Ф.-К. КОКЕН
ОБРАЗ ЛЕНИНА В РЕВОЛЮЦИОННОЙ
И ПОСТРЕВОЛЮЦИОННОЙ ИКОНОГРАФИИ
Перевод с французского Т.В. Партаненко
Studia culturae. Вып.7. - СПб., 2004 - С.271-296.
Россия - Запад |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Россия - Запад » Ф. К. Кокен » Ф.К.Кокен. - Образ Ленина
Ф.-К. КОКЕН
ОБРАЗ ЛЕНИНА В РЕВОЛЮЦИОННОЙ
И ПОСТРЕВОЛЮЦИОННОЙ ИКОНОГРАФИИ
Перевод с французского Т.В. Партаненко
Studia culturae. Вып.7. - СПб., 2004 - С.271-296.
Едва утвердив победу и - с криком «Да здравствует Свобода!»-
сокрушив тюрьмы, революционеры февраля 1917 атаковал и атрибу-
ты павшего режима, не довольствовавшись поджогом официальных
зданий «Охраны» - министерства Внутренних дел, победная толпа
бросилась крушить символику императорской власти. Массивная и
неэстетичная конная статуя Александра Ш, «бегемот», усыпала
землю осколками своей надменной короны. Большой официальный
портрет Николая II работы Репина, висевший до тех пор в зале засе-
даний Думы, был изорван в клочья. Страница перевернулась - мо-
нархия Романовых, четырьмя годами раньше шумно отпраздновав-
шая свое трехсотлетие, стала не более, чем фигурой «музейных за-
лов» или предметом «исторической любознательности», как это и
возгласила мстительная карикатура Моора, по-своему обрекая на
неудачу все попытки реставрации автократии [1]. И даже если рес-
публика медлила себя возгласить и вдохновить своих художников,
эта веселая страсть иконоборцев выплеснула так долго сдерживае-
мую жажду свободы, но она же породила и пустоту, грозившую ра-
но или поздно заявить о себе.
Никто, по правде сказать, еще и не помышлял - а меньше всего
сами большевики - что февральскому режиму после восьми месяцев
правительственной немощи будет положен конец, на повестку дня
встанет вопрос «построения социалистического общества». Как из-
вестно, при своем рождении русские социал-демократы отличились
полемикой с народниками, более нетерпеливые делали ставку на
индивидуальный террор и славили мужество героев, стоявших у
рождения революции. В противоположность им, русские марксисты
никогда не останавливались на этом, их ценностью были народные
массы как истинные творцы и двигатели истории, единственным ге-
роем, достойным этого имени, был коллектив. Более того, социали-
стические идеи, интернационализма, освобождения труда
плохо уживались с восхвалением личности, сколь бы престижной
она ни была. Да и кроме того, автор «Государства и революцию)
всегда отдавал приоритет идеям, выказывая принципиальиую не-
приязнь ко всяким воплощениям «знаменитостей», культивируя при
этом простоту хорошего тона, что удачно контрастировало с пом-
пой и церемониалом павшей власти.
Личная сдержанность Ленина, идеологическая щепетильность
или естественное противление царскому режиму, ничто это, оче-
видно, не благоприятствовало восхвалению новых руководителей.
Действительно, с января 1918 г. художники приглашались ПОсвя-
тить свой талант службе делу революции и выразить новые идеалы
большевистской России [2], «отражающие идеи и чувства револю-
ционной трудовой Россию). Как это говорилось в известном декрете
по памятникам Республики от 12 апреля 1918 г. Предложение при-
няли: и памятное всем своей известностью празднование 1 Мая 1918
превзошло празднования, посвященные первой годовщине Октябрь-
ской революции [3]. По воле специального поручения Москва и
Петроград покрылись лозунгами, вымпелами, плакатами, славящи-
ми новый советский режим, ставший уже, к всеобщей радости и
против всех ожиданий, известным своим первым праздником. Сре-
ди этого декоративного обилия, где братски соседствовали тради-
ционные декорации и искусство авангарда, особенно выделялись
аллегории Революции, Свободы, Конституции, освобожденного
Труда, призванные представлять - по духу декрета от 12 апреля-
новые идеи советской России.
Что же касается самого Ленина, очень активного в то время и
присутствовавшего на множестве открытий памятников, то его чер-
ты начали популяризироваться в русском народе, лишь едва знав-
шем до тех пор его имя. Долгое предреволюционное время - в са-
мом деле - художники были весьма равнодушны к его пер соне и
единственная памятная деталь состоит в хорошо известном сатирИ-
ческом рисунке 1903 года, наброске Лепешинского, сделанного им
после Лондонского конгресса того же года [4]. Представленныи в
образе неподвижного котищи, которого мыши, известные меньше-
вики, беспардонно отпевают, киска-Лении внезапно выпускает ког-
ти и царапает своих противников ... Для того, чтобы увидеть Лени-
на, понемногу добившегося внимания художников и современни-
ков, придется ждать Октябрьской революции. Одной из первых,
зывающих наш интерес, будет лишь фотография известного
М.С.Наппелбаума, сделавшего в начале 1918 года фотопортрет
большевистского лидера, удивляющий своей жизненностью и пси-
хологической правдой (рис. 1). Откинув дешевый героизм, можно
сказать, что этот портрет раскрыл Ленина - человека, отмеченного
усталостью, опытностью и вопросами. Здесь слышится новый и да-
же волнующий звук: портрет гораздо лучший, чем фотографии
Оцупа того времени, фотографии руководителя-Ленина - энергич-
ного и уверенного в себе, украсившие позже обложку собрания его
сочинений [5]. Этюды Наппелбаума опровергают официально пыш-
ные чопорные портреты, они дают естественный взгляд на нового
руководителя, изображая его более непринужденно - в противовес
священным портретам важных персон прошлого. Именно таким пу-
тем и стоило бы идти!
Разрыв от информации до пропаганды и почитания был неве-
лик, постоянное упоминание имени Ленина не замедлило понем-
ногу поднять на щит руководителя большевистской революции.
Начиная с августа 1918 года и начала гражданской войны был дан,
как известно, новый толчок развитию революционного плаката.
Способствовало этому и появление агитпоездов, первый из кото-
рых с 13 августа по 1 сентября прошел по линии Москва-Казань
(бывшей в то время опорным пунктом сопротивления доброволь-
цам чехословацкого отряда), и именовался - «Имени тов. Лени-
на» [6]. Распространенный в дальнейшем на бронепоезда, этот
призыв к Ленину, чье имя с осени 1918 г. стали присваивать и пер-
вым Домам культуры, вскоре расширился еще больше с первой
годовщины Октябрьской революции, давшей повод к чрезвычай-
ным празднованиям. Чудом спасшийся тремя месяцами раньше
после покушения Фанни Каплан, руководитель мирового пролета-
риата не мог миновать особой чести.
Уже в начале ноября 1918 на родном доме Ленина в Симбирске
была установлена мемориальная доска в честь «великого вождя
русских рабочих» [7]. Более того, годовщина Октябрьской рево-
Люции совпала с капитуляцией Австро-Венгрии, отречением от
Престола Вильгельма II, крушением Центральных империй, собы-
тиями, в которых Ленин выдавался главным героем. Поэтому со-
всем не странно было увидеть 9, а затем и 10 ноября 1918 года два
СОветских ежедневных издания, представивших на двух колонках
первой полосы юмористический рисунок художника Черемных
под названием «Товарищ Ленин за работой» [8]. Это, вероятно, и
был первый «образ» Ленина.
Кроме нескольких деталей этот рисунок стал прототипом Хоро-
шо известного цветного плаката (рис. 3), появившегося двумя года-
ми позже (в ноябре 1920 года) к третьей годовщине Октября под на-
званием «Товарищ Ленин очищает землю от нечисти» [9]. Ленин
видится здесь присваивающим заслуги в ниспровержении импера-
торского режима Вильгельма П. Другими словами, эта саркастич-,
ская карикатура приводит к лишению Альянса его победы над Гер-
манией и делает реальностью революционную пропаганду Ленина.
Отсюда и силуэт большевистского лидера, коронованного кепкой и
с метлой в руках на земном шаре, «за работой», с полупролетарским
внешним видом, а его бородка и глаза, сощуренные более обычного,
передают плохо скрываемое ликование.
Задержимся на мгновение на его кепке, которой суждено стать
неотъемлемым атрибутом Ленина. Заметим, что Ленин до 1917 года
ходил чаще всего с непокрытой головой или в канотье, или же в
мягкой шляпе, например, при прибытии в Стокгольм 31 марта
1917 года, за три дня до своего прибытия в Петроград. До этого
времени практически невозможно найти каких-то изображений Ле-
нина в кепке. Итак, обладая чутьем символики, Ленин, едва вер-
нувщись в Россию, принял эту эмблему европейского рабочего, а
точнее - французского пролетариата 1848 года, Коммуны. По-
своему, эта кепка, которой он останется отныне верен, воплотила
демократическую народную революцию и перед лицом павших су-
веренов выступила - если можно так выразиться - новой пролетар-
ской короной, тогда как его метла до некогорой степени заменила
меч, исполнив к тому же роль скипетра [10].
Таким образом, в час, когда Россия готовилась выступить против
кабальных условий Брест-Литовского диктата, художник Черемных
по-своему присвоил заслугу в немецкой капитуляции постановЩИКУ
пролетарской революции, сделав, таким образом, Альянс (обвиняе-
мый в желании повернуть против большевистской России силы)
должником - инеблагодарным! - Ленина. Но - так это или - нет, -
издевающийся взрывчатый силуэт Ленина вновь ожил два года
спустя в конце гражданской войны. Он нес оригинальное и своеоб-
разное решение проблемы официальных фотографий, проблемы, в
которой соперничали советские художники: как представить дос-
тойно - И правдиво - большевистского вождя. Дело усложнялось у
них главным образом за счет разных «кепок».
19 февраля 1919 года Моссовет издал постановление о распро-
странении бюста Ленина работы Г.Д. Алексеева, создавшего первое
официальное скульптурное изображение коммунистического лиде-
ра. Выполненный реалистически, этот бюст - с помятым черепом
«Сократа» - сосредоточил всю жизнь в своем легендарном взгля-
де [11]. Он был тотчас установлен комиссией по снятию и поста-
новке памятников Моссовета в почетном зале Дома Профсоюзов, а
кроме того в присутственных местах других официальных зданий.
Исполненный в гипсе с имитацией под бронзу и сделанный по эски-
зам, выполненным художником в рабочем кабинете Ленина, этот
бюст был 98-ми см. В высоту. Несколькими днями позже - согласно
постановлениям - был отправлен в Совет станции Винев, עמע ןנט-
мер не замедлил повториться, вслед за Моссоветом, менее чем за
семь месяцев (с 5 августа 1919 г. по 24 января 1920 г.), бюст будет
установлен в 29 различных городах, среди которых были Смоленск,
Уфа, Ржев, Александров. Что думал главный персонаж этих пред-
намеренных знаков почитания, сказать трудно. Но Ленин стал пер-
вым большевистским вождем, которому при жизни был воздвигнут
памятник по случаю его пятидесятилетия.
Вероятно, по складу своего более чем принципиального харак-
тера, Ленин отказывался «позировать» как модель, но ведь он же
сам допустил скульптора Алексеева работать в своем рабочем ка-
бинете Кремля. И ведь позволил же он Луначарскому организовать
конкурс художников, желающих запечатлеть его черты, выдав со-
глашение на присутствие, в 1920 году победившим лауреатам-
Альтману, Малявину ... и тем более - Андрееву, зарисовки которо-
го позволили ему создать в дальнейшем бюст «Пишущий Ленин»,
не ставший, правда, - как часто считают - первым бюстом предсе-
дателя Совнаркома.
Этот реалистический «скульптурный портрет» Ленина-
теоретика, сидящего за рабочим столом с ручкой в руке, не смог все
же затмить более веселое и менее точное представление Черемных.
Организатор первых сатирических листков РОСТа действительно
ВЫпустил в первые месяцы 1919 г. (один из самых трудных перио-
дов гражданской войны) два пропагандистских плаката в форме по-
следовательных картинок, где фигурирует «большевик» и «хороший
человек», которым был именно Ленин. Первый из этих двух плака-
тов [12] сначала показывает сцену, где три капиталиста, оседлаВшие
земной шар, ссорят людей в лице солдат-рабочих между со-
бой (рис. 2). Тогда внезапно - «как снег на голову» - появляется
один «большевик», который тотчас выводит их из заблуждения.
Фамильярно дергая за рукав солдата, положившего уже свое РУЖЬе
на землю, он призывает поднять его, ибо это ружье «ему еще по-
служит». Потом он отправляется в путь, чтобы «появиться в других
странах», тогда как рабочий направляет свое оружие против капита,
листических угнетателей. Эта история в картинках о развеян ии ми-
фа «империалистической войны», которую лучше преобразовать в
«гражданскую», не достойна была бы воскрешения в памяти, если
бы не показывала именно большевика Ленина в форме, заслужи-
вающей того, чтобы задержать внимание.
Живые наброски в пиджаке и жилете, коренастый, маленького
роста, без всякой выверенности или торжественности, «больше-
вик» Ленин здесь имеет вид актера равного другим, без всякой ат-
рибутики, кроме своей неизбежной кепки. Но его рука - вытянута,
его авторитет - личностен. Ленин, взятый из жизни и более соот-
ветствующий оригиналу, чем большинство следующих изображе-
ний, откуда будут изгнаны эта простая и непринужденная внеш-
ность большевика, агитатора и импровизатора, пока не закованно-
го в легенду.
Точно такой же силуэт (заметим, более соответствующий «Госу-
дарству и революции») вновь появится в другом плакате Черемных,
где видно «хорошего человека» Ленина, побуждающего бедных
крестьян «организоваться» и «бороться с кулаками» [13]. До тех пор
единственный, вводящий Ленина в бой на плакатах, автор этих яз-
вительных силуэтов, Черемных открыл оригинальный путь, равно
отдаленный от официального портрета, реализма, лишенного вооб-
ражения или дешевого героизма, против которых автор - так ска-
зать - защищен. Но этот путь, обязавший представить и заново со-
ставить «модель» для того, чтобы подать эквивалентную графику-
качеством намного выше всех внешне безупречных подобий - не
был легким и приспособленны м. Нужно ли удивляться тому, что он
был непоследователен.
Новый шаг был сделан в 1920 году, когда IX съезд партии ре-
шил впервые опубликовать собрание сочинений Ленина, предна-
значенного для руководства партии и ответственных работников.
Этот год - год пятидесятилетия Ленина - увидел появление плака-
та, ставшего одной из вех, вопреки более чем посредственной фак-
туре (рис. 4). Труд художника неизвестного, но близкого (как это
доказывает декоративное оформление рисунка) к «Миру искусст-
ва», этот плакат, озаглавленный «Призрак ходит по Европе, при-
зрак коммунизма», реально несет в себе определенное число ха-
рактеристик новых и знаменательных [14]. Опираясь на ленту с
надписью как на трибуну, на фоне заводов и труб, превосходя вы-
сотой гордые клубы дыма, Ленин являет здесь своеобразное со-
единение реалистических и символических черт. Один, на аван-
сцене, стремительно наклонившись вперед, «апостол коммунисти-
ческой интернациональной революции», вырываясь из кадра, в по-
зе, призывающей стать единомышленником, конец руки и указа-
тельный палец обращены к незримому пейзажу, над которым под-
нимается алый занавес Истории.
Изучим ближе эту фигуру: лицо энергичное и властное, едва ли
еще стилизованное, но уже вдохновенное, своеобразный широкий
плащ в который он одет, и особенно - вытянутая вперед рука. Та-
ков современный пророк, возглавляющий человечество на пути к
«сияющему будущему», символизированному в восходящем солнце,
ведущий к новому миру, который он один пока узрел, здесь ничто
не случайно. Несмотря на то, что художественно плакат посредст-
венен, этот труд откровенно открывает новый этап: не говоря о при-
вычной цветовой символике, это сверхгабариты Ленина, одного, с
непокрытой головой, перед незримой толпой, посредник будущего,
ведомого лишь ему одному, по-своему провозглашающий героиче-
ское завтра, слегка наметившего свои очертания.
Рассмотрим все вместе - пророк и «проводник» народов, этот
полуреалистический, полуаллегорический образ не рисует больше
лишь «большевика» Ленина, дорогого для Черемных, он дает образ
лидера иного сорта, в процессе преобразования: вождя коммунисти-
ческой партии, авангард авангарда рабочих, подобныйновому Мои-
сею, который - полумессианским жестом - открывает «Царство
свободы». Короче, Ленин, изображение которого делает ненужными
все иные упоминания его имени.
За неимением возможности представить Ленина на коне и в мун-
дире, в позе естественного величия, художники выдумывали подоб-
ные пластические воплощения, способные заменить символы
прошлого и поразить воображение.
Конечно, это видение Ленина почти сверхъестественным, Пред-
течей новой эры в истории Человечества, не могло сразу же стать
настоятельно необходимым и вытеснить менее амбициозные изо-
бражения. Пока еще было далеко до того, чтобы Ленин стал объек-
том обоготворения, довольно плохо соответствующего марксизму.
Новый шаг претендовал на движение вперед и не преминул повлечь
за собой следующий, как это видно по другому плакату, появивщь,
муся двумя годами позже на пятую годовщину революции, нарисо-
ванный А. Соколовым и озаглавленный: «Пусть ГОСПОДСТВующие
классы содрогаются перед коммунистической революцией» (рис. 6).
Тщательно исполненный монументальный плакат [15] на этот
раз показал докладчика IV конгресса Коминтерна и дал нам - в
свою очередь - новый вариант «вождя» революции. Ленин теат-
ральный и триумфальный, бросающий вызов господствующим (на-
долго ли?) классам несоветской Европы, простой и массивный си-
луэт которого очень медленно уступает место ясновидящему проро-
ку будущего. Игнорируя творческие искания современного русского
художника, эта композиция декоративной дореволюционной факту-
ры явно отклоняет все формы «модернизма» и живописного экспе-
римента как несовместимые с достоинством Отца-
основоположника. Нельзя продемонстрировать более ясно, что Ле-
нин не был и не мог быть сюжетом художественных экспериментов.
Подтверждение было дано годом позже на тарелке
1923 года [16], которая включала в свою декоративную композицию
голову Ленина работы Альтмана, окруженную девизом Октябрь-
ской революции - «кто не работает, тот не ест». Ставший вместе с
Андреевым лауреатом конкурса, организованного Луначарским для
отбора художников, допущенных делать портрет Ленина, Альтман
имел возможность сделать сотню эскизов высокочтимого руководи-
теля. Здесь был один из этих рисунков, соединенный с аббревиату-
рой Р.с.Ф.С.Р., определенный декор тарелки, полу конструктивист-
ского характера контрастировал с «реализмом» лица Ленина, где
ничто не было скрыто - ни выпуклый лоб, ни легендарная ппеши-
вость, ни ироническая улыбка, ни «львиная сила», столь дорогая
Луначарскому [17]. Даже если существовали изображения более но-
ваторские и менее конформистские, видение основателя нового Со-
ветского государства абстрактное или даже дерзкое, оно сохранило
конфиденциальный характер, практически не проявилось и не дош-
ло до нас. Так поклонение, которым была окружена персона Лени-
на, пораженного теперь болезнями, проявилось оппозицией всем
«деформациям» Владимира Ильича футуристами (или другими) и
выступило в защиту сходства чуть ли не натуралистического.
Исчезновение героя Октября и потрясение, которое оно породи-
ло, не могло не отразиться на изображении умершего лидера. Дале-
кий от окончательной смерти, победитель Октября наоборот возро-
дился в новом существовании, и его изображение не могло этого не
отразить. В самом деле, начиная со следующего после его «физиче-
ской смерти» дня, Центральный Комитет опубликовал торжествен-
ное воззвание, объявлявшее Партии и всем трудящимся о смерти
исключительного человека, представленного сразу творцом и руко-
водителем «нашей стальной партии», основателем Коммунистиче-
ского Интернационала, вождем мирового коммунизма, главой дик-
татуры пролетариата России.
Эта декларация, подобная церковной литании, перечисляющая
все титулы товарища Ленина в качестве благодарности страны, кос-
венно намечала художникам, какими чертами отныне надлежит
обессмертить скончавшегося, - но навеки живущего в их верности -
руководителя. Новая страница открылась в жизни Ленина и его
Партии, которая тогда же воздвигла ему мавзолей, как символ и за-
лог бессмертия.
Основатель Коммунистической партии и залог ее единства, Ле-
нин начал существовать благодаря своему делу, как провозгласила
тогда пресса и советские руководители: Ленин мог умереть, но ле-
нинизм остался жить и ленинизм победит. Таким был лозунг, вос-
произведенный, например, газетой «Гудок». Номер от 27 января
представлял во всю страницу характерную композицию: портрет
Ленина, обрамленный лавровым венком, который держат рабочий и
крестьянин, сверху возвышается земной шар, на нем нанесен рису-
нок серпа и молота, экспонированы заглавные буквы
С.С.С.Р. (рис. 7). Видоизменив то, что было вначале лишь простым
похоронным венком в ореол славы, надпись на котором предрекает
мировое господство ленинизма, художник как нельзя лучше иллю-
стрировал этот переход в новую жизнь, торжественно' открываю-
щуюся «физической смертью» покойного, тело которого - покоя-
щееся в открытом гробу - заполнило собой всю первую полосу од-
ной из газет.
Вы здесь » Россия - Запад » Ф. К. Кокен » Ф.К.Кокен. - Образ Ленина