27 ноября
1095
На Клермонском соборе в Оверни папа УРБАН II благословил первый крестовый поход. Вопрос о Святой земле был поднят только на десятом совещании Собора, когда на большой Клермонской площади выступил ПЁТР ПУСТЫННИК.
Простой отшельник из Пикардии, избравший своим убежищем один из самых суровых монастырей, во время посещения Голгофы и Святого Гроба увидел страдания палестинских христиан, что возбудило его негодование. Патриарх СИМОН вручил ему письма, в которых умолял о помощи папу и европейских государей. Возвратившись из Палестины, Петр добился встречи с папой и получил его благословение на проведение проповедей в пользу освобождения Иерусалима. Воссев на мула, с босыми ногами, обнаженной головой, в простой, грубой одежде и с распятием в руках, он объездил всю Францию и по большей части Европы, где своим красноречием воспламенял умы и трогал сердца людей. Собравшийся первоначально в Пьяченце собор ничего не решил. Но на следующем соборе первым выступил Петр Пустынник. Его голос дрожал от слез, и слова произвели потрясающее впечатление. После него начал говорить папа, который призвал государей и народы послужить Богу Живому. На площади были слышны общие рыдания. Перед благочестивыми открывалось Царство Небесное, которое надо было завоевать, а перед честолюбивыми - земные блага и царства Азии. Площадь огласил подобный грому крик несметной толпы: «Этого хочет Бог! Этого хочет Бог!» Вот так усилиями одного подвижника на столетия было поднято знамя великой войны между Востоком и Западом.
1699
(17 ноября по ст. ст.) Петровский указ о введении рекрутской системы набора солдат положил начало созданию регулярной российской армии.
Годом ранее по настоянию ПЕТРА I Боярская дума постановила: «Морским судам быть». Теперь дело дошло до армии. Ее переход от постоянной основы, когда стрельцы несли службу пожизненно, к регулярной был задуман еще при жизни царя АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА, но начал претворять его в жизнь Петр, создав сначала Преображенский и Семеновский, а потом Лефортов и Бутырский полки. Стрелецкий бунт ускорил преобразования. Уклад жизни стрельцов, совмещавших службу с занятием торговлей и промыслами, не позволял им соответствовать уровню лучших современных армий. Когда же они стали орудием в борьбе за власть (в последние 19 лет такое случалось трижды), царь многих казнил, наказал иначе, а сами стрелецкие полки «раскасовал», то есть расформировал.
Новые полки стали формировать на основании двух царских указов. Первым на службу приглашались охотники из незакрепощенных людей, которым обещали высокое жалованье - 11 рублей в год (почти вдвое выше стрелецкого) и обеспечение продовольствием наравне с солдатами-преображенцами, что позволяло заниматься только военным делом. Толпы желающих потянулись на устраиваемые царем смотры, но их было явно недостаточно, потому вторым указом на службу стали привлекать так называемых даточных людей, которых с 1705 года стали звать рекрутами. Самая высокая норма - 1 рекрут от 25 дворов - устанавливалась для духовных феодалов; дворяне, находившиеся на гражданской службе, поставляли одного рекрута с 30 дворов, а служившие в армии - с 50. Даточные рекрутировались из лиц, не занимавшихся производительным трудом, - холопов светских феодалов, монастырские служек и конюхов (тем самым возделывание пашни и других сельских угодий от призыва в армию не страдало). В итоге было сформировано 29 пехотных полков и два драгунских общей численностью 32 000 человек. Не все с охотой шли в солдаты, было немало и беглых. Чтобы с этим бороться и быстро их отыскивать, при Петре на правой кисти рекрутов стали делать наколку в виде креста. В 1757 году вместо клейма новобранцам стали брить лбы. Вот тогда и появилось выражение «забрить в солдаты».
Главные трудности при создание новой армии встретились при комплектовании офицерских кадров. На должности командиров полков наскребли иностранцев, а младшими командирами определили московских служилых людей. Армия была совсем неопытной и через год потерпела жестокое поражение под стенами Нарвы от шведов. Но 10 лет спустя во главе с русскими командирами она стояла уже у стен Риги и течение года очистила от шведов Лифляндию и Эстляндию.