Вы где доллары взяли?
Еженедельник "Коммерсантъ", №47 (951), 28.11.2011
Двадцать лет назад Внешэкономбанк СССР разрешил свободную продажу валюты гражданам.
Я в детстве занимался нумизматикой, и у меня уже тогда было несколько монет достоинством 25 центов. А в 1992 году доллар для меня стал расчетной единицей. Мне было 17 лет, но я уже занимался операциями по купле-продаже приватизационных чеков. Многие мои сверстники делали то же самое, и мы были достаточно грамотными в этих вопросах.
Никита Белых, губернатор Кировской области
===========================
В 1992 получил чек на $500 то ли от The New York Times, то ли от The Guardian. Они перепечатали мою статью. Обналичить его я смог только через несколько месяцев во Внешэкономбанке на Красной Пресне. Я шел туда с ощущением, что меня сейчас арестуют. Но обошлось. Сейчас я все деньги получаю в рублях, они надежнее долларов и евро.
Андрей Крайний, глава Росрыболовства
=========================
На черном рынке, конечно. В 1988 году я торговал в Лужниках. Всю выручку менял на доллары, чтобы потом за границей покупать на них товары и привозить в Москву. Статью советского УК я нарушал иногда больше ста раз в день. И ни разу не попадался — быстро бегал.
Евгений Чичваркин, бизнесмен, эмигрант
============================
Заработал по контракту. У меня был иностранный работодатель, от которого я и получил свою первую валюту. Большего, увы, рассказать не могу.
Борис Симонов, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности
==========================
Первую валюту мне выдали во внешнем управлении Академии наук СССР. В 1985 году я поехал в США читать лекции и получал командировочные $17 в день. Купить что-то серьезное на эти деньги было нельзя. А об использовании доллара как резервной валюты в 1990-е не задумывался, больших личных накоплений у меня в то время не было.
Борис Березовский, политэмигрант
=============================
Доллары я увидел в 1992 году у соседа по общежитию. Помню, как долго мы их рассматривали. Несмотря на то что они были куплены легально, для меня, человека, приехавшего из маленького города и никогда их не видевшего, это было событием, ощущением новой степени свободы. Хотя запрет иностранной валюты в стране не был для меня дикостью.
Александр Пугач, гендиректор УК "Уралсиб"
=================================
Первые доллары я получил в качестве лектора за границей в середине 1990-х. А доллары видел еще до разрешения на их покупку, в стране же кругом были фарцовщики.
Борис Немцов, сопредседатель ПАРНАС
================================
Я начал ездить за рубеж еще студентом лет 30 назад и, конечно, менял какие-то рубли на доллары. Воспоминания об этом не самые приятные, потому что люди за какие-то $50-100 на годы лишались свободы. А крупные суммы у меня появились гораздо позже, когда мы начали продавать изделия народных промыслов за рубеж.
Арас Агаларов, президент Crocus Group
============================
Купил, как только отменили статью за валютные нарушения. Доллар сразу вызвал у всех доверие, в него стали вкладываться. Многим было понятно, что произойдет с рублем. Сберечь накопления, не переведя их в доллары, было нельзя.
Владислав Резник, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку
==============================
Первый доллар купил на его исторической родине, в США. А обменниками в России долго не пользовался, потому что верил в рубль. Правда, были периоды больших скачков, когда жизнь заставляла переходить в доллар.
Александр Починок, экономист, в 1999-2000 годах министр по налогам и сборам
================================
Мое знакомство с валютой началось с немецких марок. В январе 1991 года я поехал в командировку как депутат Верховного совета и получил 150 командировочных дойчмарок. А про доллары не помню.
Сергей Степашин, председатель Счетной палаты
==================================
Первые доллары я заработал в 1991 году, еще студентом. Переводил для группы проповедников из США, которая приехала в наш пединститут в Орле. Платили по $3 в день. Семь дней отработал — получил $21. Поехал в валютный магазин на Новом Арбате, купил что-то своей будущей супруге и себе — калькулятор Citizen.
Илья Якубсон, президент ГК "Дикси", председатель президиума АКОРТ
==============================
Кажется, в обменнике поменял. В 1997-м я получил свою первую зарплату в рублях и перевел ее в доллары. Тогда все покупали доллары. Сейчас деньги храню исключительно в рублях — интуиция. Валютой пользуюсь за границей и предпочитаю долларам евро.
Дмитрий Грызлов, телеведущий, сын Бориса Грызлова
============================
Доллары нам поменяли в 1994 году, когда я был в командировке. Никакого особенного впечатления доллар на меня не произвел, никакой особенной энергетики заморских денег я не почувствовал. В те годы мы вообще относились к деньгам проще и даже не особенно задумывались над тем, почему в любой стране мира менять валюту нормально, и только у нас это преступление.
Виктор Шудегов, зампред комитета Госдумы по образованию ("Справедливая Россия")
================================
В конце 1980-х я работал в Госплане и получал доллары в виде командировочных. Нам выдавали $25 в сутки, и мы экономили на обедах, чтобы купить родным вещей. Но перепродажей я не занимался. А после декабря 1991 года стало понятно, что будет с рублем, и все рубли я поменял.
Михаил Касьянов, сопредседатель ПАРНАС
============================
$100 мне дала мама Саманты Смит. В конце 1980-х я был в делегации школьников, поехавших в Штаты по комсомольской линии. В Вашингтоне была встреча с матерью Саманты Смит, которая и раздала нам по $100 из какого-то фонда. А в 1990-х я уже учился в финансовом институте в Питере и подрабатывал. Все деньги менял на доллары, чувствуя, что с рублем все плохо закончится.
Алексей Слюсарь, гендиректор компании "АльфаСтрахование-Жизнь"