Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » ЕВРАЗИЯ » ИНДИЯ-СТРАНА ЧУДЕС: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ...


ИНДИЯ-СТРАНА ЧУДЕС: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ...

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

СТРАНИЦА 1

лист 01........................................ОГЛАВЛЕНИЕ.

лист 02.....

лист 03.....

лист 04.....Press TV, Иран, США пытаются изолировать Индию от Китая и России, 23.05.2016

лист 05.....ВЗГЛЯД, "Индия готовится потеснить Россию на космическом рынке", 26 мая 2016

лист 06....."Всем партнер, никому не союзник",ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 13 (677) за 5 апреля 2017 г.

Отредактировано Konstantinys2 (Вс, 9 Апр 2017 07:56:07)

0

2

Индия

..................................................................................
Республика Индия справка

भारत गणराज्य
Bhrat Gaṇarjya Republic of India
Flag of India.svg Герб Индии
Флаг Герб
Девиз: «Satyameva Jayate (санскр. सत्यमेव जयते) — «Лишь истина побеждает»»
Гимн: «Jana-Gana-Mana»
India (orthographic projection).svg
Дата независимости 15 августа 1947 (от Великобритании)
Официальные языки Хинди, английский и ещё 21 язык
Столица Нью-Дели
Крупнейшие города Мумбаи, Дели, Бангалор, Ченнаи, Калькутта
Форма правления Парламентская республика
Президент
Вице-президент
Премьер-министр Пранаб Кумар Мукерджи
Мохаммад Хамид Ансари
Нарендра Моди
Территория
• Всего
• % водной поверхн. 7-я в мире
3 287 263 кмІ
9,5
Население
• Оценка (2013)
• Плотность
▲ 1 305 511 000[1] чел. (2-е)
364 чел./кмІ
ВВП (ППС)
  • Итого (2014)
  • На душу населения
7,277 трлн[2] долл. (3-й)
5,777[2] долл. (129-й)
ВВП (номинал)
  • Итого (2014)
  • На душу населения
2,048 трлн[2] долл. (10-й)
$1,626[2] долл. (145-й)
ИЧР (2014) ▲ 0,586[3] (средний; 135-е место)
Названия жителей индиец, индианка, индийцы
Валюта Индийская рупия
(INR, код 356)
Интернет-домен .in
Код ISO IN
Код МОК IND
Телефонный код +91
Часовые пояса +5:30

................................................................................

Индия (хинди भारत, англ. India), официальное название — Республика Индия (хинди भारत गणराज्य, англ. Republic of India) — государство в Южной Азии. Население — 1 329 356 004 человек (август 2016)[4], территория — 3 287 263 кмІ, по обоим этим показателям является крупнейшей страной Южной Азии. Занимает второе место в мире по численности населения и седьмое по территории. Столица — Нью-Дели. Государственные языки — хинди и английский.

Федеративное государство, парламентская республика. Премьер-министр — Нарендра Моди, президент — Пранаб Мукерджи. Подразделяется на 29 штатов и 7 союзных территорий.

Индия граничит с Пакистаном на западе, с Китаем, Непалом и Бутаном на северо-востоке, с Бангладеш и Мьянмой на востоке. Кроме того, Индия имеет морские границы с Мальдивами на юго-западе, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке[5]. Спорная территория штата Джамму и Кашмир имеет границу с Афганистаном[6].

Индийский субконтинент является родиной древней индской цивилизации. На протяжении большей части своей истории Индия являлась центром важных торговых маршрутов и славилась своими богатствами и высокой культурой. В Индии зародились такие религии, как индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм. В первом тысячелетии нашей эры на индийский субконтинент пришли также христианство и ислам, оказавшие значительное влияние на развитие разнообразной культуры региона. В XVIII — первой половине XX века Индия была постепенно колонизирована Британской империей. В 1947 году, после многолетней борьбы, страна получила независимость. К концу XX века Индия достигла больших успехов в экономическом и военном развитии, экономика страны стала одной из самых быстроразвивающихся в мире. Несмотря на это, значительная часть населения продолжает жить за чертой бедности. Насущными проблемами являются также высокий уровень коррупции и отсталая система здравоохранения.

Индия является потенциальной сверхдержавой, обладает ядерным оружием. Она входит в такие международные организации, как ООН, G20, ВТО, Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, Содружество наций, а также БРИКС и ШОС.

Происхождение названия

Официальное название страны, Индия, происходит от древнеперсидского слова хинду, родственного санскритскому синдху (санскр. सिन्धु) — исторического названия реки Инд[7]. Древние греки называли индийцев индои (др.-греч. Ἰ) — «люди Инда»[8]. Конституция Индии признаёт также второе название, Бхарат (хинди भारत), которое происходит от санскритского имени древнеиндийского царя, история которого была описана в Махабхарате. Третье название, Хиндустан, используется со времён Империи Великих Моголов, однако официального статуса не имеет[9].

История


Каменный век

Останки человека прямоходящего, обнаруженные в Хатноре в долине Нармады, указывают на то, что Индия была обитаема по крайней мере начиная с эпохи среднего плейстоцена, приблизительно 200 000—500 000 лет назад[10][11]. Эпоха мезолита началась на Индийском субконтиненте примерно 30 000 лет назад и продолжалась около 25 000 лет. Первые известные постоянные поселения возникли 9000 лет назад в Бхимбетке, в штате Мадхья-Прадеш. Самые ранние следы культуры неолита, согласно радиоуглеродному анализу относящиеся к середине VIII тысячелетия до н. э., были найдены на дне Камбейского залива в штате Гуджарат. Свидетельства неолитической культуры, которые датируются VII тысячелетием до н. э., были также обнаружены на стоянке в Мергархе в современной пакистанской провинции Балочистан[12]. Археологические культуры позднего неолита расцвели в долине реки Инд в период с 6000 по 2000 года до н. э. и в Южной Индии — между 2800 и 1200 годами до н. э. Исторически в регионе располагались некоторые из древнейших поселений Южной Азии[13] и её крупнейшие цивилизации[14][15].

Древнейшим местом археологических раскопок, относящимся к древнепалеолитическому периоду, является долина реки Соан в Пакистане[16]. Первые деревенские поселения появились в эпоху неолита в Мергархе[17], а первые города региона — в долине реки Инд[18], основными из них являются Мохенджо-Даро и Хараппа[19].

Бронзовый век

Бронзовый век начался на индийском субконтиненте около 3300 года до н. э. с появлением цивилизации долины реки Инд. Характерной особенностью этого периода является широкое развитие металлургии, с выплавкой меди, бронзы, свинца и олова. Расцвет Индской цивилизации пришёлся на период с 2600 по 1900 года до н. э. В это время на индийском субконтиненте появились города и началось монументальное строительство. Эта древняя цивилизация образовалась в долине реки Инд, распространившись в долину реки Гхаггар-Хакра (отождествляемую большинством учёных с ведийской рекой Сарасвати)[20], междуречье Ганги и Ямуны[21], Гуджарат[22] и северный Афганистан[23].

Отличительными особенностями Индской цивилизации являются города, построенные из кирпича, высокоразвитая канализационная система и многоэтажные дома. Крупнейшими городскими центрами были Хараппа и Мохенджо-Даро, а также Дхолавира, Ганверивала, Лотхал, Калибанга и Ракхигари. В результате высыхания реки Сарасвати и изменения русла реки Инд произошли крупные геологические и климатические изменения, которые привели к исчезновению лесов и опустыниванию региона. Эти факторы послужили причиной упадка и исчезновения Индской цивилизации[24].


Железный век

Ведийская цивилизация

Ведийская культура — это индо-арийская культура, ассоциируемая с Ведами — священными писаниями индуизма, составленными на ведийском санскрите. По принятому в науке мнению, ведийская цивилизация существовала в период с середины II до середины I тысячелетия до н. э., что оспаривается некоторыми индийскими историками и западными учёными, которые относят начало ведийского периода к IV тысячелетию до н. э. и ассоциируют Индскую цивилизацию с ведийской[25]. Именно в ведийский период сформировались основы индийской культуры и религии. Первые 500 лет ведийского периода (1500—1000 года до н. э.) соответствуют бронзовому веку Индии, а последующие 500 лет (1000—500 года до н. э.) — железному веку.

В XIX веке европейские колонизаторы Индии выдвинули теорию «арийского завоевания», согласно которой в начале II тысячелетия до н. э. индийский субконтинент подвергся массовому единовременному вторжению кочевых племён ариев, которые принесли с собой ведийскую культуру. Однако, последующие археологические находки и лингвистические исследования опровергли эту гипотезу. Вместо неё учёные выдвинули различные гипотезы «индоарийских миграций». Согласно защитникам этих теорий, индо-арийские племена переселились в северо-западные регионы индийского субконтинента в начале II тысячелетия до н. э. и ассимилировались с коренным населением, передав им свой язык и ведийскую культуру[26]. Другого мнения придерживаются сторонники теории исхода из Индии, которые утверждают, что арии изначально были коренным населением индийского субконтинента и позднее расселились за его пределы в результате ряда миграций.

После того, как во II тысячелетии до н. э. Хараппская урбаническая цивилизация пришла в упадок, ей на смену пришло общество, в основном состоявшее из больших пастушеских кланов[27]. Постепенно, всё более важную роль стало играть земледелие, а в организационной структуре общества — кастовое деление. К X веку до н. э. в Северо-Западной Индии начался железный век. К этому периоду учёные относят составление «Атхарва-веды», — первого древнеиндийского текста, в котором упоминается железо[28]. Считается, что в этот поздний ведийский период произошёл переход от преобладавшей ранее системы пастушеских племён к установлению множества маленьких княжеств, называемых Махаджанапады[29]. Именно этим периодом учёные датируют памятники древнеиндийской эпической поэзии — «Махабхарату» и «Рамаяну»[30].

Махаджанапады

К концу ведийского периода на индийском субконтиненте появился ряд маленьких царств и городов-государств, многие из которых упоминаются в ведийской и раннебуддийской литературе, датируемой периодом после X века до н. э.

В это время множество городов-государств назывались джанападами. Республики и племена с размытой политической структурой и малым уровнем социального расслоения составляли большую часть джапанады; они назывались гана-сангхами[31]. Согласно брахманской теории, общество времён Будды, по всей видимости, не имело кастовой системы, являясь слабо структурированным. Там не существовало полноценной монархии, скорее всего оно было похоже на олигархию или же на некоторую форму республики[32].

К V веку до н. э. образовалось 16 царств или «республик», известных как Махаджанапады — Каши, Косала, Анга, Магадха, Вриджи, Малла, Чеди, Ватса, Куру, Панчала, Матсья, Шурасена, Ассака, Аванти, Гандхара и Камбоджа. Они раскинулись по Индо-Гангской равнине от современного Афганистана до Махараштры и Бенгалии. В это время начался второй крупный период урбанизации после Индской цивилизации. На остальной части субконтинента, по всей видимости, существовало множество других маленьких государственных образований, о которых известно по упоминаниям в литературе. В одних из них царская власть передавалась по наследству, а в других поданные сами выбирали своих правителей. Основным языком образованных людей в то время являлся санскрит, а простое население Северной Индии общалось на различных местных диалектах, так называемом пракрите. К V веку до н. э., то есть ко времени рождения Будды, многие из 16 царств объединились и образовали четыре более крупных государства. Это были Ватса, Аванти, Кошала и Магадха[33].

Основными религиозными практиками того времени были сложные ведийские ритуалы, проводимые брахманами. Принято считать, что именно в этот период с VII по V век до н. э. были записаны Упанишады — поздние ведийские религиозно-философские тексты. Упанишады оказали огромное влияние на формирование индийской философии, и, появившись примерно в одно время с буддизмом и джайнизмом, ознаменовали собой золотой век мысли этого периода. В 537 году до н. э. Сиддхарта Гаутама достиг «просветления», и стал известен как Будда — «пробудившийся». Примерно в то же самое время, Махавира (24-й Тиртханкара джайнов) проповедовал близкое буддизму учение, позднее ставшее джайнизмом[34]. В доктринах буддизма и джайнизма акцентировался аскетизм и распространялись они на языке пракрите, что позволило этим вероучениям приобрести большое количество приверженцев среди народных масс. Они оказали огромное влияние на практики индийских религиозных традиций, связанные с вегетарианством, запретом на убийство животных и ахимсой.

В то время как географическое влияние джайнизма ограничилось Индией, буддийские монахи распространили учение Будды в Тибет, Шри-Ланку, Центральную, Восточную и Юго-Восточную Азию.

Персидское и греческое вторжения

Около 520 года до н. э., во время правления персидского царя Дария I, северо-западная часть индийского субконтинента (современные восточный Афганистан и Пакистан) были завоёваны персидской империей Ахеменидов, оставшись подвластными ей в течение двух последующих столетий[35]. В 334 году до н. э. Александр Македонский, завоевав Малую Азию и империю Ахеменидов, достиг северо-западных границ индийского субконтинента. Там он одержал победу над царём Пором в Битве на Гидаспе и завоевал большую часть Пенджаба[36]. Однако, войска Александра отказались последовать по ту сторону реки Биас около места, где в настоящее время расположен город Джаландхар. Оставив многих македонских солдат-ветеранов в завоёванных регионах, Александр ушёл со своей армией на юго-запад.

Империя Магадха

Среди шестнадцати Махаджанапад, наиболее значительной была империя Магадха, которой, на протяжении её истории, правили различные династии. Основана она была династией Хартянка в 684 году до н. э. Её столицей был город Раджагриха, позднее получивший название Паталипутра. Затем к власти пришла династия Шишунага, которую в 424 году до н. э. сменила династия Нанда.

Династия Маурьев

В 321 году до н. э. Чандрагупта Маурья в сотрудничестве с Чанакьей основал династию Маурьев, одержав победу над царём династии Нанда — Дхану Нанду. В период правления Маурьев большая часть индийского субконтинента объединилась в одно государство. Империя Маурьев под управлением Чандрагупты не только завоевала практически весь полуостров Индостан, но и расширила свои границы в Персию и Среднюю Азию. Чандрагупта также внёс значительный вклад в распространение джайнизма в Южной Индии.

Чандрагупту сменил на престоле его сын Биндусара, при котором произошло дальнейшее расширение границ империи за счёт завоевания царства Калинга на востоке и других царств на крайнем юге полуострова Индостан.

Биндусару сменил его сын Ашока, который в первые годы своего правления предпринял попытку дальнейшего расширения границ империи. Однако, после кровопролитного вторжения в Калингу, он отказался от идеи насилия, обратился в буддизм и стал приверженцем принципа ахимсы. Эдикты Ашоки представляют собой древнейшие сохранившиеся индийские документы, благодаря которым стала возможной более или менее точная датировка последующих династий и правителей. При правлении Ашоки, буддизм распространился по всей Восточной и Юго-восточной Азии. Внук Ашоки Сампрати обратился в джайнизм и сыграл значительную роль в распространении этого вероучения.

Последующие династии

В 185 году до н. э. была основана династия Шунга. Это произошло после того, как последний из правителей Маурьев царь Брихадратха был убит Пушьямитра Шунгой — главнокомандующим армии Маурьев. На смену династии Шунга пришла династия Канва, которая управляла Восточной Индией в период с 71 по 26 год до н. э. Её сменила династия Сатавахана и на месте империи Магадха возникло царство Андхра.

Северо-западные смешанные культуры

К северо-западным смешанным культурам индийского субконтинента относятся индо-греческая, индо-скифская, индо-парфянская и индо-сасанидская.

Индо-греческое царство было основано греко-бактрийским царём Деметрием в 180 году до н. э. и располагалось на территории современных Афганистана и Пакистана. Просуществовало оно почти два столетия, в течение которых им управляло более 30 греческих царей, часто вступавших в конфликты друг с другом. Индо-скифы были одной из ветвей индоевропейских саков (скифов), которые переселились из южной Сибири сначала в Бактрию, а затем в Согдиану, Кашмир, Арахозию, Гандхару и в конце концов в Индию; их царство просуществовало с середины II до I века до н. э. Позднее, Индо-парфянское царство захватило большую часть современного Афганистана и северную часть Пакистана, одержав победу над многими кушанскими правителями, такими как Куджула Кадфиз. Персидская Сасанидская империя, существовавшая в одно время с империей Гуптов, расширилась до территории современного Пакистана, где в результате смешения индийской и персидской культур зародилась индо-сасанидская культура.

Ранние срединные царства — золотой век

Срединный период ознаменовался заметным развитием культуры. Начиная с 230 года до н. э. Южной Индией правила династия Сатаваханов, также известных как Андхры. Шестой царь династии, по имени Шатакарни, одержал победу над североиндийской династией Шунга. Другим известным царём династии был Гаутамипутра Шатакарни.

В Гималаях, в период со II века до н. э. по III век н. э. существовало царство Кунинда. В середине I века н. э. из Средней Азии в северо-западную Индию вторглась Кушанская династия, положив начало империи, которая впоследствии распростёрлась от Пешавара до Бенгальского залива. В её состав также входили древняя Бактрия (на севере современного Афганистана) и южный Таджикистан. Царство Западных Кшатрапов (35 — 405 года н. э.), располагавшееся в западной и центральной части Индии, управлялось правителями Саки, которые пришли на смену индо-скифам. Они были современниками Кушанской династии, правившей северной частью индийского субконтинента, и династии Сатаваханов (Андхров), владычествовавших над центральной Индией.

В разное время, южная часть полуострова Индостан находилась под властью таких царств и империй, как Пандья, Ранние Чолы, Чера, Кадамба, Западная Ганга, Паллава и Чалукья. Некоторые южные царства преобразовались в заморские империи, которые раскинулись по всей Юго-Восточной Азии. В борьбе за владычество на юге индийского субконтинента, эти царства периодически воевали как друг с другом, так и с деканскими государствами. Буддийское царство Калабхаров на какое-то время прервало доминирующее положение империй Чола, Чера и Пандья на южной части полуострова Индостан.

Торговля римлян с Индией

Торговля Рима с Индией предположительно началась в I веке н. э. в период правления императора Октавиана Августа после завоевания им птолемейского Египта. Начиная с этого времени Римская империя была самым важным торговым партнёром Индии на Западе.

Торговля, начатая Евдоксом Кизикским в 130 году до н. э. бурно развивалась, и согласно Страбону (II.5.12)[37] в период правления Октавиана Августа до 120 кораблей ежегодно совершали торговые плавания из египетского портового города Миос Хормоса в Индию. В этой торговле римляне тратили огромное количество золота, которое использовалось в Кушанской империи для создания монет. Об оттоке золотых монет в Индию свидетельствует Плиний Старший в своём труде «Естественная история»[38]:
« По самым скромным подсчётам, в Индию, Китай и на Аравийский полуостров из нашей империи ежегодно переправляются около ста миллионов сестерциев: именно в эту сумму обходятся нам наша роскошь и наши женщины. Ибо какой же процент из всего этого импорта предназначается для жертвоприношений богам и духам умерших?[39] »

Торговые маршруты и порты индо-римской торговли обстоятельно описаны в греческой лоции I века н. э. «Перипл Эритрейского моря».

Династия Гуптов

В IV — V веках династия Гуптов объединила в одну империю большую часть Северной Индии. В этот период, известный как Золотой век Индии, индуистская культура, наука и политическая система достигли новых высот в своём развитии. Чандрагупта I, Самудрагупта, и Чандрагупта II были самыми выдающимися правителями династии. По мнению западных учёных, именно в этот период были записаны священные тексты индуизма Пураны, представляющие собой ведийские писания смрити. Империя прекратила своё существование после вторжения гуннов из Центральной Азии. После распада империи Гуптов в VI веке, территория Индии опять раздробилась на ряд маленьких региональных царств. Небольшое ответвление династии Гуптов продолжало править Магадхой до первой половины VII века, когда царь Харша Вардхана окончательно покончил с династией Гупта и основал свою империю.

Белые гунны, которые возможно были частью племён эфталитов, к началу V века обосновались в Афганистане со столицей в Бамияне. Именно они явились причиной падения династии Гуптов, после которого подошёл к концу Золотой век в Северной Индии. Однако, эти исторические изменения не затронули большую часть Декана и Южную Индию.

Поздние срединные царства — классический период

Классический период в истории Индии начался в VII веке с возрождения Северной Индии во время правления царя Харша, и завершился с падением Виджаянагарской империи на юге после мусульманского вторжения в XIV веке. В этот период произошёл расцвет индийского искусства и развитие основных религиозных и философских систем, послуживших основой для различных направлений современного индуизма, буддизма и джайнизма.

В VII веке царь Харша успешно объединил Северную Индию в одно государство, которое, однако, распалось вскоре после его смерти. В период с VII по IX века три династии состязались за контроль над Северной Индией: Пратихары, бенгальская династия Пала, и деканские Раштракуты. Позднее, династия Сена захватила царство Пала, а держава Пратихаров распалась на маленькие царства. Это были первые из так называемых раджпутов — княжеств, просуществовавших в той или иной форме почти тысячелетие до самой независимости Индии от Великобритании в 1947 году. Первые известные княжества раджпутов появились в VI веке в Раджастхане, после чего маленькие династии раджпутов правили большей частью Северной Индии. Притхвирадж Чаухан, один из раджпутов династии Чаухан, прославился из-за кровавых конфликтов с наступавшими исламскими султанатами. В период с середины VII до начала XI века на территории части современного Афганистана, северного Пакистана и Кашмира правила династия Шахи. После смерти царя Харши единое всеиндийское государство прекратило своё существование на севере, и попытки его создания происходили уже на юге.

Империя Чалукья правила частью южной и центральной Индии в период с 550 по 750 год со столицей в Бадами и позднее с 970 по 1190 год — из Кальяни в современном штате Карнатака. Примерно в то же самое время на юге правила династия Паллавов из Канчи. С упадком империи Чалукья в XII веке, её вассалы — Хойсалы из Халебиду, Какатии из Варангала, Ядавы из Девагири и южная ветвь Калачури разделили огромную империю Чалукья между собой. Позднее, в северном Тамил-Наду появилось царство Чола, а в Керале — царство Чера. К 1343 году все эти царства прекратили своё существование и на их территории образовалась империя Виджаянагар.

Южно-индийские царства распространили своё влияние до Индонезии, взяв под свой контроль обширные заморские территории в Юго-Восточной Азии. Южноиндийские портовые города были активно вовлечены в торговлю с Европой на западе и Юго-Восточной Азией на востоке[40][41]. В классический период, наибольшего расцвета достигли литература на местных языках и архитектура. Это продолжалось вплоть до начала XIV века, когда южноиндийские царства подверглись нападению Делийского султаната, который к тому времени прочно обосновался на севере индийского субконтинента со столицей в городе Дели. Империя Виджаянагара в конце концов прекратила своё существование под его натиском.

Приход ислама в Индию

После того, как мусульмане завоевали древнего западного соседа Индии — Персию, основным объектом их внимания в регионе стала Индия, в то время являвшаяся богатейшей классической цивилизацией, с бурной международной торговлей и единственными известными в то время в мире приисками алмазов. После сопротивления со стороны различных североиндийских царств, продолжавшегося несколько веков, на севере индийского субконтинента возник ряд исламских империй (султанатов), которые просуществовали несколько столетий.

Ещё перед началом исламского вторжения, на южноиндийском побережье, главным образом в Керале, появилось множество мусульманских торговых общин, куда немногочисленные группы мусульман прибывали в основном с Аравийского полуострова по торговым маршрутам в Индийском океане. Они принесли с собой ислам — авраамическую религию, пришедшую в соприкосновение с дхармической индуистской культурой региона. Позднее, на западе расцвели деканские султанаты и султанат Бахмани.

Делийский султанат

В XII—XIII веках арабы[42], тюрки и афганцы вторглись в Северную Индию и в начале XIII века основали Делийский султанат[43]. Делийская династия Гулямов завоевала значительную часть Северной Индии, её сменила династия Хальджи. Во времена султанатов произошло культурное возрождение Индии. Возникшая в результате индо-мусульманская культура оставила после себя синкретические памятники в архитектуре, музыке, литературе, религии и одежде. В результате общения местных носителей пракрита с персидскими, тюркскими и арабскими пришельцами появился язык хиндави, предшественник урду.

Делийский султанат является единственной индо-исламской империей, которая возвела на престол одну из немногих женщин-правителей в истории Индии — Разия Султана (1236—1240).

Узнав о гражданской войне в Индии, тюркско-монгольский полководец Тимур в 1398 году начал военную кампанию против правившего султана Насируддина Махмуда, принадлежавшего к династии делийских Туглакидов[44]. 17 декабря 1398 года армия султана потерпела поражение. Тимур вошёл в Дели, полностью разграбив и разрушив город[45].

Виджаянагарская империя

Виджаянагарская империя или Виджаянагара — индуистская империя, занимавшая весь юг Индии за рекой Кришна с 1336 года до середины XVII века. Возникла в ходе борьбы индусов Южной Индии с мусульманами Делийского султаната. Государство достигло пика могущества при Деварайе II (1422—1446), который совершил завоевательные походы в Бирму и на Цейлон.

Империя Великих Моголов

В 1526 году потомок Тимура Бабур, принадлежавший к династии Тимуридов, перешёл через Хайберский перевал и основал Империю Великих Моголов, которая просуществовала более 200 лет[46]. К началу XVII века под контролем династии Моголов оказалась большая часть индийского субконтинента. С начала XVIII века империя стала постепенно приходить в упадок и после Восстания Сипаев 1857 года (также известного как Индийское народное восстание 1857 года) прекратила своё существование. В период правления Моголов на субконтиненте произошли огромные социальные перемены — индусы, составлявшие большинство населения, оказались под правлением мусульманских могольских императоров, некоторые из которых придерживались либеральных взглядов и оказывали покровительство индуистской культуре, тогда как другие наоборот проявляли крайнюю нетерпимость, разрушая храмы и облагая немусульман огромными налогами. В период своего наивысшего расцвета, Империя Великих Моголов занимала территорию, превышавшую по размерам древнюю империю Маурьев. После того, как империя Моголов пришла в упадок, на её месте образовались несколько маленьких царств. Считается, что династия Моголов была богатейшей династией из всех когда-либо существовавших.

В 1739 году, Надир Шах одержал победу над армией Моголов в огромной битве при Карнале. После чего Надир захватил и разграбил Дели, забрав с собой несметные сокровища, включая знаменитый Павлиний трон[47].

В эпоху Империи Великих Моголов, доминирующей политической силой был могольский император и его союзники, а позднее — государства-наследники, включая конфедерацию Маратха, которые сражались с ослабленной династией Моголов.

Хотя Моголы часто прибегали к жёстким мерам для поддержания контроля над своей империей, они также проводили политику интеграции с индуистской культурой, что сделало их правление более успешным, чем правление недолго просуществовавшего Делийского султаната. Акбар Великий был самым ярким представителем могольских правителей, отличавшихся терпимостью к другим религиям и культурам. В частности, он ввёл запрет на убийство животных в дни религиозных праздников джайнизма и отменил дискриминирующие налоги для немусульман. Могольские императоры вступали в браки с местным дворянством, становились союзниками местных махараджей, и предпринимали попытки синкретизации своей тюрко-персидской культуры с древней культурой индийской, что, в частности, привело к возникновению индо-сарасенской архитектуры. Восшедший на престол вслед за Акбаром Аурангзеб, в отличие от предыдущих императоров, проводил непопулярную, дискриминирующую политику против немусульманского населения, которая вызывала большое недовольство индусов.

Региональные царства после распада Могольской империи

После распада империи Моголов доминирующее положение в центральной и северной хиндустанской Индии заняло государство маратхов. Для этого периода индийской истории было характерно появление ряда малых, региональных государств и всё усиливающаяся активность европейских держав. Государство маратхов было основано Шиваджи. В XVIII веке оно превратилось в огромную империю под управлением пешвов. К 1760 году империя занимала большую часть индийского субконтинента. Географическая экспансия подошла к концу после поражения маратхов в 1761 году от афганской армии под предводительством Ахмада Шаха Абдали в Третьей битве при Панипате. Последний Пешва, Баджи Рао II, потерпел поражение от британских войск в Третьей англо-маратхской войне.

В Южной Индии ещё до падения индуистской Виджаянагарской империи в 1400 году династией Водеяров было основано Майсурское царство, которое затем пришло на смену Виджаянагару. Владычество Водеяров было прервано Хайдером Али и его сыном Типпу Султаном. Под их правлением, Майсурское царство несколько раз воевало с англичанами и с объединёнными войсками Великобритании и Маратхов. Также в Южной Индии в 1591 году династией Кутб Шахи из Голконды был основан Хайдарабад. После непродолжительного периода правления Моголов, могольский наместник Асаф Джах захватил власть в Хайдарабаде в 1724 году. Наследственная линия низамов управляла Хайдарабадом вплоть до 1948 года. Как Майсур, так и Хайдарабад стали вассальными царствами Британской Индии.

На месте современного Пенджаба возникло государство сикхов. Это был один из последних регионов индийского субконтинента, подчинившийся британскому колониальному господству. Сикхская империя пала после ряда англо-сикхских войн.

В XVIII веке правителями Горкха было образовано государство Непал, которое на протяжении всей своей истории сумело сохранить свою национальную идентичность и территориальную целостность.

Колониальная эра

Открытие португальским мореплавателем Васко да Гама нового морского пути из Европы в Индию положило начало прямой индо-европейской торговле[48]. Португальцы основали торговые колонии в Гоа, Дамане, Диу и Бомбее. За ними пришли голландцы, датчане и англичане, создав в 1619 году торговый пост в портовом городе Сурат на западном побережье[49]. Затем пришли и французы. Внутренние конфликты между индийскими царствами позволили европейским торговцам постепенно установить политическое влияние и приобрести земли. Хотя европейские державы и сумели удержать под своим контролем различные индийские регионы на протяжении XVIII века, позднее они были вынуждены уступить почти все эти территории англичанам, за исключением французских форпостов Пондишерри и Чандернагор, голландского портового города Коромандель (до 1825 года), и португальских колоний Гоа, Даман и Диу.

Британская Индия

В 1617 году Британская Ост-Индская компания получила право торговать с Индией от Могольского императора Джахангира[50]. Постепенно всё возраставшее влияние Компании подвигло де-юре могольского правителя Фаррукха Сияра в 1717 году даровать ей разрешение на свободную безналоговую торговлю в Бенгалии[51]. Наваб Бенгалии Сирадж-уд-Даула, являвшийся де-факто правителем Бенгалии, воспротивился попыткам англичан воспользоваться этими привилегиями. Это привело к битве при Плесси в 1757 году, в которой «армия» Ост-Индской компании под предводительством Роберта Клайва одержала победу над военными подразделениями наваба. В том же году Клайв был назначен Компанией «губернатором» Бенгалии[52]. После битвы при Буксаре в 1764 году Компания приобрела гражданские права на управление Бенгалией от могольского падишаха Шаха Алама II, что формализовало правление англичан, которое в течение последующего столетия распространилось на всю Индию и положило конец правлению Моголов[53]. Британская Ост-Индская компания монополизировала торговлю в Бенгалии. Англичане ввели особую систему налогов на землю, называемую «постоянное поселение», которая установила неофеодальное общественное устройство. К началу 1850 годов Ост-Индская компания контролировала большую часть индийского субконтинента, включая современные Пакистан и Бангладеш. Англичане в своей колониальной политике следовали принципу «разделяй и властвуй», пользуясь государственной раздробленностью Индии и конфликтами как между различными княжествами, так и между разными социальными и религиозными группами.

В 1857 году недовольство правлением Британской Ост-Индской компании послужило причиной Первой войны за независимость, также известной как «Восстание сипаев». После года военных действий восстание было подавлено. Фактический лидер восстания, последний могольский падишах Бахадур Шах II, был отправлен в изгнание в Бирму, его дети были обезглавлены, и династия Моголов прекратила своё существование. В итоге Британская Ост-Индская компания была ликвидирована, и Индия перешла под непосредственное управление Британской короны как колония Британской Империи. Различные территории управлялись либо непосредственно, либо находились в подчинении как вассальные княжества. Эксплуатация индийских колоний была важнейшим источником накопления английских капиталов и промышленной революции в Англии[54].

Индийское национально-освободительное движение

Первым шагом к индийской независимости и установлению демократии западного образца явилось назначение индийских советников в администрации британского вице-короля[55][56]. С 1920 года такие лидеры как Махатма Ганди начали массовую кампанию против британского колониального правительства. В ноябре 1929 года в целях раскола национально-освободительного движения, парламент Великобритании предоставил Индии права доминиона Британской империи. По всему индийскому субконтиненту началось революционное движение против британского правления, которое в 1947 году привело к обретению независимости субконтинента от Британской империи.

Независимость и раздел Индии

Вместе с желанием независимости, на протяжении многих лет развивалась также напряжённость между индусским и мусульманским населением. Мусульмане, всегда представлявшие меньшинство, боялись оказаться под властью индуистского правительства и настороженно относились к идее независимости. Они были склонны в равной степени не доверять индусскому правлению и противостоять британскому колониальному правительству. В 1915 году Махатма Ганди возглавил индийское национально-освободительное движение и призвал обе стороны к единству. Его лидерство в конце концов привело Индию к независимости.

Огромное влияние, которое оказал Ганди на Индию в её борьбе за независимость посредством ненасильственного массового народного движения сделали его одним из самых замечательных лидеров в мировой истории. Индийцы назвали его махатмой, что в переводе с санскрита означает «великая душа».

Территории Британской Индии получили независимость в 1947 году, после чего Индия была разделена на Индийский Союз и Пакистанский доминион. По причине разделения Пенджаба и Бенгалии начались кровавые столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, в результате которых погибло более 500 000 человек[57]. Разделение Индии также привело к одной из самых больших миграций населения в современной истории мира — около 12 миллионов индусов, сикхов и мусульман расселились по территории недавно созданных государств Индии и Пакистана[57].

История Индии после обретения независимости

Будучи многонациональным и многорелигиозным государством, после обретения независимости Индия переживает распри и противостояния на религиозной и социальной почве в разных частях страны. Тем не менее, Индия оказалась способна поддерживать свой статус светского государства с либеральной демократией, за исключением короткого периода с 1975 по 1977 год, когда премьер-министр Индира Ганди объявила чрезвычайное положение с ограничением гражданских прав.

Во второй половине XX века у Индии регулярно возникали проблемы с соседними государствами из-за споров вокруг границ. Спор с Китаем не разрешён до сих пор, в 1962 году он вылился в непродолжительную войну (Китайско-индийская пограничная война). С Пакистаном Индия воевала трижды: в 1947, 1965 и 1971 годах. Последний конфликт между Индией и Пакистаном (Каргильская война) произошёл в 1999 году, в штате Кашмир.

В 1974 году Индия провела подземные испытания ядерного оружия, став, таким образом, новым членом «ядерного клуба»[58]. В 1998 году Индия продолжила испытания серией пяти новых взрывов[58]. Реформы, начавшиеся в Индии в 1991 году, превратили экономику страны в одну из самых быстро развивающихся в мире[источник не указан 410 дней]. В 1996 году к власти пришло правительство Атала Бихари Ваджпаи, продолжившее реформы. После выборов в парламент весной 2004 года победу одержала партия Индийский национальный конгресс во главе с Соней Ганди. 22 мая 2004 года пост премьер-министра занял Манмохан Сингх.

На выборах 2014 года «Бхаратия джаната парти» во главе со своим лидером Нарендрой Моди добилась абсолютного большинства в парламенте: 283 из 543 мест. За последние 30 лет ни одной партии не удавалось добиться таких успехов. В течение целого месяца 814 миллионов индийцев могли голосовать, пользуясь 2 000 000 электронных машин. Явка составила 66 % — самый высокий показатель в истории Индии. Население выбирало из 8251 кандидата, среди которых было 668 женщин и 5 транссексуалов. Правящая партия, «Индийский национальный конгресс», получила всего 44 мандата. Она правила Индией на протяжении практически всего периода независимости, но на этот раз потерпела историческое поражение.


Ссылки смотри:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Индия

Отредактировано Konstantinys2 (Вс, 9 Апр 2017 08:35:07)

0

3

2.история

0

4

Press TV, Иран

США пытаются изолировать Индию от Китая и России
23.05.2016

По словам одного политического комментатора, США стремятся изолировать Индию от России и Китая, пытаясь наладить с ней партнерские отношения.

По некоторым сообщениям, законодатели США пытаются добиться присвоения Индии статуса партнера, сходного со статусами союзников Америки по Организации Североатлантического договора.

В пятницу, 20 мая, в индийских газетах появились сообщения о том, что американские законодатели одобрили оборонный законопроект, согласно которому Индия приобретает тот же статус, что и остальные союзники НАТО. Это означает, что в будущем Вашингтон сможет рассматривать Нью-Дели как более близкого партнера и сможет продавать Индии больше военного оборудования и технологий.

Между тем, американский журналист и радиоведущий Стивен Лендман (Stephen Lendman) считает, что все это является частью плана «по изоляции крупнейших стран от России и Китая, чтобы сделать последних более уязвимыми и чтобы в будущем было легче атаковать их в политическом и экономическом смыслах».

В ходе своего телефонного интервью Лендман отметил, что Китай и Россия — две страны, которые придерживаются сходных позиций по целому ряду вопросов международной политики — являются для Америки «последним рубежом» и «представляют собой главную угрозу для стремления Америки к мировому господству».

«Америка нацелилась на страны БРИКС — Бразилию, Индию, Китай, Россию и Южную Африку… Теперь Америка переключилась на Индию. Индия является крупной и сильной страной — в том же смысле, что и Бразилия. Америка сумела изолировать Бразилию от России и Китая, и теперь она хочет сделать то же самое с Индией», — объяснил он.

БРИКС — это акроним, обозначающий группу из пяти крупных развивающихся экономик, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Их объединяют их крупные и быстро развивающиеся экономики и значительное влияние на региональную и глобальную политику.

По словам Лендмана, у Индии «хорошие отношения с Китаем, хорошие отношения с Россией, и она хочет, чтобы все так и осталось». Вашингтон, между тем, «пытается изменить ситуацию, чтобы привлечь Индию в свой лагерь, настроив ее против России».

Как сообщается, в июне президент США Барак Обама  встретится в Вашингтоне с премьер-министром Индии Нарендрой Моди (Narendra Modi), чтобы обсудить безопасность и некоторые другие вопросы.

Оригинал публикации: US trying to isolate India from China and Russia: Analyst
Опубликовано 21/05/2016
http://inosmi.ru/politic/20160523/236612813.html

0

5

ВЗГЛЯД

Индия готовится потеснить Россию на космическом рынке
Пока что нет оснований говорить о том, что Индия стала серьезным конкурентом России на мировом рынке пусковых услуг
 
26 мая 2016, 09:34

Текст: Юрий Караш,
член-корреспондент Российской академии космонавтики


Успешный запуск нового носителя RLV-TD свидетельствует о том, что Индия намерена стать серьезным конкурентом традиционным продавцам космических транспортных услуг, включая Россию, проектам которой в данной сфере пока не хватает амбициозности. У Нью-Дели с амбициями, напротив, полный порядок, даже несмотря на противодействие со стороны США.

Еще четверть века назад предположение о том, что Индия способна забрать себе часть рынка пусковых услуг, надежно, казалось бы, поделенного между США, Россией и Европой, было бы чересчур смелым. Тогда эта страна только «училась» летать в космос, создавая суборбитальные носители, а также носители легкого класса, способные доставить несколько десятков килограммов нагрузки на низкую земную орбиту.   

Технология не для всех

«Следуя правилам «стратегического партнерства», которое формально присутствовало в российско-американских отношениях в 1990-е годы, правительство Ельцина пошло на уступку Вашингтону»

Положение изменилось в начале 1990-х годов. Тогда Индия разработала и ввела в эксплуатацию ракету-носитель (РН) среднего класса PSLV, совершившую к настоящему времени 35 полетов, из которых только один был полностью, а один – частично неудачным. Таким образом, рейтинг надежности PSLV составляет почти 95%, что ставит его в один ряд с лучшими российскими, американскими и европейскими носителями. Безусловным достижением этого РН, а также индийской космической программы в целом является успешная доставка к Марсу в сентябре 2014 года автоматического аппарата Mangalyaan.   

Внесла свой вклад в развитие космических транспортных средств Индии и Россия. В 1991 году Главкосмос и Индийское космическое агентство (ISRO – Indian Space Research Organization) были близки к заключению договоренности о продаже Нью-Дели российских криогенных двигателей КВД-1 и технологий для их изготовления. Но несмотря на заявления Индии о том, что данные двигатели необходимы ей исключительно для реализации мирной программы изучения космоса, Вашингтон посчитал данную сделку нарушением «Режима контроля за ракетными технологиями» (РКРТ).

В условиях современной войны использование ракет с криогенными двигателями не является эффективным по причине длительного времени, которое требуется на заправку этих машин жидким кислородом и водородом. Однако криогенные двигатели все равно могут быть установлены на баллистических ракетах больших радиуса действия и грузоподъемности. По логике Белого дома и Капитолийского холма выходило, что Индия непременно попытается создать носители атомного оружия для удара по Пакистану, а это вынудит последнего приступить к разработке аналогичной «дубинки». Результатом же подобного развития событий станет гонка ядерных вооружений в Южной Азии.

России тогда вряд ли можно было предъявить претензии в нарушении РКРТ, ибо она присоединилась к данному режиму лишь в 1995 году. Однако, следуя правилам «стратегического партнерства», которое формально присутствовало в российско-американских отношениях в 1990-е годы, правительство Ельцина пошло на уступку Вашингтону, отказавшись передать Индии технологии для производства ракетных двигателей (сами двигатели поставлены были).

Следствием этого шага для России стало присоединение к программе МКС, а для Индии – вынужденная необходимость разрабатывать собственные криогенные двигатели для носителя GSLV, предназначенного для вывода полезных нагрузок, в том числе на геостационарную орбиту.

Страна достаточно успешно справилась с этой задачей в начале нынешнего столетия. Как в этой связи не вспомнить «спасибо», которое в свое время Мао Цзэдун сказал Хрущеву за то, что тот отказался поставить баллистические ракеты и соответствующие технологии Китаю. Благодаря этому отказу Поднебесная создала собственную независимую космическую программу.

Не количеством, а качеством

Газета ВЗГЛЯД уже писала о том, что идея многоразовой космической техники переживает ренессанс.

Наибольших успехов здесь достигла компания SpaceX, которая уже создала и эксплуатирует РН «Фалькон-9» с возвращаемой первой ступенью. В том же направлении работает и Европа, разрабатывающая РН «Ариан-6» с возвращаемой двигательной установкой. Теперь в этот список вошла и Индия, успешно испытавшая ракету-носитель RLV-TD с возвращаемой ступенью. Правда, пока это не полноценно работающая ступень, а технологический демонстратор, не предназначенный для реального повторного использования, но «лиха беда начала». Индия рассчитывает, что использование частично многоразовых носителей удешевит стоимость космических пусков как минимум в 10 раз.

Нельзя сказать, что идея РН с возвращаемой ступенью не вызывает сомнений в экономической эффективности подобной техники. Один из главных аргументов «против» – это чрезмерные нагрузки, испытываемые ступенью при посадке. Мол, после них ступень придется целиком разобрать на винтики, чтобы убедиться в ее пригодности к повторному использованию, а это нивелирует всю экономическую выгоду от многоразовости. Другое дело, что подобный аргумент можно было бы применить и к аэроплану братьев Райт – весьма хрупкой конструкции, после двух–трех полетов действительно нуждавшейся в переборке, – и на основании этого сделать вывод о том, что лучше летать на многоразовых монгольфьерах, которые после полета перебирать не нужно.

Как известно, человечество все-таки сделало выбор в пользу самолетов, а не воздушных шаров, и, как оказалось, не ошиблось. Сейчас «Фалькон» по своим прочностным характеристикам, образно говоря, недалеко ушел от аэроплана Райтов, но пройдет время и его посадки будут оказывать на него не более негативное воздействие, чем обычные приземления на пассажирский авиалайнер.

Пока что нет оснований говорить о том, что Индия стала серьезным конкурентом России на мировом рынке пусковых услуг, однако налицо стремление космической программы этой страны создавать технику, соответствующую самым свежим тенденциям в мировом ракетостроении. Увы, такого нельзя сказать про саму Россию. Проект создания космического ракетного комплекса с возвращаемой первой ступенью был убран из проекта Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы. Он будет построен в лучшем случае к 2030 году.

Возможно, сотрудникам госкорпорации «Роскосмос» виднее, с помощью каких ракет Россия сможет удержать свою долю рынка пусковых услуг, но постоянная ставка на классические одноразовые ракеты вызывает в памяти печальный опыт отечественной автомобильной промышленности, когда бесконечное совершенствование одних и тех же моделей машин вместо создания новых привело к ситуации, когда мы «навсегда» отстали от западных стран, Японии и Кореи в области автомобилестроения.

http://vz.ru/world/2016/5/26/812677.html

0

6

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 13 (677) за 5 апреля 2017 г

Всем партнер, никому не союзник

Игорь Ходаков


В период срочной службы автор слышал рассказ своего командира – полковника-танкиста об индийцах, учившихся с ним в академии. Его поразило, что те, составляя один экипаж, обедали за разными столами. «Им же в бой вместе идти, в одном танке гореть!» – сокрушался мой командир. Дело было в том, что танкисты принадлежали к разным кастам.

Наряду с Китаем Индия на современном этапе – ведущая азиатская держава, располагающая внушительным военно-техническим потенциалом и огромными людскими ресурсами. В последнее время перспективы наших взаимоотношений многим в России видятся уже не столь радужными, как в советские времена. Обеспокоенность вызывает стремление Нью-Дели к более тесным контактам с Западом и США не только на политическом уровне, но и в военно-технической области. Это выразилось, например, в разрешении Вашингтона поставлять в Индию ядерные технологии, соглашении о так называемом практическом мониторинге, по которому Белый дом получил возможность продавать Нью-Дели самое современное вооружение. Подобные шаги крайне невыгодны российским оружейникам. Для них Индия наряду с Китаем – крупнейший заказчик.

    “ Поводом к восстанию сипаев стали новые патроны к ружьям «Энфильд», смазанные свиным салом и говяжьим жиром. Скусывание обертки оскверняло и мусульманина, и индуса ”

Чем же обусловлено стремление США к более тесному военно-техническому сотрудничеству с Индией, которого также желает Нарендра Моди? Растущей демографической, интеллектуальной, военно-экономической мощью Китая. Не исключено, что взаимодействие Вашингтона с Нью-Дели в перспективе приведет к военному проникновению США на полуостров Индостан. Тенденции прослеживаются. Так, Вашингтон добился права на строительство в Индии двух американских ядерных реакторов по программе сотрудничества в энергетике. Поэтому основные направления геополитического развития обладающей ОМП и огромным людским потенциалом Индии должны находиться в центре внимания отечественных стратегов. Тем более что, по словам аналитика Дмитрия Наркевского, Россия и США сошлись в борьбе за Индию.

Российско-индийские отношения на рынке вооружений также никак нельзя назвать простыми, о чем свидетельствовало, к примеру, требование Нью-Дели предоставить всю документацию по совместному проекту истребителя пятого поколения FGFA, создаваемого на базе Т-50 (ПАК ФА). Работы, по оценке эксперта Андрея Фролова, продвигаются трудно прежде всего потому, что в индийской армии сильны позиции лоббистов, представляющих интересы военных концернов Франции, Великобритании и США.

Не буду вдаваться в детали сотрудничества в области ВТС Вашингтона и Нью-Дели, отмечу только, что если в 2009 году американцы поставили Индии оружия на сумму 200 миллионов долларов, то в 2015-м – уже на 10 миллиардов. Это не означает, что отношения двух стран перешли из партнерских в союзнические. Как отмечает политолог Борис Волхонский, индийцы развивают партнерские отношения со всеми, но в союзы не входят ни с кем. Однако вспомним Китай эпохи холодной войны: уподобившийся обезьяне, он сидел – не всегда, впрочем, смирно – на дереве и наблюдал за противостоянием двух тигров. Ныне обезьяна, все более трансформируясь в красного дракона, слезает с дерева. Не случится ли нечто подобное в обозримой перспективе и с индийским слоном?

Каста от боли

Что мы знаем об индийцах – их менталитете и прежде всего воинских традициях и культуре? Для моего командира индийцы были загадкой, представителями странного и непонятного мира, скрывавшегося за умилительным фасадом советских телепередач, где мелькали кадры визита в Москву столь любимой у нас Индиры Ганди, она, к слову, побывала не только в столице, и первого индийского космонавта, Героя Советского Союза Шармы Ракеша.

Невнимание к мелочам нередко приводит к трагическим последствиям в жизни государств и народов. В истории Индии есть яркий пример такого рода. Поводом к восстанию сипаев в 1857–1859 годах стали новые патроны к ружьям «Энфильд», смазанные свиным салом и говяжьим жиром. Скусывание обертки к патронам оскверняло и мусульманина, и индуса. Британцы знали об этом, но не придавали серьезного значения. Подобное пренебрежение к религиозным ценностям обернулось для колонизаторов серьезными потерями среди не только военных, но также и мирного английского населения, включая женщин и детей. Под угрозу было поставлено владычество Великобритании в Индии.

Да и в истории СССР невнимание к религиозным ценностям жителей соседнего и ранее дружественного Афганистана, элементарное незнание ментальных установок населяющих страну племен привели к десятилетней изнурительной и неудачной – не в военном, а именно политическом плане – войне.

Нужно принимать во внимание, что геополитическое развитие той или иной страны не всегда зависит от воли ее руководства, но иной раз определяется настроениями отдельных этноконфессиональных групп и военных корпораций – вспомним гулямов и янычар в исламском мире, гвардию в европейских странах. В России XVII столетия во многом благодаря воле казаков и вопреки пожеланиям некоторых влиятельных боярских группировок на престол был возведен Михаил Романов. Да и XVIII век вошел в историю страны как эпоха дворцовых переворотов, когда судьба трона зависела от настроения полупьяных гвардейцев. Для Индии, в государственных структурах и Вооруженных силах которой важную роль играют сикхи, данные рассуждения особенно актуальны.

Профессиональными воинами там с древнейших времен были кшатрии – родоплеменная знать, возникшая в среде ариев (кочевников-скотоводов) в доиндийский период их истории. Дословный перевод с санскрита слова «кшатрий» означает «тот, кто защищает от боли». Арии заселили север Индии во II тысячелетии до Р. Х. Согласно индуизму кшатрии были созданы из рук бога Брахмы для того, чтобы сражаться и управлять, чем они и занимались в древний и средневековый периоды.

Интересно, что представители этой касты блестяще проявили себя и на теоретическом поприще. Джайнизм, называемый философией кшатриев, основал профессиональный воин Джина Махавира. Примечательно сходство путей джайна и самурая в финальной стадии: и тот, и другой при определенных обстоятельствах должны закончить земное бытие ритуальным самоубийством, совершаемым, как пишет один из ведущих российских индологов Сергей Пахомов, «в состоянии полного и спокойного осознания смысла происходящего. Это не жест отчаяния или стремление свести счеты с жизнью, но хладнокровное исполнение своего долга».

Отношение кшатрия, как и любого индийского воина, к смерти – отдельная и очень важная тема. Не вдаваясь глубоко, замечу, что для индийцев весь мир – иллюзия, а они персонажи сна, причем не своего, а бога Брахмы. Поэтому смерть не трагедия. Индийский воин в большей степени готов сложить свою голову на поле сражения, нежели европеец или американец, для которых прекращение земного бытия есть конец, хоть и неизбежный, но его нужно всячески оттягивать – благо, высокоразвитая медицина позволяет это сделать.

Возвращаясь к кастовой системе, замечу, что она в той или иной степени затрагивала все индоарийские народы: от предгорий Загроса до равнин Ирландии, а сам термин «каста», как известно, не индийского, а португальского происхождения. После завоевания ариями северной Индии в состав кшатриев стала входить и местная неарийская родоплеменная знать. Это так называемые кшатрии по обету, а не по рождению. Консерватизм индийского общества, в котором кастовая система отменена на официальном уровне, не преодолен, о чем свидетельствует современное положение «неприкасаемых» (далитов) – представителей низших слоев. Они и сегодня подвергаются нападениям представителей высших каст. Далитов не только избивают, но порой и убивают. К слову, повышенная агрессивность индусов к «другим» (мусульманам, христианам, буддистам) – отдельная тема.

Основная доминанта поведения кшатриев, как, собственно, средневековых европейских рыцарей, японских самураев и русских дружинников, состояла в идее служения, находившей в древности, как правило, религиозное выражение. Существуют кшатрии и в современной Индии, где они заняты не только военной службой, но и управленческой деятельностью, в том числе в сельской местности.

В нашей стране довольно распространен миф, будто военное дело в Индии было привилегией исключительно кшатриев. Это не совсем так, ибо правом ношения оружия обладали также брахманы, вайшья (торговцы и земледельцы), шудры (ремесленники). Во время частых иноземных вторжений представители этих каст выступали на защиту родины.

Более того, оружие было частью быта индийцев. Процесс разоружения индийского общества был начат британскими колониальными властями после подавления восстания сипаев в 1859 году. Понять завоевателей можно: по словам английских офицеров, не один год проживших в Индии, им не приходилось видеть более храбрых воинов, нежели индийцы. Британские писатели, побывавшие в этой стране в XVIII столетии, свидетельствовали, что индийский воин не имел себе равных ни в искусстве управления конем, ни во владении оружием.

Казаки Пенджаба

Особую роль в госструктурах, культуре и вооруженных силах Индии играют сикхи – последователи самостоятельной религии, возникшей в XVI столетии в среде индуизма и проникшего еще в VII веке на полуостров ислама, но никак не связанной с ними. В самых общих чертах их можно сравнить с казаками: и те, и другие живут на границе государства (сикхи – в штате Пенджаб, расположенном на северо-западе страны). Долгое время и одни, и другие претендовали на роль некоего государства в государстве и представляли собой достаточно замкнутую этноконфессиональную группу, быт и образ жизни которой характеризовался военным укладом. И казаком, и сикхом мог стать любой человек вне зависимости от национальности. Как и сикхизм, казачество возникло на стыке религиозно-культурных традиций: в нашем случае православия и ислама с добавлением язычества. Неотъемлемой принадлежностью сикхов и казаков является оружие. И еще: сикхам запрещено стричь волосы и бороды. Но в отличие от современных казаков сикхи играют по-настоящему важную роль в военно-политической жизни Индии.

Некогда им пришлось вести ожесточенную борьбу с мусульманами, что и способствовало развитию их воинской культуры. Прямым следствием этого стало создание в 1699 году «ордена чистых» – хальсы, представлявшей собой не разделенное на касты сообщество готовых умереть за веру сикхов. В сущности хальсу можно назвать религиозно-воинским братством. С образованием ордена к имени сикхов стали добавлять воинский титул «Сингх» (Лев), означающий смелость и мужество. И если в семье сикхов рождается девочка, то к ее фамилии соответственно добавляется имя «Каур» (Львица). Многие «Львицы» делают успешную карьеру в индийских вооруженных силах. Оружием же сикхов были копья, сабли, дротики и чакры – боевые диски для метания, остро заточенные по краям. Владели сикхи и приемами рукопашного боя, создав собственную оригинальную систему – гатку.

К слову, общеизвестно, что атрибутом любого профессионального воина является владение боевыми искусствами. Специалисты по сей день спорят об их прародине, и, по мнению многих из них, это именно Индия. Формирование богатой воинской традиции сикхов не должно вызывать удивления: они ведь сражались не только с мусульманами. В XVII–XVIII веках сикхи вели долгую и героическую борьбу с Великими Моголами, а во второй половине XVIII столетия создали свое государство в Пенджабе, разгромленное только английскими войсками. Впрочем, британцы по достоинству оценили воинское мастерство сикхов и активно привлекали их на службу в свои колониальные войска, а ранее – в Бенгальскую армию Ост-Индской компании.

В жизни независимой Индии роль сикхов неоднозначна. С одной стороны, они занимают 20 процентов всех командных должностей в вооруженных силах, составляя всего два процента населения страны. С другой – в 80-е многие сихки ушли в терроризм, когда боролись за отделение Пенджаба. Центром их сопротивления стал Золотой храм в Амритсаре. В конце концов тогдашний премьер-министр страны Индира Ганди отдала приказ о штурме храма, в результате были значительные жертвы с обеих сторон. В том же году телохранители-сикхи убили Ганди. Примечательно, что среди сикхов – защитников Золотого храма было много бывших военных.

В начале XXI столетия возросла роль сикхов и в политической жизни Индии, премьер-министром которой в течение десятилетия (с 2004 по 2014 год) был Манмохан Сингх – первый неиндуист на этой должности. Думается, это подвигнет творцов российской геополитики к более пристальному изучению ментальных установок и военных традиций сикхов. Отмечу, что одну из главных их ценностей составляет свобода, которую они готовы отстаивать с оружием в руках.

Невнимание к мировоззрению народов, придерживающихся отличных от наиболее распространенных в России христианских религиозно-культурных ценностей, может привести к появлению химер, таких, например, как создание противостоящего НАТО альянса ядерных держав, включающего Россию, Индию, Китай. О перспективе подобного союза много говорили и писали в 1996–1998 годах во время визита возглавившего МИД РФ Евгения Максимовича Примакова в Индию и затем в КНР. Дело в данном случае даже не в тесном и вызывающем обеспокоенность Нью-Дели китайско-пакистанском сотрудничестве в военной сфере и нерешенных пограничных проблемах. Миросозерцание этих народов слишком полярно, как следствие – чуждые друг другу ментальные установки и геополитические интересы правящих элит. Все это делает в долгосрочной перспективе идею «союза трех» нереальной. И взаимовыгодное сотрудничество совершенно разных цивилизаций возможно только при изучении менталитета народов, прежде всего этноконфессиональных групп, большинство представителей которых ориентированы на военную карьеру и играют важную, а подчас и определяющую роль в военно-политической жизни своей страны.

Игорь Ходаков,
кандидат исторических наук

Опубликовано в выпуске № 13 (677) за 5 апреля 2017 года
Подробнее: http://www.vpk-news.ru/articles/36001

Отредактировано Konstantinys2 (Вс, 9 Апр 2017 07:53:45)

0


Вы здесь » Россия - Запад » ЕВРАЗИЯ » ИНДИЯ-СТРАНА ЧУДЕС: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ...