Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » #ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ » СССР:первые довоенные пятилетки


СССР:первые довоенные пятилетки

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

СТРАНИЦА 1

лист 01...........................................ОГЛАВЛЕНИЕ.

лист 02....."Девяносто лет Днепрогэсу..." 15.03.2017

лист 03....."Берега индустриализации", ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР, Алексей Чичкин

лист 04....."1936–1940. Новая классика", 29 августа 2017, ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР

лист 05....."1936–1940. Новая классика", 29 августа 2017

лист 06.....Frankfurter Allgemeine Zeitung, Германия, "12.05.1929: Советская Россия смотрит в будущее (FАZ, Германия)", 18.05.2019

лист 07....Хрущев: коллективизация в СССР «принесла только нищету и жестокость» (ABC, Испания), 06.08.2019, Исраэль Вьана (Israel Viana)

Отредактировано Konstantinys2 (Вт, 6 Авг 2019 09:40:48)

0

2

Девяносто лет Днепрогэсу. Строительство грандиозного объекта уложилось в пятилетку
15 марта 2017

Автор: Илья Полонский

15 марта 1927 года, ровно 90 лет назад, на берегу Днепра был водружен красный флаг с надписью «Днепрострой начат». Так открылась первая страница в истории одной из самых масштабных строек сталинской эпохи, подарившей советской стране Днепрогэс.

Подготовка к строительству мощнейшей электростанции на Днепре началась задолго до символической церемонии водружения флага. Если обратиться к истории гидроэлектростанции на Днепре, то можно установить, что первые проекты использования днепровской воды появились еще в конце XIX — начале ХХ вв. Правда, тогда инженеры в большей степени были озадачены обеспечением свободного судоходства по Днепру, которое было серьезно затруднено наличием порогов. Но к возможности использования «даром текущей» воды они также обращались. Однако, все задумки инженеров так и оставались на стадии благих намерений вплоть до 1920-х годов.

История строительства Днепрогэса напрямую связана с планом электрификации всей страны, предложенным В.И. Лениным практически сразу же после прекращения масштабных сражений Гражданской войны. Уже 21 февраля 1920 года была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), которая тут же приступила к разработке плана электрификации страны. Такую оперативность в былые времена сложно было представить. Уже в декабре 1920 г. комиссия представила на VIII Всероссийском съезде Советов свой план электрификации, который получил одобрение съезда. Теперь, при наличии нормативно-правовых оснований, оставалось лишь приступить к непосредственной разработке проектов и строительству.

План ГОЭЛРО предусматривал создание крупной гидроэлектростанции на Днепре — вблизи города Александровска (теперь Запорожье). Поэтому станцию называли Александровской, однако вскоре появилось и другое ее название — Днепровская гидроэлектрическая станция (ДнепроГЭС).

Строительство гидроэлектростанции вблизи Александровска было жизненно необходимым, поскольку помогало решить сразу целый комплекс серьезных экономических проблем. Во-первых, благодаря строительным работам по возведению плотины ликвидировались препятствия для судоходства по Днепру. Стокилометровая порожистая часть Днепра становилась пригодной для судоходства, что позволяло крупным морским судам заходить и подниматься по Днепру от Черного моря до Киева. Это становилось серьезнейшим прорывом на пути к развитию транспортной инфраструктуры, особенно — перевозки грузов. Во-вторых, промышленные районы Екатеринославщины, рудники Криворожья, Херсонщина и Николаевщина нуждались в дешевой электроэнергии. Поскольку в самом Александровске собирались построить машиностроительный комплекс, то и здесь было необходимо дешевое электричество. Создание гидроэлектростанции на Днепре сразу же решало перечисленные проблемы. Поэтому подготовка к строительству Днепрогэса началась еще до того, как IX Всероссийский съезд Советов утвердил конкретные сроки реализации плана ГОЭЛРО. Совет народных комиссаров принял решение освободить земли вблизи г. Александровска, которые подлежали затоплению в результате строительства гидроэлектростанции.

Автором и руководителем разработки проекта строительства Днепрогэс был известный экономист, географ и инженер Иван Гаврилович Александров (1875-1936). Выходец из московской интеллигентной семьи (его родители были врачами), Иван Александров окончил Московское инженерное училище путей сообщения и долгое время работал в сфере железнодорожного строительства, занимаясь проектированием железных дорог и железнодорожных мостов. Ему довелось участвовать в проектировании Среднеазиатской железной дороги, Финляндского моста через Неву и Бородинского моста в Москве и т.д. Но, помимо практической деятельности в сфере железнодорожного строительства, с 1912 года Александров очень интересовался и изучением проблем ирригации засушливых земель. Еще тогда он начал проектировать строительство оросительных каналов для среднеазиатских территорий, которые были построены уже в советское время.

В 1920 г. Иван Александров заинтересовался вопросами строительства гидроэлектростанции на Днепре. Именно он предложил вместо создания нескольких электростанций соорудить крупную плотину и построить огромную гидроэлектростанцию с колоссальной по тем временам мощностью. Александров был приглашен к участию в составлении плана ГОЭЛРО, при этом продолжив заниматься другими интересными проектами, включая экономическое районирование страны. В 1921 г. Александрова включили в состав президиума Госплана СССР. 5 марта 1921 г. было выдано задание на проектирование Днепровской гидроэлектростанции. Разработчики проекта анализировали и учитывали передовой опыт того времени — строительства гидроэлектростанций в других странах мира, на крупных реках.

В январе 1921 г. по решению советского руководства была создана проектная организация Днепрострой под руководством Ивана Александрова, в которую включили несколько инженеров. Перед работниками Днепростроя была поставлена задача проанализировать все материалы проводившихся на Днепре геодезических и гидрологических изысканий. В летнее время работники Днепростроя выезжали непосредственно на место предполагаемого строительства, где также проводили изыскательские работы. Затем Иван Александров отправился в США — для консультаций по строительству электростанции. В качестве главного консультанта выступил Хью Купер — известный в то время американский инженер — гидростроитель, который предложил использовать ряд эффективных мер, помогающих увеличить темпы строительства и снизить стоимость материалов.

Однако, непосредственно в 1922 г. экономические и технические возможности еще не позволяли советскому руководству приступить к немедленному строительству гидроэлектростанции на Днепре. Поэтому в начале 1920-х гг. власти ограничились лишь выбором места строительства будущей электростанции — в 5 км от Александровска, в районе колонии Кичкас, а также предварительными изысканиями. В 1923-1926 гг. планировалось построить Александровскую плотину, что становилось первым серьезным этапом на пути к дальнейшему возведению электростанции.

Медленные темпы подготовки к строительству были связаны, в том числе, и с особенностями экономического положения советской страны в начале 1920-х гг. В первые годы после революции страна находилась в международной изоляции, а собственная промышленность еще не производила оборудование, необходимое для строительства электростанции. Ситуация изменилась ближе к середине 1920-х гг. Американская компания «General Electric» обратилась к советскому руководству с предложением запустить полный цикл строительства гидроэлектростанции, но к этому времени СССР уже справился с задачей разработки плана строительства самостоятельно.

Такой масштабный проект как Днепрогэс обсуждался на самых высших этажах советской партийно-государственной иерархии. Необходимость строительства Днепрогэса признавали все советские руководители, включая и «антиподов» И.В. Сталина и Л.Д. Троцкого. Тем не менее, разногласия все же присутствовали, и прежде всего — по вопросу очередности строительства грандиозных объектов. Ведь кроме Днепрогэса советское руководство в те же годы планировало начать еще несколько масштабных строек, включая, например, не менее важное для советского государства строительство Волго-Донского канала.

«Лоббированием» строительства Днепрогэса занималось руководство УССР, для экономического развития которой гидроэлектростанция имела колоссальное значение. Сторонники первоочередного строительства Днепрогэса объясняли его необходимость потребностью в дальнейшем росте производительности металлургической отрасли Украинской ССР. Однако, «верхи» все не могли прийти к единому знаменателю, и лишь отставка Льва Троцкого с поста председателя комиссии Днепростроя позволила принять окончательное решение о строительстве крупнейшей гидроэлектростанции на Днепре. 31 января 1927 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение о начале работ по строительству Днепрогэса.

Главным инженером, а затем и руководителем Днепростроя в 1927 году был назначен Александр Васильевич Винтер (1878-1958) — еще один выдающийся российский и советский инженер, сыгравший одну из ключевых ролей не только в строительстве Днепрогэса, но и других масштабных советских объектов. В отличие от Александрова, Винтер был из простой семьи рабочего, что не умаляло его тяги к знаниям. После окончания начального железнодорожного училища он поступил в Киевский политехнический институт, однако вскоре сблизился с революционерами и принял участие в студенческих волнениях. За это в 1900 году 22-летнего Винтера исключили из института, а затем, после четырехмесячного ареста, выслали в Баку. Именно здесь молодой человек и познакомился на практике с работой электростанций. Он устроился в общество «Электрическая сила» по увеличению мощности электростанций, где прошел путь от простого электромонтера до заведующего станциями «Биби-Эйбат» и «Белый город». В 1905 г. Винтер, которому не было еще и тридцати лет, несмотря на свою принадлежность к социал-демократическому движению, был назначен начальником Белогородской электростанции. Ему удалось поступить заново в вуз — в Петербургский политехнический институт, и в 1912 году его окончить. После окончания института Винтер много работал на инженерных и руководящих должностях российских электростанций, а после Октябрьской революции получил назначение начальником строительства Шатурской районной электростанции. 23 сентября 1925 года районная Шатурская электростанция заработала. Как опытный специалист — практик, Винтер получил назначение в Днепрострой — советское государство решило доверить ему руководство одним из самых масштабных на тот период инженерных проектов.

Винтер внес некоторые коррективы в первоначальный проект Днепрогэса, предложенный Александровым. Так, он предложил строить станцию не в две очереди, а в одну очередь, сократив число гидроагрегатов с 13 до 9. Вместо турбин мощностью по 30 тыс. кВт Винтер предложить поставить турбины по 60 тыс. кВт. Именно он был и автором идеи использования сварной конструкции в больших агрегатах, которая стала инновацией мирового значения.

Строительство Днепрогэса было масштабным проектом не только в инженерном, но и в социальном плане. Во-первых, для участия в строительных работах было задействовано огромное количество рабочих. Была развернута активная работа по привлечению на строительство Днепрогэса трудящихся — и профессиональных рабочих, и крестьян, и демобилизованных красноармейцев. Такая большая масса людей нуждалась не только в руководстве во время работ, но и в организации быта. Кроме того, учитывая низкий образовательный и квалификационный уровень большинства рабочих, на строительстве Днепрогэса была создана целая разветвленная система вечерних школ, в которых рабочие могли повышать квалификацию и учиться рационализировать свой труд.

Несмотря на то, что первое время после начала строительства рабочие Днепростроя жили в очень скромных условиях, постепенно их быт налаживался, о чем заботилась и советская власть. Были построены более-менее комфортные по тем временам жилые дома, открыты детские сады для детей рабочих, столовые, предприятия бытового обслуживания. Говоря о «творцах» Днепрогэса, нельзя обойти вниманием Виктора Александровича Веснина (1882-1950) — известного русского и советского архитектора, одного из братьев Весниных, стоявшего у истоков советского конструктивизма. Именно он обеспечивал архитектурную сторону проекта Днепрогэса, а также Соцгорода.

В 1930 г. американская компания «General Electric» продала советскому государству пять генераторов для нужд Днепрогэса. Еще одна американская компания «Newport News Shipbuilding and Drydock» поставила Днепрогэсу девять турбин. Кстати, говоря об экономическом сотрудничестве СССР и США в те годы, нельзя забывать о Хью Купере (1865-1937) — главном американском консультанте строительства Днепрогэса. Выдающийся инженер Хью Купер был прагматиком и выступал за всестороннее развитие экономических отношений с СССР, так как считал Советский Союз перспективным рынком для американской продукции с одной стороны, и ценным поставщиком сырья — с другой стороны. Политические интересы, по мнению Купера, в данном случае не должны были превалировать над экономическими — с Советским Союзом, как считал американский инженер, можно и нужно было договариваться. Кстати, шесть американских консультантов, работавших на строительстве Днепрогэса, получили награды от советского правительства — они были награждены орденами Трудового Красного Знамени.

Первый агрегат гидроэлектростанции был запущен 1 мая 1932 года — через пять лет после начала строительства электростанции. 10 октября 1932 года Днепрогэс официально начал свою работу. Строительство крупнейшей гидроэлектростанции с плотиной заняло у советского государства всего пять лет. Это был грандиозный успех, а плодами советского строительства до сих пор пользуется Украина — и от этого наследства Советского Союза в рамках программы «десоветизации» Киев почему-то отказываться не спешит.

https://topwar.ru/110980-devyanosto-let … letku.html

Отредактировано Konstantinys2 (Вт, 21 Мар 2017 21:59:38)

0

3

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР

Берега индустриализации
1 мая. 80 лет назад завершено строительство канала Москва – Волга

Алексей Чичкин

Уникальная межрегиональная артерия была сооружена в рекордно короткий срок, с учетом практики водно-транспортного строительства в США и зарубежной Европе, но по отечественным технологиям, оказавшимся передовыми по тому времени.

    “ Строительство 128-километрового канала заняло 4 года и 8 месяцев. Это рекорд для проектов такого рода. Панамский канал протяженностью 81 километр строили 30 лет ”

Хозяйственное значение канала состояло прежде всего в том, чтобы активно развивавшиеся экономические связи между Центральным экономическим регионом (ЦЭР) СССР и Поволжьем в меньшей степени зависели от железнодорожного и автомобильного транспорта. Пропускная способность наземных магистралей на этом направлении оставалась недостаточной вплоть до середины 60-х. К тому же канал кардинально улучшил водоснабжение столицы, требовавшее все больших объемов уже со второй половины 20-х годов.

Идею соединить Москву-реку с Волгой впервые выдвинул Петр I в начале XVIII века. Реализация проекта намечалась и при Павле I. Но строительство так и не состоялось. Одна из причин – нежелание иностранных специалистов, приглашенных для сооружения канала, усиливать экономическую мощь России.

Нужда в соединении Волги с москворецкой системой резко усилилась к концу 20-х годов, когда население столицы превысило три миллиона человек. Но водоснабжение мегаполиса оставалось на 90 процентов «завязанным» на ресурс Москвы-реки. Это привело к тому, что уже в начале 30-х ее можно было переходить вброд на многих участках. В сутки на каждого жителя Москвы в тот период приходилось только 90 литров воды, в то время как в других мегаполисах мира норма достигала 500 литров. В 1929-м Совнарком СССР предписал разработать соответствующий проект. К 1931 году было предложено три варианта, в результате экспертных обсуждений правительство в начале 1932-го утвердило Дмитровский (то есть через Северное Подмосковье). И 1 июня вышло постановление начать строительство.

Естественно, что трасса требовала первым делом расчистки от каких-либо объектов. 7505 крестьянских хозяйств пришлось переместить в другие районы Подмосковья и в соседние области.

Очевидно, что в тот период государство было заинтересовано в максимальном удешевлении строительных работ. Поэтому, как и при прокладке Беломорканала, широко использовался труд заключенных. Был создан Дмитровлаг. Но заметим, около трети такой рабочей силы за ударный труд получили досрочное освобождение с восстановлением в правах.

При строительстве канала Москва – Волга использовались 171 экскаватор, 160 паровозов, около трех тысяч автомобилей и тракторов. В большинстве советского производства, поскольку уже в начале 30-х годов в стране благодаря индустриализации было налажено производство многих видов оборудования и транспортных средств. В начале 30-х некоторые СМИ Германии и США отмечали, что СССР преподнес Западу промышленный и инженерно-технический сюрприз, поскольку столь грандиозное воднотранспортное строительство базируется на собственной технологической базе, а импорт дорожных и землеройных машин минимален. Йохан ван ден Нейл, голландский эксперт по вопросам транспортной политики, признавал, что если русские цари приглашали его соотечественников для развития воднотранспортной сети, то Беломорканал и Москва – Волга показывают: теперь Нидерландам есть чему поучиться у «постмонархической» России.

Строительство 128-километрового канала заняло лишь 4 года и 8 месяцев. Это, подчеркнем, рекорд для проектов такого рода. Например, Панамский канал протяженностью 81 километр строили 30 лет, 175 километров Суэцкого – 11 лет...

4 июня 1937-го правительство постановило открыть канал для регулярного грузопассажирского судоходства с 15 июля того же года.

Судоходная ширина канала составляет 55 метров, гарантированная глубина – четыре метра. Сложнейший гидротехнический комплекс канала поныне включает около 240 сооружений, самые крупные из них – 9 гидроэлектростанций, 11 шлюзов и 5 насосных станций. Инфраструктура обеспечивает не только судоходство, но и регулярное поступление волжской воды в Москву.

Без преувеличения выдающуюся роль канал сыграл при обороне столицы. Он стал стратегической преградой для фашистских войск, наступавших на Москву. Осенью 1941 года за счет водосброса были затоплены поймы Яхромы и Сестры. Позже, когда вермахт мог воспользоваться ледоставом, оккупантам тем же способом отрезали путь на Москву со стороны Калинина. Но уже к августу 1942-го канал был почти полностью восстановлен для судоходства.

С середины 50-х годов его флотилия постоянно пополнялась новыми грузовыми и круизно-пассажирскими судами. Последние пользовались растущей популярностью, особенно на маршрутах в Волго-Камский и Каспийский бассейны, на Волго-Балт.

Но с перестройкой техобслуживание водной артерии ухудшилось, стал быстро стареть флот, как следствие ускорилось падение объемов грузопассажирских перевозок. В 2005 году были упразднены дальние рейсы (Москва – Астрахань, Москва – Пермь, Москва – Ростов-на-Дону), существовавшие с конца 30-х – начала 50-х. А с 2006 года по трассе канала отменено регулярное движение теплоходов на подводных крыльях (типа «Ракета»). Грузовые суда теперь доставляют по этой магистрали только насыпные стройматериалы (гравий, песок, щебень), хотя до середины 80-х «ассортимент» перевозок превышал 30 наименований. Круизно-пассажирская навигация по большей части ограничивается пределами Подмосковья, Тверской и Ярославской областей. Но надо сказать, спрос на такие маршруты с начала 2000-х годов не ослабевает.

В 1937-м при сдаче в эксплуатацию объект получил официальное название «Канал Москва – Волга имени Сталина». Но в начале сентября 1947 года, когда отмечалось 800-летие столицы, Иосиф Виссарионович предписал назвать канал именем Москвы. По мнению Сталина, «благодаря каналу Москва стала портом пяти морей, на порядок улучшилось ее водоснабжение, возросли товарообмен и пассажирский поток с соседними областями. Этот проект впрямую связан и с историей столицы, и с ее развитием в советский период. Потому название канала должно отражать конкретное предназначение этого пути».

23 апреля на исторической трассе открылась 80-я навигация.

Венгерские, румынские, югославские эксперты в 50–70-х годах признавали, что опыт создания и эксплуатации канала Москва – Волга использовался при сооружении или реконструкции судоходных артерий Дунай – Тиса, Черное море – Дунай, а также при разработке трансбалканского водного пути Дунай – Вардар – Эгейское море. Иранские эксперты, прорабатывая трансконтинентальный проект Каспий – Персидский залив («В обход Босфора»), по сей день обращаются к уникальному советскому опыту.

Алексей Чичкин,
кандидат экономических наук

Опубликовано в выпуске № 17 (681) за 3 мая 2017 года
Подробнее: http://www.vpk-news.ru/articles/36557

0

4

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР

В мире все по плану – пятилетнему, советскому…
26 апреля. 90 лет назад Валериан Куйбышев обосновал основной принцип развития экономики

Алексей Чичкин

Становление и развитие экономической системы СССР было напрямую связано с государственным планированием на основе пятилетнего цикла. Советский опыт в этой сфере востребован многими странами. Начало государственному пятилетнему планированию положено на IV Всесоюзном съезде Советов, проходившем в Москве с 18 по 26 апреля 1927 года.

    “ «Мы начали с тяжелой промышленности, а не с легкой, и победили. Без планового хозяйства это было бы невозможно.»
    И. В. Сталин ”

Более половины государств мира, по данным ЮНТКАД И ЮНИДО (2015–2016), применяют индикативное (прогнозно-рекомендательное) или директивное планирование социально-экономического развития, основанное на пятилетнем принципе. Из республик бывшего СССР это, например, Белоруссия и Азербайджан. Эффект именно такого подхода к экономике проявляется прежде всего в том, что обе страны лидируют на постсоветском пространстве по темпам экономического роста, особенно промышленного. Современная Россия от уникального наследия добровольно отреклась.

Предтечей планового измерения экономики стал IV Всесоюзный съезд Советов. В докладе тогдашнего главы Совнаркома Алексея Рыкова подробно освещались итоги развития страны в 1924–1926 годах. Отмечалось, что в связи с преодолением последствий гражданской войны и разрухи начала 20-х требуется системный подход к определению общегосударственных хозяйственных приоритетов и сроков их реализации. Динамику индустриализационного тренда определяют планы, рассчитанные на один-два года, и этот подход целесообразно распространить на все отрасли, резюмировал докладчик.

Но Валериан Куйбышев, председатель Высшего совета народного хозяйства СССР (ВСНХ), выступавший следом, предложил долгосрочный – минимум пятилетний «шаг» экономического планирования. Это связывалось со средним производственным циклом в большинстве отраслей промышленности и в энергетике. Куйбышев также обращал внимание на то, что разработка и реализация проектов по новым видам продукции занимают, как показывает зарубежный опыт, пять-шесть лет. По расчетам, два-три года требуются на сбор, обобщение и анализ социально-экономической информации. Еще примерно два года уйдет непосредственно на разработку плана. Постепенная стабилизация социально-экономической ситуации в СССР – дополнительный фактор в пользу подготовки системных пятилетних программ развития народного хозяйства.

Эти предложения поддержали большинство участников съезда, в том числе почти все коллеги Куйбышева в руководстве ВСНХ и президиуме ВЦИК: Г. К. Орджоникидзе, В. М. Молотов, Г. М. Кржижановский, М. И. Калинин, Р. Э. Классон, руководители правительств большинства союзных республик. По мнению Молотова, пятилетний план в наибольшей мере отвечает задачам развития советской промышленности, будучи основанным на экономико-технологических циклах в различных отраслях. А двух- или трехлетние планы могут породить хаос в хозяйственной деятельности, тем более что за эти сроки трудно согласовать их проекты и при масштабе страны своевременно довести директивы до конкретных отраслей, регионов, предприятий. Орджоникидзе (будущий нарком тяжелой промышленности) подтвердил целесообразность именно пятилетнего подхода на примере черной металлургии и машиностроения, где производственно-технологические циклы в подавляющем большинстве составляют минимум четыре года.

Высшее руководство страны одобрило инициативу. И в постановлении по докладу Куйбышева съезд поручил Госплану при Совнаркоме СССР, учрежденному еще в 1921 году, в кратчайший срок выработать первый пятилетний план развития народного хозяйства страны.

До IV съезда Советов государственные социально-экономические планы верстались, повторим, на год-два. Это было связано с тем, что до конца 20-х существовали не только госпредприятия, но и частные конторы, кооперативы. Они хозяйствовали вне системы общего планирования, что приводило к диспропорциям в темпах и характере развития большинства отраслей. Последующее огосударствление экономики позволяло включить почти все секторы в систему централизованного управления и соответственно планирования на более длительный срок.

Напомним в этой связи, что до конца 20-х существовала директивная категория «хозяйственный год». Он не совпадал с календарным, поскольку начинался 1 октября и заканчивался 30 сентября. Но годовой или двухлетний срок, как отмечалось на упомянутом съезде Советов, очень мал для географических и технологических масштабов СССР. Построить предприятие хотя бы средней мощности за это время невозможно. Да и цикл высоких урожаев (как и недородов) равен опять же четырем-пяти годам.

Первый пятилетний план (на 1928/29–1932/33 годы) составили в двух вариантах: «Отправной» и «Оптимальный» – с 15–20-процентной разницей в показателях. Но в январе 1929-го руководство страны, понимая необходимость ускоренной индустриализации, постановило выполнять по максимуму. «Оптимальный» вариант в трех томах (1700 страниц) был окончательно утвержден V съездом Советов в мае 1929 года.

Но вскоре выявились порочные стороны «рекордных» показателей: несбалансированное развитие отраслей и предприятий, недостаточная информационная база для планирования и, пожалуй, главное – невозможность быстрой отладки внутри- и межотраслевых связей. По завершении первой пятилетки было официально объявлено, что она выполнена за четыре года и три месяца. Но в действительности многое шло с отставанием: прежде всего выплавка стали и цветных металлов, добыча нефти, производство тракторов, вагонов, автомобилей. Задерживалось строительство предприятий лесоперерабатывающей, пищевой и других отраслей. Нецелесообразность форсированных показателей была учтена при подготовке новых пятилетних планов.

Так или иначе, но именно они выдвинули СССР в число индустриальных лидеров. При этом, как показала советская практика, далеко не все в экономике и социальной сфере поддается директивному планированию, тем более при изменчивости внешней конъюнктуры, при финансовых и других «непредвиденностях». Но в целом системный, а точнее пятилетний принцип доказал свою продуктивность.

Рекомендательно-прогнозное (индикативное) планирование с успехом и не первый год используется в Индии, КНР, Бразилии, Венесуэле, ЮАР, Южной Корее, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. А также в Белоруссии и Туркмении, Казахстане и Узбекистане, Израиле и Пакистане. Как и в Японии, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, малых государствах Европы, в большинстве членов ОПЕК, включая Иран и Саудовскую Аравию…

Поясним, что индикативное планирование основано прежде всего на данных национального межотраслевого баланса (МОБ) и на рассчитанном по формуле МОБ прогнозе спроса-предложения на мировом рынке. Причем опыт пятилетнего планирования в СССР (директивного) и Югославии (индикативного) ныне совмещается в ряде упомянутых стран. И социально-экономическая ситуация в них куда лучше, чем там, где главенствует неолиберальная модель (типа рынок все сам отрегулирует).

Глава Тайваня Чан Кайши в конце 40-х годов прямо призывал использовать опыт СССР: «Давайте присмотримся к планомерному развитию советской промышленности, когда за короткий период эта страна поэтапно превращалась в индустриальную. Благодаря четкому планированию всех компонентов промышленного развития». Тайвань, а за ним Южная Корея, Сингапур пошли этим путем, в итоге став «азиатскими драконами».

Смежный пример – Саудовская Аравия, которая не очень-то в отличие от России опасается падения мировых цен на нефть. Ибо в стержневых отраслях страны, остающихся государственными: перерабатывающей, пищевой, химической, трубопроводном и железнодорожном транспорте, жилищном строительстве, применяется с некоторыми модификациями советская система планирования. А например, в Японии «государственное управление экономического планирования» при правительстве существует с 1937 года.

Альберт Эйнштейн, комментируя итоги восстановления экономики регионов СССР, пострадавших от фашистской оккупации, пророчествовал в 1948 году: «Когда-нибудь наступит день, когда все нации будут благодарны России за то, что она, несмотря на величайшие трудности, продемонстрировала практическую осуществимость планового хозяйства».

Франклин Рузвельт не скрывал, что США для преодоления Великой депрессии воспользовались опытом СССР в части государственного регулирования экономики. С 1939 года под патронатом администрации президента там стали создаваться крупные организации по долгосрочному и стратегическому планированию (по штатам, отраслям, внешней торговле и капиталовложениям). Хотя к 80-м годам оно трансформировалось главным образом в прогнозные модели – в силу мировоззренческого господства неолибералов с их концепцией абсолютно свободного рынка. Но многие крупные американские корпорации, по масштабам деятельности превосходившие советские отраслевые министерства, в 30–70-е годы осуществляли внутрикорпоративное планирование в основном директивными методами. Они применяются и сегодня.

Весьма примечательно мнение известного социолога Александра Зиновьева: «Критиковали СССР за плановую экономику. А теперь даже антикоммунисты признают, что плановости в западной экономике фактически даже больше, чем было в СССР».

Кстати, американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (1908–2006) буквально заклинал российских «реформаторов»: «Только не трогайте Госплан!». Не послушали…

Опубликовано в выпуске № 16 (680) за 26 апреля 2017 года
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/36432

0

5

1936–1940. Новая классика

29 августа 2017

Главными событиями предвоенной пятилетки стало возвращение территорий и традиций. Реабилитирован Новый год. Советское искусство обращается к классическим формам. Сталинская конституция окончательно оформляет новую государственность с Верховным Советом СССР как высшим институтом власти. Русский язык становится основой советской идентичности.

Главными событиями предвоенной пятилетки стало возвращение территорий и традиций. Реабилитирован Новый год. Советское искусство обращается к классическим формам. Сталинская конституция окончательно оформляет новую государственность с Верховным Советом СССР как высшим институтом власти. Русский язык становится основой советской идентичности.

1936 год

7 февраля ликвидируется Коммунистическая академия. Ее институты – экономики, аграрный, мирового хозяйства и мировой политики, истории, советского строительства и права, философии постановлением Совнаркома и ЦК ВКП(б) передаются Академии наук СССР.

17–28 февраля в Москве проходит первый чемпионат СССР по хоккею с мячом. Из 12 команд 11 представляют Москву, Ленинград и Болшево. Чемпионом страны становится столичное «Динамо», победившее в стыковом матче за 1-е место болшевскую «Трудкоммуну им. Ягоды».

3 марта объявляется открытый конкурс на лучший учебник по истории СССР для начальной школы.

27 марта вступает в силу закон о частном предпринимательстве в сфере услуг. К нему отнесены починка обуви, плотницкое и столярное дело, пошив одежды, стрижка и бритье, стирка белья, фотография, некоторые виды ремонта.

20 апреля с казачества снимаются ограничения по службе в РККА. Восстанавливаются казачьи части с традиционной формой с синими для донских и красными для кубанских казаков околышами, лампасами, кубанками и бешметами.

22 мая – 17 июня проводится первый чемпионат СССР по футболу. Игры идут в один круг. При семи участниках группы «А» (это прообраз высшей лиги) чемпион тот же, что и в хоккее с мячом.

25 мая в Зеленом театре Центрального парка культуры имени Горького проходит премьера музыкального фильма «Цирк». Песня «Широка страна моя родная» сразу становится народной. Вскоре появятся предложения сделать ее гимном Советского Союза. 3 июля создается Государственная автомобильная инспекция.

20–22 июля экипаж в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова, Александра Белякова совершает беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский – устье Амура. Все трое становятся Героями Советского Союза.

19–24 августа проходит Первый московский процесс, показательный суд над членами «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра». 16 обвиняемых приговорены к высшей мере.

5 сентября устанавливается почетное звание «Народный артист СССР». В тот же день его обладателями становятся 13 человек. Среди первых – Станиславский и Немирович-Данченко, Качалов и Москвин, Щукин и Нежданова… В списке и Куляш Байсеитова, жемчужина казахской оперы. Ей тогда было всего 24 года. Этот возрастной рекорд так и остался непревзойденным («От великого до народного»). Между тем Горький завершает «Жизнь Клима Самгина», Чуковский пишет прозаического «Доктора Айболита», Булгаков – пьесу «Иван Васильевич».

5 декабря принимается Конституция СССР, сразу получившая название «сталинская».

31 декабря впервые за годы советской власти устраиваются новогодние балы. Всю ночь открыты двери московского Дома союзов, ленинградского Александровского дворца, многих ДК. Новый год реабилитирован.

1937 год.

Для Всемирной выставки в Париже создаются «Рабочий и колхозница», шедевр Веры Мухиной. В авторском варианте в подражание героям античности оба обнажены. Скульптор одевает их по просьбе Молотова. После выставки планируется установить монумент перед шлюзовой башней Рыбинской ГЭС.

10 февраля проходит первая репетиция Государственного ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева, впоследствии эта дата отмечается как день рождения коллектива.

11 февраля с конвейера Сталинградского завода сходит первый советский гусеничный трактор.

21 мая начинает работу дрейфующая станция «Северный полюс-1».

18–20 июня
совершается первый беспосадочный перелет через Северный полюс. Экипаж – Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков.

21 августа заключается договор о ненападении с Китаем. Гоминьдановцы начинают получать советскую военную помощь для борьбы с Японией («Сталинские соколы в китайском небе»).

4 октября дирижабль СССР-В-6 «Осоавиахим» устанавливает мировой рекорд продолжительности полета – 130 часов 27 минут.

7 ноября на торжественном заседании по случаю годовщины революции в Большом театре проходит официальная премьера картины «Ленин в Октябре».

1938 год

25 марта транслируется первая передача, пока экспериментальная, еще только строящегося Телецентра на Шаболовке.

29 июля – 6 августа – вооруженный конфликт на озере Хасан из-за якобы спорных территорий. После ожесточенных боев Япония запрашивает о мирных переговорах. Граница проводится так, как установлено соглашением 1860 года.

1 сентября вводится обязательное изучение русского языка в национальных школах союзных республик и автономий – как правило, со 2-го класса. Русский язык обозначает себя как государственный. Среди несогласных – Крупская, называющая нововведение «рожками великодержавного шовинизма».

14 ноября только что вышедший «Краткий курс истории ВКП(б)» объявляется «энциклопедией философских знаний». До XX съезда он выдержит 300 изданий на 67 языках, общий тираж приблизится к 43 миллионам экземпляров.

27 декабря учреждается звание «Герой Социалистического Труда». Первым, кому оно будет присвоено, через год, 20 декабря станет Сталин, вторым – конструктор Василий Дегтярев.

1939 год

11 мая начинаются бои на Халхин-Голе, на территории Монголии близ границы с Маньчжурией. Заключительное сражение состоится в конце августа, очередное перемирие с Японией будет заключено 15 сентября.

1 августа открывается Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ).

23 августа
заключается Договор о ненападении между СССР и Германией, позже его будут называть пактом Молотова – Риббентропа.

17 сентября начинается освободительный поход РККА в восточную Польшу. Его итогом станет присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии.

21 сентября в Москве подписывается советско-германский протокол о порядке выхода войск на окончательную демаркационную линию.

30 ноября начинается война с Финляндией. Через две недели СССР как агрессор будет исключен из Лиги наций.

1940 год

2 января РККА начинает генеральное наступление на Карельском перешейке. Линия Маннергейма будет прорвана 11 февраля.

11 января
устанавливаются почетные звания «Заслуженный учитель» и «Заслуженный врач».

1 февраля учреждаются Сталинские премии по литературе.

7 мая
указом Президиума Верховного Совета СССР устанавливаются генеральские и адмиральские звания.

3 и 5 августа Верховный Совет СССР принимает Литву и Латвию в состав Союза. Партия и правительство берут под особый контроль выпуск легкового автомобиля «КИМ-10», призванного стать массовым.

Опубликовано в выпуске № 33 (697) за 30 августа 2017 года
http://vpk-news.ru/articles/38653

0

6

Frankfurter Allgemeine Zeitung, Германия

12.05.1929: Советская Россия смотрит в будущее (FАZ, Германия)

18.05.2019


Из архива "Франкфуртер альгемайне цайтунг"

На Украине, конец апреля

Многое и при этом самое важное в первых заметках о «пролетарском бытии» в советской России нуждается в пояснениях и дополнениях. Поскольку затронутая здесь тема — патетическая проблематика человечности — подводит к самой сердцевине революционного процесса, происходящего в Советском Союзе. Но я оставляю эти рассуждения на потом. Я уехал из Москвы, чтобы найти в действительной жизни все то, что мне там изложили в теории, продемонстрировали и преподали за десятками письменных столов. Из того, что произошло затем, я представляю сегодня несколько зарисовок, моментальных снимков действительных фактов, которые говорят не только сами за себя, но являются примерами того, что здесь происходит вообще. Спряжение глаголов в будущем времени

В других странах говорят о настоящем: мы являемся такими-то и таким-то, мы это делаем, или о прошедшем: мы были такими-то и такими-то, мы этого добились, или даже: как хорошо нам жилось в прошлом. В Советском Союзе глаголы употребляются только в будущем времени. Здесь постоянно слышишь: мы будем, будем, будем — мы будем создавать промышленность, мы будем развивать производство, мы будем добиваться снижения цен, мы будет снижать производственные затраты — и так далее в том же ритме. Более того: у говорящих об этих планах на будущее всегда под рукой оказываются и точные данные в цифрах, подтверждающие эти планы.

Поскольку планирование тут происходит на основе огромного плана, на пять лет вперед формулирующего и определяющего всю экономическую работу громадной страны — финансирование и развитие каждой отдельной отрасли производства, рационализацию и механизацию, а также результаты в цифрах. Вне плана остаются в принципе только два фактора, а именно погода, способная вызывать неурожай, и любовь, определяющая число новорожденных (хотя и в эту сфере уже активно вторгается плановое регулирование). Этот пятилетний план содержит, тем не менее, довольно много фантазий; годовые планы, составляемые ежегодно в постоянно корректируемых рамках, в значительно большей степени отвечают реальности. Но совершенно ясно и то, что все это планирование в то же самое время оказывает и невероятное пропагандистское воздействие. Каждое отдельное предприятие знает на годы вперед, что общество от него ожидает. Это знает и каждый отдельный сотрудник предприятия, потому что план на предприятии беспрерывно обсуждается.

В то время как неспособность вести экономическую деятельность влечет за собой не только понижение по социальной лестнице или увольнение, а при определенных обстоятельствах и тюремное заключение (такая неспособность в серьезных случаях действительно является уголовно наказуемым деянием), то с другой стороны эти планы подстегивают честолюбие, причем честолюбие как отдельных личностей, так и групповое честолюбие предприятия. И это опять же эксплуатируется в плановом порядке — в «социалистическом соревновании» отдельных предприятий между собой, которые открыто вызывают друг друга на состязание, кто из них быстрее достигнет поставленной цели или даже превзойдет ее.

Кроме того, жизнь, наполненная планами на будущее, помогает (но не всем) легче переносить жертвы и лишения настоящего. Люди внушают сами себе: сейчас нам еще трудно, но скоро мы заживем, как следует. Русская пословица гласит: «Цыплят по осени считают» — то есть успех можно определить только в конце. Но новая вера легко разметает старую мудрость. И поэтому иностранец будет напрасно пытаться убежать от вечного «мы будем, будем, будем», уезжая из Москвы — и в провинции он постоянно будет слышать то же самое. Провинция также спрягает глаголы в будущем времени. И также как центр, и провинция беспрерывно употребляет другое великое слово будущего — американизм.

Клоп

Мейерхольд показывает в одном из московских театров с большим успехом сатирическую пьесу о российском американизме: «Клоп». Действие первой части происходит в настоящее время с его закрытыми магазинами, уличными лотошниками, комсомольским общежитием и в конце со свадьбой главного героя. «Объявляю свадьбу открытой» — этой заученной на политических собраниях фразой жених приветствует гостей, и это — единственная праздничная речь. Затем гости налегают на еду и напитки, торжество заканчивается всеобщим опьянением и дружеской потасовкой. Но вторая часть показывает действительность пятьдесят лет спустя.

Все изменилось. Все механизировано и рационализировано. В том числе и люди. Чистенькие, одетые с иголочки, контролирующие каждое движение и лишенные всех страстей студенты сгруппировались в аудитории вокруг такого же профессора. Тот показывает ученикам замороженный в прошлом уникальный экспонат — героя первой части вместе с обнаруженным у него и также замороженным клопом: Klopus communalis и homo vulgaris.

Выпущенный из клетки, этот совершенно обыкновенный человек, мокрый и грязный, еще испачканный в земле, из которой его откопали, и ужасно скучающий в своем новом окружении, подходит к рампе и кричит в восторге: «Да вы же все здесь, вы все точно такие же, как и я, пустите меня к себе!» Но стоящие наготове охранники, такие же элегантные, чистые и совершенные, как и все остальные, хватают его и засовывают назад в клетку, где он растягивается на полу такой же скучный, как орангутанг в зоологическом саду: американизм победил.

Воспитанием в механический век

Американизм должен здесь действительно победить. В этой стране, над которой тысячами возвышаются золотые и зеленые купола старых православных церквей, в которой народ поет свои печальные песни, а крестьяне в зимние месяцы хотя больше и не рисуют икон, но зато делают из дерева и ткани прекрасные, традиционные произведения искусства. В стране, в которой старое варварство сочетается с огромной любовью и традиционным пониманием красоты и духовности в любой форме ее проявления, должно быть в кратчайшее время создано нечто совершенно новое: рационализированный, рационально мыслящий и рационально ведущий хозяйство человек, стоящий у машины.

Получится ли это? Еще существуют острейшие противоречия. Даже на руководящих постах (правда, не в высших эшелонах власти) вечно спешащий путешественник с Запада еще очень часто сталкивается с недостаточным пониманием ценности времени, что способно привести в отчаяние. Если приходишь в какое-то учреждение, то уже через четверть часа вместо одного человека, к которому ты пришел, вокруг собираются еще четыре, пять, шесть других, которые слушают разговор, говорят что-то от себя, как будто им нечем заняться. А если идешь по предприятию, то в каждом отделе к тебе присоединяется новый начальник, и в конце тебя сопровождает уже целый эскорт.

Что касается рабочих, то эта проблема намного более серьезная. Самый тревожащий вопрос русской промышленности, который постоянно обсуждается сегодня и в обществе, — это падение дисциплины на предприятиях. В этом наверняка сказывается недовольство рабочих трудностями повседневной жизни, высокими ценами и нехваткой продовольственных товаров, одежды и других предметов первой необходимости, большинство из которых еще строго рационировано. К этому прибавляется недоверие рабочих к инженерам и специалистам, вновь опасным образом подпитанное шахтинским процессом. Но мне постоянно говорили о том, что есть еще и третье объяснение. При этом указывали на тот факт, что очень большая часть в спешке увеличенного рабочего класса состоит из недавних деревенских жителей. Это люди, не обученные предыдущими поколениями рабочих, как в старых промышленных странах, не привыкшие к производственной дисциплине и к тщательной работе на машинах, к строгой регулярности труда, пунктуальному выполнению своих обязанностей. А ведь строго и регулярно соблюдать все эти требования особенно важно в условиях короткого рабочего времени — на промышленных предприятиях рабочий день длится восемь, а то и семь часов, а в конторах вообще шесть с половиной.

И тем не менее: механизация труда и необходимая для этого рационализация человека, что в других странах является результатом длившегося десятилетиями постепенного развития, должно тут произойти в кратчайший срок. «Мы не можем придерживаться того азиатского уклада жизни, который был у нашего народа до войны. Ведь иначе что нам делать с огромным ежегодным приростом населения?» — сказал мне один ученый. А другой его коллега так охарактеризовал проблему: «Вы могли видеть эти острые противоречия еще в прежней России. Всегда было так, что большая масса населения нашего народа жила в XVI-м веке, а тонкий верхний слой — в XXI-м. Одна часть народа далеко отстала от времени остального мира, а другая часть намного обогнала его. Сгладить эти различия — сегодня наша цель».

https://inosmi.ru/social/20190518/245071422.html
Оригинал публикации: 12.05.1929: Sowjet-Russland blickt in die Zukunft
Опубликовано 12/05/2019 11:32

0

7

В памяти людской Сталин-титан.
В памяти людской Хрущев-пигмей.

Константинус.
....................................................................
ABC.es, Испания

https://cdn2.img.inosmi.ru/images/24558/11/245581183.jpg
Жертвы голодомора в Харькове, 1933 год
© Alexander Wienerberger

Хрущев: коллективизация в СССР «принесла только нищету и жестокость» (ABC, Испания)

06.08.2019
Исраэль Вьана (Israel Viana)

Не прошло и шести лет тех пор, как Хрущева сняли с поста Первого секретаря ЦК КПСС и освободили от должности главы советского правительства, когда газета ABC приобрела эксклюзивные права на его воспоминания. «Бывший советский руководитель нарушил молчание и прямо и красноречиво рассказал о неизвестных подробностях современной истории Советского союза», — вот что 28 ноября 1970 года написал журнал «Blanco y Negro». Этому изданию пришлось заплатить самую высокую цену в истории испанской журналистики за публикацию этих признаний. В США их напечатали в журнале «Лайф», а в Великобритании — в газете «Таймс».

«Я живу словно отшельник на задворках Москвы. Общаюсь только с теми, кто меня охраняет (…). Здесь я расскажу о самых выдающихся событиях времен Сталина, подорвавших основы советского общества. Я не намерен заострять внимание на положительных моментах», — пишет Хрущев, человек, ставший преемником коммунистического гиганта и руководивший страной с 1953 по 1964 год. «Если бы Сталин был жив, я выступил бы за то, чтобы его судили и наказали за все преступления», — осуждает своего предшественника Хрущев, а затем подробно анализирует его деятельность и подвергает критике его политику. В первую очередь критика касается коллективизации сельского хозяйства, которая с 1928 по 1933 год привела к гибели десяти миллионов крестьян.

«Сколько крови было пролито в нашей стране по вине Сталина? Завеса, скрывавшая ответы на этот и другие вопросы, наконец будет сорвана», — говорит Хрущев и возвращается к 1929 году, когда ему было 35 лет и его освободили от полномочий в Украинском парламенте и направили в Промышленную академию имени И. В. Сталина. Там его карьера в Коммунистической партии быстро пошла вверх, и вскоре он становится первым секретарем Московского городского комитета КПСС. «Коллективизация началась за год до моего отъезда c Украины, но только через год после начала работы в Москве у меня появились сомнения относительно ее реальных последствий для жителей сельской местности. Лишь через много лет я осознал, какой голод и какие репрессии сопровождали политику, проводимую Сталиным», — рассказывает бывший советский руководитель.

«Они молили нас дать им еды»

Целью было за два года провести полную коллективизацию крестьянских земель. В первые три месяца число единоличных крестьянских хозяйств, объединенных в коллективные, увеличилось с 4 до 14 миллионов. К началу 1930-х годов более 90% сельскохозяйственных земель уже были коллективизированы, и крестьянские хозяйства с их скотом и другим имуществом стали частью кооперативных хозяйств. Хрущев рассказывает, что «первые проблески правды» он увидел, когда его отправили в один из колхозов передать собранные деньги. На них колхозники должны были купить инструменты. «Мы провели в этом колхозе всего несколько дней, но успели понять, что условия жизни там просто ужасные. Крестьяне погибали от голода. Мы созвали собрание, чтобы вручить им деньги. Узнав, что на деньги необходимо купить инструменты, они ответили, что им нужно не это, а хлеб. Они молили нас дать им еды», — вспоминает Хрущев.

В те времена Никита Сергеевич был близким соратником Сталина, и он признается, что почувствовал «ужас», услышав выступление советского руководителя, где в бесчинствах во время коллективизации он винил активных членов местных партий, а не самого себя. Позже он также узнал, что войсковые подразделения отправили собрать урожай свеклы в Краснодаре, поскольку ранее жителей города из-за протестов сослали в трудовой лагерь в Сибири. «Конечно, урожай был потерян. И сразу же прошел слух, что на Украине начался голод. Я не мог в это поверить. Я уехал оттуда в 1929 году, когда продовольствия было вдоволь и все продукты были очень дешевыми», — добавляет потрясенный полученными новостями Хрущев.

Настали одни из самых тревожных и кровавых времен в истории СССР. Период с 1932 по 1933 год, на Украине известный как «голодомор» — это последствие массовой коллективизации сельского хозяйства, которой в 1920-х годах сопротивлялись жители этой республики, известной как «житница Европы». Хрущев заверяет, что в 1932 году он приложил большие усилия, чтобы найти продовольствие для населения. «Сталин предложил разводить кроликов. И всё», — пишет его преемник, который еще не осознавал, что всего через два года от голода умрут около 6-7 миллионов украинцев. Примерно столько же погибло во времена холокоста, но за меньшее время.

Каннибализм

Хрущев заверяет, что обращался к Сталину с просьбой помочь Украине, но тот лишь «разозлился». Больше Хрущев ни разу не пытался бросить вызов советскому лидеру и предотвратить смерть невинных людей, несмотря на то, что ему рассказывали о действительно шокирующих событиях. «Я начал получать официальные доклады о смертности из-за недоедания. Потом появились случаи каннибализма. Под небольшим мостом нашли голову человека и две ноги. Похоже, тело уже кто-то съел. Кириченко сообщил мне, что побывал в одном колхозе и так описал увиденное: "Перед женщиной на столе лежало тело сына, она резала его на куски и постоянно повторяла: ‘Манечку мы съели. Теперь засолим Ванечку. Еще немного продержимся.' Можете себе представить? Из-за голода эта женщина сошла с ума и разделала тела собственных детей!"»

Многие историки считают, что это последствия политики истребления, намеренно запланированной Сталиным, чтобы подавить любое сопротивление коммунистическому режиму, ликвидировать националистические движения и предотвратить создание независимого украинского государства. В 1933 году ссылки крестьян по масштабам были похожи на библейский исход. Сотни тысяч людей отправили осваивать Сибирь. В первый год смертность превысила 70%. Коллективизация превратилась в войну против населения, у которого под угрозой пыток, ссылки или смерти отнимали пшеницу, хлеб и другие продукты. «Методы были разные. Холодом: колхозника раздевали и запирали в ангаре. Часто так пытали сразу несколько человек. Жаром: ноги и юбки колхозниц опрыскивали керосином и поджигали. Потом тушили и повторяли заново», — рассказывает писатель Михаил Шолохов в письме самому Сталину, призывая его положить конец этим бесчеловечным истязаниям. Советский руководитель, конечно же, не придал этому никакого значения.

Хрущев, хоть и был свидетелем всех этих зверств, не приложил достаточно усилий, чтобы их остановить, и как он сам признается, он боялся, что его убьют, как многих его товарищей: «Возможно, мы никогда не узнаем, сколько людей погибло непосредственно из-за коллективизации и опосредованно из-за мании Сталина сваливать всю вину на неудачи других. Но два факта верны. Во-первых, задуманная им коллективизация не принесла нам ничего кроме нищеты и жестокости. Во-вторых, в те времена Сталин играл решающую роль в правительстве нашей страны. Если бы мы искали виновного, то совершенно справедливо смогли бы обвинить во всём его. Но уже поздно об этом думать. Тогда мы еще верили в него и доверяли ему», — признается его преемник.

https://inosmi.ru/history/20190806/245581303.html
Оригинал публикации: La URSS «solo trajo miseria y brutalidad», según su exdirigente comunista Kruschev
Опубликовано 29/07/2019 12:12

Отредактировано Konstantinys2 (Вт, 6 Авг 2019 09:38:42)

0

8

"ВЗГЛЯД"

Как американцы создали главные заводы СССР

1 июня 2021, 08:08

Текст: Михаил Диунов

Ровно 90 лет назад, 1 июня 1931 года, был заключен контракт между США и СССР об участии американских инженеров в постройке 90 советских металлургических заводов. Это был лишь один из множества примеров того, как руками иностранных специалистов создавалась индустриальная мощь Советского Союза.

В середине 1920-х годов советская промышленность лежала в руинах. Хотя от Российской империи большевикам досталось неплохое индустриальное наследство, эти заводы или были заброшены в годы Гражданской войны, или крайне дурно управлялись после того, как собственники и специалисты вынуждены были бежать из страны в годы революции. В советское время было принято принижать промышленное развитие старой России, хотя по различным оценкам она была третьей или четвертой экономикой мира и очень быстро росла, имея все шансы выйти на второе, а затем первое место.

После революции и Гражданской войны объем производства упал примерно в 10 раз, что было настоящей экономической катастрофой. А учитывая тот факт, что СССР активно готовился к будущей войне, полагая что или мировая буржуазия пойдет в крестовый поход на пролетарское государство, или же Красная армия должна будет принести свободу угнетенным классам Европы и Азии, потребность в мощной экономике становилась вопросом выживания.

В 1927 году на XV съезде ВКП(б) было принято решение создать пятилетний план развития народного хозяйства СССР, что стало началом политики индустриализации. В апреле 1929 года пятилетка получила одобрение высшего руководства страны и стала прямым руководством к действию для всех отраслей экономики. Но масштабным планам препятствовала реальность – в СССР не было капитала на модернизацию экономики, почти полностью отсутствовали инженерные кадры, а система высшего образования, до революции дававшая множество высококвалифицированных специалистов, была полностью уничтожена. Для преодоления этих задач были приняты два решения – найти капитал за счет сверхэксплуатации сельского населения, а для подготовки инженеров заново запустить систему среднего и высшего образования.

Первую задачу решили с помощью коллективизации, когда из деревни были выжаты все ресурсы, а крестьянство подверглось новому закрепощению, продержавшемуся до 1960-х годов. Кроме того, на закупки за рубежом была истрачена большая часть золотого запаса СССР, а для покрытия чрезвычайных расходов даже начались широкие продажи шедевров искусства, собранных в России стараниями прежних правителей. Для решения проблемы кадров в СССР в 1930 году было введено всеобщее начальное образование и начала создаваться система обучения техническим специальностям, стали восстанавливать университеты и институты. В общем, к началу 1930-х годов более-менее нашлись деньги, стали появляться первые советские инженеры. Однако оставалась последняя нерешенная проблема – как строить новые заводы? Если минимально годных специалистов для заводов еще можно было подготовить ускоренными темпами, то утрату национальных инженерных и проектировочных школ было так просто не восполнить.

И тут на помощь Советскому Союзу пришла столь ненавистная «мировая буржуазия». Непрерывный бурный рост 1920-х закончился тем, что в 1929 году мировая экономика рухнула. Началась эпоха Великой депрессии. К этому же времени промышленность Запада, в первую очередь США, достигла выдающегося уровня, включающего массовое внедрение типового проектирования, конвейерное производство, автоматизацию и широкое использование машин и сложных станков. Это позволяло продавать хоть на край света готовые заводы, которые оставалось лишь собрать и приступить к массовому производству продукции.
Для советского руководства кризис оказался подарком судьбы – крупнейшие иностранные фирмы были готовы выполнять заказы на создание целых предприятий, а квалифицированные специалисты, что еще недавно привередливо выбирали какому из гигантов индустрии подороже продать свой труд, были готовы ехать в Советскую Россию, чтобы участвовать в строительстве и пуске новых предприятий. Нельзя сказать, что услуги достались СССР даром, но то, что цены упали и весьма ощутимо – очевидный факт.

Для закупок и переговоров в США было еще в 1924 году создано акционерное общество «Амторг», формально коммерческая организация, на деле – замена дипломатической миссии, так как до 1933 года США не признавали СССР и официально не вели с ним никаких дел. Сначала «Амторг» служил прикрытием для советской разведки, но с запуском индустриализации превратился в мощный насос, который выкачивал из Америки знания, кадры и продукцию, отправляя все это в СССР. Как только начался мировой кризис, «Амторг» немедленно начал публиковать в газетах сообщения о наличии множества вакансий в советской промышленности. Для повышения квалификации «красных инженеров» издавался журнал «Американская техника и промышленность», а сотрудники компании, разумеется, не пренебрегали промышленным шпионажем.

В 1928 году в Москву приехал Альберт Кан – глава и владелец крупнейшей в мире проектной компании, которая могла разработать документацию для завода любого масштаба, а затем обеспечить весь цикл производства и возведения.

Фактический филиал компании Альберта Кана в Москве для секретности носил название – «Госпроектстрой». В нем работали 25 американских и 2,5 тыс. советских инженеров, изучавшие западный опыт проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Еще одна проектная компания – Demag, уже немецкая – также располагала офисом в Москве, скрывавшемся под названием «Центральное бюро тяжелого машиностроения». Поразительный факт – последний блюминг Demag на Магнитогорском металлургическом комбинате разобрали лишь в 2005 году.

Большая часть построенных в годы индустриализации предприятий – это детища Кана, специалисты которого создали подробнейшую документацию для таких гигантов советской индустрии, как тракторные заводы в Сталинграде, Харькове, Челябинске, литейные заводы в Днепропетровске, Магнитогорске, Сормово. Все заводское оборудование производилось в США, а затем на пароходах отправлялось в СССР, где под контролем людей Кана в построенных заранее стенах завод «собирался» и запускалось производство. Фирма Кана спроектировала и наладила почти 600 предприятий, а всего с помощью иностранных компаний в СССР было построено полторы тысячи заводов и фабрик.

Сталинградский тракторный завод был построен в США, разобран, перевезен на 100 грузовых кораблях и затем собран в СССР. Горьковский автозавод был построен американской компанией Austin, а выпускал клоны автомобилей Форда. Днепрогэс – это работа американской фирмы Cooper Engineering Company совместно с немецким «Сименсом», главным инженером там был Хью Купер, а оборудование поставила компания General Electric. Современный московский АЗЛК – точная копия фордовского типового завода из города Диборн. Магнитка – клон металлургического комбината в городе Гэри, штат Индиана.

В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, которые первые несколько лет отвечали за производство, так как подготовленные в СССР специалисты не имели должной квалификации. За эти 10 лет американские профессора подготовили на рабфаках 300 тысяч квалифицированных специалистов. Не случайно среди получателей советских наград за достижения в индустриализации мы найдем немало английских и немецких фамилий, в частности, уже упоминавшегося Купера и его коллег.

Среди первых результатов работы новой индустрии оказалось множество лицензионных (а также не очень законных) копий иностранных образцов, причем часто довольно устаревших, на которые было не жалко средств. ГАЗ-АА 1932 года – это на самом деле «Форд АА» 1926 года, а более современный ГАЗ-М1 1936 года – копия «Форда-40А» 1934 года. Представительский автомобиль ЗИС-101, на котором с 1936 по конец 1940-х годов ездила вся советская элита, являлся полной копией «Бьюика» 1932 года.

От стремления воспроизводить достижения иностранного автопрома советская промышленность не избавилась до самого конца своего существования. Гусеничный трактор «Сталинец-60», выпускавшийся в Челябинске с 1933 года – это копия американского Caterpillar-60 1925 года. Комбайн «Коммунар», производимый в Запорожье с 1930 года, был клоном катерпилларовского комбайна 1928 года. Пермский авиамоторный завод делал копии американского мотора «Циклон».

В августе 1930 года сотрудник ЦК ВКП(б) А. Шумский докладывал, что в советской промышленности заняты более 2000 иностранных рабочих и к концу 1930 года их число должно еще более возрасти, так как ожидается приезд еще 3500 человек.

По данным ЦК, в 1932 году число иностранных специалистов – от инженеров до квалифицированных рабочих – достигло фантастической цифры 20 тыс. человек, более половины которых приехали из Германии. По условиям контракта специалисты получали неплохое жалованье, обеспечивались хорошим жильем (на фоне бараков, что строились для советских рабочих) и снабжались качественной провизией. Для иностранцев строились особые поселки, куда не было хода простым советским гражданам, они ходили отдыхать в закрытые клубы, слушали недоступную в СССР музыку и смотрели все новинки американского кинематографа, которые в Советском Союзе показывали лишь в личном кинотеатре Сталина.

Главной задачей властей было не допустить падения уровня жизни специалиста при переезде его в СССР. К сожалению для приезжих, частенько заявленные условия контрактов нарушались – и иностранцы на своей шкуре знакомились с повседневной жизнью простого советского человека. В 1932 году на заводе «Электросталь» даже случилась небольшая забастовка иностранцев, которые отказались мыться в общей бане и требовали обеспечить привычные в США личные ванные. Это вело к скандалам, жалобам и расторжению договоров.

При этом частенько складывалась очень неудобная ситуация – из-за ошибок в организации труда, простоев при запуске производства, несогласованности действия ведомств иностранцы могли месяцами сидеть без дела, получая деньги и возмущаясь бесхозяйственностью.

Эта проблема не только зафиксирована в отчетах по партийной линии, но и нашла отражение в советской литературе тридцатых годов. Вот как описывали страдания немецкого спеца писатели Ильф и Петров. Действие происходит в 1930-1931 годах:

Инженер Генрих-Мария Заузе подписал контракт на год работы в СССР, или, как определял сам Генрих, любивший точность, в концерне ГЕРКУЛЕС. … В течение недели инженер Заузе, руководимый любезным Адольфом Николаевичем, успел осмотреть три музея, побывать на балете «Спящая красавица» и просидеть часов десять на торжественном заседании, устроенном в его честь. После заседания состоялась неофициальная часть, во время которой избранные геркулесовцы очень веселились, потрясали лафитничками, севастопольскими стопками и, обращаясь к Заузе, кричали «пейдодна». «Дорогая Тили! – писал инженер своей невесте в Аахен. – Вот уже десять дней я живу в Черноморске, но к работе в концерне ГЕРКУЛЕС еще не приступил. Боюсь, что эти дни у меня вычтут из договорных сумм». Однако пятнадцатого числа артельщик-плательщик вручил Заузе полумесячное жалование. … После этого Заузе писал письма своей невесте: «Милая крошка! Я живу странной и необыкновенной жизнью. Я ровно ничего не делаю, но получаю деньги пунктуально, в договорные сроки. Всё это меня удивляет. Расскажи об этом нашему другу, доктору Бернгарду Гернгроссу. Это покажется ему интересным».

К середине 1930-х годов в СССР уже успели накопить некоторый опыт по организации производства и поэтому дорогих иностранных специалистов стали выдавливать на родину. Стали урезать зарплату, отменили спецснабжение через систему закрытых распределителей, требовали принять советское гражданство. В итоге большая часть иностранных спецов к 1938 году вернулась на родину, благо и в США, и в Европе уже преодолели последствия Великой депрессии и там появилось множество новых вакансий.

https://vz.ru/society/2021/6/1/1101590.html

0


Вы здесь » Россия - Запад » #ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ » СССР:первые довоенные пятилетки