Александра Дадашева
На полный Пантеон
По материалам: Журнал «Власть» № 47 (850) от 30.11.2009
Если бы тот скандал, который бушует сейчас во Франции, случился в России, его сочли бы надуманным замещением политической жизни. Во Франции политику никто не отменял, но уже вторую неделю французы обсуждают судьбу праха Альбера Камю (1913-1960), автора "Постороннего" (1942) и "Мифа о Сизифе" (1942), нобелевского лауреата (1957), философа абсурда человеческого бытия. Он погиб 4 января 1960 года: роскошный Facel Vega, которым управлял его друг Мишель Галимар, племянник издателя Гастона Галимара, на скорости 180 км/ч вылетел с шоссе.
19 ноября газета Le Monde сообщила, что президент Никола Саркози к 50-летию смерти Камю намерен перенести его прах в парижский Пантеон — усыпальницу знаменитостей. По его словам, это было бы потрясающим символом. Символом чего? Скорее всего, того, что под влиянием жены Карлы Бруни президент поменял круг общения. До брака с моделью и певицей он предпочитал деловых людей, теперь наслаждается компанией тех, кого называют икорными левыми,— актеров, журналистов и литераторов, традиционно поддерживавших социалистов, но не удержавшихся от соблазна близости ко двору. Камю же считается достоянием левой культуры.
Казалось бы, что можно возразить президенту постмодернистского толка, номинально правому, по сути — безыдейному и скорее азартно играющему роль главы государства? В конце концов, Никола Саркози — президент Франции, а не только голлистов, а Альбер Камю не собственность левых.
Альбер Камю был гуманистом, антитоталитаристом, пессимистом и стоиком, честным и бескомпромиссным. В молодости вступил в Компартию Алжира, в котором родился, но вскоре вышел из нее и, получая визу в США, отрицал, что состоял в ней. Мужественно участвовал в Сопротивлении. В 1945 году был единственным интеллектуалом, осудившим и бомбардировку Хиросимы, и резню алжирцев колонизаторами. Войну в Алжире (1954-1962) называл войной, когда это слово было под запретом; призывал к миру, но сторонником независимости родины отнюдь не был. На нобелевской пресс-конференции ответил молодой алжирке: "Я всегда осуждал террор. Я должен также осудить террориста, который действует вслепую на улицах Алжира и однажды может поразить мою мать или мою семью. Я верю в справедливость, но свою мать я защищал бы вопреки справедливости". Камю покинул работу в ЮНЕСКО, когда туда приняли франкистскую Испанию, но порвал с Жан-Полем Сартром, когда его гуманизм вошел в противоречие с догматической левизной философа. Одним словом, Камю ничей — он всеобщий.
(продолжение)