Другой причиной написания книги стало для Кюстина желание разоблачить миф о России как стране порядка, о преимуществах единовластия.
Наконец, Кюстин ставит своей целью показать истинное лицо нации, величие и политическую значимость которой его потрясают, показать Россию такой, какая она есть, высказывая самые жестокие истины, ибо – как считает автор – «Большинство моих предшественников обходились с русскими как с балованными детьми»(8) .
Книга Кюстина представлена в виде писем о событиях во время его путешествия. Какую-то основу подобные письма составили, но автор писал книгу в течение трех лет и его непосредственным отзывом можно считать только письмо Шатобриану, своеобразный отчет путешественника только что покинувшего Россию(9) . Короткий срок пребывания Кюстина в нашей стране – всего четыре месяца – позволил автору сформулировать ее целостный образ, но уберег от частностей, способных разрушить этот образ.
Целостный образ и стал первичным в его книге. Автор нарисовал страну, представляющую плоское, однообразное, безрадостное пространство. Ни ландшафт, ни природа не нарушают этой монотонности, а огромные просторы обращают все это в кошмар. Климат на этом пространстве такой, что делает жизнь невозможной ни в какое время года. Безрадостна и уродлива искусственная столица России, город, лишенный «собственного лица», набитый «безвкусными зданиями, что не имеют ни стиля, ни исторической ценности»(10) . Центр этого города – «лишенное гармонии», «огороженное пространство», где «колышком вбита колонна Александра. Пространство это окружено с одной стороны Зимним дворцом, исполненном в «выродившемся стиле Людовика XIV», с другой – «низкими и плоскими» зданиями. Здесь же и Триумфальная арка – творение «безобразности» коему нет сравнения. «Огромный свод с неумеренной пышностью венчает запряженная… колесница, управляемая некоей неведомой… аллегорической или исторической фигурой»(11) . Вдали угадывается статуя Петра Великого, «вид которой… крайне неприятен»(12) . Статуя, которая «снискала незаслуженную славу благодаря шарлатанской гордыне воздвигнувшей ее женщины», она «куда ниже своей репутации»(13) . Петербургские улицы и набережные, «столь непривычные французскому глазу», неприглядны, они «мощены скверными булыжниками, неровными, уродливыми, столь же неприятными для глаз, сколько и опасными для пешеходов и экипажей». Неприятен французскому путешественнику и общий вид города – «Несколько золоченных шпицев, тонких, словно громоотводы; портики, основание которых едва не уходит под воду; площади с колоннами, теряющимися среди громадных пустых пространств; античные статуи, чьи черты, стиль и облик так разительно противоречат здешней почве, цвету неба и климату, а равно лицам, одеждам и привычкам местных жителей, что статуи эти напоминают пленных героев в стране врага»(14) . Обобщая такое описание, Кюстин заключает: «Петербург основан и выстроен людьми, имеющими вкус к безвкусице. Бессмыслица… – главная отличительная черта этого огромного города, напоминающего мне уродливый павильон, возведенный посреди парка; парк этот, однако, занимает треть мира, а имя архитектора – Петр Великий»(15) . Город этот – «колосс на глиняных ногах»(16) .
(продолжение)