Франсуа Фюре
Пьер Паскаль
Франсуа Фюре. Прошлое одной иллюзии.
(Перевод c французского В.И.Божович)
http://www. sunround com
Одним из первых иностранных свидетелей русской революции был молодой французский интеллектуал, Пьер Паскаль, который вёл ежедневный дневник с 1917 по 1927 переломный год, когда был изгнан Троцкий, а Сталин одержал решающую победу. Пьер Паскаль принадлежал к тому поколению молодых французов, которые закончили Эколь Нормаль как раз перед войной (набор 1910 года). Студент-филолог, он очень рано заинтересовался Россией, куда совершил первое путешествие в 1911 году. Верующий католик, он прочёл В.Соловьёва, который убедил его в необходимости "объединения" церквей; он влюбился в Киев и стал жадно изучать русскую религиозную жизнь (тут нельзя не вспомнить другого западного "интеллектуала", также влюблённого в Россию: Р.-М. Рильке. Вообще, вопрос об очарованности мыслителей Запада Россией и о том, в какой степени эта очарованность могла парализовать способность трезво взглянуть на русскую революцию - составляет отдельную, обширную и очень интересную тему ) В Санкт-Перербурге он работает над дипломом на тему "Жозеф де Местр и Россия", а в следующем году приезжает в Москву. Этот молодой католик, близкий к Псишари, своему соученику по Эколь Нормаль, мечтает вернуть мировое призвание католицизму, облечённому в форму соборности. В современном мире он больше всего ненавидит царство денег и его спутника - буржуазный индивидуализм, от гибельных последствий которого Россия спаслась благодаря крестьянству и православной церкви. Таким лживым вещам, как права человека или парламентский строй, он предпочитает католическую монархию или царское самодержавие. Пьер Паскаль являет собой странный феномен: французский славянофил. Он любит Россию, как Ламеннэ любил Польшу: как страну, сохранившую дух соборности, то есть христианства. Он уже задумал работу о "староверах", которую закончит много позже. Ему не надо было дожидаться 1917 года, чтобы обратить свои взоры на восток, как это сделали пацифисты или социалисты: он пришёл издалека и с другой стороны. Но именно поэтому его свидетельство имеет огромное значение: оно помогает понять, какое завораживающее воздействие оказала Октябрьская революция на обширную семью интеллектуалов-католиков, которые первоначально не были ни марксистами, ни левыми, ни даже демократами. Пьер Паскаль - первый в этом ряду, Луи Альтюссер будет последним.