Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » КУЛЬТУРА » Чудеса Божьи-узрим ли их?


Чудеса Божьи-узрим ли их?

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Ухо слышащее и глаз видящий

Протоиерей Андрей Ткачев

Рядом с нами, даже прямо на нас самих имеются неоспоримые доказательства бытия Божия. Это наши уши и глаза. Вот притчи говорят: «Ухо слышащее и глаз видящий – и то и другое создал Господь» (Прит. 20:12)

Притчевая речь иногда кажется простой до банальности, но это обманчивое впечатление. Дело не в том, что Господь сотворил всё, в том числе и человека, а значит – его уши и глаза. Дело в том, что глаза и уши чрезвычайно сложны, это подлинные ювелирные творения и одновременно – точно настроенные механизмы связи с внешним миром. Их сложность и точность заставляет смеяться при слове «эволюция» и снимать шляпу при слове «Творец».

Я смотрю в первый попавшийся атлас (лучше популярный, чем строго медицинский). Смотрю на схему строения глаза (тем же глазом, кстати, и смотрю), и у меня отвисает челюсть. Глаз похож на фотоаппарат и компьютер одновременно (мы смотрим глазом, а видим – мозгом). Хрусталик, стекловидное тело, пучки нервов, переплетенные, как сложный кабель… Огромные объемы информации, обрабатываемые ежесекундно. Глазное яблоко движется с помощью шести мышц, которые работают согласованно, и движение глаз происходит свободно и безболезненно. Ресницы защищают, слезные железы увлажняют… Короче, все так премудро, что у меня возникает навязчивый вопрос: откуда могут взяться неверующие в Бога офтальмологи? Палеонтологи привычно жонглируют миллионами лет; астрономы вертят на языке миллиарды лет – земных или световых. А тут «просто глаз», и тот же порядок цифр: «Один квадратный миллиметр сетчатки содержит приблизительно 400 000 светочувствительных элементов». Или еще: «Самая лучшая видеокамера может справиться с интенсивностью от нескольких до 1000 фотонов. Клетки же сетчатки человека могут обрабатывать до 10 миллиардов фотонов при динамическом диапазоне длины волны от 380 до 750 нанометров»

Одним словом, мы можем погружаться в тему еще очень долго, и каждый шаг вглубь будет говорить только в пользу бытия Великого Художника, – только Ему под силу создать такое «обыкновенное чудо».

Но Соломон помянул не только глаз, но и ухо. Пусть в поликлиниках «ухо» привычно идет рядом с «горлом и носом». У нас, согласно Притчам, ухо будет идти в паре с глазом. Что же ухо? Оно у нас трехчастное. Есть наружное ухо, среднее и внутреннее. Сначала звук говорит в ушную раковину, где усиливается. Затем достигает барабанной перепонки. Книжка пишет, что минимальная вибрация барабанной перепонки совершается с диаметром в один атом водорода (!). В исходное положение после колебания перепонка способна возвращаться за 0, 005 секунды. Далее! В среднем ухе расположены самые маленькие косточки нашего организма: молоточек, наковальня и стремечко. Все эти косточки непрестанно трудятся в соответствии с названиями: стучат, реагируют на стук и проч. Мистика, как и в случае с глазом, лишь увеличивается по мере продвижения вглубь. Мы и видим и слышим мозгом, тогда как смотрим и слушаем глазами и ушами, как вспомогательными органами, транспортирующими звуковые и зрительные импульсы. Мозг интерпретирует получаемые сигналы. Для сравнения: фортепиано имеет 240 струн и 88 клавиш, а внутреннее наше ухо имеет 24 тысячи «струн» и 20 тысяч «клавиш», которые действуют постоянно и позволяют нам слышать невероятное количество и разнообразие звуков.

Вся эта сложность не экспонируется на выставках. Она действует непрестанно в самом что ни на есть бытовом режиме, представляя собой именно «обыкновенное чудо». И мой вопрос удваивается: откуда взялись и как могут существовать, наряду с неверующими офтальмологами, неверующие лор-врачи?

Не менее сложен и зуб человеческий. Так что вопросы простираются далее, до дантистов, и способны лишить сна любого чувствительного выпускника медицинского ВУЗа. Но мы не будем чрезмерно тревожить совесть эскулапов. Лучше вспомним еще одну цитату из Писания. Это уже не Соломон, но отец его – Давид. Вот что он говорит тем, кто не боится грешить на том основании, что якобы Бог не видит: «Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды? Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» (Пс. 93: 8-9)

Давид не знал о строении глаза столько, сколько знает современный преподаватель кафедры офтальмологии. Давид не имел доступа даже к тем популярным знаниям, которые доступны всякому человеку, умеющему читать. Но Давид имел Бога в разуме, и сердце имел обрезанное. Оттого и были очевидны ему явления мира духовного. Тот, Кто создал сложнейший орган слуха для человека, Он видит все! Создавший сложнейший орган зрения видит тоже все! Не просто много видит, а все видит! Даже не думайте с писком уползать в привычные щели и норы. Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды? Дело уже не во врачах, а во всех людях, большинство из которых почему-то не считает необходимым думать о постоянном присутствии Премудрого.

Послушаем еще несколько строк того же псалма, чем и окончим беседу на сегодня.

«Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению? Господь знает мысли человеческие, что они суетны. Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!» (Пс. 93:10-13)

Протоиерей Андрей Ткачев

12 апреля 2013 года  http://www.pravoslavie.ru/put/60791.htm

Отредактировано Константинус (Вс, 14 Апр 2013 18:12:07)

0

2

15.10.2012
Юрий Коваленко            http://www.ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=7410

Священник Николай Никишин: «Русская эмиграция не заметила Терновый венец»

Сегодняшняя Франция — эталон светского государства, но на ее территории и по сей день хранится множество древних христианских реликвий, в том числе — периода, когда Православная и Католическая церкви еще не были разделены. Об этих святынях, а также положении православия во Франции мы побеседовали с директором Паломнического центра при Корсунской епархии Московского патриархата, настоятелем двух православных подворий — Святой Елены в Париже и подворья Святителя Николая в Сен-Николя-де-Пор — иереем Николаем Никишиным.

Отец Николай, когда возникло современное российские паломничество во Францию?

Все началось в 1997 году с исторического молебна, который я отслужил перед мощами cвятой равноапостольной царицы Елены, хранящимися в парижской церкви Сен-Ле-Сен-Жиль. Тогда произошло осознание того, что Париж — не только центр культуры, но и средоточие святых мест. Мы говорим о России, как о богоносной стране. У нас даже есть некое предубеждение, что мы лучше всех. И вдруг ты узнаешь, что Францию не зря называют старшей или любимой дочерью Церкви. Ведь если наш князь Владимир стал христианином только в конце Х века, то Франция начинает свою христианскую историю с короля Хлодвига — в конце V столетия.

Главное открытие для православных — это, конечно, Терновый венец Христа?

Мы обнаружили, что в Соборе Парижской Богоматери хранится Терновый венец, который каждую первую пятницу месяца выносится на поклонение. Для русских это было полной неожиданностью. Я сам организовал первый молебен перед Венцом в 2004 году. А после того, как в 2007 году патриарх Алексий II с хором Сретенского монастыря приехал в Париж и поклонился этой святыне, началось массовое паломничество к Терновому венцу и другим святыням Франции из разных концов России и всего постсоветского пространства.

Паломничество не ограничивается только Парижем?

Есть маршрут, который помимо поклонения Терновому венцу также включает паломничество к Покрову Богородицы в Шартрском соборе, Ризе Господней в столичном пригороде Аржантейе, главе Иоанна Предтечи в Амьене и мощам Марии Магдалины в парижской церкви Мадлен.

Странно, что в России до недавнего времени не знали, как много здесь православных святынь.

Действительно, после триумфального вхождения наших войск в Париж в 1814 году нет ни одного свидетельства того, чтобы кто-то заметил эти величайшие святыни. Первая волна русской эмиграции в лице тысяч ее блестящих представителей проложили во Францию философские и художественные мосты, но «не заметили» Терновый венец. Не знали они и о Покрове Богородицы – плате в два с половиной метра длины на полметра ширины. И о главе Иоанна Предтечи. Но удивляться не стоит. Для этого нужно было раскрепощение сознания.

Как случилось, что Вы начали изучать православные реликвии?

Я окончил мехмат МГУ и по своему призванию являюсь ученым. Попав в Париж, я закончил здесь православный Свято-Сергиевский богословский институт и занялся исследованием святынь, покрытых слоем нигилизма. Моим первым открытием стали мощи святой Елены, их подлинность явилась тем даром, который показал, что здесь, во Франции, и на Западе вообще, под спудом лежит то, что ценнее передовых технологий и прочих достижений цивилизации. Я создал методологию исследования святынь, благодаря которой в итоге смог убедиться, что набор веточек в Соборе Парижской Богоматери — не какой-то вымысел, не махинация католиков, скомпрометировавших себя в подделках и фальсификациях в Средние века, а действительно Терновый венец Спасителя.

Как же Терновый венец попал в Париж?

Здесь все просто. У нас принято крестоносцев считать жестокими грабителями. И действительно, именно они в 1239 году привезли Терновый венец из Константинополя в Париж. Но может, крестоносцы послужили орудием Божественного промысла? Ведь многое из того, что они не забрали из нынешней Турции, нам уже недоступно для поклонения. Терновый же венец в Париже стал источником благодати для всей Франции и многих других стран.

Для этой святыни еще Людовик IX специально возвел в Париже на острове Сите Сент-Шапель — Святую часовню.

Обычно такие громадные готические соборы строятся 50 или 100 лет, а Сент-Шапель возвели всего за 5-6 лет – с 1242 по 1248 гг. После конкордата (соглашения между папой римским и Наполеоном в 1801 году, согласно которому Рим признавал новую французскую власть, а Наполеон — римскую иерархию – «Культура») парижский епископ в знак примирения попросил передать Церкви Терновый венец. И Наполеон отдал его в Собор Парижской Богоматери.

От русских паломников я впервые услышал о том, что Риза Господня находится в парижском пригороде Аржантей.

Да, эту Ризу император Карл Великий в VIII столетии подарил своей дочери – игуменье монастыря в Аржантейе. Мы знаем, что персидский шах подарил частичку этой святыни Господня Михаилу Романову или, точнее, его отцу — патриарху Филарету. Это было воспринято как особое благословение династии Романовых после долгих лет Смуты. И сейчас, в непростые для России времена, нам вновь открывается эта святыня.

Предмет особого поклонения для православных – Покров Богородицы в Шартрском соборе.

Это — символ покровительства и заступничества Божией Матери. Покров, как и Терновый венец, был привезен из Константинополя (только намного раньше — в конце IX века) и сыграл освободительную роль в истории Шартра. В 911 году город подвергся разрушительному набегу викингов, которые осадили город. Епископ вышел с этим платом на городскую стену, и на викингов вдруг нашло ослепление, после чего они отступили. Уже в следующем году их вождь Роллон принял крещение и из разбойника превратился в первого князя Нормандского.

А какими путями глава Иоанна Крестителя оказалась в городе Амьене на севере Франции?

Она была привезена из Константинополя крестоносцами. Голову Предтечи нашел в развалинах императорского дворца простой клирик. В итоге она попала в Амьене, где в чистом поле возник грандиозный готический собор.

Сегодня почти никто из французов не знает, что в парижской церкви Мадлен хранятся мощи равноапостольской Марии Магдалины.

Да, еще в позапрошлом веке, когда было завершено строительство парижской церкви Мадлен, в нее для воодушевления христиан столицы были переданы мощи Святой Марии Магдалины. Они хранились на Юге Франции в местечке Сен-Максимин, где, по преданию, Мария Магдалина провела последние 30 лет своей жизни.

Есть ли еще во Франции неизвестные нам реликвии?

Я занимаюсь святынями, которыми сыграли большую роль в истории христианства. В городке Кагор находится головной сударь – тот плат, в который была завернута глава Спасителя в момент его погребения. В 50 километрах от Амьена в деревушке Шери хранится голова Анны – матери Богородицы. Около Гренобля – мощи Антония Великого. Помните, с каким воодушевлением в России шли поклониться поясу Богородицы, который привезли с Афона? Во Франции в долине Луары, рядом с местечком Лош, хранится другой Ее пояс.

Насколько я понимаю, католики не очень-то почитают эти святыни?

Увы. Народ ими практически не интересуется, относится к ним равнодушно. Можно даже говорить о религиозном безразличии французов. И это проявляется, в частности, в том, что их соборы пустые. Сегодня, когда в Соборе Парижской Богоматери идет поклонение Терновому венцу, мне все время звонят из России с просьбой помочь попасть на это поклонение. Наши люди просто не верят, что оно начинается в 3 часа дня, а спустя полтора часа заканчивается. Этого времени всем хватает. И не надо пропусков или приглашений, потому что мало людей. Из 200 человек, которые приходят, половина православных.

Как относятся католики к нашим паломникам?

Очень хорошо. Орден «Рыцарей Святого Гроба» организуют поклонение Терновому венцу и продают образки-открытки. За последние годы их «оборот», благодаря православным, вырос в 4-5 раз. При этом если у католиков в этот день поет только один человек, то я привожу целый хор из России. Для них это как подарок, они нас благодарят и радуются. И сейчас именно благодаря ревности русских паломников идет возрождение поклонения Терновому венцу.

Несколько моих знакомых французов в последнее время перешли в православие. Это тенденция?

Давайте вспомним XIX век, когда некоторые представители русской знати переходили в католическую веру, в частности, дочь и жена московского губернатора Федора Ростопчина. Дочь губернатора Софья во Франции вышла замуж за графа де Сегюра и стала знаменитой детской писательницей – Софи де Сегюр. Но сейчас все наоборот. Французская знать все чаще становится православной. И сегодня среди православных священников есть представители самых именитых французских фамилий. Для них это оказалось трудным шагом – пришлось преодолеть предубеждения своих семей, пройти через конфликты. Такой переход сопровождается духовным переворотом, который основан на изучении нашего наследия. Должен сказать, что сейчас во Франции самые образованные и активные священники — не русские, а представители западной интеллигенции, принявшие православие. Они становятся православными в эмиграционной среде. Но эмиграция – это отблеск, а не свет православия. А свет — в России.

Ну а кто составляет основу прихожан православной церкви во Франции?

Три четверти приехали после перестройки, решая, прежде всего, свои материальные проблемы. Они приходят в церковь, которая осталась практически единственным объединяющим фактором. У нас сейчас остро ставится вопрос об их «дообразовании» для того, чтобы преодолеть отношение к церкви, только как к месту собрания.

Скоро начнется строительство российского православного духовно-культурного центра с пятиглавым храмом рядом с Эйфелевой башней. Однако парижский мэр Бертран Делануэ недавно выступил против его сооружения.

Некоторые французы воспринимают наше православие, прежде всего, как символ всей России. Не имея права отказать Москве в рамках конституционных свобод и законов, они боятся «последствий». Обращение нескольких видных католических богословов в православие уже вызвали бурю в стакане Католической церкви, и сейчас часть французов опасается явления православной красоты в центре Парижа. Но ничего сделать они уже не смогут, соглашение подписано на самом высшем уровне.

Отредактировано Константинус (Чт, 18 Апр 2013 08:16:12)

0

3

Некреативный выбор

Алексей Матросов, публицист, Москва7 сентября 2012 г. Источник: Русская народная линия

Похоже, это становится традицией – «"Несвятые святые" и другие рассказы» получают очередную литературную премию. Только что «Несвятые…» объявили «Книгой года» в номинации «Проза», и вот уже на следующий день книга победила сразу в двух номинациях «Книжной премии Рунета – 2012», обогнав конкурентов в десятки раз. Но к этому мы еще вернемся.

На самом же деле по-настоящему удивительно, что столь независимая и строптивая аудитория как пользователи Рунета, да еще в период не самых солнечных отношений между Церковью и обществом, вдруг выбирает книгу, написанную «церковником» и повествующую исключительно об этих самых «церковниках».

На презентацию собралась самая разнокалиберная публика: писатели, виртуальные книготорговцы, боссы от книжных издательств, здесь же затесались и с десяток студентов Сретенской семинарии. Поболеть за своего ректора пришли. Замечаю, что наряду с вполне приветливыми взглядами и приглашениями присоединиться к фуршету в их сторону была адресована, например, и такая веселенькая реплика: «Слушай, кто там с этим попом? Какие отвратительно русские лица!» Студенты, слегка удивлённые, возражать не стали. Но в целом обстановка была вполне доброжелательной.

Теперь немного статистики. В голосовании, длившимся несколько месяцев, приняли участие 140 тысяч пользователей Рунета. В номинации «Художественная литература» победителем стали «“Несвятые святые” и другие рассказы». Книга архимандрита Тихона набрала 5379 голосов. Для сравнения, книга Д.Быкова «Гражданин поэт» получила от читателей 192 голоса. Сочинение Д.Быкова и одержало верх в голосовании экспертного совета. А «Несвятые святые» получили от «экспертов» всего один голос. Здесь надо заметить, что экспертный совет состоял исключительно из креативных лиц: от Богдана Титомира и Ирины Хакамады до группы «Серебро» (не хватало только Надежды Толоконниковой с подругами – они по объективным обстоятельствам присутствовать не могли). Что называется, без комментариев.

Одержала победу книга отца Тихона и в номинации «Бестселлер на Ozon.ru»: она оказалась самой продаваемой на этом ресурсе за прошедший год. Это, кстати, очень показательно: ведь в обычных книжных магазинах издание могут выложить и в самом выгодном, проходном месте, и расположить где-то на задворках. А вот в интернет-торговле такого не сделаешь, читательский интерес здесь выражен более объективно.

Надо сказать, что книга не просто понравилась интернет-пользователям, она вызвала самый живой интерес. Вот всего лишь несколько комментариев читателей с сайта Ozon.ru:

«Я сам мусульманин, но рад, что такие книги у нас выходят, потому что люди должны больше вспоминать о том, что они братья, а братьев нужно любить и прощать. Даже если они разной веры. Ведь живем на одной Земле. Это очень добрая книга. Я ее прочитал с радостью, и буду советовать всем знакомым».

«Последние месяцы пришлось довольно много поездить по России. На эту книжку я наталкивалась везде: в московском метро, в поезде, в аэропорту, в автобусе, в ресторане и даже в очереди. Многие люди жаждут именно этого – настоящего. Поэтому и читает её вся страна. Она о настоящем».

«Потрясающая, захватывающая книга. Местами смешно, порой грустно, трогательно до слез».

«Книгу нам дали знакомые и мы с супругой её прочитали, и прочитали не только мы но и другие наши знакомые. Ну, как сказать, у всех чтение заканчивалось приблизительно одинаково: как жаль, что книга закончилась. Я всем подряд рекомендовал её прочитать, и на работе, и всем знакомым».

Главный итог премии: есть над чем подумать. И не только о самой книге. О том, что происходит в нашем обществе. О «несвятых святых» с «отвратительно русскими лицами». О креативном классе. О некреативном народе, выбирающем книжки совсем иного рода, чем подсовывают им «эксперты».

Алексей Матросов

0

4

SwissInfo

Полтора столетия православия в Женеве
26.11.2015

Людмила Клот

Женева — В 2016 году Русская церковь в городе Кальвина отметит свое 150-летие. Сегодня ее здание скрыто строительными лесами — идет реставрация. Скоро уже храм предстанет в обновленном виде, а пока предлагаем окинуть взглядом историю местной православной общины, которой знаком не только праздничный звон колоколов, но и…  вандализм, а также судебные тяжбы.

На самом деле церковь, которую в Женеве называют просто «Русской», но с большой буквы, — Eglise Russe — носит имя «Крестовоздвиженская», в честь праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Старейший из православных храмов Швейцарии стоит в центре города, на холме, на перекрестке улиц, одна из которых носит имя родившегося в Женеве российского адмирала Лефорта (François Le Fort, 1656-1699), а другая — швейцарского писателя и художника Рудольфа Тепфера (Rudolf Töpffer, 1799–1846). Лучшего места и представить себе невозможно!

Одновременно с синагогой и масонским храмом

Интересно, что в свое время такой замечательный участок земли православная община получила бесплатно, благодаря активным действиям протоиерея Афанасия Константиновича Петрова, служившего в церкви при Российской миссии, а также удаче и… политическому лобби в правительстве Женевы.

В своей книге, посвященной православию во франкоязычной части Швейцарии («Les Orthodoxes russes en Suisse romande», 1999 г.), русско-швейцарский историк Иван Грезин пишет о переговорах, которые с Жан-Жаком Шалле-Венелем, членом правительства Женевы, вел тогдашний российский чрезвычайный посланник и полномочный министр при Швейцарском союзе А. П. Озеров. Швейцарский политик поддерживал идею выделения бесплатного участка под строительство «греко-русской церкви», что было далеко не случайно.

Дело в том, что правительство Джеймса Фази (James (Jean Jacob) Fazy, 1794-1878, пришедшее к власти в городе в результате переворота в 1841 году и много сделавшее для развития и процветания Женевы, — прим. ред.) дало немало прав и привилегий католической церкви, поэтому следующее правительство постаралось уравновесить расклад сил, проявив толерантность ко всем религиозным конфессиям и подчеркнув, что «в Женеве, как ни в каком другом месте, свобода вероисповеданий хорошо обеспечена и гарантирована».

В выигрыше оказалась и греко-русская православная церковь. В 1863 году Большой Совет Женевы выделил ей участок под храм. Прежде на этом месте было раннехристианское кладбище, а вплоть до 15 века располагалось аббатство Сен-Виктор, чьим настоятелем был политик и бунтовщик Франсуа Бонивар, о котором мы знаем из поэмы Байрона «Шильонский узник». Примерно в ту же эпоху разрешения на строительство своих храмов получили англикане, еврейская община и масоны.

Деньги со всей России

Считается, что первый эскиз храма вышел из-под руки великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая I. Архитектурный же проект принадлежит петербургскому архитектору Давиду Ивановичу Гримму (1823 —1898), создателю так называемого «русско-византийского стиля». После родной готики, узких улиц и массивных стен, сложенных из серого камня, нарядный стиль православного храма явно пришелся по вкусу женевцам, и теперь он входит во все путеводители по городу.

Но на какие деньги строить? Российское Министерство иностранных дел дало тогда понять, что не выделит ни рубля на строительство, которое, впрочем, вполне приветствует. Деятельного Афанасия Петрова это не смутило, и он принялся за сбор средств среди прихожан. С разрешения Синода он принимал также пожертвования русских путешественников, посещавших Швейцарию, публиковал в газетах объявления с просьбами делать взносы.

Совершая многочисленные поездки по России, женевский священник строил свою кампанию на патриотических чувствах россиян и их желании восславить православную веру в центре Европы. И люди на его призыв откликнулись. Немалые суммы были подарены крупными меценатами и членами царской семьи. Ручейками текли и скромные пожертвования от простых верующих со всех уголков России. «Другими словами, эта церковь была выстроена на деньги всех россиян, без всякого значительного участия государства. А строительство было завершено без долгов», — отмечает Иван Грезин.

Сокровища внутри храма

Первый камень в основание храма был заложен 26 сентября 1863 года, а три года спустя в 1866 он был уже освящен. Руководил работами архитектор Жан-Пьер Гийебо. Строительным материалом стал камень, добытый в швейцарских каменоломнях недалеко от Женевы, а пять колоколов на звоннице были отлиты на литейном заводе города Арау. На строительство ушло 130 тысяч франков, отделка потребовала еще 80 тысяч. Над столярными, железными, позолотными и лепными работами хорошо потрудились женевские мастера.

В книге Михаила Шишкина «Русская Швейцария» приводится текст доклада, направленного послом А. П. Озеровым в Петербург министру иностранных дел А. М. Горчакову: «Вчера, 14 (26) сентября, происходило в Женеве торжественное освящение нового храма во имя Воздвижения Креста Господня… После тоста, провозглашенного мной за здравие нашего многолюбимого монарха и всего царского дома, который принят был с общим восторгом и дружным „ура!“, я произнес несколько слов благодарности и сочувствия Швейцарии и республике Женевской.

Здесь позволил я себе припомнить столь красноречиво и воодушевленно высказанную недавно в.с-вом политическую истину, что связь и дружба между нациями тогда только знаменательны и прочны, когда не основаны на своекорыстных расчетах. Этим словам, повторенным моей скромной речью, конечно, обязан я громким и единодушным рукоплесканиям, которыми почтили меня присутствовавшие».

Внутренняя отделка храма поражает любого, кто попадает сюда впервые. Фреску «Господа Саваофа» на куполе создал талантливый художник из Лугано Джакомо Донати (1819-1876). Изображения на кипарисовых царских вратах и на дверях ризницы принадлежат кисти итальянца Луиджи Рубио (1795-1882). Образы «Спаситель» и »Божья Матерь» написал молодой тогда выпускник петербургской Академии художеств Николай Андреевич Кошелев (1840-1918), будущий известный исторический, портретный и жанровый живописец, сподвижник И. Н. Крамского, а Джузеппе Бенцони покрыл стены арабесками «в русском стиле».

Сегодня эти как раз эти росписи и являются одной из главных забот реставраторов. Им предстоит разобраться, какой из слоев краски сохранять — изначальный, 19-го века, или слой 1916-го года, нанесенный в ходе реставрации к 50-летию церкви. Под темно-коричневым обнаруживается нежно-зеленый, а почерневший темно-синий слой скрывает светло-серый. Сложность еще и в том, что в 1966 году поверх фресок положили слой лака: он впитал в себя пыль и сажу, отчего внутреннее убранство храма стало непривычно темным. Какое решение примут реставраторы — пока не ясно, известно только, что, когда ремонт закончится, интерьер станет намного светлее.

За каждой иконой, крестом и другими реликвиями — своя история. Их дарили храму известные прихожане со всего мира. Есть у церкви и святыни. Иерусалимский Патриарх Кирилл пожертвовал напрестольный деревянный крест с частицей Животворящего Креста Господня. В настоящее время в храме хранятся также образ с частицей мощей святого Пантелеймона, медальон с частицей мощей святого Николая, икона с частичкой одеяния преподобного Серафима Саровского.

Вандалы с краской

Время не пощадило храм, и ремонта требует практически все: крыша, девять золотых «луковок» на ней, фасад, витражи, внутренние росписи, ограда, не говоря уже о водопроводе, системах отопления и электрических сетях. И как будто бы этого недостаточно, в октябре 2012 года церковь подверглась нападению вандалов.

На рассвете неизвестные швырнули на ее белые стены несколько «бомб» с краской, а на асфальте перед храмом оставили гневные надписи на французском языке. В них не было ни слова о боге, зато упоминались «палачи», «революционная солидарность» и «власть-убийца». Многие приписывают эту акцию швейцарским сторонникам девушек из группы «Пусси Райот», приговоренным как раз тогда к двум годам тюрьмы. И это вполне возможно, так как за несколько недель до того группа активистов забрались в Цюрихе на собор Гроссмюнстер (Grossmünster), устроив «панк-акцию протеста».

Полиция начала расследование, и сам тогдашний глава департамента полиции города и будущий мэр Пьер Моде (Pierre Maudet) взял дело на заметку, чем снискал большую симпатию в православном сообществе, но виновников порчи памятника культуры найти так и не удалось. Краска же, намертво въевшаяся в поры каменных стен, еще больше осложнила реставрацию.

Центр интеграции и памятник культуры

Перед входом в храм установлена большая доска с объявлениями на самые разные темы: поиск работы, благотворительность, языковые курсы, детские школы, ведь в новой жизни за рубежом церковь делается для иммигрантов еще и своеобразным интеграционным центром, а также площадкой для общения.

На отсутствие прихожан Русская церковь не жалуется, в обычные дни она заполнена довольно сильно, а уж на значительные службы — Рождественскую и Пасхальную — здесь собираются тысячи человек. Всем им не хватает в храме места, и они стоят во дворе и на прилегающих улицах. На удивление много здесь встречаешь молодых людей и детей. Для большинства прихожан родной язык русский, но есть здесь и греки, и выходцы из Восточной Европы и православные уроженцы Африки.

Можно тут познакомиться и со швейцарцами, принявшими православие. Среди них, например, 72-летний Франсуа Мозер (François Moser), сегодняшний председатель «Общества русской церкви» («Société de l’église russe» — «SER»), которой принадлежит ее здание. Как Франсуа Мозер рассказал порталу swissinfo.ch, сам он вырос в православной семье, а его отчим был эмигрантом из России.

По оценкам Франсуа Мозера, сегодня к постоянным прихожанам в Женеве относятся 600-700 семей, а общее число православных составляет около 7 тыс. человек. Не забудем и постоянный поток туристов. Говоря же о ремонте, он подчеркнул, что «речь идет, все-таки, в первую очередь о помощи зданию, а не о поддержке религиозного культа».

Напомним, что с 1979 года здание церкви находится под защитой Конфедерации как культурный и исторический памятник, поэтому надзор за реставрацией осуществляет кантональное «Ведомство по вопросам охраны памятников культуры и ландшафтов» (Office du patrimoine et des sites).

Не все православные были согласны…

Идея ремонта храма вызвала у представителей православной Женевы неоднозначную реакцию. Например, фонды «Наследие русской культуры» и »Православное наследие» выступили против, утверждая, что восстановительные работы, которые де, ведутся на недостаточно высоком профессиональном уровне, приведут к разрушению церкви. Юристы этих фондов еще в 2013 году подали первый иск с требованием прекратить работы, затем последовал ряд апелляций. Женевская пресса писала, что за возникновением ремонтно-религиозного спора стоял бывший зампред ЮКОСа, а ныне крупный британский бизнесмен украинец Александр Темерко.

Летом 2015 года, когда юридические баталии были в самом разгаре, настоятель церкви отец Михаил (Донсков), архиепископ Женевский и Западноевропейский, на вопрос swissinfo.ch о том, что же делать, скромно отвечал: «Молиться». Впрочем, надеясь на бога, церковь и сама предпринимает довольно активные шаги вполне мирского, юридического, характера.

Адвокат Общества русской церкви Жульен Блан (Julien Blanc) обвинения в дилетантстве решительно отвергает. «Если перечислить всех экспертов, юристов и специалистов отдела планирования женевской Комиссии по охране исторических памятников (CMNS), то я думаю, в общей сложности получится, что этим делом занимались не менее сотни профессионалов!»

Наконец, суд дал «зеленый свет» всеобъемлющей реставрации храма. Юридический спор, однако, обошелся дорого: расходы на адвокатов и на аренду строительных лесов, которым пришлось простаивать без дела, составили около 100 тыс. франков. Из-за этих проволочек, к сожалению, реставрационные работы не удастся завершить к 150-летнему юбилею собора, который будет отмечаться в сентябре 2016 года.

Но ремонт движется, и если все пойдет по плану, то первый из девяти позолоченных куполов будет готов к 7 января 2016 года, как раз к православному Рождеству. На то, чтобы обновить позолоту всех куполов, понадобится примерно один килограмм золота, сверхтонкие листы которого покроют купола без использования клея, при помощи аутентичной старинной техники.

Расходы

По имеющимся оценкам, общая стоимость реставрационных работ превысит 5 миллионов швейцарских франков. Из них 1,9 миллиона пойдут на внешнюю отделку, 2,2 миллиона — на работы внутри здания собора, 250 тысяч франков составят гонорар архитектора и еще 350 тысяч будут уплачены в счет НДС. Федеральные власти Швейцарии, кантон Женева и ее коммуны внесут обеспечат примерно 30-40% от необходимого финансирования, что составить сумму в 1,5-2 миллиона франков. Вклад самой церкви составит 673 тысячи франков. Значительные суммы на ремонт предоставляют лотерейная компания «Loterie Romande», Фонд Ханса Вильсдорфа (Fondation Hans Wilsdorf), а также другие частные фонды. Для завершения ремонта не хватает около 2 миллионов франков, сбор пожертвований продолжается.

Опубликовано 24/11/2015 15:03

http://inosmi.ru/social/20151126/234593967.html

0


Вы здесь » Россия - Запад » КУЛЬТУРА » Чудеса Божьи-узрим ли их?