Луи Джеймс
Эти странные австрийцы
ПРАВИТЕЛЬСТВО И БЮРОКРАТИЯ
Партийная политика
Политическая картина Австрии представлена тремя основными партиями: Социал-демократической партией Австрии (СДПА), которую также называют "красными", Австрийской народной партией (АНП, они же консерваторы), или "черными", и правой Партией свободы Австрии (ПСА), чей цвет голубой, однако радикально настроенных сторонников этой партии именуют не иначе как "коричневыми". Также здесь имеется и партия "зеленых", медленно дрейфующая к альянсу с "красными", подобно тому как "черные" и "голубые" укрепляют связи друг с другом.
Приход "голубых" в правительство в 2000 году означал резкое преображение австрийской политики и общества. Он последовал за долгими годами преимущественно косметических перемен, когда, как язвительно заметил один из "черных" министров, "австрийцы хотели и реформ, и чтобы все оставалось по-прежнему". Поскольку нежелание подвергаться опасности является основой национального духа, то стремление избежать конфликтов стало центральным пунктом национальной (и личной) стратегии выживания. Среди других на диво изощренных положений был пассаж о "социальном партнерстве" – неофициальное соглашение, обеспечивавшее в стране с момента своего введения в 1957 году политическую стабильность (или, как сказали бы мы, застой). Ключевые решения о заработной плате и ценах согласовывались в комиссии, не имевшей никакого юридического статуса, а затем одобрялись правящими "консервативными" кругами (например, торговой и сельскохозяйственной палатами) и их противниками социалистами (например, палатой по труду и профсоюзам).
Результаты впечатляли: экономика пошла в рост, безработица снизилась; время, потерянное при забастовках, составляло всего несколько секунд в год (и эти цифры потрясли весь мир). Однако созданная система была типично австрийской в том смысле, что все ее достоинства можно было представить как недостатки – и наоборот. Так, в результате политической стабильности, следствия длительного союза "красных" и "черных", многократно возросли зарплаты, появились (несуществующие) рабочие места и много чего еще, на что тогдашний лидер "голубых" Йорг Хайдер поспешил обратить внимание австрийских избирателей.
Подобно австрийской церкви, социал-демократия рискует утонуть под грузом своего устаревшего багажа (или, как сказал Нестрой: "Всем хочется жить долго, и никому не хочется стареть"). В неприятном, новом, глобализирующемся мире "благостно-наивное отношение к себе и другим" уже не проходит, и это удивительно для церковников и политиков, ибо в прошлом оно всегда выручало их.