Иракские ошибки и тюремные успехи
Главы книги, посвященные войне в Ираке, разумеется, ожидались с наибольшим нетерпением. В конце концов, война в Ираке, свержение Саддама Хусейна и оккупация страны были главными событиями президентства Джорджа Буша-младшего. Сенсаций в книге нет. Автор категорически отказывается признавать, что война в Ираке была ошибкой, даже несмотря на то, что оружие массового поражения, предполагаемое наличие которого у Саддама и было, собственно, главным аргументом в пользу начала войны, так и не было найдено. И это при том, что в книге содержится фраза, которую он сказал одному из израильских лидеров: "Я не могу оправдать нападение на суверенное государство, если мои разведслужбы не говорят, что у этого государства существует программа создания оружия массового поражения".
Зато Джордж Буш-младший охотно признает другие ошибки, которые, собственно, настолько очевидны, что не нуждаются в его признании. К примеру, он заявляет, что до сих пор испытывает гнев и раздражение по поводу того, что ядерное оружие в Ираке так и не было найдено. Он признает и то, что его знаменитая речь об окончании войны, с которой он выступил на военном корабле рядом с поднятым лозунгом "Миссия завершена", была ошибочной. Он же называет ошибкой и то, что вместе с помощниками недостаточно четко продумывал некоторые шаги оккупационной администрации в Ираке. В частности, по его словам, непродуманными были решения о роспуске иракской армии и запрете членам саддамовской партии "Баас" занимать какие бы то ни было общественные должности в новом Ираке. И, разумеется, ошибкой, по мнению Буша, было промедление с решительным подавлением послевоенных выступлений баасистов в стране.
Зато настоящей сенсацией для всего мира стали те места в книге, в которых Джордж Буш-младший неожиданно откровенно рассказывает о своем отношении к методам допросов, которые использовались в отношении исламских боевиков. По словам Буша, он лично санкционировал waterboarding — пытку, при которой у допрашиваемого создается впечатление, что его пытаются утопить. По уверениям Буша, этот метод использовался только в отношении трех заключенных, зато позволил американцам получить жизненно важную информацию. Именно благодаря этой технике допроса были получены сведения, которые помогли пакистанским властям арестовать одного из организаторов терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. Эта же техника, по мнению Буша, позволила узнать о планах "Аль-Каиды" и предотвратить теракты в Британии — в аэропорту Хитроу, деловом центре Кэнери-Уорф, а также в отношении американских военных и дипломатических целей в разных странах мира.
Это его признание уже вызвало совершенно однозначную реакцию. Представители ряда правозащитных организаций заявили, что признания Буша о том, что именно он санкционировал waterboarding, вполне достаточно для обвинения его в организации пыток и, соответственно, для предания бывшего президента США суду. А затем смертельный удар по Бушу нанес Ким Хауэллс, бывший председатель комитета палаты общин по разведке, один из самых информированных и влиятельных британцев в области разведки и безопасности, который заявил, что этот вид пыток никого не спас: "Я сомневаюсь в том, что говорил бывший президент Буш о... том, что полученная информация как-то повлияла на предотвращение заговоров".