Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » С Праздником! » Православный календарь


Православный календарь

Сообщений 1 страница 20 из 140

1

04 сентября 2009 г (22 августа по старому стилю)День Грузинской иконы Божией Матери
Согласно сказанию, икона, называемая Грузинской, была вывезена персами из Грузии и в 1622 г. куплена в Персии ярославскимо купцом Григорием Лыткиным. Руководствуясь бывшим ему видением, он отправил икону в северный монастырь на Пинеге. В 1654 г. икона, привезенная в Москву, прославилась как чудотворная во время эпидемии чумы. Молившиеся перед иконой получали исцеление. В память этих событий знаменитый иконописец Симон Ушаков сделал список с образа. Чудотворная икона была увезена на Пинегу. Сохранилось ее краткое описание, но сама икона не дошла до нас.
Празднование иконы 22 августа, день принесения в Черногорский монастырь, установлено в 1658 г.
Иконография, соответствует типу «Одигитрии». Богоматерь изображена фронтально со слегка повернутой и склоненной к Младенцу головой. Полы мафория расходятся на груди, открывая хитон. Младенец — на левой руке, правая рука Богоматери — в деисусном положении как знак поклонения Сыну. Иконографический тип имеет близкие аналогии среди памятников ХV-ХVI вв., происходящих из Кахетии в Грузии.
Тип «Путеводительница» («Одигитрия»). На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный — это путь к Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке.
http://www.orthodoxworld.ru/ru/miracleicon/15/index.htm

+1

2

05 сентября (23 августа по старому стилю)
Икона Успения Божией Матери "Семигородная"

http://www.booksite.ru/fulltext/kha/rov/sk/13.htm
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
А. А. Рыбаков
УСПЕНСКАЯ СЕМИГОРОДНАЯ ПУСТЫНЬ И ЕЕ СВЯТЫНИ
      Успенская пустынь находилась в Семигородской волости Кадниковского уезда. Волость получила свое наименование по главному в этой местности кусту поселений, располагавшихся, подобно Древнему Риму, на семи холмах, или, как говорили и писали о них в старину, на Семи Горах. До выделения Кадниковского уезда Семигородская волость относилась к Заозерской трети Вологодского уезда[1].
      По преданию, пустынь основана иноками — выходцами из Дионисиева Глушицкого моностыря, но вскоре запустела из-за гибели населения от чумы. Своим возникновением эта легенда обязана двум старинным иконам — «Успение Богородицы» и «Иоанн Предтеча в пустыне», почитавшимся как произведения, написанные рукой преподобного Дионисия Глушицкого, и составлявшим славу пустыни[2]. По сведениям писцовой книги Вологодского уезда 1628—1630 годов, в начале XVII столетия на месте Семигородной пустыни существовал Успенский погост с деревянной церковью клетского типа во имя Успения Богородицы. Составлявшие перепись писцы об этой церкви записали, что она «от литовского разорения» запустела и службы в ней не ведется («стоит без пения»); построена же та церковь была иждивением «тое ж Семигородцкой волости крестьян»[3].
      В монастырской летописи сообщается, что восстановление разоренной Успенской церкви и возобновление в ней церковнослужения было предпринято старицей Московского Новодевичьего монастыря Иулианией, происходившей из рода белозерских дворян Медведевых, в конце XVI - начале XVII века. Она тяжело болела, была парализована и на протяжении трех лет оставалась без движения. В 1593 году молитвами, обращениями к Богородице она чудесным образом в результате явления ей Божьей Матери получила исцеление, по данному обету пришла в Семигородскую волость к Успенскому храму и обнаружила в нем сохранившиеся старинные иконы, в том числе чудотворную икону «Успение Богородицы». С 1602 года в Успенской церкви восстановили богослужение, а в 1632-1633 годах близ нее поставили несколько деревянных келий для пришедших сестер и положили таким образом начало женской Успенской пустыни. С 1643 года настоятельницей пустыни стала старица Мариамна, которая построила в пустыни вторую деревянную церковь во имя Казанской иконы Богоматери с приделом Николая Чудотворца и колокольней. Но после 1648 года за какую-то провинность старица Мариамна подверглась церковному наказанию и была отдана «под начал» в Вологодский Горний девичий монастырь, а сестры из пустыни разошлись. Монашеская жизнь в пустыни была восстановлена в 1651 году, но с этого времени обитель стала уже мужской[4].
      Первой каменной постройкой в Семигородной пустыни стала Успенская пятиглавая соборная церковь, возведенная в 1753 году при настоятеле строителе Феофилакте. Позднее церковь неоднократно ремонтировалась (в том числе после сильного пожара 1809 г.), серьезной перестройке с увеличением объемов она подверглась в 1859-1864 годах. В конце XVIII века деревянные стены вокруг пустыни были заменены невысокими каменными; в это же время вместо деревянных келий начато было возведение каменных[5]. Каменная надвратная церковь построена в середине XIX века на средства вологодского помещика П. И. Цорна по его собственному проекту[6].
      Относительно благополучно пережив драматическую для многих монастырей екатерининскую секуляризационную реформу 1760-х годов, Успенская Семигородная пустынь в первой четверти XIX века считалась одной из «достаточных» обителей Вологодской епархии.
      Число монашествующей братии в ней было сравнительно невелико, даже в лучшие времена оно не превышало 16 человек; но при этом в пустыни проживало много послушников и трудников, практически бесплатно выполнявших большинство монастырских работ[7]. Во владении пустыни находились земли при устье реки Катромы, а также часть Катромского озера, где были устроены монастырские рыбные ловли, существовали рыболовецкая изба и амбар. Эти ловли являлись существенным подспорьем для экономического благополучия пустыни, поскольку рыба составляла преобладающую часть монашеского рациона. Здесь же монастырскими властями была устроена мельница; мельница принадлежала пустыни и в селе Александрове на реке Кихти[8].
      Денежные доходы пустыни, употреблявшиеся на оплату разного рода покупок и монастырских работ, составлялись из нескольких источников. Значительной их частью являлись взносы и пожертвования благотворителей и состоятельных паломников, приходивших на поклонение пустынским святыням. Среди благодетелей Семигородной пустыни, имена которых заносились на помин души в монастырский синодик, были многие известные вологодские и кадниковские дворянские и купеческие роды. В сохранившемся синодике Успенской пустыни XIX века (начат при епископе Вологодском и Устюженском Онисифоре, бывшем на кафедре в 1814— 1827 гг.) значатся семьи вологодских дворян Зубовых, Бердяевых, Золотиловых, Брянчаниновых, Межаковых, Левашовых, вологодских купцов Цорна и Барша, богатых устьяновских крестьян (ставших позднее купцами) Никуличевых[9].
      Обычные же доходы пустыни происходили от продажи свеч, от молебнов, из кружки, находившейся на постоялом дворе, куда опускали свои пожертвования постояльцы — паломники незнатных родов, от продажи льна, выращивавшегося на монастырской земле. Кроме того, часть рыбных ловель на Катромском озере, а также бывшая здесь мельница в некоторые годы отдавались в кортому, денежные средства от которой поступали в монастырскую казну[10]. Немалый доход приносили пустыни многочисленные богомольцы самого различного чина и звания, массами прибывавшие в пустынь по праздникам для участия в крестных ходах и на исповедь. Так, в 1904 году у исповеди в пустынском Успенском соборе побывали 584 человека из различных мест Российской империи: из Задонска, Касимова, Псковской губернии, а также из Устюжского, Шенкурского, Никольского уездов, из Костромской губернии. Среди них были крестьяне, купцы, учителя, даже телеграфист со станции «Семигородный монастырь» Федор Дмитриев, от роду 21 года. В 1909 году таких паломников было уже 1139 человек[11].
      Однако же главные доходы Успенской Семигородной пустынью в XIX — начале XX века получались от крестьянских ходов и молебнов, устраивавшихся «с участим» чудотворной иконы «Успение Богородицы»[12]. Такие крестьянские ходы и молебны происходили во время больших календарных праздников. Но особенной популярностью пользовались шествия и выносы чудотворной иконы, предпринимавшиеся по случаю каких-либо чрезвычайных обстоятельств, чаще всего стихийных бедствий или эпидемий.
      Выдающимся вологодским историком-краеведом XIX века П. И. Савваитовым описан один из таких случаев. В 1830— 1831 годах в Вологде и ее окрестностях свирепствовала эпидемия холеры, которую не могли остановить предпринимавшиеся светскими властями меры. Тогда в июне 1831 года по предложению верующих священник церкви Иоанна Предтечи в Рощенье протоиерей Петр Васильев был послан за чудотворной иконой «Успение Божией Матери» в Семигородную пустынь. На протяжении семидесятиверстного пути из Семигородной пустыни до Вологды икону несли на руках многолюдным шествием, с хоругвями и крестами. 22 июля икона была доставлена в Вологду и поставлена в Софийском соборе, где перед ней было совершено торжественное богослужение при большом стечении народа и духовенства. В последующие дни были предприняты крестные ходы с этой иконой из Софийского собора в различные приходские храмы, а также в некоторые частные дома. После этого эпидемия резко пошла на убыль, и благодарные вологжане украсили икону сребропозлащенной ризой (окладом)[13].
      Обе почитавшиеся в Семигородной пустыни иконы сохранились и находятся в настоящее время в экспозиции Вологодского музея-заповедника, куда они доставлены в 1926 году после ликвидации пустыни[14].
      По старинным описаниям пустыни, для чтимых икон в храмах обители существовали специальные киоты и сени, где они устанавливались в дни торжественных богослужений. Обе иконы были богато украшены серебряными позолоченными окладами с драгоценными камнями, жемчугами и эмалью. Для иконы «Успение» при настоятельнице Мариамне между 1643 и 1645 годами была изготовлена широкая рама, где на верхнем поле изображены «Святая Троица» и «Богоматерь во славе», на боковых полях — вселенские и московские святители, на нижнем поле — богородичные праздники («Зачатие», «Рождество», «Введение во храм» и «Покров»)[15].
      В результате реставрационных работ, произведенных на иконах в 1927 — 1966 годах, с них удалены позднейшие наслоения, искажавшие цвет и рисунок оригиналов, и выявлена относительно неплохо сохранившаяся живопись, которая датируется XV столетием и может быть соотнесена с последним периодом жизни прославленного северного иконописца преподобного Дионисия Глушицкого, умершего в 1437 году в возрасте 75 лет. Но могут ли эти уникальные памятники иконописи вологодского Севера почитаться как произведения, написанные им собственноручно?
      На иконе «Успение Богородицы» представлена сцена прощания апостолов с преставившейся Марией и восприятия ее души Иисусом Христом. Богоматерь возлежит на ложе, накрытом красным покрывалом. Над ней в шатрообразной синей мандорле-сиянии возвышается фигура Христа с завернутой в белые пелены фигуркой — душой Марии — на руках. По сторонам в скорбном молчании предстоят апостолы и два святителя (подписи у святителей не сохранились, но по иконографическим особенностям можно определить, что это Иаков и Иерофей). Действие происходит в Синодской горнице, что уточняется архитектурным стаффажем на фоне и графически обозначенной выгнутыми в виде дуги линиями Иерусалимской стены. Композиция стены «Успения» дана в сокращенном иконографическом изводе (без стен перенесения апостолов на облаках и наказания нечестивого Авфония), как она сложилась в византийском искусстве к X столетию.
      На другой иконе изображен Креститель Иоанн, живший, по Евангелию, в пустыне и облаченный во власяницу, прикрытую грубым плащом. В левой руке он держит свиток, надпись на котором не сохранилась (обычно это слова из его проповеди «Покайтеся, приближибося...»), а правая его рука в жесте моления обращена к небу, символически изображенному в виде голубой сферы с благословляющей рукой Божией в правом верхнем углу иконы. За спиной Предтечи написано полузасохшее дерево, символизирующее грешный род человеческий, с топором у его корня (напоминая о необходимости готовиться к Судному дню, Предтеча в той же проповеди предупреждал: «И секира бо уже при корени древа»). В качестве указания на высокую степень духовного восхищения Крестителя и на его жертвенную миссию изображены возносящиеся ввысь горки и усекновенная глава Иоанна на блюде Саломеи.

      Проблема атрибуции чтимых икон Семигородной пустыни как творений Дионисия Глушицкого осложняется двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимо отметить, что эти иконы написаны в разной манере, в разных стилистических ключах. «Успение Богородицы» с его чистыми и звучными голубыми и киноварными тонами на прозрачном охристом фоне написано рукой мастера, воспитанного в системе художественных традиций Ростова Великого. Вологодский уроженец Дионисий Глушицкий (в миру Димитрий) в молодые годы принял постриг в Спасо-Каменном монастыре, управлявшемся тогда ученым греком, выходцем из Афона, Дионисием Святогорцем и относившемся к юрисдикции ростовских владык. Именно в Спасо-Каменном монастыре осваивал в молодости преподобный Дионисий премудрость иконного художества, и черты ростовской художественной традиции в его творчестве были бы вполне объяснимы. Но такие особенности иконы, как неуверенное владение пропорциями в изображении крупноголовых фигур персонажей, а также неровная и нечеткая графика букв и ошибки в титульной надписи иконы (перевернутое «У», «ОУСПЛЕНИЕ» вместо «ОУСПЕНИЕ», «ПРИСТЫ» вместо «ПРЕСТЫ») не свидетельствуют о тренированной руке мастера и искусного иконописца, каким предстает преподобный Дионисий со страниц жития, написанного его учеником.
      Иным является изобразительный язык иконы «Иоанн Предтеча в пустыне». Это произведение отличается более сдержанным и благородным, почти монохромным колоритом, основанным на тонком созвучии охристо-коричневых красок с редким включением светлого и жидким слоем нанесенного голубца. Эта манера ближе к монастырскому письму мастеров, представлявших на Руси в XIV — XV веках греко-балканскую традицию художественной культуры. Многие греческие художники работали в это время в Твери, Ростове, Москве и Новгороде. Грек Дионисий, вероятно, содействовал появлению их и в Спасо-Каменном монастыре, где Дионисий Глушицкий и мог воспринять их приемы письма. Однако удлиненные пропорции фигуры Предтечи, свободная живописная пластика письма, отсутствие ковчега на иконной доске как будто говорят о более позднем времени исполнения иконы, чем годы жизни и деятельности преподобного Дионисия.
      Устной и позднейшей письменной традицией преподобному Дионисию Глушицкому приписывалось более тридцати чтимых икон, хранившихся и почитавшихся в храмах и монастырях Вологодской епархии. Однако большая часть сохранившихся из них и реставрированных к настоящему времени оказалась написанной разными мастерами не ранее XVI—XVII веков. Иконы Семигородной пустыни в этом ряду являются самыми ранними и близкими по времени преподобного Дионисия. Дальнейшее более углубленное их изучение, возможно, позволит решить вопрос о его авторстве относительно этих святынь Успенской пустыни.
      Ныне Семигородная пустынь вновь разорена и безлюдна. Но активно развивающиеся в наши дни процессы восстановления традиционных форм духовной жизни, возрождения православных храмов и монастырей на обширных пространствах Вологодской епархии дают основание надеяться, что они коснутся и этой небольшой, но славной в прошлом обители и вдохнут в нее новую жизнь.

ПРИМЕЧАНИЯ

      1 Успенская Семигородная пустынь находилась в северо-восточной части Вологодского уезда, неподалеку от Кубенского и Катромского озер, в верстовом измерении — от Вологды в 70, от Кадникова в 30 и от Покровского Глушицкого монастыря в 20 верстах.
      2 О Семигородной пустыни и о хранившихся в ней иконах, созданных, по преданию, преподобным Дионисием Глушицким, см.: Описание о начале Успенской Семигородной пустыни. СПб., 1823; Савваитов П. И. Описание Семигородной Успенской пустыни СПб., 1856 (дополненное переиздание этой работы позднее напечатано в «Вологодских епархиальных ведомостях». 1870. № 6. Прибавления. С. 201—220; отдельное издание: Вологда, 1881); Мерцалов А. Е. Монастыри-колонизаторы. (Материалы к истории колонизации на севере России) // Вологодская старина. СПб., 1889; Лебедев В. Иконописные труды преподобного Дионисия Глушицкого чудотворца. Вологда, 1900. С. 7—11; Лебедев В. Семигородная Успенская пустынь и приписной к ней Николаевский Катромский монастырь. Вологда, 1901; Вздорнов Г. И. Вологда. Л., 1972. С. 58; Воронов А. А., Соколова Е. Г. Чудотворные иконы Богоматери. М., 1993. С. 109; Рыбаков А. А.. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской ХIII-XVIII вв. М., 1995. С. 214-215, илл. 136- 137; и др.
      3 Савваитов П. И. Описание Семигородной Успенской пустыни и упраздненного Катромского Николаевского монастыря. Вологда, 1881. С. 5.
      4 Там же. С. 6-7.
      5 Кирпич на строительство стен и келий заготавливался с 1787 г. в деревне Залесье Закуштской волости, а возведение каменного строения производилось в 1794—1797 гг. прилуцкими каменщиками Кириллом и Андреем Алексеевыми-Водолазовыми. См.: Расходные книги Успенской Семигородной пустыни за 1787 — 1788 и 1794-1798 гг. (ГАВО. Ф. 524. Оп. 1. Д. 7, 8). В 1847 г. послушником Успенской пустыни Петром Кониным был составлен проект устройства новой, значительно увеличивавшей площадь пустыни каменной ограды. См.: Планы и проекты строений и иконостасов Семигородной пустыни. 1851 — 1890 гг. (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 12224. Л. 9).
      6 П. И. Цорн в середине XIX в. занимал должность вологодского губернского архитектора. Его загородное поместье находилось в с. Токморово на р. Шореге. См.: Савваитов П. И. Указ. соч. С. 11.
      7 Так, в 1906 г. в пустыни проживали 16 монахов разных монашеских степеней в возрасте от 43 до 89 лет во главе с игуменом Антонином, и число послушников в это время в обители возросло до 61 человека.
      8 См.: Дело о размежевании земель Успенской Семигородной пустыни с крестьянскими землями на р. Катроме. 1870-1876 гг. (ГАВО. Ф. 524. Оп. 1. Д. 69. д. 2 — 3 об.; Приходо-расходная книга Успенской Семигородной пустыни за 1775 г. (ГАВО. Ф. 524. Оп. 1. Д. 6. Л. 2 об.-З).
      9Синодик Успенской Семигородной пустыни, XIX в. (ГАВО. Ф. 524. Оп. 1. д. 126). Наличием рода Брянчаниновых в этом синодике, возможно, объясняется тот факт, что начало монашеского пути св. Игнатия Брянчанинова состоялось именно в Семигородной пустыни в 1820-е гг.
      10 Приходо-расходная книга Успенской Семигородной пустыни 1805 — 1807 гг. (ГАВО. Ф. 524. Оп. 1. Д. 9. Л. 1 - 1 об).
      11 Книга о лицах, бывших у исповеди и св. причастия в Успенской Семигородной пустыни, 1904-1910 гг. (ГАВО. Ф. 524. Оп. 1. Д. 108. Л. 4-133).
      12 Например, в 1884 г. от молебнов получено 345 руб. 50 коп., за свечи выручено 330 руб. 50 коп., а «из крестного хода с Чудотворною иконою Божьей Матери — 5461 руб.». См.: Приходо-расходная книга по Семигородной пустыни за 1884 г. (ГАВО. Ф. 948. Оп. 1. Д. 127. Л. 2 об).
      13 [Савваитов П. И.]. Описание некоторых монастырей, пустынь и церквей Вологодской епархии (ОР РНБ. F. 1. Л. 218-221); Лебедев В. Семигородная Успенская пустынь... С. 8.
      Неоднократно приносилась икона «Успение Богоматери» из Семигородной пустыни в Вологду и позднее. См. «Вологодские епархиальные ведомости» за 1871 и 1881 гг. Прибавления. С 1816 г. установлен крестный ход с иконой «Успение» от пустыни к Пустораменской Николаевской церкви в память об избавлении «от скотского падежа».
      В 1873 г. московским купцом 1-й гильдии Н. В. Немировым-Колодкиным на икону устроена новая серебряная позолоченная риза. См.: Лебедев В. Семигородная Успенская пустынь... С. 9.
      14 «Успение Богородицы», XV в., инв. № 7816, 48,8 х 36,3 х 2,2; реставрацию иконы выполнил в 1927 г. А. И. Брягин.
      «Иоанн Предтеча в пустыне», XV в., инв. № 7873, 40 х 33,9 х 2; реставрацию выполнил в 1927 г. А. И. Брягин, повторная реставрация произведена в Москве реставратором Е. М. Кристи.
      15 При реставрации в музее оригинал иконы «Успение» XV в. отделен от рамы XVII в. и экспонируется ныне без рамы.

Икона XV в. из Успенской Семигородней пустыни.
Из фондов ВГИАХМЗ

Отредактировано Vladimir Verov (Сб, 5 Сен 2009 16:16:42)

+1

3

06 сентября (24 августа по старому стилю)
Поминаем Святого Петра, митрополита Московского., Собор Московских святых.
День Петровской иконы Божией Матери.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4512.htm
Петровская икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что была написана святителем Петром, митрополитом Московским († 21 декабря 1326 г.) в бытность его еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси († 6 декабря 1306), святой Петр поднес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда находилась его кафедра. По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, ходил с этой иконой к Константинопольскому Патриарху Афанасию (1303-1311). Во время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: "Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ". Когда он предстал перед Патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе. Патриарх передал икону святителю Петру со словами: "Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе". Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую святыню поместили в Московском Успенском соборе.

0

4

07 сентября 25 августа по старому стилю
Перенесение мощей Святого Апостола Варфоломея.
Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После сошествия на Апостолов Святого Духа в день Пятидесятницы ему выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии.

http://www.hram.ru/index.php/library-bogorodica-79
Известная под необыкновенным наименованием иконы Прибавление, или Подательница ума, и встречается весьма редко.
В г. Рыбинске, в Спасо-Преображенском храме, находится первый образец; у иконописцев и доселе существуют переводные образцы.
Происхождением своим первая, очень древняя икона Прибавление, или Подательница ума, обязана глубоко религиозному верованию православных в Пресвятую Деву как ходатаицу пред Богом и Сыном своим о даровании людям благ духовных и вещественных, между которыми озарение ума и сердца Божественною Истиною занимает главное место.
Мысль эту в полноте выражает икона Св. Софии - Премудрости Божией, тогда как икона Прибавление ума, по отношению к самому человеку, указывает на молитву о прибавлении ума для тех, кто не имеет его или наделен им скудно. Родители, замечающие в детях своих скудоумие в усвоении начальных оснований веры и грамотности, обращаются с молитвою к Пресвятой Богородице и Божественному Младенцу Иисусу Христу, как источнику мудрости и разума, и мол прибавлении ума их детям.
Изображение этой иконы соответствует желанной цели. Особенность этой иконы состоит в следующем: Пресвятая Дева и Младенец Иисус имеют царские венцы на главах; при этом Господь Иисус благословляет десницей, а в левой руке имеет державу; и Божия Матерь и Предвечный Младенец изображены как будто спеленатые вместе; их головы находятся на верху усеченного эллипса с полосками, между которыми расположены разнообразные украшения: камни, жемчуг, шитье. Вероятно, все эти украшения возникли впоследствии, а прежде изображалась в рост Пресвятая Богородица с Младенцем Иисусом на руках; по сторонам изображены коленопреклоненные на облаках Ангелы в числе четырех с зажженными свечами. Под ногами Богоматери - херувим с распростертыми крылами.

Фотография иконы и комментарий принадлежат http://serg65kaluga.ya.ru/index_fotki.xml
В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери "Прибавление ума" послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Никодим Павлович Кондаков): "Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик, или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, как это видно из прилагаемого рисунка, в общем сходно с нашей иконой "Прибавление ума", что указывает на ее западное происхождение, только переделана на "московский манер". В конце XX столетия выводы нашего соотечественника получили новые подтверждения трудами многих итальянских историков, археологов и искусствоведов. Паломники, посещающие Святой Дом в Лорето, теперь могут увезти с собой картонную иконку "Прибавление ума", подобную той, что продается в московских православных церковных лавках, только под итальянской иконкой добавлена подпись" Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века". Старославянская надпись гласит: "Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости".

0

5

08 сентября (26 августа по старому стилю)
Сретение Владимирской иконы Божией Матери
День Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой “Умиление”

http://www.hram.ru/index.php/library-bogorodica-38
Икона "Умиление" знаменательна своим явлением. Их - чудотворных и древних - в России было две. Одна явилась святому Авраамию, галичскому и чухломскому чудотворцу в 1350 г., другая в 1563 г. явилась пятнадцатилетнему пастуху Тимофею. Первая явилась на берегу пустынного Галичского озера на дереве, вторая - также на дереве, в пригороде Псковской губернии
Святой Авраамий был пострижен в монашество святым Сергием Радонежским, он долгое время жил в его обители, за благочестивую и подвижническую жизнь был удостоен звания священника. По напутствию Господа он искал себе собственную обитель - пустыньку. Что-то остановило его на берегу Галичского озера, напротив города Галича, который находится в нынешней Костромской области. Моля Богородицу об обретении подходящей обители, он неожиданно заметил на горе необыкновенное свечение. Пошел к нему и увидел на дереве в озарении икону. Авраамий истово ей молился, и икона сама сошла к нему в руки. Авраамий на месте обретения иконы построил часовню и долгое время прожил на горе в безмолвии и уединении. Слух о нем дошел до галичского князя Дмитрия, который впоследствии помог основать знаменитый Галичский монастырь. А преподобный Авраамий ещ е заложил несколько монастырей, в частности Чухломской. Икона "Умиление", или "Обретенная", еще называется Галичской или Чухломской.
Через два с лишним века пастух-подросток Тимофей, прослывший в округе юродивым, увидел в воздушном пространстве икону Богородицы. Происходило это уже в Псковской области, около речки Луговины. Видение ему повторилось через шесть лет на соседней невысокой Синючьей горе. Икона снова явилась на дереве. Ровно сорок дней постился и молился Тимофей и тогда услышал голос - повеление Богородицы о том, чтобы он собрал местное духовенство и крестным ходом направил его на Синючью гору. Повеление было исполнено, и тогда, при огромном стечении народа, снова появилась в воздухе икона "Умиление", озаренная необыкновенными лучами. Охваченные религиозным воодушевлением, люди кинулись к ней, простирая руки, но икона сама поднялась над ними, а сошла только на руки Тимофею. По особому указу Ивана Грозного, до которого дошел слух о чудесном явлении иконы "Умиление", на месте чуда, на Синючьей горе поставили часовню. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы часовня сгорела дотла, но святые иконы остались целыми. И тогда на этом месте был поставлен каменный храм и основан Святогорский Успенский монастырь. Богата его история, в частности, она связана с именем А.С. Пушкина, прах которого там находится.

Икона Пресвятой Богородицы -
"Умиление" Псково-Печерская.
Икона 'Умиление' Псково-Печерская была принесена в Печерский монастырь около 1520 года двумя псковскими купцами Василием и Феодором. Прославилась икона 'Умиление' Псково-Печерская вместе с иконою 'Успение' спасением Пскова и обители от осады в 1581 году польским королем Баторием. За несколько дней до осады Пскова было чудесное явление Пресвятой Богородицы благочестивому старцу Дорофею относительно предстоящего бедствия. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Псково-Печерскими иконами Успения и Умиления, чтобы совершать молебны на указанных во время Своего явления Самою Богородицею местах. Помощью Пресвятой Богородицы город и обитель были спасены.
Так же икона Богоматери 'Умиление' Псково-Печерская прославилась многими чудесами исцелений, чему, как говорит летопись, были свидетелями весь город Псков и Великий Новгород.
Празднование Псково-Печерской иконе 'Умиление' установлено в память избавления Пскова от нашествия французов, в 1812 году.
Фотография взята с сайта:
http://fotki.yandex.ru/users/nellie-13- … /13311?p=0

0

6

9 сентября (27 августа по старому стилю)
Прп. Пимена Великого. Свт. Ливерия исп., папы Римского. Прп. Пимена Палестинского. Мц. Анфисы

Паммакариста, или «Всеблаженная»

http://i069.radikal.ru/0909/b7/0a1adbebde80.jpg

Источник фотографии: http://www.cirota.ru/forum/images/33/33479.jpeg
Тропарь Иконе Божией Матери Всеблаженная
Торжество днесь празднуем светлое, /
се бо предлежит, о Всеблаженная, икона Твоя Всечестная, /
к ней же любовию сердца вси приходяще, Владычице, /
поклоняемся и тепло Тебе вопием: /
избави нас от бед и обстояний.

Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.
http://www.sedmitza.ru/text/440305.html

Паммакариста, или «Всеблаженная»
Святотатственное похищение из соборного храма Казанского Богородичного женского монастыря чудотворной иконы Божией Матери в ночь с 28 на 29 июня 1904 года глубоко поразило сердца всех истинно верующих христиан. Горячо принял к сердцу эту потерю святыни в Казани и патриарх Константинопольский Иоаким III. Чтобы доставить хотя некоторое утешение благочестивым жителям г. Казани, он повелел написать точный список с иконы Богоматери Паммакаристы, или «Всеблаженной», находящейся в константинопольском патриаршем храме св. великомученика Георгия, единственной оставшейся в этом городе древней и всеми почитаемой иконы.

По определению константинопольского Синода патриарх Иоаким препроводил эту копию с иконы в Санкт-Петербург к первенствующему члену Святейшего Синода, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию с просьбой переслать ее в дар святому храму в г. Казани, где святотатственно была похищена чтимая по всей Руси Казанская икона Богоматери.

Присланная святая икона Божией Матери Паммакариста написана на деревянной доске в традициях древне-греческой иконописи; мерой она 1 аршин 5 вершков вышины и 14 1/4 вершков ширины. На обратной стороне икона написаны по золоченному фону на греческом языке следующие слова:

«Иоаким, Божиею милостию архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский патриарх, преосвященнейшему и честнейшему митрополиту Петербургскому и Ладожскому и предстоятелю Святейшего Синода российского, господину Антонию. Преосвященнейший о Христе собрат! И мы до глубины сердца были поражены страшным и неслыханным святотатственным похищением святой Казанской иконы Богоматери. Поэтому, желая с своей стороны доставить благочестивым христианам некоторое утешение в невознаградимой утрате, мы приказали написать настоящий верный во всем по виду и по размеру список с иконы Богоматери «Всеблаженной», находящейся в почитаемом всеми у нас патриаршем храме св. великомученика Георгия Победоносца, единственной, оставшейся у нас от различных разграблений, и издревле почитаемой иконы патриаршего храма; каковой список и посылаем для поставления, если соблаговолите, вместо похищенного, священного и почитаемого сокровища.

Господь же Спаситель наш молитвами Своей Матери да осеняет и охраняет благочестивый народ свой всякой благодатию и милостию.

Написано в патриархии 29 мая 1905 года».

Этот драгоценный дар Вселенского патриарха служит несомненным доказательством общей сердечной любви и расположения церкви Константинопольской к церкви православной в нашем отечестве.

Икона Паммакаристы — одна из особо чтимых и древних икон в Константинопольской патриархии. В честь нее и храм назван храмом «Всеблаженной»; при нем с 1455 г. — резиденция Константинопольских патриархов. Со времени падения Византийской империи (в 1453 г.) под ударами оружия османских турок Константинопольская церковь лишилась своей самостоятельности и прежнего своего величия. Многие ее церкви в Константинополе и в других городах по приказанию султана Магомета II (1453—1481 гг.) были обращены в мечети, в том числе и знаменитый храм святой Софии; храм Святых Апостолов, в котором сначала поселился патриарх Геннадий Схоларий (1453—1456 гг.), был разрушен, и патриарх переселился в храм Паммакаристы, или «Всеблаженной». Султан Сулейман I (1520—1566 гг.) приказал снять крест с храма Паммакаристы при патриархе Дионисии П. В 1586 году, когда патриархией управлял архидьякон Никифор, местоблюститель в третий раз избранного патриарха Иеремии II (1586—1595 гг.), турки отняли у православных храм «Всеблаженной» и обратили его в мечеть. Архидьякон Никифор перенес икону «Всеблаженной» вместе с другими святынями в церковь Влахсерая, которая и сделалась до 1597 г. центром православия. Патриарх Иеремия провел здесь все свое патриаршество до самой смерти. В 1597 году Александрийский патриарх Мелетий Пигас, местоблюститель Цареградского патриаршего престола, перенес патриархию и икону в храм св. Димитрия в Ксилопорте, а в 1601 году, при патриархе Матфее, патриаршая резиденция перенесена была на Фонар, где находится и в настоящее время при храме св. великомученика Георгия. Сюда же перенесена была и икона Божией Матери Паммакаристы. Икона эта мозаической древней работы. В греческом Типиконе, изданном в 1838 году, она именуется чудотворной. С этой-то иконы, благодаря святейшему патриарху Константинопольскому Иоакиму, мы и имеем точную копию.

Патриарх Иоаким установил в честь святой иконы Божией Матери Паммакаристы особое празднество, приурочив его к 1 сентября. По примеру церкви Константинопольской и высокопреосвященный Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский, благословил и Казанской Богородичной женской обители установить ежегодно 1 сентября празднество этой иконе Богоматери.

0

7

ВВ совсем забыл про эту тему.(((

0

8

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

http://s005.radikal.ru/i212/1009/d6/ea90b52fd272.jpg

Владимирская икона Божией матери, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В Россию икона принесена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (по новому стилю 3 июня, 6 июля, 8 сентября). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена.

Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 8 сентября было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

+1

9

http://ib1.keep4u.ru/b/2010/10/15/4a/4a4e9afc5fb63d12ae6375e8f3035d6b.jpg

Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Русской Православной Церковью 14 октября по новому стилю. Это главный осенний праздник, история которого восходит к 910 году, когда в одном из храмов Иерусалима во время богослужения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая распростерла над молящимися свое широкое белое покрывало — покров.

...В воскресный день, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».

Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь».

Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».

Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

Дивное явление Богородицы, покрывающей христиан, ободрило и утешило греков, собрав последние силы, они победили сарацинов.

Во Влахернской церкви сохранилась память о явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

На Руси с Покрова дня начинались свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, что бы господь послал им хороших женихов. Народная примета подсказывает, что чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году.

0

10

http://pokrovahram.narod.ru/pokrov.html
Покровская-Псковская икона Божiей Матери, именуемая также «явленiе Богоматери старцу Дороею», т. к. написана въ память чудесного явленiя Царицы Небесной старцу во время войны съ Польшей въ 1581 г. Поступивъ по приказанiю Божiей Матери, Псковичи выиграли битву и отогнали враговъ отъ стн города. Икона чудотворная, находится въ Покровской церкви г. Пскова. Празднуется 1(14) октября.
"Сказания о видении Дорофея" повествует о чудесном явлении Богородицы и святых кузнецу Дорофею - монаху Псково-Покровского монастыря. "Сказание" - самый ранний литературный памятник, посвященный героической обороне Пскова во время осады его войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. "Сказание" стало широко известно уже в дни обороны, позже было включено в состав "Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков".
"Лета 7089, августа в 29 день, в осташнем часу дни, видение виде кузнець Дорофей: Пречистую Богородицу, идущу ис Печерского монастыря, мимо Ми­рожской монастырь. И вшед во град во Псков и вниде во церковь Покрова Святые Богородици у Свиных ворот и бывши во церкви, и взыде на стену градцкую и ста на роскате. А в руках имуще у собя образ Пречистые же Богородици печерские. И ста над нею свет светель неизреченным сиянием".

Теми же днями секретарь Батория ксендз Станислав Пиотровский записывает в своем "Дневнике": "Сегодня в полночь, без всякой причины, неизвестно кто начал так кричать, что за ним вся пехота подняла страшный крик и гам. В Королевском лагере забили тревогу; все в одних рубашках повыскакивали из шатров и бро­сились к коням, даже сам гетман; мы думали, что русские, побивши всю стра­жу, напали на нас... Как можно видеть, натерпелись мы большого страху. Сегодня и в прежние ночи видны на небе какие-то знаки, как бы столбы, которые предс­тавляют как бы подобие двух конных войск; еще какие-то подобия крестов. Но дива тут нет никакого, а скорее какая-нибудь игра природы, испарения и пр. ... Шуйский воз­буждает в городе народ, говоря, что какому-то нищему старику явилась ночью Божия Матерь и убеждала граждан храбро защищаться, обещая, что король го­рода не возьмет...".
"Старец иди и скажи воеводам, чтобы поставили пушку трескотуху в нижнем бою, котороя ныне вверху стоит, на том же роскате. А вверху бы была та, которая ныне вверху стоит. А пушкаря бы взяли к трескотухе, который на Большом роскате, где ты, старец, приписан, а другой пушки был бы пушкарь тот, который ныне..." "Большие шатры не королевские, королевский шатер ниже всех шатров... А стреляли бы из тех пушек вдруг по тому шатру. Да скажи воеводам и игумену Печерскому, чтобы носили на стену по вся дни образ Пречистые Богородицы Печерский старый, да хоругвь старую, печерскую. А народу велели беспрестанно молитися Милосердному Богу..."
В текстах легенд упоминались также святые преподобные Ефросин Псковский и Савва Крыпецкий, которые в тексте "Сказания" не упоминаются.
Так почитали псковичи память о чудесном заступничестве Богородицы, о подвиге своих предков, так благоговейно любили свой город, что навеки запечатлели его образ на иконе, перед которой возносили свои молитвы к Богу.
В память заступничества Богородицы, оказанного Пскову в 1581 г. в 1601 г. был учрежден Крестный ход, который совершался в шестую неделю по Пасхе из Свято-Троицкого собора. Когда крестный ход заходил в ограду Покровской от Пролома церкви (войскам Батория удалось пробить брешь - "пролом" в крепостной стене, но псковичи оттеснили врага, закрыли пролом и отстояли город), навстречу выносили храмовую икону, изображающую видение Дорофея.
Прославленная псковская святыня - икона конца XVI века "Богородица Псково-Покровская", известная также как "Видение старца (кузнеца) Дорофея" или "Псковский Покров" была вывезена из Псковского Государственного музея в Германию во время оккупации Пскова в 1941 - 1944 гг. Но никогда не забывали о ней те, кто исследовал и восстанавливал разрушенный во время войны Псков, превращенный в руины храм Покрова и Рождества Богородицы Покровского (от Пролома) монастыря в Пскове, откуда происходит Чудотворная икона "Богородица Псково-Покровкая".
Считалось, что икона погибла во время войны, но в 1970 г. неожиданно стало известно о местонахождении иконы. В Мюнхене в Доме Искусства прошла выставка "Иконы XIII-XIX веков", на которой под номером 234 экспонировалась икона из анонимного частного собрания в г. Берхтесгаден. Икона имела странное название "Псков и его окрестности". Это и была "Богородица Псково-Покровская".
Во время визита Президента России В. В. Путина в ФРГ 16 июня 2000 г. немецкие власти официально заявили о возврате иконы в Россию. И вот - свершилось! 7 сентября 2001 г. она была возвращена Пскову. Событие это имеет поистине выдающееся историческое значение. Его Высокопреосвященство Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий лично доставил икону "Богородица Псково-Покровская" в Псков. Икона находиться в Свято-Троицком кафедральном соборе.

0

11

Покров Пресвятой Богородицы

1 октября ст. ст. (14 октября нов. ст.), великий праздник

Праздник Покрова установлен в память о видении блаженному Андрею и его ученику св. Епифанию во время богослужения во константинопольском Влахернском храме Пресвятой Богородицы со святыми и ангелами, стоящей на воздухе и простирающей Покров над молящимся народом. По преданию это событие произошло в 910 г. при константинопольском императоре Льве Премудром и патриархе Макарии. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается только Русской православной церковью.
В честь праздника совершается всенощное бдение.

http://savepic.su/276282.jpg

0

12

Спасибо, Тамара. Всех с Праздником!

0

13

Совсем мы следим за этим разделом... ^^

0

14

Праздник Казанской иконы Божией Матери

http://real-kremlin.ru/files/imagepicker/e/Elena/kazanskaya_icona.jpg

4 ноября (22 октября, ст. ст.) стал государственным российским праздником. Инициатива выделения этого дня в качестве Дня Единения принадлежит главе Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II. В этот день православные чтут память Казанской иконы Божией Матери, и память избавления России от поляков в 1612 г. Казанская икона Божией Матери была явлена в Казани 8 июля 1579 г., спустя 24 года после окончательного вхождения города в состав Российского государства.

Что же произошло в этот день в далёком 1612 г.? 22 октября объединённые силы народного ополчения, которыми руководил Совет всея земли из Ярославля – казаков, крестьян, дворян, приступом взяли Китай-город и вошли в Кремль. Из русской столицы были изгнаны поляки, занявшие Кремль летом 1610 г. с согласия временного боярского правительства – «Семибоярщины». В их числе – новый «русский царь», польский королевич Владислав, которому москвичи присягнули на верность 28 августа 1610 г.

Случилось так, что на русском престоле, в Кремле — сердце России, оказался, пусть ненадолго, польский королевич. Этому предшествовали многие трагические события. В 1598 г. династия Рюриковичей прервалась – умер бездетный сын Ивана Грозного, слабоумный Фёдор Иоаннович. Ранее, в 1691 г. при невыясненных обстоятельствах в Угличе погиб младший сын Грозного — Дмитрий. Земский собор призвал на российский трон боярина Бориса Годунова.

В начале XVII в. Россию поразили голод и неурожаи. Крестьяне бежали на южные окраины страны, вспыхнул бунт «изглолдавшихся холопов» под руководством атамана Хлопка. Население было измучено опричниной, т. н. военно-социальным экспериментом Ивана Грозного. Катастрофическое поражение в затянувшейся Ливонской войне и страна оказалась на грани на развала.

Борис Годунов, придя к власти, пытался принять меры, чтобы преодолеть общественное неспокойство. Но ни послабления в налогах, ни разрешение переход крестьян к другому хозяину, ни попытки утвердить цены на хлеб не принесли желаемых результатов. Народное недовольство росло и теперь все оборачивалось против самого царя Бориса.

Именно в этот напряженный момент появляются самозванцы. Лжедмитрий I пытался выдать себя «воскресшего» царевича Дмитрия. Он опирался на поддержку польского двора и папского престола. Поляки мечтали о возврате в свои пределы Смоленской и Северской земли, отвоёванной у них Иваном Грозным. Папский престол, казна которого оскудела после Реформации и выхода из католицизма ряда европейских государств, стремился приобрести и закрепить позиции в России.

В апреле 1605 г. Годунов умер, а 16-летний Фёдор Борисович, пришедший ему на смену, был не в силах удержать власть. 20 июня самозванец Дмитрий, при поддержке запорожских и донских казаков и повстанцев атамана Хлопка, въехал со свитой в Москву и венчался на царство в Успенском соборе. Патриарх Иов был низложен.

Лжедмитрий провозгласил себя «императором», переименовал Боярскую думу в Сенат, принял требование поляков вернуть Великому княжеству Литовскому западные земли России, вплоть до Пскова и Вязьмы. После венчания с католичкой Мариной Мнишек, он провозгласил её царицей. Но конечно, столь резкие перемены не могли не вызвать сопротивление среди московской знати. В результате заговора бояр во главе с Василием Шуйским т. н. «император» был убит 17 мая 1606 г., изрядно пострадала от побоев и свита несостоявшейся царицы Марины.

На царский престол московская толпа «выкрикнула» главу заговорщиков — Шуйского. До 1610 г. Шуйский пытался справиться с бурлящей страной. Кровавая смута вылилась в народную войну под предводительством Ивана Болотникова в 1606—1607 гг. Появились новые самозванцы, среди которых наиболее удачливым оказался Лжедмитрий II. Марина Мнишек согласилась стать и его женой. С Лжедмитрием II в поход на Москву отправились польско-литовские отряды, стрельцы и беглые холопы и крестьяне. Они встали в селе Тушино, после чего самозванец получил прозвище «Тушинский вор». Второй самозванец имитировал признаки государства, при самозванце даже был свой патриарх – митрополит Ростовский Филарет (бывший боярин Ф. Н. Романов).

В июле 1608 г. Россия и Польша заключили перемирие на 3 года и 11 месяцев при условии, если Польша выведет свои отряды из страны. Вместо этого польское 20-тысячное войско под командованием князя Сапеги на долгие 16 месяцев осадило стены Троице-Сергиева монастыря. Поляки вошли также в Ростов Великий, Вологду, Ярославль. На подмогу в борьбе с поляками царь Василий Шуйский призвал шведов. В июле 1609 г. князь Сапега был разбит. Исход боя решило присоединение к российско-шведским отрядам народного ополчения. Польский король Сигизмунд III «увяз» на подступах к Смоленску. «Тушинский вор» Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Бояре, оставшиеся в Тушине во главе с митрополитом Филаретом, предложили польскому королю заключить договор об объединении России и Польши при сохранении православия и собственной системы управления страной, сын короля Сигизмунда Владислав провозглашался русским царём. Русско-шведское войско не могло оказать должного сопротивления. Польских отряд уверенно продвигался к Москве, со стороны Калуги на столицу шел отряд Лжедмитрия II.

Группа бояр в Москве свергла Шуйского и образовала правительство во главе с князем Ф. Мстиславским («Семибоярщина»). Москва торжественно присягнула польскому принцу Владиславу, а 21 сентября бояре во главе с Мстиславским впустили войско польского короля Сигизмунда III в Москву. Казалось, что Россия перестала существовать как страна.

Но переговоры с польским королем затягивались, его не устраивали условия правления. Лжедмитрия II убивает один из его сторонников — в России поднимается волна национально-освободительной борьбы. Патриарх Гермоген обратился к русским людям с призывами о защите Церкви и Отечества. Монастыри рассылают по городам и весям грамоты с призывами к соединению и «крепкому стоянию» против врагов.

Зимой 1611 г. Прокопий Ляпунов в рязанской земле организовал народное ополчение, к нему присоединились жители Нижнего Новгорода, Мурома, Ярославля, Вологды, Костромы и казаки И. Заруцкого. Весной ополчение подошло к Москве, москвичи поднялись на восстание. Но силы были неравны. Польский король Сигизмунд взял в заложники часть посольства, в том числе и митрополита Филарета, отца будущего основателя династии Романовых.

Осенью 1611 г. Козьма Минин в Нижнем Новгороде собрал новое ополчение под военным руководством князя Дмитрия Пожарского. Ополчение выступило в Ярославль, где и был создан «Совет всея земли». 22 октября объединённые силы народного ополчения, которыми руководил «Совет всея земли» – казаки, крестьяне, дворяне, приступом взяли Китай-город и вошли в Кремль.

После освобождения Москвы от захватчиков, в январе 1613 г., был открыт Земский собор. В собор входили представители всех сословий страны – дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне, и делегаты от 50 русских городов. 21 февраля на этом соборе избрали русским царём сына митрополита Филарета Михаила Романова, так было положено начало правления династии Романовых на Российском престоле.

0

15

7 апреля - Благовещение

http://content.foto.mail.ru/bk/kykl-a/_blogs/i-4072.jpg

Благовещенье.Коптская икона

Благовещенье — большой христианский праздник. По писанию в этот день — 7 апреля — Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она родит Спасителя Мира. В этот день Дух света благословляет Землю и все оживает.


Празднование Благовещения началось в Восточной Церкви в конце IV или начале V в. Император Маврикий (582-602) делает этот праздник обязательным во всей стране. В первые века этот праздник считался Господским,(т.е. посвященным Господу Христу), как на Востоке, так и на Западе.

На это указывают его первоначальные названия: Христово Зачатие, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение, Благовещение ангела Марии, День Поздравления, День или праздник Благовещения.

Только в VII веку упрочивается сегодняшнее название для целой Восточной Церкви: "Благовещение Пресвятой Богородице", а сам праздник относится к Богородичным.

Богослужение праздника Благовещения полное торжественных, величественных и радостных гимнами. Много раз в храме повторяется хорошо известный нам привет ангела: «Радуйся!»

Главные мотивы той святой и неземной радости — это воплощение Сына Божия, это привилегии Богоматеринстве и девства, это спасение человеческого рода. В радости Благовещения участвует небо, земля и все творение.

Ангел говорит с Пресвятой Богородицей с большим почтением: "Замысел извечный открывая Гавриил предстал перед тобой, Дево, и приветствуя тебя, сообщил: Радуйся, земле незасеянное! Радуйся, неопалимая купина! Радуйся, бездна незглиблима …".

К нам праздник пришел с утверждением христианства. В народе он получил название «третьей встречи весны» (после Сретения и Сорока Мучеников). Считается, что весна в этот день окончательно поборола зиму Бог благословляет землю и открывает ее для посева. По народным представлениям, только после Благовещения можно было начинать полевые работы. Раньше же «тревожить» землю считалось большим грехом.

К этому празднику аисты обычно прилетали из теплых краев и начинали вить гнезда. Существовало поверье, что на Благовещение открывалась земля и из нее выползали змеи, ужи и другие пресмыкающиеся.

В этот день издавна существовал обычай выпускать на волю птичек: Много веков в России выпускали на Благовещение на волю птиц в знак освобождения души от греха и в память того, что Господь пришел в мир «отпустить измученных на свободу».

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
А.С. Пушкин

+1

16

Вознесение Господне

24 мая (дата для 2012 года)

http://www.calend.ru/img/content_images/i0/458_or.jpg


Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Это событие празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе.

Число 40 — не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества.

Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым, Господь открыл каждому человеку возможность во всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. О событии Вознесения рассказывают нам евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в книге Деяний Святых Апостолов в 1 главе.

Дав ученикам последние наставления, Иисус Христос «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой…».

Праздник Вознесения — это праздник Неба, открытия человеку Неба, как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными и одной землей живущими. Речь идет не о запланетном пространстве и не о космосе. Речь идет о Небе, возвращенном нам Христом, о Небе, которое мы потеряли в земных науках и идеологиях, и которое раскрыл и вернул нам Христос. Небо — это Царство Божие, это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты.

0

17

очень большой и светлый Праздник!

0

18

Лентяйка написал(а):

очень большой и светлый Праздник!

Залог и понимание возможного физического бессмертия человека)))

0

19

http://sb.uploads.ru/f56LR.gif

0

20

Христос воскрес!

http://sa.uploads.ru/nAJ6a.jpg

0


Вы здесь » Россия - Запад » С Праздником! » Православный календарь