Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » Русская революция » Т.В.Партаненко - Возраст революции, революция возраста


Т.В.Партаненко - Возраст революции, революция возраста

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Т.В.Партаненко

Возраст революции, революция возраста

Историко-психологические аспекты 1917 г.: Материалы XLII Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 4 декабря 2017 г./Под ред. д-ра ист. наук, проф. С.Н.Полторака, СПб.: Полторак, 2017. - 130 с. --- С. 94-98.

Столетие русской революции – событие, которое требует, прежде всего, осознания. Это очевидно, и множество попыток такого осознания свидетельствуют об этом. Представляется, что необходим и анализ места и роли революции не только в политической, экономической, социальной истории России, но и в истории этнической. [1]

Этнос, как явление, лежащее на пересечении природного и социального, рождается, проходит свои этапы развития и прекращает существование. В процессе жизни этноса так или иначе возникают какие-то кризисы, мешающие его развитию или даже угрожающие его существованию.

Современный русский этнос появился в конце XIV века, условно эту дату можно обозначить 1380 годом, когда «на Поле Куликово пошли ополченцы разных княжеств, а вернулся русский народ». [2] Для сравнения – современный Западный мир появился на свет в середине IX века.

Первый серьезный возрастной кризис у русских происходит в начале XVII века – Смута. Это время потребовало национального самосознания, принятия решения о собственном существовании. Как мы знаем, общий подъем национального чувства, народное ополчение помогают спасти Россию и изгнать иноземцев. На Западе подобный кризис решался в Крестовых походах. Если сравнивать этнос с коллективным индивидом, - а это допустимо, - то можно говорить о кризисе возмужания, переходе из юношеского возраста во взрослое состояние, времени когда человек должен обозначить свои приоритеты, предпочтения. Следствием такого этапа становится попытка формулировки своего предназначения, которая и у человека, и у этноса пока еще расплывчатая. В России появляется концепция «Москва – Третий Рим».

+2

2

Но приходит время и другого возрастного кризиса, самого опасного и болезненного как для этноса, так и для человека – кризиса среднего возраста, требование осознания и формулировки своего предназначения. Для Франции это было время Столетней войны, когда страна стояла на грани уничтожения, а юридически уже и не существовала. Но Жанна Д'Арк возглашает этническую доминанту – «Прекрасная Франция», французы побеждают в войне и в дальнейшем объявляют Париж столицей мира, с чем соглашается вся Европа. Для немцев это было время религиозных потрясений, разрыва с католичеством и появление протестантизма.

Россия младше Европы и для нее кризис среднего возраста пришелся на XIX-XX века. Это время, когда началось необратимое расслоение этноса. Еще в начале XIX века, если вспомнить хотя бы А.С.Пушкина, крепостное право никогда не было рабством. Были, конечно, случаи зверства крепостников, но ведь за это и в тюрьму сажали, и общественно это порицалось. Тогда же была и органичность императорской власти – еще в 1825 году декабристы не решались открыто объяснить полкам что они  выступают против императора. Но общественное движение требовало изменений. В 1861 году отменяется крепостное право, что наносит крестьянам тяжелейшую травму, практически лишая их земли. Появляется русская интеллигенция, которая тяготится единоличной властью императора, к тому же подчас эта интеллигенция и атеистична. Невыносимые условия труда создаются для рабочих в развивающейся промышленности. Набирает силу предпринимательство, но московских купцов, которые подготовили и оплатили обильный банкет в Манеже в честь коронации Александра II, изгоняют с этого банкета как недостойное «мужичье». И все подобное, примеры которому бесчисленны, происходило на фоне огромной коррупции и безобразий царской администрации. И конечно, ставшей необходимостью к этому времени реформы образования, проведено не было.

Государственное преобразование стало неизбежным, что и воплотил император Николай II, сравнительно легко подписав отречение.

Посол Франции в России Морис Палеолог многократно удивлялся – почему весной 1917 года никто не встал на защиту императора, но народ только с любопытством наблюдал, как гражданин Романов пилит дрова или убирает снег. Или удивлялся тому что заполненные  еще недавно церкви были в Пасху совершенно пустыми. [3] Но это стало результатом длительного отречения властей и церкви от народа, а не народа от них.

0

3

Весьма достойные государственные деятели Временного правительства тоже не откликнулись на требования эпохи. Они посвятили себя продолжению войны, сохранению дворянства, защите фабрикантов.

Адекватно времени откликнулись только большевики в ту пору. Они и получили власть и смогли ее удержать.

Как это не странно, триада «самодержавие – народность – православие» воскресла в советское время, причем по сути и не изменившись. На место самодержавия встал ЦК КПСС, на место православия – коммунизм, а в частности интерпретация Евангелья под названием  «Кодекс строителя коммунизма».

Никаким образом не оправдывая ГУЛАГ и кровавые преступления советской власти, следует все же признать и ее заслуги – сохранение страны, всеобщее среднее образование, развитие науки, культуры, достижения в социальной сфере.

Но прошло время, советская власть по своей природе не могла откликнуться на изменившиеся реалии, а в частности, на требования возможностей личностного развития и личностной реализации. В 1991 году государственный строй меняется.

Таким образом, революция 1917 стала проявлением, - и решением, - некоторых проблем возрастного кризиса русского этноса. Пусть не до конца, но если «о дереве судить по его плодам», то то это явление состоявшееся, решившее проблемы времени.

0

4

В связи со 100-летием революции хотелось бы отметить некоторые оценки этого явления, а они звучали весь год. Звучали на самом высоком научном уровне, высказывались известные политики, публицисты, журналисты, наконец, множественно про русскую  революцию говорил Интернет – правые и левые, старцы и школьники, банкиры и нищие, интеллектуалы и «блондинки». Если учесть своеобразие Интернета, - а частности систему «репутации» или «лайков», - то можно смело сказать, что 1917 год сегодня актуален для подавляющего большинства наших соотечественников, русской эмиграции и, - конечно же, - всех бывших  республик СССР. Многократно юбилей революции обсуждался и за рубежом, собственно во всем мире. Всеобщим выводом прозвучал приговор – революция 1917 года не осмыслена, выводов не сделано.

Но это не так. Сами же обсуждавшие многократно говорили о проблемах перед революцией, которые  так или иначе решались в советское время. Значит революция стала механизмом решения проблем.

0

5

И наконец последнее. Представляется, что в год столетия революции было бы логично учредить День Русской Революции со статусом государственного праздника. Причем соединив в таком празднике и память о событиях 1825 года, и революцию 1905-1907 годов, да и события 1991 годы было бы уместно вспомнить. О назначении даты такого праздника следует говорить отдельно, однако, учитывая распределение различных праздничных дней в России, 7 ноября не лишено смысла. Действительно, ярко и празднично украшенные улицы поздней осенью оживляли бы настроение. Если бы сюда добавились, например, костюмированные представления с участием декабристов, или же пронос огромного флага России, как это было в 1991 году, то вероятно это было бы неплохо. День 4 ноября, современный праздник, более чем достойная дата, но он «не прижился». Несколько лет прошло, но этот праздник не проявил себя. День же 7 ноября вспомнила не только вся Россия, но и весь мир, судя по иностранной прессе. И представляется, что рано или поздно в России появится День Русской Революции, неважно даже какая дата будет выбрана для него.

1. Этнос рассматривается согласно концепции Л.Н.Гумилева - Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. – М.: “Институт ДИ-ДИК”, 1997. – 544 с. Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. – М.: Экопрос, 1993. – 576 с. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. – 496 с.

2. Шмурло  Е.Ф. Курс русской истории  [Электронный ресурс]. – URL: http://dugward.ru  (дата обращения: 10.10.2017)

3. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения, 1991. – 336 с.

+2


Вы здесь » Россия - Запад » Русская революция » Т.В.Партаненко - Возраст революции, революция возраста