Политические дискурсы государственных праздников
Барышева Е.В. Политические дискурсы государственных праздников // Будущее нашего прошлого: мат. науч. конф. Москва, 15–16 июня 2011 г. / отв. ред. А.П. Логунов; Рос. гос. гуманит. ун-т, Фак-т истории, политологии и права, Каф. истории и теории ист. науки. - М., 2011. - C. 55–65.
Современные историки, уделяющие много внимания различным областям человеческой деятельности, достаточно часто обращаются к сфере политической, анализируя те или иные аспекты господства и подчинения. В последнее время внимание исследователей привлекают вопросы символического осмысления развития как мировых, так и отечественных политических процессов.
ХХ век, максимально расширив круг участников политических процессов, все же не дал им возможность реального участия в политической жизни. Узкий слой политической элиты узурпировал функцию политического влияния, тем не менее жители городов (в большей степени) и деревень (в меньшей) имели свое, не всегда четкое и чаще всего символическое восприятие власти и властных отношений.
Власть 20–30-х годов ХХ в. репрезентировала себя с помощью символической архитектуры, монументальной пропаганды, фото- и кинопродукции, символической атрибутики, парадов и шествий.
В рамках символических коммуникаций большая роль принадлежит мифологизированному ритуалу, активно проявляющемуся в том числе и в праздничной культуре народа.
Теория праздничной культуры в отечественной науке была разработана М.М. Бахтиным, который утверждал, что празднества всегда были связаны с переломными моментами в жизни общества и человека[1].