Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » Морис ПАЛЕОЛОГ » М. Палеолог Царская Россия во время ...( перевод - Т.П.)


М. Палеолог Царская Россия во время ...( перевод - Т.П.)

Сообщений 41 страница 51 из 51

41

«В целом, совершенная искренность – именно то чувство, с которым мы принимаем свое грехопадение; мы не пытаемся извиняться; не упрекаем…»
«Мы забываем довольно быстро и насовсем. Для большинства из нас тот, с кем мы расстались – умер, или скорее – никогда и не был…»
«Мы очень горячие и постоянные в дружбе…»
«Часто в нашей гибели повинна музыка; я говорю лишь о русской и цыганской музыке. Она затрагивает самые сокровенные глубины, она гипнотизирует нас, она погружает нас в своеобразную грезу и восхитительную раздражительность, близкую к помутнению рассудка.… Если вы постараетесь, то поймете меня; но, уверяю вас, у меня была подруга, которая приводила цыган в комнату, соседнюю со спальной, где она принимала любовника…»
"Когда вы берете извозчика, вы не обращали внимания, что кучер всегда пускает во весь опор, даже еще и не зная – куда вы хотите ехать? Так же, когда мы втягиваемся в приключение, то со всех ног бросаемся вперед, даже не спросив себя – куда же мы направляемся. Впрочем, это и не важно; ибо наши приключения никогда ничем не оканчиваются, никогда не правят нами…»
«Все наши романы кончаются крахом. Оканчиваем мы всегда высмеиванием наших мечтаний…»
"Ни один мужчина не смог бы нам дать того, что мы ждем; ибо мы не знаем – чего же ждем, очень может быть – этого просто и не существует…»

0

42

Суббота 20 мая 1916
Во всех императорских дворцах, всех министерствах, клубах, театрах, во всех официальных зданиях по стенам развешены величественные портреты императоров. Нет ничего более монотонного, более холодного, банального, чем эта официальная иконография.
Однако, несмотря на неестественный и чопорный стиль, подлинный характер модели чаще всего все-таки выдает себя.
Так, Александр I – гибкий, стройный стан, вид фата и паладина, явно доволен тем, что на него смотрят.
Николай I – непреклонный, высокомерный, кажется, начнет оборачиваться вокруг себя, осмелься какой-нибудь профан случайно глянуть на него.
Более простой, но  не менее убежденный в своей роли и сознающий свою силу Александр II, -- соизволяет допустить, что на него посмотрят, но с условием, что тотчас опустят глаза.
Александр III – тяжелый, спокойный, благовоспитанный, тип буржуа, даже не сомневается, что на него смотрят.
И Николай II – простой, застенчивый, всем своим видом умоляет не смотреть на него.

0

43

Вторник, 13 июня 1916
Сейчас читаю биографию Ницше; проникнутый восхищением к Ману, он отметил – с присущим ему восторгом поэта и артиста – прекрасное правило первого арийского законоведа:
«Именам женщин соответствует быть легкими в произношении, нежными, милыми, благостными; лучше, чтобы они оканчивались долгими гласными и походили на слова благословения».
Русские инстинктивно подчинились этому правилу. Ни один народ не создал для своих женских имен вокабулы более гармоничные и более ласковые: Ольга, Вера, Дарья, Марина, Софья, Кира, Людмила, Татьяна, Ванда, Тамара, Ксения, Раиса, Надежда, Светлана, Прасковья, Дина …

0

44

Понедельник, 26 июня 1916
Несколько месяцев назад в этом дневнике я обрисовал интимный портрет русской женщины по женскому свидетельству. Вот обратный оттиск этого эскиза по свидетельству мужскому.
Обедаю на Островах наедине в Б… Ему пятьдесят два года, холостяк, одарен несомненным разумом и активным чувством, в молодости служил в конногвардейском полку. С тех пор он делит свое время между ведением хозяйства в своих владениях, некоторыми трудами во благо общества, путешествиями, страстью к музыке, искренней дружбой, наконец, счастливой и скромной, но и полной прихотей, связью. Беседа с ним, непринужденная и разноплановая, доставляет удовольствие и интересна, ибо при всем внешнем дилетантизме, он обладает живой склонностью к наблюдениям. Я очень ценю в нем хорошего физиолога моральной сферы, аналитика точного и скептичного, но совсем не разочарованного.
Познавший многих женщин, он открыто признает, что без них существование стало бы невыносимо, и хотя время от времени некоторые безумцы из-за них лишают себя жизни, все же благодаря именно им одним суицид не свирепствует еще более среди мужчин, потому что роль их на этом свете не столько продолжать жизнь, сколько заставить отвлечься в ней.
Итак, этим вечером, около девяти, на набережной Невки, мы сидим напротив друг друга за столом.
Перед нами – на другом берегу – очаровательный Елагин дворец, проступающий меж ветвей растущего рядом большого векового дерева. На выступе острова – ясени, осины, плакучие ивы склоняются к текущей воде. Вскоре небо подернется неосязаемой кисеей, молочной и перламутровой дымкой. Тогда как кругом вершится колдовство «белых ночей», великих ночей солнцестояния, я расспрашиваю Б… о русской женщине. Очень просто и как бы наугад, он скорее роняет, чем формулирует свои замечания:
«Я знал только русских женщин. Хорошо знают лишь женщин своей страны; истинно соединяются лишь с человеком своей расы…»

(продолжение)

0

45

«Русские женщины – сама искренность, думается в этом чувстве они никогда не разыгрывают роль: в своих эмоциях они никогда не подражают литературе. Они живут своей сколь возможно наполненной жизнью, но не мнят себя героинями романа и не держат перед глазами никакого образца. Мечтания никто им не внушает, они исходят лишь от них самих…»
«Полные жара и порыва в начале каждого приключения, вскоре они с трудом переводят дух…»
«Их большое несчастье – непостоянство. Они почти никогда не осознают, что заставляет их действовать; кажутся всегда подчиняющимися слепой силе. Часто их самые незначительные решения ни что иное, как нервная разрядка. Пустяк, слово, услышанное мимоходом, едва затронувшее их мысль, ужин, тур вальса, да менее того, плывущее по небу облако, мимолетный флюид – и вот они совершенно другие. Одна из них совсем недавно призналась мне: “Я чувствую себя совершенно другой, когда надеваю новое платье…„»
«Именно поэтому они глубоко подвержены влиянию природы. Возвращения весны, сияния вновь вернувшегося солнца, аромата первых фиалок довольно, чтобы опьянить их. Сцена звездной ночи в степи вызывает у них головокружение. Грозовой вечер – они словно заряжены электричеством…»
«Что же касается самых счастливых, то всегда есть что-нибудь тревожащее, неутоленное, неудовлетворенное, что-то такое, что должно случиться, и в чем они не сомневаются…»
«Именно в любви они осознают себя лучше всего. Когда их сердце не занято, они блуждают в дрейфе, словно плавающие острова на водной глади…»
«Нет ничего занятнее, чем слушать их повествование. Они сочиняют по мере того, как говорят; говорят, что они ищут свои слова в ваших глазах…»
«Они очень быстро решаются на любовь к вам… и не менее быстро вновь овладевают собой. Красноречие с ними всегда бесполезно, и для того, чтобы покорить их, и для того, чтобы их сохранить…»
«Они очень целомудренны. Поэтому у них вид легко доступный; они не позволяют себе полу уступок. Лишь только соглашается их сердце, они устремляются к развязке; Они скорее унизятся, чем станут торговаться…»
«Их память подобна выдвижному ящичку, который они открывают и закрывают по воле. Сообразно своим интересам или своему капризу, они вспоминают все или все забывают…»
«У них есть страшный враг, непоправимая беда – скука. Какие глупости заставляет она их делать…»
«Абсурд и невозможное, вот то, что более всего властно над ними…»
«Они вечно твердят, что довольствуются малым; им же не довольно ничего…»
«Неожиданность – то одно, что им не надоедает никогда…»

(продолжение)

0

46

«В любви у них больше мужества, инициативы и благородства, чем у мужчин. Еще чаще их превосходство проявляет себя  в повседневности. В трудный час они выказывают больше сознания, энергии, силы, больше возвышенного чувства долга, разум более свободный и более инициативный. Они душа семьи…»
«Их способность к нежности и самоотверженности приближается к героизму, если человека, которого они любят, постигает несчастье. Ради него они жертвуют собой вплоть до порабощения, до жертвоприношения: за ним они едут в Сибирь, в ссылку, все равно куда…»
«Один из их серьезных изъянов – неумение лгать. Они недостаточно владеют собой, чтобы поддерживать выдумки. Это то, что заставляет их подчас казаться жестокими…»
«Поскольку у них очень живое воображение, они ужасно страдают от ревности…»
«Они никогда не признаются себе в увлеченности своим чувством; всегда стремятся одухотворить свои желания, обмануть себя в упоении. Словарь мистики более сладостен в драгоценных средствах, подтверждающих их страсть…»
«Толстой был прав, превознося прекрасные круглые руки Анны Карениной. Совершенство женских рук – одна из характеристик русской расы. Во всех социальных классах, а особенно в народе, у молодых женщин можно найти прекрасные руки, руки полные и нежные, с шелковистой белизной, безукоризненной формы, гладкие и ласковые…»
«В России, как повсюду, люди, познавшие большую любовь, обреченные жертвы страсти – редкость. Но, может быть, ни в какой другой стране фильтр рока не бывает более злым, более ненасытным; с непреодолимой жестокостью он разрушает всех домочадцев, оставляя за собой лишь неистовое желание самоубийства и душевный упадок…»
«Непостоянные, своенравные, вероломные, паникерши, эгоистки, спекулянтки, порочные, невротички, раздражающие, ускользающие, обманщицы, чертовки – все, что хотите; но никогда – вульгарные, никогда – занудливые, никогда – скучные. А в конце концов – очаровательные и опасные».

0

47

Воскресенье, 24 сентября 1916
Заблуждение, столь же широко распространенное во Франции, как и в Англии – и эхо его отзывается мне на каждом шагу – состоит в том, что, якобы, царизм легко решит свои внутренние трудности, если откажется от своих устарелых принципов для того, чтобы смело избрать путь демократических реформ. Тотчас все увидели бы проявление того, что есть в латинской энергии и добродетелях, не подозреваемых в русском народе. Патриотизм, интеллигентность, нравственность, сила характера, разум инициативный и организованный, идеализм практический, общее чувство социального долга, долга национального и общечеловеческого – все это расцвело бы необычайно. Западные союзники должны, таким образом, оказывать давление на императора Николая, дабы определить необходимые нововведения. Сразу же действенное значение весьма увеличит и Альянс.
Недавнее путешествие депутатов кадетов в Лондон и Париж немало содействовало там пропаганде этих идей. Они даже добавили и упрек относительно меня, упрек в недостаточности посещения либеральных кругов, в том , что они не обнаружили моей достаточно явной симпатии, наконец, в том, что я не воспользовался своими дружескими отношениями с императором, чтобы обратить его в парламентаризм.
Я часто объяснялся в этом дневнике по поводу осторожности, которую почитаю долгом для себя, в отношении либеральных партий. Какими бы ни были недостатки царизма, он основной остов России, база и основа русского общества, уникальная связь всех территорий и разрозненных народов, которые за десять веков истории мало-помалу собирались под скипетром Романовых. Таким образом, до тех пор, пока продолжается война, союзники должны его поддерживать любой ценой. Я не раз высказывал это мнение.
Но продолжу и дальше: убежден, что в дальнейшем – одно или два поколения, может быть – внутренние затруднения, которые испытывает Россия, допускают лечение лишь исключительно осторожное, частями, соблюдающее постепенность. Высшее основание тому состоит в коренном невежестве или жалком существовании масс русского народа.

(продолжение)

0

48

Главным образом, это именно то, в чем заключается слабость России; это именно то особенное, из чего проистекает ее неспособность к политическому прогрессу. В этой необъятной империи не насчитаешь более ста двадцати тысяч начальных школ на сто восемьдесят миллионов жителей. И каких школ, каких преподавателей! Согласно основному требованию, обучение поручено попу церковного прихода, который является чаще всего бедняком, ленивым и презираемым. Чтение, письмо и счет стоят в его программе лишь после молитв, катехизиса святой истории и литургического пения. Все обучение народа находится, таким образом – более или менее прямо – под рукой духовенства. Святой Синод недавно опять взывал к своим священникам о том, что школы должны удерживаться «в тесном союзе с церковью, в неукоснительном соблюдении православной веры» и что религиозное воспитание детей должно быть «первой заботой учителей». Деятельность системы самая порочная. Во многих районах школы посещаются плохо или даже остаются пустыми, то по причине расстояния, снега, холода, то потому что школьное оборудование и книги отсутствуют, то потому что мужики поссорились с попом и слишком сурово поколотили его.
Екатерина Великая, императрица-философ, друг Вольтера и Дидро, приписала себе – меж других заслуг – и такую заслугу, как основание народного образования в России. Два десятка высших школ, сотня начальных школ было создано в ее правление. Она кинулась в это начинание со своим обычным энтузиазмом, не забывая, однако, свои правительственные принципы, которыми руководствовались и ее преемники. Однажды, когда губернатор Москвы посетовал на безразличие, которое его администрация обнаруживает к новым учреждениям, царица ответила ему: «Вы жалуетесь на то, что русские совершенно не стремятся к обучению. Это не для них открываю я школы; это – для Европы, где надо поддерживать мнение о нас. В тот день, когда наши крестьяне пожелали бы учиться, ни вы, ни я на своих местах не остались бы».

0

49

Суббота, 14 октября 1916
Б… приводит мне одну поговорку, довольно ярко передающую неспособность русских к спонтанной самодисциплине во имя общего усилия:
«Когда собираются трое немцев – они тут же организуют Verein(1)  и избирают председателя. Когда собираются двое русских – они тут же организуют три партии».

=================
1. Verein (нем.) – общество, корпорация. (Прим. переводчика)

0

50

Вторник, 17 апреля 1917
<…>
Отвратительная сцена произошла – несколько дней назад – в русской церкви в Хельсинки. Шла похоронная служба по капитан-лейтенанту Поливанову, убитому своей командой во время последних волнений. По православному ритуалу, гроб был открыт. Вдруг в церковь врывается группа рабочих и матросов. Там, следуя один за другим перед катафалком, они плюют на тело мертвого. Заплаканная вдова, рыдая, вытирает платком оскверненное лицо и умоляет негодяев прекратить оскорбления. Но, грубо оттолкнув ее, они хватают гроб, поднимают его, переворачивают, выкидывают тело, раскидывают свечи, венки и выходят их церкви горланя «Марсельезу».

0

51

Понедельник, 30 апреля 1917
<…>
Естественно, продовольственный кризис не ослабевает, если даже не обостряется. И, тем не менее, на вокзалах Петрограда простаивают четыре тысячи вагонов, груженых мукой. Но водители грузовиков отказываются работать.… Тогда Совет публикует воззвание:
Товарищи водители!
Не подражайте низости старого режима! Не позволяйте вашим братьям умирать от голода! Разгружайте вагоны!
Товарищи водители отвечают единодушно: «Мы не будем разгружать вагоны, потому что нам не нравится их разгружать. Мы свободны!»
Когда однажды, наконец, товарищам водителям нравится разгружать вагоны с мукой, отказываются работать именно пекари. Итак, Совет публикует выразительное воззвание:
Товарищи пекари!
Не подражайте низости старого режима! Не позволяйте вашим братьям умирать от голода! Делайте хлеб!
Товарищи пекари отвечают единодушно: «Мы не будем делать хлеб, потому что нам не нравится его делать! Мы свободны!»
Многие извозчики на улицах отказываются держаться правой стороны, потому что они свободны. Но, поскольку единодушие меж ними отсутствует, они все время сталкиваются между собой.
<…>

0


Вы здесь » Россия - Запад » Морис ПАЛЕОЛОГ » М. Палеолог Царская Россия во время ...( перевод - Т.П.)