Эта история стала основой документального-фильма-расследования, к монтажу которого я  приступил. Фабула произошедшего. 25 марта 2008г в г. Щекино Тульской области при вскрытии «бесхозной квартиры» (как считали) обнаружили мумифицированное тело 68-летней пожилой женщины Валентины Павловны Абрамовой, которую все забыли и за прошедшие годы тело ее мумифицировалось. Было установлено, что одинокая женщина умерла не позже первой половины 1995г. Т.е. она пролежала в  многоквартирном доме, забытая людьми и социальными службами,  13 лет.

Я никак не  мог настроиться на съемки фильма в силу разных причин, но понял, что моя душа не успокоится, пока я не проведу свое расследование и не отвечу на вопросы: как ЭТО случилось, кто была Валентина Павловна Абрамова, бывший преподаватель музыки по классу народных инструментов, где ее похоронили и похоронили ли  вообще.

В 2013г. я  хотел было запустить  картину, но личные проблемы (и не только) не дали сделать этого тогда. Съемки начались 2-3 года назад. Весь материал отснят и полным ходом идет монтаж.

Мы смогли ответить на вопросы и даже обнаружить место, где Валентину Павловну закопали соцслужбы как «невостребованное тело».

На второй и  третий вопрос зрители увидят ответы в фильме, но что касается первого (где фигурируют социальные службы) это очень «интересно».

Во время съемок фильма удалось выяснить, что у нас в стране Пенсионный Фонд не  интересуется, почему человек неожиданно перестает получать пенсию. Если пенсионер не открывает почтальону дверь  полгода – пенсия замораживается, а еще через полгода замораживается и  сам лицевой счет. При этом сотрудники ПФР не обращаются в полицию с информацией о том, что одинокий пенсионер целый год не открывает дверь и не получает средства к существованию. ЭТО НЕ ВХОДИТ В ИХ ИНСТРУКЦИИ.

У  департаментов соцзащиты населения (по крайней мере, в данном регионе) нет единой компьютерной базы одиноких пенсионеров или инвалидов. Они по старинке надеются, что старик (или бабулька) сами обратятся в социальные  службы или это сделают «ну очень сердобольные соседи».

Участковые, которые обязаны раз в полгода обходить участок и контролировать проблемные квартиры (не только где живут рецедивисты или устроены притоны, но и жилища одиноких больных пенсионеров, которые могут стать легкой добычей черных риэлторов или просто заболеть и умереть, как в нашем случае) этого не делают. УВД региона даже не стало давать нам комментарий, отделавшись издевательской отпиской.

ЖКХ (ЖЭУ, ЖКО, теперь УК) должны два раза в год, зимой и осенью, проходить подведомственные дома на предмет выяснения состояния коммуникаций, состояния квартир, узнавать потребности жильцов. Но и этого не делается.

Вообще, история с ЖКХ самая «мутная». Когда долг Валентины Павловны Абрамовой достиг 42 000 руб. и ящик забился квитками  до отказа, квитанции неожиданно перестали приходить. Что это? Трудно сказать. Тех людей и ЖКХ-компаний уже нет, новые разводят руками. Наши эксперты не исключают даже наличие в этом демонстративном «забытии» муниципальной квартиры криминальной подоплеки….

Короче, социальные службы, или слишком бездушно и буквально выполняли свои обязанности, или совсем их не выполняли. А соседи…А что соседи… Смотрите фильм. А пока сюжет о нем, который сняли наши коллеги-молодые журналисты радиостанции «Свобода» (Москва).

P.S. В ходе работы над фильмом стало понятно, что мы расследуем не  эксклюзивный случай. В России счет людей, которые прямо сейчас лежат забытые и  мумифицированные в своих квартирах-склепах, может идти на десятки и даже сотни (а может и тысячи, но в это даже не хочется верить).

Валерий Отставных, режиссер-документалист, член КиноСоюза России.