Илья Троянов | Süddeutsche Zeitung
Образ "чернокожего" как врага остается неизменным
Победа Барака Обамы как первого чернокожего президента США расценивалась как колоссальный триумф над расизмом. "Однако с тех пор американцы спорят о расизме более ожесточенно, чем раньше", - пишет немецкий писатель Илья Троянов в статье, размещенной на сайте Sueddeutsche Zeitung.
Для того чтобы получить визу в США, необходимо указать расу - подобное правило действует и для тех, кто хочет получить в Америке кредит. При этом даже метисы - например, известный гольфист Тайгер Вудс, наполовину таец, - подпадают под графу "черный". Чернокожего ныне президента Барака Обаму, имеющего "белых" мать и бабушку, никогда не считали "белым".
"Принадлежность к определенной расе со всеми вытекающими из этого стереотипами пронизывает американскую действительность. Ни дня не проходит без сообщений о дискриминации по этому признаку - нередко связанному с насилием".
Так, в Сент-Луисе, расположенном в географическом сердце страны, можно встретить местных жителей, которые ни разу в жизни не были в восточной части города. Там живут черные, "там Африка, там опасно", говорят они. Люди не только в Сент-Луисе предпочитают быть "среди своих". Тот, кто нарушает границы, идет навстречу опасности. Как один чернокожий специалист по компьютерам, приехавший к одному профессору, чтобы разобраться с возникшей технической проблемой. В машине его дожидалась подружка - время было вечернее, молодые люди хотели после работы сходить в кино. Кто-то из соседей вызвал полицию - из-за неоплаченного ранее штрафа на руках молодого человека тут же были защелкнуты наручники. И это не говоря о правонарушениях, направленных против темнокожих американцев, когда нередко "белые" правонарушители выходят сухими из воды.
Как на этом фоне Обама мог стать президентом? - задается резонным вопросом автор. После победы чернокожего кандидата многие решили, что расизм - явление прошлого. "Сегодня те, кто понимает моральное развитие общества как плетку, необходимую для установления политкорректности, могут снова раздвинуть границы дозволенного. Как иначе можно объяснить тот факт, что Барак Обама, осторожный центрист, пользуется ничтожно малым уважением у общества, как ни один президент до него; чем еще можно объяснить волну ненависти, разливающейся по ТВ-шоу, блогам и радиопередачам"?
В качестве примера автор приводит выходку республиканцев, разместивших перед зданием, где проходила их встреча, в небольшом городке Миссула туалетную кабинку с надписью "Президентская библиотека Обамы". На импровизированных стенах были нарисованы следы от пуль, а внутри висело поддельное свидетельство о рождении некоего "Барака Хусейна Обамы", снабженное печатью bullshit ("дерьмо". - Прим. ред.). Как напоминает автор, каждый шестой американский избиратель до сих пор верит, что Обама - рожденный за границей мусульманин.
Эпитет "черный" постепенно сливается с "коммунистический" или "социалистический", "дьявольский". И это - давние "друзья" страха и презрения.
Даже успех Обамы на выборах переворачивается с ног на голову. "Тот, кто считает "черных" ниже себя по факту рождения, воспринимает победу одного из них как собственную дискриминацию".
Ненависть, травля и гнев имеют и другую причину. Так, недавно USA Today вышла под заголовком "Minorities are now a majority of births" ("Меньшинство стало большинством по факту рождения". - Прим. ред.). Более половины рожденных в 2011 году младенцев имеют мигрантские корни, то есть было рождено теми, кто не поставил галочку в графе "белый".
"После 400 лет политического доминирования и США ждет завершение эры "белого мужчины". Тирады разозленных этим фактом хоть и отчетливо слышны, но не смогут изменить ход истории", - констатирует в заключение автор статьи.