Анита Рагаван
Специалист по России делает мрачные предсказания
"The New York Times", США - 20/11/2010
Примерно месяц назад Уильям Браудер (William F. Browder) выступал в Колумбийской школе бизнеса, и ему там далеко не в первый раз задали вопрос: где будет происходить то, что сейчас происходит в России?
Уильям Браудер — внук Эрла Браудера (Earl Browder), который некогда возглавлял Коммунистическую партию США, и он как никто другой подготовлен к тому, чтобы отвечать на такие вопросы.
В период с 1996 по 2005 годы он был, можно сказать, на передовой в области инвестиционной деятельности в России и стал одним из самых известных и громких активистов, причем к концу 2005 года (за десять лет) его инвестиционный фонд вырос с 25 миллионов до 4,5 миллиардов долларов.
Сидя в своем офисе на Павелецкой площади в Москве, Браудер занимался малоисследованными российскими компаниями, акции которых продавались с большими скидками более известным фирмам. Уезжать из России он не планировал, но к концу 2005 года его оттуда выгнали: Кремль пошел против него, скорее всего, рассердившись из-за его критических высказываний в адрес таких ценных компаний России, как, например, «Газпром».
«Тогда мне пришлось заниматься целым миром, что было куда труднее, чем одна простая Москва», — рассказывает сорокашестилетний Браудер, переехавший в Лондон, где он теперь занимается инвестиционной деятельностью на рынках «новых развитых» стран, сидя в своем офисе в мирном уголке Вест-Энда.
Сейчас Браудер выглядит не таким ярким, как тогда, но пока разговор не заходит о России, он весел, а как только заходит, улыбка его тает, и он делается серьезен.
«У меня очень неприятные чувства к России, — делится он. — Думаю, ее надо избегать как по финансовым, так и по моральным соображениям».
В своем старом офисе в Москве он повесил над столом большой портрет Ленина, но теперь его убрали и сложили в угол. Единственное напоминание о тех временах — это небольшая картина с изображением Красной площади.
Лондонский коллектив Браудера больше, чем был в Москве, — девять инвестиционных управляющих и аналитиков — и это не удивительно, ибо теперь он придумывает инвестиционные проекты по всему миру.