Вы когда перестали верить в коммунизм?
Журнал "Коммерсантъ Власть", №7 (1012), 25.02.2013
В Москве прошел 15-й съезд КПРФ, который совпал с 20-летием создания партии, насчитывающей сейчас более 150 тыс. человек. В КПСС за два года до ее развала было 19,5 млн.
В начале 1980-х годов, когда он должен был наступить в соответствии с программой партии. Тогда я понял, что нас не то чтобы обманули, но просто не получится. Да и сама идея мне кажется скучной: человек должен добиваться всего сам, а не ждать, когда все свалится с неба.
Валерий Язев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, член высшего совета "Единой России"
=================
Я давно не задумывался об этом. Идея коммунизма светлая, но как-то получается, что, к сожалению, она нежизнеспособна. Люди живут другими представлениями и категориями. Кстати, и при советской власти люди жили не совсем коммунистическими идеалами.
Алексей Симановский, первый заместитель председателя ЦБ РФ
================
Я воспитывался в семье православного священника и в коммунизм никогда не верил. Рай на Земле построить невозможно. КПРФ — другое дело. Если они будут дрейфовать в сторону цивилизованной социал-демократии, то определенную поддержку граждан получат.
Михаил Мень, губернатор Ивановской области
==================
В экономическую основу коммунизма я перестала верить в восемь лет. Еще в школе мне не нравилось насильственное равенство. Окончательно неприятие созрело чуть позже, а политически все стало ясно после процесса Даниэля и Синявского в 1955 году. В 17 лет я прочитала "Один день Ивана Денисовича", и созрело решение уничтожить коммунизм, где бы он ни случился. И комсомол я использовала, прямо как Троцкий, для развала изнутри. А в партию никогда не вступала. Это бы означало взять на себя ответственность за то, что она делает.
Валерия Новодворская, лидер незарегистрированной партии "Демократический союз"
===================
Сказать, что я разочаровывался в чем-либо, пожалуй, нельзя, но и вернуться никуда не хотелось бы. Идеи были весьма серьезные. У каждого строя есть недочеты. Но хотелось бы жить в государстве с исполняемыми законами, а то у нас Конституция тонкая, а толкований и законов — огромное количество.
Ринат Хайров, депутат Госдумы ("Единая Россия")
=====================
Лет в 10-12, когда увидел несоответствие лозунгов и фактов. По телевизору и радио говорили одно, а в жизни все было иначе. Я был пионером и комсомольцем (для характеристики), в партии не состоял. Не знаю будущего КПРФ, но люди будут всегда верить, что должна быть какая-то справедливость. Но сейчас те идеи реализуют люди, которых нельзя назвать соответствующими декларируемой идеологии. Говорят о равенстве, но Геннадий Андреевич ездит на "Мерседесе", а не на "Волге".
Игорь Бутман, музыкант, композитор
===============
Окончательно я перестал верить, когда первый раз поехал в Афганистан в 1981 году. Но и до этого уже было ясно, что пахнет керосином. Вера исчезала постепенно. Было видно полное расхождение идеалов и практики. Хотя идеи коммунизма неплохие. В 1918 году в одной из газет даже был заголовок на Рождество: "Да здравствует Рождество, день рождения Иисуса Христа — первого коммуниста планеты!"
Анатолий Лысенко, генеральный директор Общественного телевидения
========================
А я верю до сих пор. Только нынешний лидер КПРФ к коммунизму никого не приведет, давно нужен новый лидер. Жаль, что сейчас мало кто читает труды Ленина и Маркса. Не умеем мы ценить исторические личности. А ведь у Ленина есть прекрасная работа о компромиссах. С этим трудом Ленина я иду по жизни.
Георгий Гречко, дважды Герой Советского Союза
==========================
Никогда не верила. Всегда считала, что это утопия. Пионеркой и комсомолкой я была, комсомол позволял реализовать какие-то свои идеи на локальном уровне: внедрять принципы самоуправления, реализовывать проекты, связанные с культурной жизнью, досугом, спортом.
Елена Николаева, первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ ("Единая Россия")
==========================
В конце 1970-х. Перестройка стала логичным концом коммунистической идеологии. Хотя социальная программа была отличная, и нам надо у них много позаимствовать. Коммунистические идеи были утопией, но многие вещи там правильные, просто подкачала реализация. Я это понимал, поэтому партбилет не сдал, не сжег, наоборот, храню его. Это память, часть моей жизни.
Лев Лещенко, народный артист РСФСР
======================
Никогда не верил. Да, я был в КПСС, но то, что при моей жизни будет построен коммунизм, не верил. С той экономикой этого сделать было невозможно.
Владимир Ресин, депутат Госдумы ("Единая Россия")
===================
Я не перестал верить. Просто у нас никогда не было разработанной теории социализма, но лозунги и ценности все были правильные. В то время главным для молодежи было испытать себя, сейчас главное — деньги. А КПРФ нужна четкая программа и харизматичные лидеры.
Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России
=====================
В школе я абсолютно верил, что СССР — самая замечательная страна. И я думал, как бы я страдал, если бы родился в Америке или во Франции. Конечно, благодаря организационной силе коммунизма мы многого достигли в космосе, энергетике, но то же самое есть и в странах с другими политсистемами. А Компартия мимикрировала так, что ничего коммунистического, кроме значков с Лениным и флагов, не осталось.
Константин Цыбко, заместитель председателя комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
========================
Никогда не верил. Северная Корея — вроде успешная реализация тех идей, но посмотрите, что там происходит. КПРФ давно не имеет никакого отношения к коммунизму: они пытаются освободить народ от власти капитализма, но ведут его во власть монархии или еще не пойми чего. Они каким-то образом пытаются соединить учение Маркса, религию, монархию... Я не очень понимаю, что у них за идеи.
Павел Лунгин, режиссер