Как мы выбираем партнера по работе
По материалам - Центр этикета «Европейский формат»
Отношения между сотрудниками в любой организации могут складываться непросто. Однако современный бизнес основан на знаниях и эффективном взаимодействии, поэтому требуется плодотворное сотрудничество как отдельно взятых человеков, так и рабочих групп. Но исследования американских ученых показали, что неформальные социальные связи имеют очень, а иногда даже слишком большое значение в деловых отношениях: например, при выборе партнера по работе.
Если человек имеет возможность выбирать партнера по работе, он может руководствоваться разными соображениями: например, ему кажется, что работать бок о бок с ведущим сотрудником престижно, или он надеются, что постоянное общение с «нужным» начальником поможет быстрее продвигаться по службе. Но чаще всего решающим оказывается другое: компетентность (хороший ли Джо специалист?) и человеческие качества (каково будет работать с Джо?). Все понимают значимость двух этих факторов, но мало кто знает, до какой степени они важны и почему.
В поисках ответа на эти вопросы были изучены четыре совершенно непохожие друг на друга организации (коммерческие и некоммерческие, большие и малые, североамериканские и европейские). Их сотрудники отвечали на вопросы, часто ли им приходится взаимодействовать по рабочим вопросам с коллегами, и просили оценить своих сослуживцев по двум параметрам – по характеру и профессионализму.
Получилось четыре типа людей: «умный урод» (высококлассный специалист, но неприятный человек, которого избегают), «симпатичный дурак» (мало в чем сведущ, но человек хороший), «звезда» (опора и надежда компании — и человек замечательный, и профессионал отличный) и «полный придурок» (ну это объяснять не надо). Конечно, такое деление весьма условно.
Один из выводов вполне очевиден: все сотрудники предпочитают работать со «звездами» и никто не хочет иметь дело с «полными придурками». Интереснее, как выбирают между «умными уродами» и «симпатичными дураками».
По словам руководителей, на работе «конечно же, самое главное — профессионализм, а не человеческие качества», «важнее всего квалификация сотрудника». На самом деле эти заявления не всегда соответствуют действительности.
При формировании рабочих отношений (не дружбы, а именно деловых контактов) чувства играют значительно большую, чем принято считать, роль, и выбор партнера зависит прежде всего от отношения к человеку, а не от его профессионализма. Эмоциональное восприятие оказывается своеобразным фильтром: если человека откровенно не любят, то его знания и квалификация никого не интересуют и с ним никто не хочет работать. И наоборот, если он нравится, коллеги будут благодарны ему даже за незначительный вклад в общее дело.
Это универсальное правило: чтобы сослуживцы хотели с тобой работать, важнее им нравиться, чем быть хорошим специалистом. Конечно, бывают и исключения, но очень редкие.
Разумеется, для кого-то компетентность все же стоит на первом месте. Но почему большинство ценят ее только на словах? «Если ты предпочитаешь «симпатичного дурака» «умному уроду», то как будто расписываешься в собственном непрофессионализме. Поэтому никто не признается в этом даже себе», — считает сотрудник маркетингового отдела одной из исследуемых компаний.
Стоит ли избегать «умного урода» зависит от ситуации: иногда его грубость и покровительственные интонации – не самая высокая плата за помощь, знания и опыт. Но порой из такого человека трудно выудить необходимую информацию – просто в силу его характера. Часто просто передать какие-то сведения недостаточно, их нужно еще и разъяснить (устроить обсуждение, ответить на вопросы), а наладить взаимодействие с такими людьми очень трудно. В этом случае «симпатичный дурак» охотно поделится любой (хотя, вероятно, и не самой полной) информацией и бескорыстно поможет вам освоить новые навыки.
Плюсы и минусы обаяния
Социальные психологи давно выяснили, какие люди нам нравятся:
- те, кого мы знаем;
- кто похож на нас;
- кто испытывает к нам теплые чувства или нравится нам — либо внешностью, либо характером (тактичным, жизнерадостным, щедрым и т. д.).
Плюсы работы с теми, кто нам нравится:
1. Растет эффективность работы (не тратится время на притирку)
2. Мы чувствуем себя увереннее
3. Коллеги, между которыми устанавливаются дружелюбные отношения, легко воспринимают новые идеи, помогают и доверяют друг другу. Мы точно знаем, что всегда сможем воспользоваться их знаниями и сами в любой момент придем им на помощь.
Минусы работы с теми, кто нам нравится:
1. Близость по духу имеет недостаток: любая проблема оценивается с одной и той же точки зрения. Если группа состоит из людей с разными взглядами, этого не происходит: несмотря на вероятные трения и недопонимание, ее члены могут в неожиданном ракурсе увидеть поставленную задачу и найти принципиально новое ее решение.
2. Коллеги, которые хорошо относятся к нам и с которыми нам приятно работать, не всегда лучше всех справляются со своими обязанностями.
3. Работая с обаятельным коллегой, вы приятно проведете время, но мало что сделаете.
Для создания эффективных производственных отношений и сохранения теплой дружеской атмосферы нужно научиться использовать плюсы работы с симпатичными людьми и избегать минусов отбора партнеров по принципу личной симпатии.