Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » ОБЩЕСТВО » Что написано на "Иерихонской шапке" русского царя Алексея Михайловича?


Что написано на "Иерихонской шапке" русского царя Алексея Михайловича?

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Интересный экспонат с выставки "Романовы. Начало династии" (Государственный исторический музей Москвы). Это шлем царя Алексея Михайловича "Иерихонская шапка". Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея, говорит: "Если говорить о значимости этого шлема, то это тот предмет, который определял русского государя как воина, как предводителя русского воинства и в системе казны государевой занимал почётное четвёртое место, то есть фактически это была четвёртая, боевая, корона русского царя"
http://s019.radikal.ru/i644/1312/5d/ebf68bac50c5.jpg
http://s020.radikal.ru/i715/1312/f9/93ff09d23e2c.jpg

На носовой стрелке, прямо надо лбом царя некая надпись на арабском. Сам я арабский не знаю, но говорят, что тут вроде бы написано: "Нет Бога, кроме Аллаха и Магомет пророк его". Правда что ли?
Поискал. Оказалось, это вообще массовое явление, на шлемах русских царей того времени постоянно встречаются мусульманские надписи.
Причём и доспехи эти и оружие с мусульманскими надписями на арабском делались мастерами на Руси, а не были привезены откуда-то с востока. Например : "на «шапке иерихонской» Михаила Федоровича Романова, работы мастера Оружейной палаты Никиты Давыдова 1621 года, в клеймах помещена арабская кораническая надпись: «Обрадуй правоверных обещанием помощи Божьей и скорой победы». Эта надпись соседствует с восьмиконечными православными крестами на самом шлеме и с образом архангела Михаила на стрелке шлема."
Как так?
http://yyh345.livejournal.com/8917.html

0

2

Том, вот тут https://app.box.com/s/4elxjiewaaveutpxxm4e лежит хорошая работа Кирпичникова "Военное дело на Руси 13-15 вв." Может, тебе пригодится для базы?

0

3

Версии:
Два правильных момента: 1) связи - культурные, лингвистические и пр. с мусульманским миром того времени были намного теснее и многообразнее, чем принято думать. Да, это более, чем так: есть раздел лингвистики, показывающий такую связь русского и арабского языков, что [у специалистов] волосы дыбом. 2) Русские мастера-оружейники (да и не только русские, конечно же), перебивали клеймо первоначального мастера тех доспехов, что были либо захвачены в бою, либо - что вероятнее - преподнесены в качестве дара (или дани). Повсеместная практика, потом - через века - концов не найти.
*****

широкая торговля с одним и главных Союзников России против суннитов Османов и его вассалов - шиитским Ираном, государственные границы которого кончались там, где начинается сегодня республика Дагестан. Торговый путь по Каспию и по Волге, прямиком до Москвы. Кроме того оружие и доспехи были главными и излюбленными подарками русских царей и иранских шахов друг другу. Большое колличество клинкового оружия завозилось по волге - длинные ножи в России ещё назывались - персидские ножи, от туда же поступали и кончары - колющие рапиры, кафтаны, украшения, ткани, кушаки.. и прочее. Одно время на монетах русских князей была стилизация под арабские надписи, но всего лишь стилизация, что говорит о том, что русские в большинстве арабского не знали... разве что "толмачи" - переводчики.
******

Из работы Кирпичникова
Об этом же свидетельствует находка бехтерца, потерянного, очевидно, боевой обстановке у р. Во­зки .(место сторожевой засе­ки) на Рязанщине (табл. XV; ср. табл. XVI, 7). С известной битвой 1378 г. этот девятый по счету из сохранившихся в наших музеях доспех, к сожалению, связать нельзя, ближе всего он по технике напоминает аналогичный предмет, изготовленный в 1620 г. мастером Кононовым для царя Михаила Федоровича. На пластинах рязанского экземпляра наведены подра­жательные арабские надписи (возможно, копия с копии). Судя по тому, что мастер не знал языка надписей, превратившихся в эпиграфи­ческий орнамент, он явно работал вдали от родины протообразца, — воз­можно, например, в Москве. Местное производство московских бехтерцов не только в XVII в., но и столетием раньше вообще очень правдоподобно.
******

0

4

Лентяйка написал(а):

Том, вот тут https://app.box.com/s/4elxjiewaaveutpxxm4e лежит хорошая работа Кирпичникова "Военное дело на Руси 13-15 вв." Может, тебе пригодится для базы?

:yep:

Кирпичников очень известный археолог.
Если не ошибаюсь, он много занимался Старой Ладогой.

Лентяйка написал(а):

связи - культурные, лингвистические и пр. с мусульманским миром того времени были намного теснее и многообразнее, чем принято думать.

Это точно.)))

Но это не тяга русских к мусульманству, а внимание к Востоку.

0


Вы здесь » Россия - Запад » ОБЩЕСТВО » Что написано на "Иерихонской шапке" русского царя Алексея Михайловича?