Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » КУЛЬТУРА » Есть только миг. - Интервью с А.Зацепиным


Есть только миг. - Интервью с А.Зацепиным

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ

ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ ЗАЦЕПИНЫМ

Абсолютно невозможно себе представить нашу отечественную эстраду без его песен. «Остров Невезения», «А нам все равно», «Песенка о медведях», «С любовью встретиться», «Песенка о счастье», «Кап-кап-кап», «Если б я был султан» и другие шлягеры, звучащие в комедиях Леонида Гайдая. Еще фильм «Земля Санникова» с гениальной песней «Есть только миг». Вдобавок к этому композиции из фильмов «31 июня» и «Узнай меня». Плюс ко всему песни в исполнении Аллы Пугачевой с ее знаменитого альбома «Зеркало души» и кинофильма «Женщина, которая поет» - «До свиданья, лето», «Куда уходит детство», «Волшебник-недоучка», «Этот мир придуман не нами», «Бубен шамана», «Песенка про меня», «Что было однажды». А также масса не менее талантливых произведений, исполненных другими артистами…

0

2

-         Александр Сергеевич, как вы попали в мир музыки?

-         Наверное, так же случайно, как случайно познакомились мои папа и мама, благодаря которым я и родился.

-         А они имеют отношение к музыке?

-         Нет, отец у меня хирург, а мама была учительницей. Меня они уже с малых лет начали приучать к музыке. Купили пианино, дескать, пусть занимается. Они тогда и не мечтали, что я буду музыкантом, а уж композитором и подавно. В общем, сначала мне наняли преподавателя, потом я пошел в музыкальную школу. Учился с удовольствием, и уже в третьем-четвертом классе я начал сочинять какие-то маленькие мелодии.

-         А какая музыка звучала тогда в вашем доме?

-         У отца был патефон и целая тумбочка пластинок. Он любил классику. Но и «Рио-Рита» у него тоже была. Эта пластинка была импортной и, возможно, поэтому звучала громче всех. И я ее любил больше всего, хотя до сих пор помню, как мы вместе с отцом слушали и оперные арии, и Шаляпина.

-         После музыкальной школы вы продолжили образование?

-         Не совсем. Параллельно музыке я посещал спортивную секцию, занимался гимнастикой, акробатикой. Делал сальто, стоял на руках. Чуть позже увлекся радиотехникой. Собирал приемники, паял ламповые усилители. Транзисторов ведь тогда еще не было. Продолжалось это до 1941 года, именно в это время моего отца посадили по 58-й статье – за контрреволюционную деятельность.

-        Что же он натворил?

-         На отца донес его приятель. Папу в самом начале войны призвали работать в госпиталь в Новосибирске, где мы тогда жили. Раненых было уже тьма тьмущая, и в стране вышел указ: за опоздание на пятнадцать минут на работу – судить! Отец как-то в компании друзей сказал: «Наконец-то Советская Власть взялась за лодырей и разгильдяев!»

-        И что же в этой фразе крамольного?

-         В НКВД, куда его потом вызвали, спросили: «Значит, вы считаете, что Советская Власть до этого указа ничего не делала?» Отец: «Я этого не говорил». НКВД: «Вы сказали «наконец-то», значит, до этого Советская Власть попустительствовала?!» Отца держали в камере, выбили ему передние зубы, по ночам не давали спать, постоянно вызывали на допросы. Полгода таких пыток – и человек сам готов был подписать себе смертный приговор. Освободил его уже Хрущев в 1956 году.

0

3

-         Вернемся к музыке. Как произошло ваше второе в нее возвращение?

-         Во время войны нас, школьников, регулярно посылали в колхоз на подмогу. Колхозники смотрели на городских пренебрежительно. Мы со своими друзьями на детской технической станции окончили курсы трактористов и летом пахали в поле. И вот там же я окончил курсы киномехаников. Мне это дело сильно нравилось, ведь до этого я сам сконструировал 16-миллиметровый проектор, и на олимпиаде даже получил за него премию. Вот когда у меня кино-то началось! Но по окончании восьмого класса я хотел уйти работать в цирк. Мама была категорически против, и я снова вернулся в школу. В это самое время я организовал маленький джазовый оркестрик. Помню, мы играли Гленна Миллера «Серенаду солнечной долины», другие популярные в то время мелодии. Потом я поступил в институт инженеров транспорта, но оттуда меня отчислили за неуспеваемость по математике. Пошел в армию – это было начало 1945 года. В тюменском пехотном училище нашим взводом командовал Евгений Матвеев. Да-да, тот самый – известный киноактер и режиссер! Параллельно участвовал в самодеятельности, играл на рояле, позже освоил аккордеон и кларнет. Потом меня направили работать киномехаником, и после сеансов в фойе я играл на танцах. Помню, окна были выбиты, холодно, все танцевали в шинелях, я играл в перчатках. А затем меня перевели в ансамбль песни и пляски Новосибирского округа.

-        Простите, а какого вы года рождения?

-         Двадцать шестого.

-        Когда вы сочинили ваше первое серьезное музыкальное произведение?

-         Это было уже в Алма-Атинской консерватории, где я учился на композиторском отделении. В то время я написал балет «Старик Хоттабыч», который в местном театре шел лет пятнадцать. В других театрах его не было, потому что Лагин – автор книги – нам самим-то еле разрешил эту постановку. И уже учась на пятом курсе консерватории я сочинил музыку к фильму «Наш милый доктор». Помните, там была песня «Надо мной небо синее, облака лебединые…», которую пел Ермек Серкебаев? Песня эта стала популярной, и Ермек пел ее лет пятнадцать. В общем, это была моя первая визитная карточка.

0

4

-         Первым вашим поэтом-соавтором стал Леонид Дербенев?

-         Нет, до Дербенева еще надо было дойти. В Алма-Ате я работал с одними поэтами, когда переехал в Москву – с другими. А с Дербеневым меня познакомил композитор Александр Флярковский. И первой нашей с ним совместной работой стала песня «Костер на снегу», которую спела Майя Кристалинская.

-        А c кинорежиссером Леонидом Гайдаем вы как познакомились?

-         О-о-о! Это интересная история. Попасть в кино, особенно на «Мосфильм», да еще человеку, приехавшему издалека, было сложно. Я, конечно, туда приходил, показывал им свои работы. Там меня знали по песне «Надо мной небо синее». Написал музыку к короткометражной ленте, потом был фильм «На завтрашней улице», где звучал мой «Костер на снегу». А к тому времени Леонид Гайдай поссорился с Никитой Богословским, с которым работал в «Псе Барбосе» и «Самогонщиках». Поговаривали еще, что Богословский заявил тогда Леониду Петровичу: «Ноги моей у вас больше не будет!» Гайдаю обо мне тогда рассказывали, и он говорил: «Я знаю Зацепина по песне про «небо синее», но вот осилит ли он эксцентрику?» В общем, от него мне позвонил замреж и сказал: «Гайдай хочет с вами встретиться».

-         Как я понял, речь шла о вашей работе в «Операции Ы и других приключениях Шурика»?

-         Да. Я приехал, Гайдай говорит: «Вот сценарий. Прочитайте и напишите, как вы все это видите в музыке». А у него по сценарию везде были пометки: «Здесь галоп», «здесь марш» и т. д. Мне все понравилось, но у меня все выходило по-другому. Например, в сцене на автобусной остановке я предложил ритм на рояле и аккордеоне, пущенный на удвоенной скорости, с наложенными на него партиями нормальных инструментов.

-         Я заметил, что в этой картине музыка исполнялась на каких-то странных инструментах. Например, во второй части фильма что-то то и дело крякало…

-         …А-а-а! Действительно это был манок на уток. Между прочим, в «Кавказской пленнице» в теме «Дорога» я играл на трех судейских свистках, издающих разные ноты. Синтезаторов, к сожалению, тогда не было, а то можно было бы такого понаделать! Поэтому я все время искал какие-то необычные звуки. Был один курьезный случай, когда, будучи за границей, я увидел в магазине измерительную рулетку. Я выдвинул ленту – получился такой интересный звук!!! И я стою, и, прижав рулетку к уху, дергаю ее: вжик-вжик-вжик-вжик. Потом моя жена Светлана хохотала: «Ты бы видел, как на тебя смотрели! Вместо того чтобы что-то мерить, ты рулеткой делаешь что-то около уха, а потом покупаешь!»

0

5

-         Почему в комедиях Гайдая ваши песни исполняли за кадром не певцы, а актеры? В «Иване Васильевиче» и «Двенадцати стульях» пел Валерий Золотухин, которого в этих картинах вообще не было.

-         У Золотухина был достаточно нейтральный голос, и ни у кого даже не возникало никаких возражений. Правда, из «Двенадцати стульев» одну песню все же вырезали. Придрались к фразе «черный цвет, а потом будет белый цвет, вот и весь секрет». Говорили: «сегодня черный цвет, завтра белый цвет, а может быть, сегодня красный цвет, а завтра красного не будет?» Все время подтекст какой-то выискивали. Позже у меня запретили авторскую пластинку «Дело не в погоде». Спрашивали: «Не в погоде? А в ч-чем дело?!» С исполнителем песен в «Земле Санникова» была другая интересная история. Изначально песни «Есть только миг» и «Все было» записывал Олег Даль. Но он постоянно находился, что называется, не в форме, спел небрежно. И директор «Мосфильма» тогда возмутился: «Этот Даль таким вульгарным и пропитым голосом поет!!! Или замените его, или вообще убирайте песни!» Я позвал Золотухина, но ему не удалось спеть синхронно с изображением. А Олег Анофриев это сделал блестяще, ему все удалось. Так и спасли песни.

-        Помню, ваши песни еще пели такие замечательные певицы как Аида Ведищева и Нина Бродская…

-         Да, из всех певиц они мне нравились больше всех.

-         Сегодня и Бродская и Ведищева живут в Америке, и на вашем юбилейном концерте их не было. Поддерживаете ли вы с ними отношения?

-         Да, как-то они мне даже звонили. Что касается концерта, просто невозможно было все эти организаторские моменты решить.

-         На концерте «Песню о медведях» пела Наталья Варлей. И я знаю, что в последнее время г-жа Варлей всем говорит, будто и в фильме поет она, а не Ведищева. Ваше отношение к этому?

-         Да, да. Лично я тоже везде говорю: «Зачем отнимать славу у Ведищевой, которая сделала это неплохо?»

-         А с великолепной троицей Никулин-Моргунов-Вицин случались ли какие-нибудь забавные истории?

-         Нет, ничего смешного вроде бы не было. Единственно, когда уже в «Бриллиантовой руке» Андрей Миронов записывал «Остров Невезения», Никулин с грустью произнес: «Эх, твоя, Андрей, песня лучше». А Миронов Никулину: «Нет, твоя «А нам все равно» лучше».

0

6

-         А неужели к этим песням органы не придирались?

-         Придирались. Но Гайдай их перехитрил. В самом конце «Бриллиантовой руки» он специально для них вставил атомный взрыв. И в главке сказали: «Мало того, что у вас песни криминальные, так еще и атомный взрыв! Вырезать!» Гайдаю дали три дня на раздумье, но тот ответил: «Я ничего вырезать не буду». На полку такой фильм, сами понимаете, не положишь: касса, миллионы. И те, в конце концов, сдались: «Леня, пускай все остается, убери только атомный взрыв». Гайдай сказал: «Я подумаю». Взрыв убрали, и фильм приняли.

-        А вы были членом КПСС?

-         Никогда. Тем более после того, как моего отца посадили. Я до сих пор помню, как в ночь ареста, когда НКВД описывал все наши вещи, папа сказал: «Помни, что твой отец ни в чем не виноват».

-        Скажите, почему в шестидесятых годах с Запада к нам не пустили ни рок-н-ролл, ни биг-бит, тем не менее, весь СССР просто угорал от другой западной музыки: от твиста. «Черный кот», «Лада», «Королева красоты», ваша «Песенка о медведях» – все это в чистом виде твист. Кто-то из наших партийных бонз не любил Элвиса Пресли, но любил Чаби Чеккера?

-         Хм… Видимо так. В свое время и товарищ Жданов сначала прошелся по Прокофьеву и Шостаковичу, а потом запретил джаз…

-         …А Никита Сергеевич грозился разогнуть им всем саксофоны.

-         Да, да, тогда в Ленинграде даже сломали завод по производству саксофонов. Варварство какое-то! Скрипка ведь тоже нерусский инструмент, давайте тогда и скрипки ломать. Наш джаз-оркестр ведь тоже разогнали, а мне тогда сказали: «Или иди снова служить в пехоту, или давай на балалайке играй». Пришлось переучиваться. Просто кому-то не нравился джаз, хотя сами они все его слушали, но народу не позволяли.

-         В фильме «Инкогнито из Петербурга» у вас вообще не было ударных песен. Почему?

-         Изначально Гайдай задумал снять историю про современного ревизора. А потом показал мне бумагу: «Видел, что мне написали?! «Никаких аналогий с современностью!» А отказаться снимать не могу, деньги-то уже заложены, и на «Мосфильме» все запущено». Поэтому он сделал классического «Ревизора», что получилось не лучшим образом. А представляете, как бы он мог это снять?

0

7

-        Как вы познакомились с Пугачевой?

-         Я слышал ее еще задолго до триумфа с «Арлекино». Помню, кто-то из музыкантов мне порекомендовал: «Сходите на смотр художественной самодеятельности, послушайте, как поет Пугачева». Послушал, познакомился, предложил ей поработать. Она согласилась. Начали с песни «Кто виноват?» А спустя несколько лет мы уже работали над пластинкой «Зеркало души». В итоге записали с ней около двадцати песен.

-         Я слышал, будто альбом «Зеркало души» задумывался как ваша авторская работа. Но когда пластинка вышла, на ней оказалось несколько песен, автором которых числился персонаж по имени Борис Горбонос.

-         Ну да. Алла сама вставила эти песни.

-         Без вашего ведома?

-         Да. Она пришла тогда в мою домашнюю студию, на которой я записывал всю свою музыку, и попросила: «Александр Сергеевич, я хочу записать у вас четыре песни, чтобы потом крутить их на радио. И эти песни подпишу именем Борис Горбонос». От меня она тогда не скрывала, что это ее собственные песни. Я записал ей их, конечно же, бесплатно. Она меня поблагодарила, а потом вставила эти песни в фильм «Женщина, которая поет» вместо моих. Мало того, на «Мосфильме» она всем рассказала, что Борис Горбонос – это парализованный мальчик. Я гляжу, главный редактор «Мосфильма» как-то на меня дуется: Зацепин пошел против этого несчастного мальчика! Я Аллу не выдаю, но директору «Мосфильма» сказал: «Пусть Горбонос все дописывает, а я музыку свою забираю и с этой картины ухожу». Позже, правда, ему рассказал, что Горбонос – это Пугачева. Директор говорит: «Тогда мы закрываем картину, потому что денег на новые песни у нас нет». Сошлись на том, чтобы в титрах значилось: «музыка Александра Зацепина, но такие-то песни сочинил Борис Горбонос». Хотя надо было мне все же отказаться. Песни бы остались, а фильма бы не было. Но «Мосфильм» мне был дороже… Так мы с Пугачевой и поссорились.

-         Правда ли, что песни, звучащие в фильме «31 июня» в исполнении Татьяны Анциферовой изначально сочинялись под Пугачеву?

-         Да, и я Алле показывал и «Ищу тебя», и другие песни.

0

8

-         На тот момент Татьяна Анциферова была абсолютно никому не известна. Не было ли с этим каких-либо трудностей?

-         Нет, ведь и Пугачева была когда-то неизвестной. Кассету с пением Анциферовой мне принес мой знакомый музыкант. Я послушал, и мне понравилось.

-         Как и почему вы несколькими годами позже оказались в Париже?

-         Я женился на сестре своего друга. Ален – француз, в Москве преподавал в университете русский язык, жил напротив меня, а наши жены работали в одной музыкальной школе. Потом моя жена умерла, да и масла в огонь подлили сплошные «нельзя». Пластинку про погоду нельзя, две песни из «31 июня» вырезали. Кроме того, когда я ездил в Америку, познакомился с продюсером по фамилии Кэш. Слово «кэш», между прочим, по-английски означает «наличные деньги». Я показал ему три своих песни. Кэшу сильно понравился «Бубен шамана», он включил его на всю катушку, потом говорит: «Хочу с вами работать». И я подписал с ним контракт на пять лет: два фильма и два диска в год. Но в СССР меня предупредили: «Ты не имел права сам заключать этот контракт, это за тебя был должен сделать кто-то другой». А я-то своих прав тогда не знал. В Министерстве Иностранных Дел, где я сказал, что мне этот контракт лишь предлагают, мне шепнули: «Александр Сергеевич, даже не надейтесь. Вроде бы это и можно, но сперва ваши пленки до них не дойдут, потом им в визах сюда откажут, и вам все поломают». Я рассказал обо всем этом своему другу Алену. Он говорит: «Ну что же ты так всю жизнь будешь мучиться? Женись на моей сестре, езжай туда и работай!» А у его сестры судьба была печальная. Она в восемнадцать лет собиралась замуж, но отец ей это запретил, и она на пятнадцать лет ушла в монастырь. В общем, жизнь у нее не сложилась. Потом она приехала в СССР, по специальности она художник, училась музыке, отец у нее органист…

-         …Общались-то вы с ней на каком языке?

-         На английском, ха-ха-ха… Вскоре мы подали с ней заявление в ЗАГС и зарегистрировались.

-         Извините за вопрос. Это был брак по расчету?

-         Кто его знает. Она мне понравилась, и я ей понравился. Поэтому такого, чтобы жениться лишь бы уехать, у меня не было. К жене на временное жительство меня не выпускали два года. Когда обо всем этом здесь стало известно, меня перестали крутить по радио.

-        Вас запретили на радио?! А как можно было запретить «Бриллиантовую руку» или «Кавказскую пленницу»?

-         Это да, ведь деньги эти фильмы приносили огромные. Хотя и тут придумали бы что-нибудь. Например, по телевидению реже бы стали показывать, из титров имя вырезали бы. У нас ведь все перестраховывались. В общем, я вынужден был подать заявление на постоянное жительство во Франции.

0

9

-        И вы наконец-то стали работать по контракту?

-         О контракте уже не было и речи: ведь прошло целых два года. За это время даже сам Кэш куда-то исчез.

-        Ваш переезд был без проблем?

-         Тут мне повезло. Я поехал во Францию на машине через Финляндию.

-         Во Францию через Финляндию, да еще и на машине???

-         Да. Ленинград, Выборг, Хельсинки. Там я несколько дней жил у своего друга-продюсера, с которым познакомился, когда с Гайдаем снимали советско-финскую комедию «За спичками». Он свел меня с немецкими кинорежиссерами. И когда я приехал к жене во Францию, у меня уже была работа.

-         Как часто вы бываете в Москве?

-         Раньше бывал редко, а с прошлого года – практически вернулся в Россию. С прежней женой мы разошлись, прожив четыре года, хотя до сих пор мы с ней друзья. Мою новую жену зовут Светлана, она пианистка, русская. Дочь с внуком и внучкой живут в Женеве. Внук окончил десятилетку здесь, потом учился в Гнесинке, сейчас продолжает учебу там. Уж не знаю, получится ли из него настоящий музыкант.

-        Какова ваша оценка современной российской эстрады?

-         Честно говоря, я не очень хорошо знаком со всем тем, что сегодня происходит здесь. Хотя кое с кем из артистов общаюсь. Несколько лет назад Марина Хлебникова записала мою песню на свои стихи «Дожди». Продолжается работа с Виктором Салтыковым.

-         Правда ли, что вам не нравится, как Хлебникова в вашей песне свою семью сравнивает с мафией?

-         Сначала мне действительно не понравилось, что «на фотографии мы словно мафия». Про свою семью я бы так никогда не сказал.

-        Но про семью Хлебниковой это можно?

-         Ну, раз она сама так говорит, что поделать, ха-ха-ха.

0

10

-         Насколько сегодня завидна судьба композиторов вашего поколения? Хватает ли одних авторских, чтобы прокормиться?

-         Это, конечно же, зависит от конкретного композитора. Лично у меня какой плюс? Много фильмов, которые постоянно идут по телевидению, и которые приносят приличные авторские. Вот смотрите, сколько раз мои песни звучали только за один 2001 год (Зацепин достал с полки увесистую кипу листов огромного формата толщиной сантиметров восемь! – авт.). А если композитор просто песенник, то, безусловно, получается очень мало. Ну, что-то из старенького перепели молодые, вот и все.

-         А во Франции фамилия Зацепин известна?

-         Нет, конечно. Во всех странах есть национальные герои, которые в остальных странах мира неизвестны.

-         Могли бы вы назвать несколько любимых мелодий, сочиненных не вами?

-         Могу. С детства мне сильно нравится пьеса «Караван» Дюка Эллингтона. До сих пор люблю музыку Гленна Миллера. Из «Битлз» нравятся «Michelle» и «Yesterday». Это настоящая классика!

-         Какую последнюю пластинку вы купили за свои деньги?

-         Иногда мне просто надо что-то послушать, чтобы быть в курсе всего происходящего в мировой музыке. Если же просто для удовольствия, недавно слушал новый альбом группы «Garbage».

-         Ого! Ну и как?

-         Вы знаете? Что-то в этом есть.

-        А сами в таком стиле смогли бы?

-         Не знаю, надо попытаться. Хотя просто так писать мне не хочется. Это все-таки моя работа.

0

11

-        Расскажите о ваших последних произведениях.

-         Недавно я написал музыку к фильму «Казус белли», снятый небезызвестным Игорем Угольниковым, главные роли в котором исполнили Барбара Брыльска, Инна Чурикова и Виталий Соломин, которого, к сожалению, уже с нами нет. В новом году картина уже появится на экранах.

-         Я вижу у вас дома компьютер. Удалось ли освоить современные музыкальные программы?

-         Да, и «Qubase» и «Sound Forge» я освоил. Хотя трудно за всем этим угнаться, полгода – и опять все новое! Скоро снова буду устанавливать новые программы. Спасибо сыну моей жены Диме. Он программист, и мне в этом очень сильно помогает. Зато теперь могу дома на компьютере записывать музыку.

Николай ФАНДЕЕВ
газета «Тверская, 13»

0


Вы здесь » Россия - Запад » КУЛЬТУРА » Есть только миг. - Интервью с А.Зацепиным