В каждое историческое время в понятие "свободомыслие" вкладывали свой смысл. Так, в 60 годы XX в. это религиозное, или вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее для разума свободу в поисках истины [23].
   Под свободомыслием в 80 годы прошлого столетия мыслилось вольнодумство, отрицание религиозной догматики и церковной обрядности с рационалистической позиций, отстаивание свободы разума и науки от религии [22].
   Согласно Новой философской энциклопедии 2001г., "свободомыслие (в отношении к религии) - течение общественной мысли, утверждающее права разума на свободное критическое рассмотрение религии, исследование природы, человека и общества. Свободомыслие проявляется в самых различных областях культуры: в фольклоре, литературе, искусстве, в естественных и гуманитарных науках, в философии. Термин "свободомыслие" был введён английским философом А.Коллинзом (17 в.) в борьбе с религиозной нетерпимостью, церковным авторитаризмом и догматизмом. В понятие свободной мысли традиционно вкладывается как позитивный смысл (требование свободного исследования действительности), так и критический (в отношении к религии и церкви)" [19].
   В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова читаем: "Свободомыслие, -я, ср. 1.Независимый и свободный образ мыслей (книжн.). 2.Отрицание религии с позиций разума и науки (устар.)" [21].
   Синонимом слова "свободомыслие" выступает слово "вольнодумство".
   В целом все указанные трактовки свободомыслия (вольнодумства) указывают нам на наличие атеистического мировоззрения, основанного на рациональном материализме, составляющим, к большому сожалению, основу современной науки.
   Кроме указанного мировоззрения сформировались новые мировоззрения:
   
  1) духовно-нравственное аксиологическое мировоззрение,
   
  2) энергоинформационное аксиологическое мировоззрение [12,с.60-64], история возникновения которых приводится ниже.
   
   В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека, которые провозгласили и провозглашают духовные и моральные ценности личности [4,с.5-6]. К ним относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и др.
   Духовно-нравственные права и свободы человека несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права. Указанные права человека не умаляют религиозные учения о достоинстве, свободе и правах человека, а наоборот дополняют их. Основу духовно-нравственных прав и свобод человека составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений. Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с религиозными учениями о человеке.
   Анализируя духовно-нравственные права, мы видим, что базовые религиозно-нравственные категории (Любовь, вера в Бога, достоинство, свобода выбора и воли, право на духовное развитие и творчество, справедливость и др.) составляют фундамент указанных прав, а также поставлены на порядок выше традиционных прав (политических, экономических и пр.). Следует отметить, что ценности духовного мира - фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения.
   Открытие духовно-нравственных прав и свобод человека позволило, наконец, выстроить единую и стройную систему прав и свобод, включающую в себя все Заповеди Божии, Любовь и Веру, тонкий и грубый миры, науку и религию, право и мораль [11, с.122-127].
   Таким образом, можно с констатировать, что фундаментом духовно-нравственных прав и свобод человека являются религия и мораль, с которыми, обратим внимание, ведёт борьбу вольнодумство.
   Духовно-нравственные права и свободы человека играют огромную роль в развитии духовного потенциала и высокой нравственности личности, а также в формировании правильного мировоззрения и эмоций.
   С момента открытия духовно-нравственных прав и свобод человека стало формироваться духовно-нравственное аксиологическое мировоззрение, которое фактически было противопоставлено свободомыслию (вольнодумству).
   Самое большое богатство во Вселенной после Любви - это Божественная информация и энергия [13,с.35].
   Любовь - это ценность высшего Божественного порядка, которая совместно с Божественной энергией и информацией составляют пятое поколение прав и свобод человека (Божественные права и свободы) [5,с.47-49]. Указанное нововведение в юридической науке дало начало развитию энергоинформационному аксиологическому мировоззрению.
   Пятое поколение прав человека было открыто в начале нашего столетия в России, к которому относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
   Закон Вселенной универсален, это Закон Любви и единства с Творцом и он одинаково справедлив для всех [14, с.81].
   В связи с открытием четвёртого и пятого поколений прав человека, Любовь в России была признана главной общечеловеческой ценностью [8,с.373-377; 10, с.129-131].
   Кроме того, Любовь является правовой ценностью [9,с.25-30] и относится к главному источнику права.
   Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, что является новым в правовой науке.
   23 ноября 2010 года была принята Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека (Декларация Любви) [2]. В ней были нормативно закреплены все основные права четвёртого и пятого поколений.
  Указанная Декларация относится к одному из источников права - к договору нормативного содержания, носящего всемирный, надгосударственный и бессрочный характер [6, с.60-65].
   Рассматривая новые поколения прав, мы видим, что свободомыслие противостоит четвёртому и пятому поколению прав человека, так как направлено против религии и духовности.
   Свободомыслие - это идеология, направленная на уничтожение нравственных устоев общества, разрушение государства и религиозных духовно-нравственных ценностей. По нашему мнению, свободомыслие было положено в основу гуманизма и является благодатной почвой для революционных переворотов и терроризма.
   Не признавая и отметая религию, сторонники свободомыслия не признают и положительную роль, которую она сыграла в развитии человеческой цивилизации.
   В.Д.Попов указывает, что религия - это не только события, даты, догмы, но и наследие, историческая память народа, его культура, её своеобразие и богатство, проявления особенности национальной психологии, которые лежат в основе идентичности политики, экономики и культуры [20,с.85].
   Религия позволяла и позволяет человеку так или иначе освоиться и определить своё место в том мире, в котором он живет. Религия с этой точки зрения выступает мерилом "хорошего" поведения [15,с.113].
   Религия утверждает все наиболее известные требования нравственности, которые были впервые сформулированы в рамках религиозных учений, и поэтому следует однозначно признать ту положительную роль, которую она сыграла и играет по сей день, в становлении нравственного сознания человека. Например, Л.Н.Митрохин в своей монографии отмечает, что "христианство оказало решающее воздействие на развитие европейской культуры, в том числе и морального сознания" [18,с.247].
   В основе нашей цивилизации лежат мировые религии, то есть "системы, которые все силы человека направляют на формирование, развитие духовных структур, работающих на сохранение мира" [16,с.39]. Некоторые системы традиционного права (индусского, мусульманского) проникнуты религиозными началами и принципами. Многие нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. Это закономерно. Христианские и мусульманские религиозные запреты и требования несут в себе опыт социального общения людей, выработанный тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общежития.
   Верно указывает Г.Н.Манов о том, что "история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечёт за собой нравственную деградацию общества ..., ибо в конечном счёте и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия" [17,с.128]. Например, А.И.Солженицын в одной из передач на общественном телерадиовещании "Узел", которая состоялась 11 декабря 1998 года, сказал: "Религия - это заслон насилию и жестокости, такому пороку, как жадность человека, которая морально осуждается". Короче говоря, государство и общество непременно погибает, когда вырождается духовно [1,с.87].
   Безусловно, что религия существенно влияет на сферу морали [25,с.25]. В качестве комментария к сказанному уместно будет процитировать А.Б.Зубова: "этика не является самостоятельной формой человеческих отношений. Внимание к ближнему, стремление делать ему добро, умение поставить себя на место объекта своих действий и не творить другому то, чего не желаешь себе - суть той особенности поведения, которые обретают основание в признании за человеком великого предназначения к вечной и Божественной жизни. Забота о человеке является забота о Божественном в человеке, проявлении любви к человеку - проявление любви к его Творцу. Только очень поздно этика, отделившись от религии, попыталась стать самостоятельной" [3,с.59].
   В.Н.Хропанюк к общим средствам, при помощи которых обеспечиваются законность и правопорядок в обществе, относит также и духовность [24,с.360]. Обратим внимание, что общество понятие шире, чем государство. Под обществом, как указывает тот же автор, следует понимать "совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводства и саморазвитие" [24,с.33]. Основными социальными регуляторами человеческих отношений в обществе выступают такие социальные нормы, как религиозные нормы, нормы морали, нормы традиций, обычаев и ритуалов [15,с.112-118;24,с.196-198]. Согласно В.И.Гарадже, в основе культурных ценностей, разделяемых религией, лежат универсальные, общечеловеческие ценности, такие как любовь, мир, надежда, справедливость [1,с.287-291].
   Обратим внимание на то, что философия свободомыслия не может предложить человечеству свои духовные и нравственные ценности, что говорит об её ущербности. Вольнодумство выступает разрушительной силой. Невозможно реформировать религиозные догматы, которые не соответствуют современному этапу развития человечества, революционным и разрушительным путём, который фактически предлагает идеология вольнодумства.
   По нашему мнению, в наше время подлежат изменению только те религиозные догматы, нормы и ритуалы (если они есть), которые не направлены на Любовь, духовное и нравственное развитие человека, совершенствование души, а также препятствуют увеличению Любви в человеке. Следует признать, что не всегда ритуалы, которые совершают священнослужители, понятны для обычных людей и решают возникшие у человека духовные и душевные проблемы.
   
   
   
   Список литературы
   
  1.Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995. с.287-291.
  2.Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека. - Бугульма: НО "ФӘН-НАУКА", 2011.
  3.Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. -М.: Планета детей, 1997.
  4.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Казань, 1999. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://iventev.narod.ru/.
  5.Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека//Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть II. - Караганда: Издательство КарГУ, 2010. - С.47-49.
  6.Ивентьев С.И. Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека как источник права//Науковi пiдсумки/Збiрка наукових праць. - Киев: НАИРА, 2010. - С.60-65.
  7.Ивентьев С.И. Классификация прав человека и гражданина//Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. № 3. 2010. - С.199-203.
  8. Ивентьев С.И. Общечеловеческие ценности: четвёртое и пятое поколение прав человека//Система ценностей современного общества. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. - С.373-377.
  9.Ивентьев С.И. Любовь как главная правовая ценность//Социально-политические и культурные проблемы современности. Сборник статей/Под ред.А.В.Головина, Д.С.Петрова. - Алейск, Барнаул: Изд-во "Сизиф" Д.С.Петрова, 2011. - Вып.2. - С.25-30.
  10.Ивентьев С.И. Любовь как вселенская и общечеловеческая ценность//Социально-гуманитарное знание: поиск новых перспектив: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. - С.129-131.
  11.Ивентьев С.И. Роль религии, Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека в развитии российского общества//Государство, общество и церковь в России: исторический опты взаимодействия на фоне политического развития страны: Материалы III Всероссийской заочной научно-практической конференции, 25 августа 2011г./Ред.-сост.А.О.Коптелов (Свердл.рег.общ.орг-я "ПолитИст"). - Екатеринбург: УМЦ УПН, 2011. - С.122-127.
  12.Ивентьев С.И. Гуманизм с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека//Гуманизм: история, современность, перспективы: сборник материалов международной научно-практической конференции, Биробиджан, 19-20 ноября 2010./Под научн.ред.В.И.Пятака. -Биробиджан: ГОУВПО "ДВГСГА", 2010. - С.60-64.
  13.Лазарев С.Н.Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 2. - СПб., 2010.
  14.Лазарев С.Н.Диагностика кармы. Книга 12. - СПб., 2007.
  15.Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: Юристъ, 1996.
  16.Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Книга первая: Система полевой саморегуляции. - СПб.: АО СФЕРА, 1993. - С.39.
  17.Манов Г.Н. Теория права и государства. - М.: Изд-во БЕК, 1995. с.128.
  18.Митрохин Л.Н. Философии религии. - М.: Республика, 1993. с.247.
  19.Новая философская энциклопедия: В 4 т./Под редакцией В.С. Стёпина. М.: Мысль, 2001.
  20.Попов В.Д. Духовно-информационная сила эгрегора. -М.: Изд-во РАГС, 2010.
  21.Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений/С.И.Ожегов: под ред. проф.Л.И.Скворцова - 27-е изд., испр.-М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и образование", 2011. - 736 с.
  22.Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.. - М.: Советская энциклопедия, 1983.
  23.Философская Энциклопедия. В 5-х т./Под редакцией Ф.В. Константинова. - М.: Советская энциклопедия, 1960-1970.
  24.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. с.360.
  25.Шрейдер Ю.А. Этика. - М.: Текст, 1998. с.25.