Однажды вечером я присутствовал на представлении «Хованщины». Действие разворачивается в конце семнадцатого века: повествуется о беспощадной борьбе, которую в продолжение всего своего царствования вел Петр Великий против старого духа москвитян, против России необразованной, темной, фанатизма бояр и монахов, раскольников и стрельцов. Все страсти этого мрачного периода шаг за шагом разворачиваются на сцене с необыкновенной выразительностью. Так же как и в «Борисе Годунове», центральный персонаж, главное действующее лицо драмы – народ. Так становишься свидетелем великого перелома национальной жизни. В этом отношении последний акт являет величие, достигающее пафоса. Преследуемые царскими войсками, раскольники, или «староверы», укрываются в избе, затерянной в глубине леса. Их предводитель – старец Досифей – призывает их скорее умереть, чем отречься от своей веры, проповедует им смерть от огня, «красную смерть». После нескольких эпизодов воодушевления или страдания все раскольники, мужчины, женщины, девушки, дети соглашаются на самоубийство; все взывают к мученичеству. В риге складывают костер. Старец Досифей проповедует Евангелие; ему откликаются гимном. Внезапно костер загорается; избу закрывают. Клубы дыма, словно до небес возносят постепенно слабеющее пение. Когда лачуга рушится на груду трупов, на сцену врываются царские солдаты.
Более века самоубийство в огне – «красная смерть» – свирепствовало среди раскольников, пожирая тысячи и тысячи жертв. Первым апостолом страшной доктрины был простой мужик – Василий Волосатый, родившийся около 1630 года в Сокольске близ Владимира. Он ходил повсюду, повторяя6 «На земле царит Антихрист, а священники официальной Церкви терпят его господство. Принимать от них таинство, крещение, причастие, брак, соборование – это принимать печать Антихриста. И тот, кто позволит наложить на себя эту печать, тот никогда больше не сможет искупить свой грех.… А тогда – как обрести спасение? – Самоубийством. Другого средства нет. К тому же, стоит только задуматься об этом – можно ли колебаться? Взошедшие на огонь, тут же избавятся от власти Антихриста, очищаются от всякой своей грязи, умирают с истинной верой и очищенной душой. За несколько минут страдания они обретают вечное блаженство, тут же вступают в ранг святых …»
Волосатовщина разошлась по России с изумительной быстротой; особенно она распространилась среди крестьян и убогих. Основными средоточениями ее стали районы Владимира, Костромы, Суздаля, Ярославля, Новгорода, Онеги, Вятки, Перми и Западной Сибири. Каждый год насчитывались многие тысячи жертв. В 1685 году в Пошехоньи лишь одно аутодафе поглотило семь сотен человек. Чтобы положить конец этому слабоумию, потребовалась не меньше как свирепая энергия Петра Великого.
(продолжение)