанут".

После получаса езды мы подъехали к другой деревне, больше первой. Позже я узнал, что приземлился на самой большой государственной ферме. Вторая деревня была ее штабом; здание, в которое меня привели, было сельским советом. Остановившись перед зданием, один из мужчин зашел внутрь и вышел с мужчиной в форме, который, по-видимому, был полицейским. Поставив меня рядом с автомобилем, он поверхностно обыскал меня, забрав мои сигареты, зажигалку, но не найдя иглу с ядом..."

В точности я знал лишь одно: рано или поздно они собираются меня убить...

К.С.: Уверенность в U-2 у командования была так велика, что Пауэрса не готовили к провалу, не побеспокоились о легенде! При осмотре в аэропорту Кольцово перед отправкой в Москву у Пауэрса наконец обнаружили иглу с ядом. "Эти ребята были профессионалы", - отмечает он. Тем не менее в рейсовом гражданском самолете ("регулярном коммерческом", предполагает Пауэрс), который задержали для него, шпиону предлагают фрукты, конфеты...

Он не верит.

Тема "они меня все равно застрелят", "они меня все равно убьют" проходит через всю книгу Пауэрса, в записях каждого дня, как рефрен, как основной мотив, как неизбежность...

"Возможно, меня все-таки не застрелят..."

- После ланча я уехал из тюрьмы в компании переводчика, двух охранников, водителя и двух представителей власти в том же самом лимузине, на котором они меня привезли из московского аэропорта. Но облегчение, которое я ожидал почувствовать, как только мы выехали за ворота, оказалось не таким большим. Поскольку я был окружен, единственный шанс на побег мог появиться, если бы я побежал, когда мы бы остановились, но мы не останавливались. Но все же было здорово, что вопросы прекратились.

По какой-то причине я представлял русских, как во времена Толстого: бородатые мужчины, женщины в черных шалях. Улицы Москвы рассеяли мои сомнения. Хотя одежда на людях была гораздо более тусклой, чем в Америке, люди выглядели совсем такими же. Наш маршрут проходил через Кремль, Московский университет, большой стадион, громадный лыжный трамплин, расположенный прямо в городе. Гордость сопровождавших меня столицей была очевидна. Они охотно отвечали на мои вопросы, будто беспокоились о том, чтобы произвести на меня хорошее впечатление. У них тоже было достаточное количество вопросов ко мне, но, слава богу, не о моем полете, а о США. Каждый аспект той жизни, казалось, восхищал их.

- Я ожидал, что мне будут читать лекции о коммунизме, кормить только в качестве поощрения за сотрудничество и допрашивать при ярком освещении, не давая спать. Я ждал, что меня станут пытать и избивать, пока я не стану просить о привилегии признаться в любом преступлении, в каком бы они только захотели. Ничего из этого не происходило.

https://cdnimg.rg.ru/i/gallery/6bb05841/1_7270ba3b.jpg
Обломки американского самолёта шпиона

К.С.: Не происходило ничего. Ни пыток, ни избиения. Все же Пауэрс оказался честным парнем, ведь Америка ждала от него совсем другого. А он пишет о том, как утром женщина приносит завтрак, и узник ловит сочувствие в ее взгляде. Он избрал тактику: не говорить ничего определенного, потому что ложная информация так же опасна, как правдивая. Но когда ему говорили: "Вы нам лжете!", имея в виду называемую им высоту полета, снова впадал в смертную панику. Не мог есть - не было аппетита.

"Я не выдержал и заплакал..."

- Когда меня повели на утренний допрос, я сказал моим инквизиторам, что буду отказываться отвечать на вопросы, пока не скажут американским властям, что я жив... У меня было чувство, что это мой последний выход.

Но меня привели в большую комнату. Здесь были Руденко (Генеральный прокурор СССР, действительный государственный советник юстиции Р.А. Руденко. - К.С.) и несколько других людей. Переводчик держал копию "Нью-Йорк таймс", датированную воскресеньем 8 мая.

Переводчик прочитал речь Хрущева, в которой он говорил:

"У нас есть части самолета, и у нас есть пилот, который абсолютно жив! И здоров! Пилот в Москве, как и обломки самолета".

"Могу я увидеть газету?" - спросил я. "Не разрешено!" - "Тогда вы можете меня обманывать. Или напечатать эту газету прямо здесь, в Москве!"

Тогда они достали другие американские газеты, содержащие интервью с моей женой и моими родителями. Комментарии матери и отца были настолько типичные, что я не мог не поверить в их правдивость. Я не мог ничего поделать. Я не выдержал и заплакал.

- После заявления Хрущева я почувствовал, что нет прямой угрозы застрелить меня. И сразу произошла еще одна перемена: природа взяла свое, и я стал есть!

- В середине мая я получил подсказку: меня вывели во второй раз из тюрьмы.

К.С.: Подсказка о грядущих переменах - это поездка в парк Горького, где были выставлены для всеобщего обозрения обломки U-2 самолета и все, что было при Пауэрсе - обмундирование, вещи, деньги.

"Обвинение от 5 до 15 лет. Или смерть..."

- Принадлежность самолета разгадывать не было нужды, все было очевидно. Было ясно, что этот самолет не мог просто так летать. После полной неизвестности я превратился в знаменитость.

- Вскоре я был осведомлен, что буду обвинен по статье 2 советского закона за криминальную возможность преступлений против Советского Союза. Обвинение от 5 до 15 лет или смерть.

https://cdnimg.rg.ru/i/gallery/6bb05841/3_b984c50d.jpg

Они указали, что по Уголовному кодексу возможны только три смягчающих обстоятельства.
1. Добровольное подчинение. 2. Полное сотрудничество. 3. Искреннее раскаяние.

Я согласился с добровольным подчинением. Они спросили меня, совершил бы я этот полет, если бы все вернуть назад. Я ответил "да", если бы это было нужно для моей страны.

- Стало известно, что и госсекретарь Штатов Гертер, и вице-президент Никсон публично заявили, что полеты через Россию будут продолжаться. Для меня это было невероятно! Они знали, что я сбит, что Россия обладает ракетным потенциалом, и все равно будут посылать других пилотов!

К.С.: Еще один удивительный пассаж из дневника! Надо было иметь немалое мужество, чтобы написать такое в 1970 году. Пауэрс не выдумывал, живя в страхе, сказок про пытки. Более того, высказывал негодование действиями руководителей США... Беда мира, что правители не слышат граждан, своих "малых людей".

"Почему я не использовал иглу?"

- В воскресенье, 22 мая, я проснулся с простудой... Допрос был отменен. Это был мой первый выходной после 21 дня допроса. Меня обработали солнечной лампой и позволили больше времени находиться на крыше, на свежем воздухе. Мой садик из сорняков процветал. Целый день мне было разрешено отдыхать и читать.

- В воскресенье главы охраны не было. Другой охранник и старая женщина, которая приносила еду, вошли в мою клетку и попытались поговорить со мной. Мы обменялись всего лишь несколькими словами. Но то, что они отважились на такую вещь, было уже очень вдохновляюще.

- Следующим утром допросы продолжились. Почему я вывалился из самолета, а не катапультировался, было ли вмонтировано уничтожающее устройство в самолете... Они возвращались к этому так часто, что проще дать позитивный ответ. Игла... Протестировали на собаке. Умерла через 90 секунд... Почему я не использовал иглу? В контракте об этом не было сказано, я и носить ее не был обязан, и использовать ее было не обязательно.

- Сегодня мне сказали, что я могу написать письма жене и родителям. Пришли письма мне. Обнадеживающих новостей было мало, кроме того, что жена и родители хотели приехать в Москву, если получат визы. Мать настоятельно призывала меня быть хорошим мальчиком...

"Я буду осужден высшей судебной инстанцией..."

- 30 июня мне сообщили, что допросы официально завершены... Моей первой реакцией было облегчение... Чувство самоуспокоения длилось только до тех пор, пока меня не вернули в клетку. Тогда я осознал, что кроме как чтением и прогулками больше нечем было заполнить мои дни. Я был все ближе к суду. И к тому, что за ними последует.

- 9 июля ко мне пришел посетитель. Михаил Гринев был маленьким лысеющим человеком шестидесяти с небольшим лет в очках в роговой оправе и с тонкой козлиной бородкой.

Гринев сказал, что он член Московской коллегии адвокатов и назначен моим адвокатом.

Мне было любопытно узнать, будет ли суд открыт публике. Моя жена и родители обратились за визами. Если их предоставят, разрешат ли им прийти?

Гринев не знал. Я буду осужден Военной коллегией Верховного суда СССР. Часто в случаях, включающих в себя государственную безопасность, как в моем, такие суды закрыты для публики...

Будут ли присяжные? В России нет суда присяжных. Я должен понять, добавил он, что я буду осужден высшей судебной инстанцией в стране. И сам Генеральный прокурор Роман Руденко будет выступать в качестве прокурора. Вспоминая Руденко на допросах, я не был удивлен.

К.С.: Уже в конце века о развязке этой истории расскажет Г.А. Михайлов, генерал-полковник в отставке, сотрудник Института США и Канады, который в 1960 году был старшим офицером Главного штаба войск ПВО и участвовал в опросах Пауэрса на Лубянке:

"Пауэрс представлял собой среднего американца - работягу. Это был человек не очень эрудированный, но технически неплохо подкованный, привыкший к штурвалу, высоте, скорости. Летчик, который получал 700 долларов, а ЦРУ предложило 2500 долларов, вот он и согласился.

Он был сыном фермера из штата Вирджиния и домашней хозяйки, которые жили совсем небогато. Сравнительно недавно женился. По натуре был человеком честным, но сдержанным в высказываниях. Наши органы относились к нему очень корректно. У него была отдельная комната во внутренней тюрьме на Лубянке. С мягкой мебелью. Кормили из генеральской столовой. Никаких не только физических воздействий, но даже громкого слова! Просто его спрашивали - он отвечал. Это были скорее опросы, а не допросы.

"Хозяева" объяснили ему, что на высоте выше 19 000 метров летчику ничего не грозит. "А если попадете в руки большевиков, вы колетесь и умираете, если захотите". Он не захотел. Увидев на поле совершенно дружелюбных колхозников, понял, что все это не то, что ему рисовали.

На процессе он вел себя очень корректно: признал свою вину, выразил сожаление, что принял участие в такой "миссии". На суде присутствовала вся его семья (мать, отец, сестра Джессика, жена Барбара и ее мать), и жене разрешили интимное свидание, оставив у него в комнате на ночь.

Суд над Пауэрсом можно считать образцом гуманизма. Он проходил в течение трех дней августа 1960 года в Колонном зале Дома союзов при огромном стечении народа. Выступили колхозники, которые нашли Пауэрса на поле, эксперты всех видов аппаратуры, специалисты. Генеральный прокурор Роман Андреевич Руденко учел все "смягчающие" обстоятельства: рабочее происхождение шпиона, второстепенная роль в инциденте - и потребовал для Пауэрса не высшей меры, а 15 лет лишения свободы...".

P.S.

За три года до инцидента над Свердловском, в октябре 1957 года, Верховный суд США приговорил советского разведчика Рудольфа Абеля к 30 годам лишения свободы. Переписку Абеля с семьей Минюст США отнес к угрозе национальным интересам и запретил ее.

10 февраля 1962 года на мосту Глинке через реку Шпрее, по которой проходила граница между Восточным и Западным Берлином, был совершен первый в истории отношений между СССР и США обмен разведчиков - Абеля и Пауэрса.

http://rg.ru/2016/03/28/rg-publikuet-me … chika.html

Отредактировано Konstantinys2 (Вс, 18 Мар 2018 16:59:52)

0

4

МАТЕРИАЛ "Рамзан Саматов"

18.03.18, 13:08

Недобитый Боинг, или хроника падающего самолета


20 апреля 1978 года нашими лётчиками был подбит и принуждён к вынужденной посадке южнокорейский пассажирский самолёт.

Сообщение ТАСС 22 апреля 1978 г.: «В ночь с 20 на 21 апреля с. г. самолет неизвестной принадлежности со стороны Баренцева моря нарушил воздушное пространство СССР в районе северо-восточнее Мурманска и, продолжая полет в южном направлении, глубоко вошел на территорию СССР...».

https://cont.ws/uploads/pic/2018/3/20621107_1630856513633510_5028406021017011509_n.jpg

В ночь с 20 на 21  апреля 1978 года Боинг-707 южнокорейской авиакомпании KAL выполнял рейс № 902 со 100 пассажирами на борту по маршруту Сеул—Париж через Северный полюс и Скандинавские страны, но, изменив обычный курс, повернул в сторону СССР. Наши ПВС обнаружили его еще на подлете, километров за 300 до границы на высоте 9000 метров. В 21 час 19 минут самолет-нарушитель пересек государственную границу в районе Мурманска и стал углубляться на территорию Кольского полуострова.

Отметим, что определить гражданский это самолет или военный не было возможности. На запросы экипаж не отвечал, на сигналы не реагировал. Можно было определить только базовый тип самолета Боинг-707, но на его основе было создано несколько американских военных самолетов: КС-135, С-135, ЕС-135 и даже знаменитый АВАКС.

https://cont.ws/uploads/pic/2018/3/1456119571_1.jpg
Boeing 707

Посадили же самолет с помощью последовательных действий трех пилотов самолетов типа Су-15: сначала в 21 час 42 минуты лётчик 365-го иап капитан Александр Босов выпустил по Боингу тепловую ракету ближнего боя Р-60 с головкой самонаведения ТГС-60 Комар. Босов хотел попасть не в фюзеляж, а в крыло самолета, и это ему удалось. Самолет начал терять высоту, снижаясь по спирали. В это время на экранах РЛС появилась отметка новой цели, которая наземными службами была принята за крылатую ракету.

https://cont.ws/uploads/pic/2018/3/20663978_1630856343633527_3484642471493327587_n.jpg

На ее уничтожение в воздух поднялся на Су-15 летчик Сергей Слободчиков. Он нашел и уничтожил цель ракетой с радиолокационным прицелом. Как выяснилось, Слободчиков атаковал на высоте 6—7 тысяч метров оторванную взрывом предыдущей ракеты Босова фрагмент левой консоли крыла длиной около трёх метров, которая падала по инерции с большой скоростью.

https://cont.ws/uploads/pic/2018/3/tm2.jpg
Истребитель-перехватчик СУ-15ТМ2

Между тем подбитый Боинг продолжал лететь, несмотря на частичную потерю аэродинамических качеств и заклинивание одного из четырех двигателей; он хотел спрятаться в Финляндии. Чтобы помешать этому, в воздух поднялся еще один Су-15 во главе с Анатолием Борихановичем Керефовым. Вот он то и заставил нарушителя сесть в 23 часа 05 минут на лёд озера Корпияр около города Кемь в непосредственной близости от посёлка Лохи.

    Анатолий Бориханович Керефов, во время происшествия — командир звена: «Я получил команду: «Взлет с курсом 320º, высота 8000». Пока входил в зону, эфир заполнили переговоры другого КП со своими летчиками, которые были подняты раньше нас. Летчики доложили, что находятся «над известным заливом». Я сразу смекнул, что речь идет о Кандалакшском заливе. На запрос КП о действиях противника последовал ответ: «Куда ему, бедолаге деться. Ведем на аэродром». Ну, дело уже сделано, подумалось мне тогда.
    Проходит минут пять-семь. После паузы нерадостные голоса летчиков сообщают: потеряли противника, остаток топлива на пределе. КП приказал им возвращаться, а мне поставил задачу: обнаружить цель.
    Через 10 минут я обнаружил объект, который двигался курсом в сторону Финляндии. О «находке» доложил на КП.  В ответ: «Веди нарушителя на наш аэродром»...
    ... Захожу к нарушителю с левой стороны, подаю условленные сигналы, выполняю все, как положено, разворот с пересечением его курса в сторону нашего аэродрома. А он словно меня и не видит, прет себе дальше. Ну, думаю, так дело у нас не пойдет. Набрав высоту, начинаю заходить в хвост нарушителю. Тут же он выполняет маневр в обратную сторону, но я сижу у него на хвосте. Занимаю исходную позицию для атаки. Вызываю КП. Оттуда еще раз: подойти и показать эволюциями, что он нарушитель, и провести на наш аэродром. Все повторяется. Снова я выполняю свой маневр, нарушитель — свой. На связь не выходит.
    В третий раз с КП повторяют команду. Уже подхожу вплотную, разворачиваюсь перед самым носом, показывая, куда, каким курсом ему надлежит следовать. Ноль внимания. Словно перехватчика с красными звездами перед ним нет.
    Выхожу на связь с КП: «Противник не выполняет команды. Как действовать дальше?». Через пару минут резюме: принудить к посадке в районе нахождения. В этот момент по курсу заметил большое белое пятно, определил, что это озеро, покрытое льдом и снегом. Лучше места для принуждения к посадке и не найти. Приближаюсь к нарушителю. Своим крылом пытаюсь накрыть его крыло (как бы кладу крыло своего истребителя на крыло «гостя»). Включаю фары и начинаю снижаться. У нарушителя только два выхода: либо выполнять команду, либо столкнуться со мной. Он начинает снижаться. На высоте 200 м нарушитель тоже включает фары. Так почти в «обнимку» и идем к земле. Выхожу из снижения и наблюдаю за противником. Тот «пробежал» метров 300, развернулся на 90º и замер у самого берега».

https://cont.ws/uploads/pic/2018/3/boeing-707-13.jpg
Вскоре он был обнаружен советской поисковой группой. Первым на борт поднялся прапорщик Карбан. Из числа пассажиров от осколков ракеты погиб один человек. Ещё один умер от изначально неопасных ранений, отказавшись от русской медицинской помощи. Тринадцать человек получили несмертельные ранения. Пассажиры были эвакуированы вертолётами в Кемь и через два дня отпущены; Боинг 727 авиакомпании Pan Am доставил их из Мурманска в Хельсинки.

    Вспоминает Евгений Леонидович Коптев, во время происшествия — начальник гарнизонного Дома офицеров, майор. Пассажиров доставили в Дом офицеров. Первым с нами на очень приличием русском языке заговорил негр (впоследствии выяснилось, что он окончил университет им. П. Лумумбы):
    — Я понимаю, что мы находимся в Советском Союзе, только вот где?
    — В Карелии.
    Это, как видно, ему ни о чем не говорило.
    — Это севернее Ленинграда?
    — Много севернее Петрозаводска.
    Негр присвистнул, и огромные его глаза стали еще больше.
    — Вот и хорошо, — обрадовался он. — Когда нас повезут назад, мы увидим Москву или Ленинград, да еще, может быть и Петрозаводск.
    А автобусы все прибывали. Становилось многолюднее. В ход пошла вся минералка, имеющаяся в кафе, сигареты. Пассажирам был предложен горячий завтрак. Начальник военторга схватился за голову: «Кто мне это оплатит?».
    — Выставим счет в Сеул — там оплатят, — мрачно сострил тыловик».

Командир корабля Ким Чангю и штурман Ли Чынсин были задержаны в связи с проводимым расследованием в СССР. В ходе следствия оба члена экипажа полностью признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР. Подтвердили они и то, что понимали команды советских истребителей-перехватчиков, но не подчинились. И командир, и штурман обратились с просьбой о помиловании в Президиум Верховного Совета СССР. Учитывая их признания и раскаяние, а также руководствуясь принципами гуманности, было решено ограничиться выдворением лётчиков за пределы Советского Союза.

https://cont.ws/uploads/pic/2018/3/d707.jpg

В тот раз южнокорейским провокаторам и их американским кукловодам не удалось развить международный скандал - благодаря показаниям корейских пилотов, злоумышленная провокация наших врагов оказалась очевидной, и западная пресса обошла этот эпизод молчанием. Однако спустя пять лет точно такая же провокация повторилась на Дальнем Востоке, и тогда жертвами американской провокации стали 269 пассажиров.

Использованы источники:
Офицеры России
russia-reborn.ru
Вежливые люди

https://cont.ws/@ahlin8/883591

0

5

"КП"
07.12.17, 20:30

Сын американского шпиона Пауэрса, самолет которого сбили над СССР: Мой отец всегда хотел вернуться на Урал, и я выполняю его волю
Потомок лазутчика рассказал, почему его папа не принял яд во время допросов, за что он уважал советских разведчиков, и как СССР удалось расколоть США

Роман ЛЯЛИН

1 мая 1960 американский шпион Фрэнсис Гэри Пауэрс на самолете «U-2» вторгся в воздушное пространство Советского Союза. Разведчик пытался пролететь над нашей страной с мощнейшим фотооборудованием, чтобы заснять засекреченные объекты. Но советские специалисты засекли враждебного чекиста и выпустили по нему пять ракет. Одна из них достигла своей цели. Шпион во время крушения успел катапультироваться. Но его повязали жители деревни под Свердловском и передали КГБ. Пауэрса приговорили к 10 годам тюрьмы. А позже обменяли на советского шпиона Рудольфа Абеля.

Спустя 57 лет потомок Фрэнсиса Пауэрса прилетел на землю, где развернулась воздушная борьба двух сверхдержав, чтобы вместо своего отца рассказать всю правду о тех исторических событиях. Тем более, что потомок амеркианского разведчика - директор музея, посвященного Холодной войне.

«Я УЗНАЛ ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ЧТО ОТЕЦ БЫЛ ШПИОНОМ»

- Я верю, что отцу было бы приятно посетить Россию, - улыбается Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший. - Он с уважением относился к вашей стране и ее людям. Но он понимал, что наша политическая идеология не совпадала. Когда отец был на мосту во время обмена шпионов, офицер КГБ, который сопровождал его, сказал: «Ты можешь вернуться». И мой отец ответил, что обязательно вернется. Но уже не врагом, а другом. Однако папа умер до того, как смог это сделать. Поэтому я сегодня здесь. Я вернулся за него. И я здесь в качестве друга.

В отличие от отца Пауэрсу-младшему не пришлось незаконно прорываться в Россию сквозь град военных ракет. Прямо с самолета Фрэнсис Гэри попал в крепкие объятия гостпериимных уральцев. Американский гость тут же попросил отвезти его в военный музей, где хранятся обломки того самого шпионского самолета, на котором был сбит его родственник. Казалось бы, от вида искореженного металла, в который превратился фюзеляж U-2, потомок разведчика должен был, как минимум, разозлиться. Но Пауэрс-младший был само миролюбие.

https://s11.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1409009/wx1080.jpg
Фрэнсис-младший растрогался, увидев обломок самолета своего отцаФото: Алексей БУЛАТОВ

- Отец всегда мне говорил, что он простой американский пилот, - вздыхает Фрэнсис. - Я узнал, что мой отец - разведчик, когда мне было восемь лет. Я прочитал об этом в энциклопедии. Я пошел к маме и спросил: «Почему папа в этой книге?». Она объяснила мне все очень простыми словами. Тогда я был ребенком, поэтому я сказал: «хорошо», и пошел играть дальше.

Серьезно биографией отца Фрэнсис заинтересовался лишь в колледже. Пауэрс стал собирать архивные документы, общаться с другими разведчиками и изучать информацию о холодной войне.

- Когда папа был пилотом, ему нельзя было рассказывать о своих полетах, - признается Пауэрс, глядя на фотографию своего отца из архивов КГБ. - Они были секретные. Отец все держал в себе. И пережил сильнейший стресс.

https://s14.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1409010/wx1080.jpg
Эту фотографию отца потомок шпион увидел впервыеФото: Алексей БУЛАТОВ

«СОВЕТСКИЕ РАЗВЕДЧИКИ НЕ БИЛИ ПАПУ»

В Россию Пауэрс-младший привез те самые снимки с воздуха, ради которых его отец пытался пролететь над Советским союзом. Кадры были сняты уже другим самолетом. И теперь в США рассекретили эти документы.

- Вот фотография над Свердловском, - показывает Фрэнсис. - Отец летел, чтобы сделать такие снимки. Но во время полета он увидел яркий оранжевый свет, его накрыла ударная волна. Папа потерял контроль над самолетом. У судна отлетели крылья, и он стал падать с высоты 75 тысяч футов (22,8 тысяч метров). Папа не смог сразу же покинуть самолет. Чтобы катапультироваться, пилот должен был находиться в идеальной позиции. Иначе можно потерять ноги. Поэтому отец открыл люк и наполовину вылез из судна.

https://s10.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1409015/wx1080.jpg
Поначалу уральцы решили, что человек в странном шлеме - это советский летчик. Но вдруг пилот заговорил на английском

Американский разведчик упал прямо на огород, где выращивали капусту. Жители деревни сперва стали помогать пилоту, решив, что это советский летчик. Но на все вопросы сельчан американец лишь пожимал плечами, тогда его и скрутили, передав КГБ. Интересно, что при задержании шпиона не стали осматривать. Лишь во время второго допроса Пауэрс признался, что у него в костюм вшит контейнер с иголкой. А в ней яд. В любой момент ему достаточно было кольнуть себя, и он бы сразу умер. Но лазутчик не сделал этого.

- У отца не было приказа убивать себя, попав в плен, - объясняет сын разведчика. - Ему сказали, что если его схватят и будут пытать, то у него есть возможность спасти себя от боли и мучений. Это было на его усмотрение. Но папу не мучили в тюрьме. Его допрашивали достаточно серьезно. Однако физического насилия к нему не применяли.

«АМЕРИКАНСКИЕ ВЛАСТИ НЕ МОГЛИ ПОНЯТЬ, КУДА ИСЧЕЗ ИХ САМОЛЕТ»

Поимка американского шпиона советскими спецслужбами была засекречена. Поэтому первое время американцы терялись в догадках, куда пропал их разведчик, а вместе с ним и целый самолет.

- Глава ЦРУ и президент США Дуайт Эйзенхауэр проводили встречи и пытались понять, где пилот и где самолет, - вспоминает рассказы американских разведчиков Пауэрс-младший. – Через несколько дней Никита Хрущев рассказал о сбитом самолете. Но специально не упомянул про пилота. Тогда Эйзенхауэр заявил, что это был невооруженный самолет, который занимался изучением погодных условий. И, возможно, случайно он и пересек границу СССР.

https://s14.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1409012/wx1080.jpg
Такие снимки делали американские пилоты-разведчики. Ради этого кадра Пауэрс пролетал над СвердловскомФото: Алексей БУЛАТОВ

О задержанном американском шпионе советские власти рассказали журналистам лишь через два дня после этого заявление. Тогда мир и узнал о Фрэнсисе Пауэрсе.

- Выяснилось, что моя страна наврала, - продолжает сын разведчика. – У Хрущева были доказательства того, что это самолет-шпион. Первые семь дней мой отец говорил неправду тем, кто его держал. Он пытался пустить их по ложному пути. Но 7 мая международные газеты по всему миру пестрели заголовками: «Пилот сбит», «Эйзенхауэр говорит неправду». Офицер КГБ, который занимался допросом, показал отцу копию «Нью-Йорк Таймс». Следователь ткнул газетой и сказал: «Ты нам врешь!»

https://s15.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1409013/wx1080.jpg
Удостоверение Фрэнсиса Гэри Пауэрса, которое нашли при нем сотрудники КГБ.Фото: Алексей БУЛАТОВ

Когда газеты стали публиковать биографию своего разведчика, Фрэнсис Пауэрс стал более сговорчивым.

- Отец оказался между молотом и наковальней, - вздыхает Пауэрс-младший. - Если он расскажет всю правду, он выдаст американские секреты. Но если он продолжит врать, его могут застрелить. Ведь в то время существовала смертная казнь за шпионаж. Поэтому папа стал сотрудничать.

К слову, американцы тоже пошли на хитрость и заявили, что разведчик работал лишь на ЦРУ. В то время как это была совместная операция с военными. Но признание в этом означало бы, что нарушение границ СССР было актом войны.

https://s11.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1409014/wx1080.jpg
Обломки сбитого U-2 и экипировка американского шпиона долгое время выставлялись в Москве в ЦПКиО им. Горького

«ОТЕЦ УВАЖАЛ СОВЕТСКИХ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ»

Последующие три месяца Фрэнсис Пауэрс провел на допросах. Сын разведчика уверен, что отец всеми силами защищал своих коллег.

- Он врал про имена пилотов, количество вылетов, характеристики оборудования в самолете, - убежден американский гость. – Например, папа говорил, что максимальная высота, на которой летит самолет - 68 тысяч футов (20,7 километров). Он говорил это, чтобы другие пилоты были в безопасности от выстрелов советских ракет. Ведь во время своих вылетов они летали между 70 и 75 тысячами футов.

К слову, несмотря на всю щекотливость ситуации, и наши офицеры, и американский шпион не забывали про старую добрую вежливость.

- В течение всего времени, пока отец находился в советском плену, он очень уважительно относился к советским людям, военным и офицерам КГБ, - признается Фрэнсис. - Они были профессионалы. И они уважали его за его профессионализм. Папа держал себя очень правильно в такой сложной ситуации.

https://s13.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1409016/wx1080.jpg
С таким значком потомок американского шпиона приехал в ЕкатеринбургФото: Алексей БУЛАТОВ

«В США ПИСАЛИ, ЧТО ОТЕЦ СТОЛКНУЛСЯ С НЛО»

Обмен разведчиков между США и Советским союзом проходил в Восточной Германии на мосту. Эта история была настолько невероятной, что легендарный Стивен Спилберг снял о ней фильм «Шпионский мост».

- 10 февраля 1962 отца разбудили ранним утром в районе 4 часов, - делится Фрэнсис. – Его доставили до моста в Германии. Было очень холодно, туманно. Обстановка как в романе про шпионов. Два агента на двух разных концах моста. На восточной стороне - мой отец, на западной стороне - советский шпион Рудольф Абель. Они были идентифицированы. И советский разведчик вернулся домой, как герой. А про моего отца были многочисленные статьи, что он сдался, что он сотрудничал с советскими спецслужбами и не исполнил инструкции: не совершил самоубийство.

Американские СМИ предполагали, что Пауэрс сам посадил свой самолет и сдался советским властям. А другие и вовсе писали, что пилот «столкнулся с НЛО». В это врем ЦРУ и власти проводили свое расследование.

- Отец выступал перед сенатом по 8 часов, - вспоминает Паурс-младший. - Чтобы они смогли узнать, что же все-таки произошло. В конце этого заседания он просто изнемогал. Но он не был признан виновным в том, что произошло. Власти убедились, что папа вел себя правильно в такой сложной ситуации.

Шумиха в прессе привела к тому, что брак вернувшегося на родину разведчика дал трещину. Супруга Пауэрса подала на развод, что вызвало новую волну резонанса вокруг шпиона. Из-за этого коллеги Фрэнсиса попросили его временно не возвращаться на службу. Но чуть позже Гэри все-таки снова начал летать. Правда, проработал недолго. Ведь весь мир узнал, что он шпион.

https://s10.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1409011/wx1080.jpg
Обломок самолета теперь хранится в архивах ФСБФото: Алексей БУЛАТОВ

Последние годы своей жизни экс-разведчик работал журналистом на телеканале NBC. С вертолета Пауэрс снимал обстановку на дорогах и передавал всю информацию в эфир. Во время очередного полета бывший шпион потерпел крушение.

- Мой отец погиб при падении вертолета, - вздыхает сын разведчика. - Некоторые люди думают, что это была операция ЦРУ. Но я в это не верю. Я считаю, что была неполадка с двигателем.

https://www.kp.ru/daily/26767/3799445/

0


Вы здесь » Россия - Запад » #ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ » ЗАПАД и РОССИЯ (СССР): постоянные подлые провакации "партнеров"...