Ритмы общения
Общение с другими людьми сопровождает всю нашу сознательную жизнь и наполняет ее смыслом. С его помощью мы делимся своими мыслями и пожеланиями, оно приносит пищу нашему разуму, окрашивает эмоциями движения души, дарит нам радость чувствия и средства существования.
В то же время оно может служить причиной разнообразных наших горестей и даже гибели. Это его грозное свойство было отмечено еще древними римлянами: «Язык мой — враг мой». Русская пословица «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь!» окрашена той же горечью.
Ввиду возможности скрытых негативных последствий любого произнесенного нами в общении слова оно вполне заслуживает предварительного РИТМА ОЦЕНКИ. А потому наш опыт шепчет: «Не спеши открывать рот! Прежде спроси себя, какова цель слов, которые ты хочешь произнести? На пользу или во вред тебе они прозвучат? Как воспримут их эти вот люди? И те, кому они их могут передать?».
На первый взгляд подобный «ритм оценки» способен вообще лишить нас радости свободного общения и превратить в угрюмых молчунов. Но это не так. Могучий компьютер нашего разума за мгновение ответит на все эти вопросы и даст «добро» или наложит табу. Просто не спеши. Открывать. Рот. Всего лишь.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…
Тревога Тютчева была напрасной. Только думать надо.
Пойдем дальше. На заданный нам существенный вопрос следует отвечать, не выходя за его рамки. Иначе мы рискуем подарить собеседнику информацию, о которой он и не мечтал.
При нежелательности или невозможности удовлетворить интерес собеседника ответ можно заменить улыбкой, или вопросом же, или туманным рассуждением, уводящим в перспективу.
У англичан принято избегать однозначности ответа даже на примитивный вопрос («Вы женаты?» — «Боюсь, что нет»). Это не форма отказа в ответе, а вежливая речевая утонченность. Весьма, на наш взгляд, полезная. Не вредно иметь ее в виду.
Приветливость общения — прекрасное свойство, влияющее подчас на наши удачи и судьбы. Как и вежливость, которая «не дорого стоит, но высоко ценится».
Поэтому в общении даже с людьми, достаточно нам безразличными, будем стараться сохранять на лице улыбку или хотя бы ее тень. В суровой России не обязательно по-американски все время улыбаться, показывая зубы. Но черты лица, хранящие улыбку глаз, приятны всякому и запоминаются. Это залог позитивного отношения к нам. Старайтесь вырабатывать навык приветливости в облике и голосе. Например, дать зарок: «Сегодня весь день слегка улыбаюсь и со всеми приветлива…».
Автору известны люди, поднявшиеся высоко благодаря, в частности, и этому качеству. К сожалению, оно не было дано самому автору, наделенному от роду сердитостью вида, что очень ему мешало.
Тональность голоса должна быть всегда смягченной. Не повышать тона, подавлять раздражение усилием воли. Лучше промолчать. Намного лучше!
Содержательность речи. Не болтать зря. Говорить взвешенно и лаконично. Предпочитать в своей речи живой интерес к собеседнику, а не демонстрацию собственной информированности.
Не скупиться на одобрение и благодарность при наличии к тому даже небольшого основания. Но не льстить при отсутствии оснований: могут воспринять как неискренность или заискивание.
Похвалу в свой адрес принять с поклоном или сдержанной признательностью. Не оспаривать ее. «Отклонение похвалы — это просьба повторить ее» (Ларошфуко).