А для вас кто моральный авторитет?
Власть - 16 декабря 2013
11 декабря исполнилось бы 95 лет Александру Исаевичу Солженицыну, которого многие называют совестью нации.
Третий космонавт Советского Союза Андриян Григорьевич Николаев. В Чувашии, откуда я родом, его все любили и были готовы носить на руках. Он был удивительной скромности и порядочности человек. А когда говорят о Солженицыне, я вспоминаю, как нас, учащихся 10-го класса, склоняли к коллективному осуждению этого антисоветчика. А мы в ответ просили дать нам почитать Солженицына, чтобы самим представить себе, что это за человек, писатель. Конечно, нам ничего не дали, но и подписывать уже ничего не требовали.
Анатолий Аксаков, зампред комитета Госдумы по финансовому рынку
===================
Для меня были и есть лишь несколько человек, которых я считаю моральными авторитетами: Солженицын, Лихачев и Сахаров. Всего три человека. Увы! Людей с таким авторитетом, к сожалению, среди нынешних деятелей нет. Впрочем, сами понятия "авторитет" и тем более "моральный" сейчас не используются. Молодежь, наверное, даже таких слов не знает.
Марк Захаров, художественный руководитель театра "Ленком"
=====================
Мне нравились целеустремленность, динамика раннего Ельцина. Этот человек сформировал видение новой России и пошел на ломку не только системы, но и самого себя. Поэтому он был моим кумиром. А вообще моральный авторитет — это прежде всего отец. Это он сопровождал меня на хоккейные тренировки и в поездках. Это благодаря отцу я стал металлургом, потому что он всю жизнь отработал на меткомбинате в Череповце.
Олег Кувшинников, губернатор Вологодской области
====================
Солженицын — абсолютный моральный авторитет. Я с ним лично знаком не был, но учился на одном курсе с его женой, поэтому знаю о нем чуть больше остальных. И в моих глазах он до сих пор только возвышается...
Павел Медведев, финансовый омбудсмен
==========================
Одним из них для меня был священник Павел Адельгейм. Но его убили. А среди живущих сложно назвать такого человека. В советское время для меня моральным авторитетом был Ленин, даже клятва в детстве была "честное ленинское". Когда вырос, таким авторитетом стал Лихачев. Случается, что в авторитетах несколько разочаровываешься — например, когда узнаешь, что человек, мнение которого ты очень уважаешь, кормился с руки Сердюкова.
Станислав Садальский, актер
===========================
Я не христианин, но для меня это Иисус, каким он описан в Библии. Из тех, кто жил ближе к нам,— Януш Корчак, который пошел с детьми в концлагерь, хотя мог этого не делать. А из ныне живущих — Михаил Ходорковский. Я был знаком с ним до заключения, тогда он был другим и на роль такого авторитета не годился. Но десять лет сильно его изменили, освободили от сиюминутности, он начал задумываться о вещах глубинных. Бизнесменом он уже не будет — ни по роду деятельности, ни даже по мышлению. Но для меня он сейчас образец того, как человек, несмотря ни на что, должен держать марку.
Евгений Гонтмахер, замдиректора Института мировой экономики и международных отношений
===============
Ленин, Сталин и т. д. А Солженицын точно не авторитет. Я думаю, еще немного — и мои идеалы станут идеалами всех простых людей. Потому что так больше жить невозможно. Сегодня нет ни авторитетов, ни идеи. Разве что любовь к родине, которая была во все времена.
Тамара Плетнева, зампред комитета Госдумы по делам национальностей
===================
Мой отец. А в детстве меня очень привлекал образ летчика Мересьева из "Повести о настоящем человеке". Я считаю, что человек, претендующий на звание морального авторитета, должен быть авторитетным во всем. Если он, например, бросил жену и детей, то авторитетом для меня не будет. В 90-е годы авторитеты активно развенчивались. И сейчас у нас катастрофическая нехватка доверия: всех политиков считают жуликами, а журналистов — проститутками. Но обществу должно быть на кого равняться. Я считаю, что на эту роль вполне подходят такие люди, как Суворов.
Сергей Иванов, зампред комитета Госдумы по законодательству и государственному строительству
=====================
Газета "Коммерсантъ", естественно. А если более серьезно, то Нельсон Мандела. На меня производит впечатление его жизненный путь. От увлечения революционными методами борьбы в молодости до создания уже в зрелом возрасте комиссии правды и примирения для жертв апартеида и тех, кто был ответственен за кровавые революционные дела. Что касается морального авторитета для всего общества, то вспоминается восточная мудрость: учитель приходит, когда ученик созрел. Сегодня ситуация такая, о которой лучше сказать завтра.
Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека
=================
Уважение вызывают такие личности, как Солженицын, Сахаров, Ростропович. Но я бы не сказал, что это на сто процентов духовные лидеры, с которых нужно брать пример. Сейчас нет таких кумиров, какими в свое время были Ленин и Сталин. И наверное, это хорошо. Потому что, когда есть такая идеология, людей практически невозможно переубедить. Многие так и уходят из жизни с верой в своих кумиров, несмотря на их развенчание.
Виктор Шудегов, зампред комитета Госдумы по образованию
=================
Солженицын — по ряду направлений. Но называть одного человека, который мог бы быть моральным авторитетом для страны, я бы не стала. Слишком широкий размах, для людей из разных отраслей это разные авторитеты. Но они точно есть.
Юлия Деменюк, вице-президент ВТБ 24