С.Н. Полторак, А.В. Зотова
Адаптация россиян к новой финансовой ситуации
в конце 1991–1992 гг.
Историко-психологические аспекты распада Советского Союза: исторические параллели и опыт осмысления: Доклады L Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 13 декабря 2021 г. / под ред. д-ра ист. наук, проф. С.Н. Полторака. - СПб.: Полторак, 2021. - С.89-92.
Аннотация. В статье дается краткая оценка историко-психологи-
ческому состоянию россиян в конце 1991–1992 гг. Подчеркивается, что
незыблемая вера в Советский Союз позволила легче адаптироваться
к условиям постсоветской России. Сохранение на короткий срок
советских денег хотя и затрудняло материальное положение людей,
опосредованно влияло на их веру в то, что «все будет хорошо».
Ключевые слова: распад СССР, финансы, инфляция, обнищание
россиян.
Adaptation of Russians to the New Financial Situation
at the End of 1991–1992
Abstract. The article provides a brief assessment of the historical and
psychological state of Russians at the end of 1991–1992. It is emphasized
that unshakable faith in the Soviet Union made it easier to adapt to the
conditions of post-Soviet Russia. The preservation of Soviet money for a
short time made the material situation of the people difficult, but influenced
their belief that «everything will be fine».
Keywords: collapse of the USSR, finance, inflation, impoverishment
of Russians.
Не только россияне, но и жители всего постсоветского простран-
ства считали, что Советский Союз незыблем. Даже после распада стра-
ны, в подсознании это видение незыблемости продолжало оставаться.
Формирование новых независимых государств и их обновленный
союз в виде СНГ воспринимался как несерьезная и временная затея.
Большинство россиян расшифровывали СНГ не как Содружество
независимых государств, а как предновогоднюю шутку. Поэтому СНГ
расшифровывали как «С Новым годом!». На подсознательном уровне
в жизни бывших советских людей почти ничто не изменилось. О «не-
серьезности» новой ситуации свидетельствовал и тот факт, что в ходу
по-прежнему были советские деньги.