Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » #ПСИХОЛОГИЯ и ФИЛОСОФИЯ » Cкрытое управление человеком


Cкрытое управление человеком

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Ритуалы, нарушения этикета и скрытое управление человеком

В широком смысле слова ритуал означает «выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо».

Ритуалы (иначе – стереотипы и стандарты поведения) прививаются молодому поколению с помощью воспитания. Когда мы соблюдаем стандарты поведения (то есть нормы этикета), это упрощает нашу жизнь и делает наши действия предсказуемыми в стандартных ситуациях. Но одновременно потенциальные манипуляторы получают возможность нами скрыто управлять.

“Здравствуйте!”

Все мы знаем, что необходимо здороваться при встрече. Первоначальный смысл – пожелание здоровья – уступил место обычному формальному приветствию. (Одно из доказательств этого –  то, что дважды в день здороваться не принято, нужно приветствовать как-то иначе). Знакомые мужчины обмениваются еще и рукопожатием.

Однако даже эти вполне заурядные действия могут стать оружием психологической борьбы и, следовательно, использоваться с целью скрытого управления.

0

2

1. “Не заметить” человека

Если начальник не ответил на приветствие – особо мнительный подчиненный или просто дорожащий отношением руководителя станет волноваться и беспокоиться. Так (причем безмолвно!) начальник может выразить неодобрение или создать из манипулятивных соображений необходимый психологический настрой подчиненного.

Но главное – при желании начальник всегда может сослаться на то, что “задумался, не заметил”.

2. Не смотреть в глаза

Но и поздороваться можно по-разному. Человек, желающий вызвать расположение, произвести наилучшее впечатление, во время приветствия внимательно посмотрит в глаза. Чем сосредоточеннее взгляд, тем более сильное впечатление он оказывает.

К сожалению, многие мужчины поступают с точностью до наоборот: во время приветствия смотрят в сторону. Чаще всего это происходит с сослуживцами, что говорит об уровне их взаимоотношений. Случается такое и по отношению к посетителям. Это, разумеется, показатель низкой деловой культуры.

0

3

3. Как ваше “ничего”?

Некоторые вместо традиционного “Как дела?” используют это обращение. Оно построено на стереотипе: обычно на вопрос: “Как дела?” отвечают: “Ничего”.

Традиционный вопрос «Как дела?» удобен тем, что позволяет проявить минимум вежливости, не потеряв на это ни минуты времени. Такой вопрос-приветствие есть у многих народов: например, английское приветствие звучит «Как вы поживаете?» и не предполагает правдивого и подробного ответа на вопрос. Традиционный ответ: «Прекрасно!»

Кстати, и у нас грубым нарушением стандарта поведения будет подробный рассказ обо всех своих многочисленных делах и проблемах (для верности крепко держа собеседника за пуговицу или другую часть туалета). Манипулятор может сделать это для собственного удовольствия и доставления неприятности собеседнику, видя, что он спешит.

Но человек, спрашивающий про наше “ничего”, проявляет пренебрежительное отношение к освященным временем ритуалам и стандартам общения. И потому много теряет в глазах тех, к кому обращается столь небрежно.

0

4

4. “Какие люди – и без охраны!”

Эта шуточка, ставшая для некоторых привычной, не так безобидна, как кажется. Ее ложный пафос легко принимается за насмешку со всеми вытекающими отсюда последствиями для “шутника”.

Психологической основой обиды является нарушение ритуала приветствия – оно должно быть проявлением уважения к собеседнику. А такая форма общения слишком фамильярна и уважения не предлагает.

5. Надо ли стучаться?

Все знают, что входить в помещение можно, только постучав в дверь и получив в ответ разрешение войти. Но даже это правило может быть использовано для манипулирования.

Многие из тех, кто не изучал деловую этику, считают, что стучаться надо и в дверь служебного кабинета. Хотя на самом деле это необходимо делать только в нерабочее время (до и после работы и в обеденный перерыв). То, кто стучиться, как бы предполагает, что хозяин кабинета может заниматься в рабочее время чем-то предосудительным.

Но уж если вы постучались – то требуется дождаться положительного ответа. Врываться, не получив разрешения – это или невоспитанность, или желание добыть компрометирующий материал, или намерение начать разговор с психологически не готовым к этому хозяином кабинета.

0

5

“Точность – вежливость королей…”

“…и долг всех людей”. Этот афоризм Людовика XIV отражает тот дискомфорт, который испытывает каждый, кому приходится ждать опаздывающего.

Заставить себя ждать может лишь лицо более влиятельное. Например, этикетом предписывалось, что на балы или другие собрания приглашенные съезжались в порядке, обратном их социальному положению: вначале – молодые, незнатные, затем – все более родовитые и знатные.

Это же правило действует и в наши дни: на приемы первыми приезжают младшие по статусу, а почетные гости – последними. Разъезжаются все в обратном порядке.

В обычной жизни временем прибытия можно достичь разных целей. Если желаешь проявить уважение – приди пораньше. Если хочешь подчеркнуть свою значимость – появись позже партнера.

Например, Сталин, встречаясь с Рузвельтом и Черчиллем, неоднократно прибывал последним, как правило, – на несколько секунд позже остальных.

Современный деловой этикет исключает опоздания. Причем для встречи с равным партнером на нейтральной территории достаточно прибыть за 5 минут до начала, а для приема у большого начальника – не позднее чем за 10-15 минут.

К большому сожалению, многие не понимают, насколько страдает их имидж, если они опаздывают на встречу. Ожидающий думает про опоздавшего: или он настолько неорганизован, что даже прийти вовремя не может; или демонстрирует наплевательское отношение ко мне. В обоих случаях желание иметь дело с таким партнером исчезает.

0

6

Отказать посетителю, как бы “не обидев”

Не всегда просто дозвониться до делового человека: он может быть на переговорах, на совещании, беседовать с посетителем. Причем всем известно, что никого из участников совещания отвлекать не принято – ведь это означает потерю времени для всех остальных.

Этим этическим правилом нередко пользуются, чтобы защититься от нежелательного разговора, встречи. Вот как это обычно происходит:

- Добрый день!

- Здравствуйте.

- Могу я поговорить с директором?

- А кто спрашивает?

- Заместитель директора предприятия (называет).

- Директор на совещании.

Спрашивается: если директор действительно на совещании, то только для позвонившего? А если нет, то почему это говорится лишь после того, как узнали, кто звонит?

Или все-таки для кого-то он не на совещании? Некоторые секретари поступают так, не подумав – и вызывают неприятные мысли у звонившего. Другие – сознательно, чтобы защитить шефа от нежелательных собеседников. Целью манипуляции является сохранение положительного имиджа руководителя, который как бы ни при чем.

0

7

“Сочувствую вам”

Принято сочувствовать человеку, попавшему в беду, а по возможности – и помочь. Под предлогом возникших неприятностей отпрашиваются с работы. Студент на экзамене или ученик на уроке рассчитывают на снисхождение преподавателя, симулируя, например, зубную боль.

Правда, ритуал сочувствия может исполняться формально, о чем повествует следующий сюжет.

Хозяйка – служанке:

- Поезжайте в больницу к леди Уинтер, поинтересуйтесь у нее, как ее самочувствие.

После возвращения служанки.

- Вы поинтересовались здоровьем леди Уинтер?

- Да, мэм.

- Спасибо. На сегодня вы свободны.

0

8

Соответствие нормам

Нормы вежливости, в частности, предполагают, что партнер по общению должен догадаться о состоянии собеседника и прийти ему на помощь.

Сотрудник А: “У меня сильно разболелась голова. Представляете, как в таком состоянии отвечать на телефонные звонки”.

Его коллега В: “Давай я подежурю за тебя”.

Оба они знают, что сегодня очередь А дежурить в отделе на телефоне, но А, говоря о своей головной боли, надеется, что В, основываясь на понимании того, что “что людям с головной болью необходим покой”, по собственной инициативе возьмет работу на себя. Именно на это и рассчитывает А, поскольку прямо просить В об услуге считает неудобным…

0

9

Ух ёёёёёёёёёёёёё.......... круто!!!!!!!!!!!!!!!!))

Я, кстати, с многими позициями согласна......)) но!..... вот эта:

Нормы вежливости, в частности, предполагают, что партнер по общению должен догадаться о состоянии собеседника

меня "убила".......... я так хохоталась, что уже просто хотела бы, чтоб все окружающие угадали моё состояние)))))))))))))))))))))

0


Вы здесь » Россия - Запад » #ПСИХОЛОГИЯ и ФИЛОСОФИЯ » Cкрытое управление человеком