Церковный календарь
Рождество и Пасха
Это - два главных христианских праздника. Рождество - день рождения Иисуса Христа, Пасха - день его воскресения. Точные даты этих событий неизвестны. В Новом Завете можно найти косвенные указания на время рождения Христа, из которых можно сделать определенные допущения. Даты расчета Пасхи точнее, так как имеют непосредственные исторические и астрономические условия. Настоятельная необходимость точно определять даты наступления этих праздников (а также множества других, календарно к ним привязанных) послужила толчком к бурному развитию астрономии и математики (нужно было производить как можно более точные расчеты) и, в конечном итоге, привела к формированию современного календаря.
Конечно, единственной базовой информацией служат данные из Нового Завета:
"… и когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: "Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". (Матфей 2:1-2)
"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова". (Лука 2:1-4)
О возрасте Христа в Евангелиях: "Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати" (Лука 3:23), Христос начал свои проповеди "В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее" (Лука 3:1), и что проповедовал он три года и был арестован в дни празднования еврейской Пасхи с 14 на 15 весеннего месяца нисана, после пасхального полнолуния. Суд вершил Понтий Пилат, после чего Христос был казнен в пятницу, "воскреснув рано в первый день недели" (Марк 16:9).
Исторические факты во многом не согласуются с текстом Нового Завета, но радикальных противоречий не рождают, так как данные, приведенные в Евангелиях, давались Апостолами через несколько десятилетий после описываемых событий, да еще и с чужих слов. Вот эти факты:
- Единственная перепись, относящаяся к описываемому времени, была перепись имущества (а не населения) и проводилась в 7 г.н.э. при императоре Августе. А город Назарет появился примерно 100 лет спустя.
- Царь Иудеи Ирод Великий, согласно Евангелиям организовавший "избиение младенцев", скончался в 4 г.до н.э.
- Понтий Пилат состоял прокуратором Иудеи с 26 по 36 гг. н.э.
- Император Тиберий правил с 14 по 37 гг.н.э., таким образом 15-й год его правления приходится на 29 г.н.э.
К сожалению, исходя только из данных, приведенных в Новом Завете, точную дату рождения Христа вычислить невозможно. Однако именно крайняя необходимость вычисления как можно более точной даты рождения Иисуса создала условия для появления множества попыток вычисления (кстати, попытки эти не оставлены до сих пор). Первым, кто произвел такие вычисления, был Дионисий Малый, живший в VI в., жаль только, что его расчеты до нас не дошли.
Астрономические факты также не дают точных указаний. Существует с десяток версий идентификации Вифлеемской звезды с конкретными небесными телами. Наиболее вероятными сейчас признаны две:
- В 1614 г. Кеплер опубликовал предположение - результат десятилетних вычислений - что тройное соединение Марса, Юпитера и Сатурна, произошедшее в 7 г. до н.э., идентично непосредственно наблюдавшемуся Кеплером. Юпитер издавна считался в культурах Востока "звездой царей", а согласно древнеиудейским преданиям, во время такого соединения родился Моисей. Сильным для Средневековья аргументом было и то, что в 7 г.до н.э. такое соединение произошло в созвездии Рыб. А ведь именно изображение рыбы в ранние века христианства было символом Иисуса (и греческое написание этого слова "ихтиос" было созвучно сокращению слов "Иисус Христос").
- В конце 70-х гг. XIX века английские астрономы Кларк, Паркинсон и Стефенсон, проанализировав китайские и корейские хроники за период с 10 г.до н.э. по 13 г.н.э., сделали вывод, что следует отождествлять с Вифлеемской звездой вспышку сверхновой, в течение полутора месяцев весной 5 г. до н.э. бывшую самым ярким (кроме Луны и Солнца) объектом неба. Согласно хроникам, она была видна даже днем.