Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » Декабристы » О.Н.Шилова, Т.В.Партаненко - Декабристы – Запад – Русская Идея


О.Н.Шилова, Т.В.Партаненко - Декабристы – Запад – Русская Идея

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

О.Н.Шилова
Т.В.Партаненко

Декабристы – Запад – Русская Идея

Историко-психологические аспекты взаимовосприятия России и Запада: Материалы XLIV Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 17 декабря 2018 г./Под ред. д-ра ист.наук, проф. С.Н.Полторака. СПб.: Полторак, 2018. 165 с. -   С. 153-158.

Исследования декабристов не только огромны, но и воистину безбрежны, впору говорить об отдельном направлении исторической науки. В постсоветский период исследования значительно умножились. Все, что ранее считалось невозможным к оглашению, подобно темам масонства, критики декабристов, выплеснулось в огромном объеме. Сюда же добавилось и огромное количество публицистики, в большинстве достаточно низкопробной, когда автор пренебрежительно похлопывал по плечу героев 1825 года, но часто и достаточно интересной. Прикасаясь к теме декабристов, через какой-то время начинаешь задаваться вопросом – а существует ли в этом мире кто-то, кто так или иначе, их не коснулся. И все же – появляются новые исследования, часто оригинальные и интересные. Существует и амбивалентность исследований. Разные авторы, исследуя, например, влияние Запада и западных идей на декабристов множественно и убедительно доказывают решающую роль такого влияния. Но одновременно с этим появляются не менее убедительные исследования, доказывающие безупречно полное отсутствие оного. При этом спорить ни с первыми, ни со вторыми невозможно. Все это свидетельствует о неиссякаемом интересе к декабристам и потребности осмысления этого опыта отечественной истории.

Остается только самостоятельно обратиться к наследству декабристов. Но и самостоятельное обращение к мемуаристике, следственным делам декабристов ставит исследователя в тупик – западное влияние очевидно, как очевидно и отсутствие этого влияния. И тогда остается ответить себе на вопрос о том, что же побудило декабристов к восстанию, попытаться определить не поводы, но причину их действий.

Западное влияние на декабристов не может не существовать. В начале XVIII века  Петр I обращается к опыту Запада, во второй половине этого века начинается культ Франции в России. Появляется множество французских учителей и воспитателей, оторванные от родины, они рисуют своим воспитанникам идиллические картинки французской жизни, которые влюбляются в эту далекую страну и знают ее культуру, географию подчас лучше самих французов. В высших кругах французский язык становится языком общения, в Россию во множестве пересылается французская литература. Влиянием Франции объяснял движение декабристов и Л.Н.Толстой. Он задумывает роман «Декабристы» и неоднократно переписывается с участниками движения. В итоге 1825 год он называет «годом несчастий и заблуждений», и считает, что само движение имело целью «офранцуживание России». [1, с. 237]

0

2

Но эта идеализация Франции своеобразна, она имеет мало отношения к французским реалиям и никак не предполагает тяготения познакомиться с ними. Многие декабристы неоднократно бывали в Западной Европе, но их дневниковые записи об этих событиях весьма скудны в описании жизни и нравов Западной Европы. Это можно понять в отношении периодов войн с Наполеоном, но незаинтересованность проявляется и в другие времена, действительна интересной остается только культура. Какое-то внимание к западным странам  проявляет Ф.Н.Глинка. Но это русский военный поход и это главная тема в его дневниках. В Германии Глинка внимателен к природе и культуре, но не оставляет вниманием и нравы. Многочисленны браки немок с русскими, который «ищут души, а не душ». «Любопытно смотреть, как немцы и русские играют в банк. Первые ставят — гроши; другие — червонцы. Те при проигрыше морщатся; а эти — ничего! Ведь и по этаким мелочам можно узнавать характер народов.» Наконец Глинка приезжает во Францию - «La belle France! Прелестная Франция! — восклицают беспрестанно французы-учители. — Вот земной рай!.. Переезжайте Рейн, и вы увидите цветущую землю, счастливый народ, на каждом холме — виноград, в каждой долине — деревню! На что ни взглянете, все удивит, утешит и очарует вас. Там (во Франции) деревья обременены плодами, нивы — волнующимися жатвами, окрестности веселящимся народом. Переезжайте за Рейн, и вы увидите страны благополучные, изобилием и многолюдством кипящие». Вот в чем уверяют бродяги французские и вот чему, к несчастию, верят люди русские!.. Переезжают за Рейн — и где votre belle France! Где ваша прелестная Франция...Ужасно опустелые края, земля нагая, деревья увядшие и повсеместное безлюдье. Вот что представляется глазам: вижу пространство, но не вижу деревень; поля необработаны, окрестности унылы, тернии и волчцы растут на месте жатв!» и покидая Париж декабрист восклицает: «Любезные французы! Прелестные француженки! Вы нас пленили, очаровали, просветили, вы офранцузили нас!.. Читайте ж в душах наших усердное, пламенное желание подражать вам всегда! Так, мы употребим все усилия, чтобы общества обеих столиц наших одушевились, украсились умом и духом французским. (Так говорит француз за русских, а истинные русские, верно, повторять будут в утренних и вечерних молитвах своих: «Избави, господи, от мора, потопа, огня и французского духа!..) [2]

Многие годы провел в Европе декабрист Н.И.Тургенев, но внимание его обращено прежде всего к житейским и бытовым проблемам, интерес для него представляет по большей части русские дела и искусство:  «Будучи в Италии, смотрю на картины и т. п. Что же здесь иначе делать? Но не могу сказать, чтобы это меня очень занимало. Ал. Дм. Чертков может засвидетельствовать вам рвение и усердие, с которыми я таскался по церквам и монастырям Флоренции, чтобы видеть картины, фрески и пр. Самое лучшее в этих походах было для меня общество Черткова» [3]

0

3

Непосредственное идеологическое влияние Запада на декабристов схематично, но просматривается в их ответах на следственную анкету. Седьмой вопрос этой анкеты был сформулирован таким образом: «С котораго времяни и откуда заимствовали первыя вольнодумческия и либеральныя мысли т. е. от внушения ли других, или от чтения книг, и каким образом мнения сего рода в уме вашем укоренялись?» Большой развернутый ответ представил Павел Пестель: « Когда я получил довольно основательные понятия о Политических Науках, тогда я пристрастился к ним. Я имел пламенное Рвение и Добро желал от всей Души. Я видел что Благоденствие и Злополучие Царств и Народов зависит по большой части от Правительств, и сия уверенность придала мне еще более склонности к тем Наукам, которыя о сих предметах разсуждают, и путь к оным показывают. Но я с начала занимался как сими науками, так и вообще чтением Политических Книг со всею кротостию и без всякакого вольнодумства с одним желанием быть когда-нибудь в свое время и в своем месте полезным слугою Государю и Отечеству.» И далее он подробнее перечисляет западные источники и результаты своих рассуждений. И.Д.Якушкин сообщает о своих сравнениях западной и отечественной жизни, подтолкнувших его к стремлениям что-то изменить. И.М.Спиридов говорит о наблюдениях за беззакониями русской действительности как толчке к стремлению изменить и улучшить правительство. Петр Борисов видить корни своего стремления к свободе в чтении Плутарха и Корнелия Непота. С.Г.Волконский считал, что «с 1813 Года первоначально заимствовалься, вольнодумческими и либеральными мыслями, находясь с войсками по разным местам Германии, и по сношением моим с разными частными лицами тех мест где находилься. Более же всего подучил наклонность к таковому образу мыслей во время моего пребывания в Конце 1814 и в начале 1815 Года в Париже и Лондоне, как господствующее тогда мнение. Как в чужих краях так и по возвращению в Россию, вкоренилься сей образ мыслей книгами к тому клонящимися.» С.И. Муравьёв-Апостол отвечает очень кратко: «Так называемыя либеральныя мнения родились во мне, ни почьему внушению, но по собственным размышлениям и чтением книг и с 1818-г году оне сделались главным предметом моих занятий.» Краток и И.И.Пущин: «Свободный образ мыслей по естественному ходу духа времени заимствовал я от чтения политических книг, коим занимался по выходе из Лицея в свободное время от службы. Никто неспособствовал к укоренению сих мыслей во мне.» Князь С.П.Трубецкой указывает на свое возмущение отсутствием конституции в России в отличие от множества других стран. М.С.Лунин предельно краток: «Свободный образ мыслей по естественному ходу духа времени заимствовал я от чтения политических книг, коим занимался по выходе из Лицея в свободное время от службы. Никто неспособствовал к укоренению сих мыслей во мне.» Причины самые разные, но везде так или иначе подчеркивается, что главным для присоединения к движению стали собственные наблюдения и размышления. [4]

0

4

В самом обобщенном виде требованиями декабристов были установление конституционной монархии, что позволило бы им реализоваться личностно, и отмена крепостного права, что давало возможность к личностной реализации русского народа. Императорская единоличная власть, сословность, крепостное право действительно пресекало личностные движения. Но в этих же временах присутствует и А.С.Пушкин, эти же проблемы он тоже решает. Споров и полемик о степени причастности и погруженности Пушкина в движение декабристов огромное количество. Резкое отношение поэта к русскому императору, который виделся ему как «Плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой» [5], известно. Он дружен с многими декабристами, присутствует на их собраниях, где «Читал свои Ноэли». В сказке же этой у Пушкина Дева Мария успокаивает плачущего младенца Христа:  «Не плачь, дитя, не плачь, сударь: вот бука, бука — русский царь!»[6]. Но, тем не менее, мы знаем факты о том, что Пушкин не поехал в Петербург, хотя, как говорят, и намеревался. Незадолго, за два месяца до выступления декабристов,  Пушкин пишет легендарное большое стихотворение «19 октября 1825». И поднять бокал он предлагает друзьям за царя: «Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал лицей.» [7]Стихотворение не может не быть откликом на современные ему идеи и идеологии Что формулирует Пушкин как высшие ценности своего исторического момента? – Прежде всего высшую ценность союза друзей: «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен». Союз, община, консорция – высшая ценность, но этот же союз служит личностной реализации каждого его участника, каждый в этом союзе оригинален и ценен. Но ценностью каждого члена союза становится благополучие самого союза как такового. Связывающей основой здесь становится дружба, именно эту дружбу лицеисты не предали в самые смутные и тяжкие моменты. При этом дружба понимается как комплиментарные взаимоотношения, предполагающие благополучие «другого» залогом собственного благополучия, и наоборот – несчастья или гибель «другого» - уроном и нарушением собственной внутренней структуры, вплоть до физиологических угроз. Легендарный отечественный дипломат А.М.Горчаков невзирая на опасности ущербов своей карьеры, - и даже возможного причисления к декабристам! - 15 декабря 1825 года пытается помочь уехать из России И.Пущину. Он весьма как знаком с крамольными идеями друзей, но никого не предал. 

Многократно говорилось о глубокой преданности Пушкина освободительным идеям, считавшего себя наследником и продолжателем великого дела декабристов, но крупнейший отечественный исследователь Ю.М.Лотман усомнился в безаппеляционности этого. Он приводит эпизод раздражения и возмущения Н.И.Тургенева, когда он получает из России от своего брата Х главу «Евгения Онегина» - «Стихи о мне Пушкина заставили меня пожать плечами. Судьи, меня и других судившие, делали свое дело: дело варваров, лишенных всякого света гражданственности, цивилизации. Это в натуре вещей. Но вот являются другие судьи. Можно иметь талант для поэзии, много ума, воображения, и при всем том быть варваром. А Пушкин и все русские, конечно, варвары» [8, c. 468-469] Анализируя ситуацию, исследователь приходит к выводу о том, что поэт ироничен в описании декабристов: «стихи эти не задевали ни благородства, ни добрых намерений декабристов. Они лишь ставили под сомнение серьезность их действий.»[8, с. 470]

0

5

К началу XIX века, родившийся в конце XIV века, русский этнос вступает в фазу надлома. Если этнос сравнить с индивидом, а это допустимо, То это возраст зрелости, средний возраст. И этот возраст требует осмысления и формулировки своего предназначения. Сложность этого явления известна и для людей, и для этносов. Для Франции это столетняя война, для Германии лютеранство. (Этнос рассматривается согласно концепции Л.Н.Гумилева [9, 10, 11]).
                                       
Движение декабристов появилось как результат объективного возрастного требования русского этноса, требования осмысления и реализации этнической доминанты «союза», «общины», «консорции». Реализации личности, но реализации во имя благополучия «союза». Бессмысленно ставить вопрос о том проявилась ли бы это в отсутствии западного влияния, поскольку оно было обусловлено еще временами Петра I, Екатерины II, а затем войной и победой над Наполеоном. Можно ставить вопрос о точечном, личностном влиянии на некоторых декабристов, но не на само движение.       
                         
И наконец, последнее. Движение декабристов потерпело поражение, но сами декабристы стали блистательной легендой в русской памяти, где ни о каких  влияниях часто и не подозревают, где они близки и понятны, где навсегда остались «На рассвете полки - от Синода к Сенату, как четыре строки»

0

6

1. Сыроежовский Б. Три письма Л.Н. Толстого к декабристу П.Н. Свистунову // Красный архив. 1929. № 6.

2. Глинка Ф.Н. Письма русского офицера о Польше, австрийских владениях, Пруссии и Франции : С подроб. описанием Отеч. и загранич. войны с 1812 по 1815 г. : В 5 ч / Писаны Федором Глинкой. - [Печ. с изд. 1815 г. без перемен]. - Москва : тип. "Русского", 1870. [Электронный ресурс]. – URL: http://d1825.ru (дата обращения: 09.11.2018)

3. Письма П. Я. Чаадаева и комментарии к ним. Письма разных лиц к П. Я. Чаадаеву. Архивные документы //П. Я. Чаадаев. Полное собрание сочинений и избранные письма. - В 2-х т. - М., "Наука", 1991. –Т. 2 [Электронный ресурс]. – URL: http://d1825.ru (дата обращения: 09.11.2018)

4. Ответ декабристов на анкетный вопрос о зарождении вольнолюбивых мыслей [Электронный ресурс]. – URL: http://d1825.ru (дата обращения: 09.11.2018)

5. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Глава 10. [Электронный ресурс].  - URL: http://www.as-pushkin.ru (дата обращения: 09.11.2018)

6. Пушкин А.С. Сказки: Noël. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.as-pushkin.ru (дата обращения: 09.11.2018)

7. Пушкин А.С. 19 октября 1825. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.as-ushkin.ru (дата обращения: 09.11.2018)

8. Лотман  Ю.М. О композиционной функции "десятой главы" "Евгения Онегина" // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; "Евгений Онегин": Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 468—471.

9. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. – М.: “Институт ДИ-ДИК”, 1997. – 544 с.

10. Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. – М.: Экопрос, 1993. – 576 с.

11. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. – 496 с.

0


Вы здесь » Россия - Запад » Декабристы » О.Н.Шилова, Т.В.Партаненко - Декабристы – Запад – Русская Идея