Пола Кокоцца | The Guardian
"Прочти это, и тебе полегчает": как пустопорожние мотиваторы вторглись в нашу жизнь
Фразы-мотиваторы, призванные настраивать на позитив, проникли повсюду, пишет обозреватель The Guardian Пола Кокоцца. Их встречаешь на станциях метро и грифельных досках с меню кофеен, на кухонных полотенцах и дверях школьных классов. Даже в рекламу Франкфуртской книжной ярмарки попал мотиватор: "Счастья не купишь, но можно купить книгу".
"В социальных медиа мотиваторы - нечто вроде разменной монеты. Не только потому, что их мудрость переходит из рук в руки, как деньги, но и потому, что вдохновляющие записи в "Твиттере" - одна из ключевых примет человека, к которому стоит записаться в фолловеры", - говорится в статье. В 2013 году Хайдн Шонесси, составляя для Forbes список самых влиятельных людей в социальных медиа, подметил: самые влиятельные люди в "Твиттере" просто фонтанируют мотивирующим контентом. "Когда в 2012 году мы изучили самых влиятельных людей в социальных медиа, оказалось, что все они создают много контента. Но к 2013 году, - говорит Шонесси, - выросла вероятность того, что самые влиятельные люди писали в "Твиттере" мотиваторы вместо того, чтобы создавать самостоятельный контент. Почему так происходит? Наверно, люди вообще не читают контент, а просто делают его репост".
Автор замечает: одна из странных особенностей мотиваторов - их анонимность. Огромное множество цитат воспроизводится без указания авторов. "Главное - благородство чувств, а не первоисточник", - поясняет автор.
Обозревателя настораживает обезличенность этой индустрии. Аккаунты в "Твиттере", которые специализируются на цитатах, поддерживаются анонимами, а их названия, как ни странно, стандартны: например, "Мотивирующие цитаты". "За этими аккаунтами где-то таится реальный человек. Но что это за человек?" - пишет Кокоцца.
Автор знакомит нас с одним из таких людей. Интернет-предприниматель Гонсало Арсуага в свое время создал поисковик GauchoNet.com, затем продал его за несколько миллионов долларов и посвятил себя бизнесу на мотиваторах. Его компания Inspower продает пакеты мотиваторов фирмам, дабы те "извлекали пользу из простаивающей недвижимости". Эти мотиваторы можно помещать на зеркале в ванной, в лифтах, в пустых витринах. Арсуага заявляет, что хочет "разместить фразы повсюду на планете, пока каждый человек на свете не найдет ту, которая вдохновит его или ее достичь лучшего, на что он или она способны".
Чтобы помочь автору, Арсуага любезно поинтересовался у 667 тыс. фолловеров @InspowerMinds, почему им нравятся цитаты. "Это как тренировка для мозга, - ответил один из них. - В нескольких словах можно получить массу мудрости". Вот еще пара ответов: "Быть позитивным - едва ли не лучшая помощь, которую человек может оказать сам себе". "В них сквозят истины, которые я узнал, когда лечился у психотерапевта от депрессии".
Автор комментирует: "Из последнего ответа следует, что в сердце мотивирующей цитаты таится какая-то печаль, какая-то тоска. Среди мотиваторов попадаются и очень мрачные: "Мы не друзья. Мы чужие люди, у которых есть враги".
Арсуага вырос в сельской местности в Аргентине. Когда ему был год, у него умер отец. "В деревне, в неразвитой стране, мать растила нас с братом одна. Такие лишения глубоко въедаются в твою душу, - говорит Арсуага. - Мне не хотелось становиться пленником ощущения, что всего недостает. Теперь у меня прямо противоположные убеждения. Мир изобилен. Вселенная просто ждет, пока ты позовешь".
Возможно, нынешний всплеск интереса к мотиваторам действительно объясняется экономическими трудностями. 54-летний Абдул Джалуди 26 лет работал в Citigroup в Нью-Йорке, а в прошлом году был уволен по сокращению штатов. Теперь он пишет мотивирующие книги под псевдонимом "Аттикус Аристотель". Он замечает: "Сейчас многие сидят без работы. Мотиваторы помогают им не унывать".
Автор комментирует: "Но не притупляются ли цитаты, когда становятся повсеместными?" Отвечая на вопрос Арсуаги, кто-то написал: "Я обнаружил, что некоторые люди находят мои беспрерывные мотиваторы досадными и неискренними". Со своей стороны, Арсуага предупреждает: "Нельзя сыпать цитатами, как торговый автомат". Впрочем, если взглянуть на 10 аккаунтов с мотиваторами в "Твиттере", обнаруживаешь, что появляется в целом 22 цитаты в час.
Как отличить искреннюю сентиментальность от поддельной, полезные мотиваторы от обескураживающих?
Джеймс Гири, автор книги: "Весь мир в одной фразе: краткая история афоризма" (The World in a Phrase: A Brief History of the Aphorism), считает, что разница - в качестве. По его мнению, мотиваторы внушают самодовольство, а афоризмы побуждают к действию, вдохновляют на критическое мышление.
Правда, когда Кокоцца зачитала Гири несколько мотиваторов (например, "Не плачь оттого, что это закончилось, а радуйся тому, что это было в твоей жизни"), тот дал им высокую оценку. Кокоцца заключила: мотиватор - это просто афоризм без указания автора, используемый ради общего блага.
Во все более секулярной культуре мотиваторы могут быть чем-то вроде проверенной мудрости, которая кажется всесильной и инстинктивной, вечной и глубоко-индивидуальной. Но, замечает Кокоцца, "иногда нам нужно отвернуться, увидеть пространство без надписей, пустую раму или необрамленный пейзаж".